СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственная красота героев (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  

Образовательная цель: усвоить содержание повести, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста, работать над развитием речи. 

Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.

Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.

Просмотр содержимого документа
«Нравственная красота героев (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)»

Нравственная красота героев

(по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Учитель: Коротченко Елена Юрьевна

6 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: усвоить содержание повести, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста, работать над развитием речи.

Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.

Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков.

Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно).

Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.

  1. Актуализация знаний.

Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца.

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Слово учителя.

- Сегодня мы продолжаем разговор о произведении В.Г.Короленко «В дурном обществе». Есть люди, их много, которые поступают как все, а есть и такие, их мало, и встречи с ними драгоценны: эти люди живут, как велит им совесть. Таким человеком был В.Г.Короленко, не отступающим от своих нравственных принципов. Человек с добрыми глазами. Во всем его облике проступало то, что отличает людей необычных, по – особенному наделенных редким качеством напоминать о том, что необходимо сохранять в себе.

- Что же так важно сохранить в себе? (Человека, человечность).

- Самое же притягательное в нём – умение пробуждать силы и надежды.

II. Постановка учебной задачи.

Прочитайте эпиграф и предположите, какие вопросы будут в центре сегодняшнего разговора?

  • Что помогло героям не стать людьми из «дурного общества»?

  • Как повлияла смерть Маруси на детей: на Васю, Валека, Соню?

  • Какие изменения произошли в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств?

  • Какими стали герои произведения?

  • Нашли ли они в себе силы и надежды на будущее?

  • Переосмысление понятия «человек в ситуации нравственного выбора».

III.Открытие новых знаний.

Словарная работа.

- Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к терминам, необходимым для этого.

Нравственность-это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Какой из этих терминов является обобщающим для других, вбирающим в себя и другие значения? (Нравственность)

- Именно поэтому в название темы урока мы и вынесли термин «нравственность». Запишем тему урока! (Нравственная красота героев).

- Поразмышляем, в чём состоит их нравственная красота, как она проявляется.

- Что помогло героям не стать людьми «дурного общества»? Какие изменения произошли в сознании Васи?

- Вася в начале наблюдает за жизнью людей в замке. Почему он стал противен Васе? Приведите цитаты из текста. («У меня сжималось сердце при воспоминании об изгнанных», «Я не мог забыть холодной жестокости гонителей», «Впечатление за впечатлениями ложились на душу яркими пятнами…» - вспоминает рассказчик.)

- Какие это впечатления? Что они говорят о его душе? (У Васи чуткая, отзывчивая, открытая душа).

- Какие изменения произошли в сознании Васи в отношении с его отцом? (Горе отдалило близких людей, они чувствовали себя одинокими. Вася жалел отца, ждал от него проявления доброты.)

- Какие изменения произошли в сознании Васи в отношении с паном Тыбурцием и детьми?

- Объясните смысл фразы пана Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…» (Смысл фразы в том, что если мальчик из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все на свете живут хорошо, что есть бедность и страдание, то он учится сострадать этим людям, помогать им. Его сердце не очерствеет).

- Узнав о жизни детей в подземелье, Вася узнаёт тайну (эпизод с булкой): они живут, промышляя воровством. К каким мыслям в своих раздумьях приходит Вася? Может ли он изменить эту ситуацию? (Он знает о недопустимости воровства, о том, что лгать и воровать нехорошо. Но …жизнь сложнее: Маруся голодна. Понимая, как тяжело живется друзьям, Вася страдает, а не зная, как помочь, плачет. Он принимает решение никогда не бросать их. Вася говорит: «Я всегда буду ходить к вам». Эти слова звучат как клятва. Вася умеет дружить).

- Какие изменения произошли в сознании Васи в отношении с Марусей?

- Чем стала кукла для Маруси? (Это была первая и последняя радость её недолгой жизни»).

- Каким мы видим Васю в этой истории? (Добрым и сострадательным, заботливым до самоотверженности, чутким, мужественным и ответственным).

- Какие его качества проявляются в разговоре с отцом? (Самоотверженность, душевная стойкость, верность слову, неспособность на предательство).

- Почему могила Маруси стала тем местом, где брат и сестра думали, делились мыслями, давали обеты. Какие обещания дали брат с сестрой?

(Серый камень- символ жестокости, смерти, нужды. Могила Маруси – место её памяти. Маруся – символ любви и человеческого страдания. Её могила – напоминание, что в жизни есть горе и нужно стараться сделать мир добрее, лучше.)

- Каким же должен быть человек в ситуации нравственного выбора? (Он должен понимать, что норма жизни – доброта и сострадание. Горе может постигнуть каждого. Самое главное – не утратить способности видеть горе других, сопереживать, сочувствовать и помогать.)

- Какими же мы должны быть? Обратимся к эпиграфу!

(Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность. Вася проходит школу истинного гуманизма – человечности, человеколюбия).

IV.Рефлексия.

- Что нового вы открыли для себя в повести В.Г.Короленко?

V.Домашнее задание. Какой могла быть встреча взрослых Валека и Васи? Напишите фанфик.