СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-патриотическое воспитание через техническое творчество

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы клуба "Юный техник": сформировать у обучающихся, через занятия техническим творчеством, представления о развитии технического прогресса  в разных его областях  на территории нашей страны, привить чувство  гордости за героическое прошлое Отечества

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание через техническое творчество»


«Нравственно-патриотическое воспитание через техническое творчество»

(опыт работы клуба «Юный техник г. Шелехова)


Ситуация, складывающаяся в образовании, показывает, что проблема целенаправленного духовно-нравственного и патриотического воспитания населения страны, особенно подрастающего поколения, сегодня становится все более актуальной. Среди основных причин, актуализирующих данную проблему, можно назвать следующие:

1. кардинально изменилась традиционная система ценностей в нашей стране. Это привело к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «служение Отечеству», «самоотверженность», «патриотизм». Они вытесняются такими, как  «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в вооруженных силах, государственной службы и общественного служения.

2. стремительное нарастание бездуховности в обществе, проявляющейся во многих формах, в частности в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что прежние духовные ценности – «служение народу», «защита Отечества» – воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.

3. большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к таким сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни, – социальная апатия, правовой нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях совершенно очевидно встает проблема формирования и эффективного функционирования духовно-нравственного и патриотического воспитания, прежде всего молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.

4. объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.

Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство расширения возможностей развития личности, как пространство, которое сокращает в разы негативное поведение детей и подростков. Установлено, что дети, не посещающие подобные занятия, в большей степени подвержены негативному влиянию улицы, поскольку вырваны из нормальной системы отношений. Поэтому  одним из приоритетных направлений деятельности клуба «Юный техник» является нравственно-патриотическое воспитание.

Особенность нашей работы по этому направлению связана с тем, что процесс нравственного-патриотического воспитания проходит через техническое творчество. Считаем, что главная задача педагогов клуба:

  • сформировать у обучающихся, через занятия техническим творчеством, представления о развитии технического прогресса в разных его областях на территории нашей страны, привить чувство гордости за героическое прошлое Отечества.

В технических объединениях нашего клуба нравственно- патриотическое становление личности происходит через теоретическую подготовку, изготовление и конструирование технических объектов, подготовку экспонатов, моделей и их демонстрацию на конкурсах, выставках, соревнованиях и научно-практических конференциях. Образовательные программы объединений «Авиамоделизм», «Судомоделизм», «Картинг», «Радиоэлектроника», «Радиопеленгация», «Астрономия», «Начальное техническое моделирование» ориентируют педагогов на проведение тематических бесед о технике, о боевых машинах, истории авиации, её традициях, конструкторах, история Российского морского и речного флота, о подвигах, совершенных советскими летчиками, моряками, танкистами, связистами и другими воинами, с достижениями науки и техники, историей российской техники.

Раннее приобщение к техническому творчеству важно тем, что готовит будущего призывника, а затем и воина к более быстрому и глубокому освоению той сложнейшей техники, которой оснащены наши Вооруженные Силы. Педагоги нашего клуба регулярно организуют и участвуют в мероприятиях разного уровня, такие как выставки технического творчества района, соревнования по авиамодельному, судомодельному спорту, соревнования по лесным видам спорта и по спортивной радиопеленгации. Во время этих соревнований у мальчишек развивается ловкость, смелость, настойчивость, сила воли, воспитывается характер созидателя, а не разрушителя.

Нравственное воспитание личности происходит и через ознакомление обучающихся с историей открытий в науке путем вовлечения в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность.

(проекты «Универсальные приспособления для нарезания резьбы», автор Захаров Вячеслав, педагог Кудаков С.Н.; «Создание радиомаяка на 3.5 мГц для спортивного радиоориентирования», автор Савватеев Владислав, педагог Дей М.В.; «Оптический микроскоп», автор Кологрив Евгений, педагог Хомяков В.М; «Проект зимний карт класса «Пионер» с двигателем водяного охлаждения Suzuki 49.9 см3», авторы Труфанов Максим и Кузнецов Алексей, педагог Кузнецов А.Г.). Хочется отметить, что результатом проектной деятельности является не только конечное изделие или услуга (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств обучающихся, их духовного мира. Включение обучающихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Формируя проектную культуру, создавая материальные и духовные ценности, обучающиеся становятся гуманнее, бережливее. Гордость за результаты своего труда, поиск наиболее рациональных вариантов решения проблемы повышают имидж обучающихся, снимают с многих подростков синдром «безразличия», «безответственности» и «неполноценности».

В клубе «Юный техник» традиционными стали участие в таких мероприятия как, конкурсы по техническому творчеству (более 30 лет), открытый фестиваль авиамодельному спорту (будет проводиться уже в 5 раз), районная техническая олимпиада (33-ий год), акция «Юные техники-ветеранам» (проводится уже более 10 лет).

Ребята показывают хорошие результаты, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты, благодарности за занятые призовые места. Опыт нашей работы показывает, что вовлечение обучающихся в такие мероприятия, положительно сказывается на их дальнейшем развитии и формировании патриотических чувств.

Объединение ЮИД «Зебра», по пропаганде безопасного поведения на дороге, создана 2004 г., а «Школа светофорных наук», по пропаганде и обучению, работает с 2008 г. Обучение и воспитание законопослушных участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, это стратегическая задача по безопасности страны, как отметил недавно наш президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Президиума Госсовета, посвященном преодолению негативных тенденций в состоянии безопасности на российских дорогах, он отметил, что в дорожно-транспортных происшествиях «гибнут и теряют здоровье те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для будущего страны». На дорогах страны мы теряем огромное количество населения. За 10 прошедших лет мы потеряли 350 000 человек и 10 млн. пострадали, т.е. травмы, увечья. Исходя из вышеизложенного объединение «Зебра» ставит следующие задачи:

  1. Обучить детей дошкольного и младшего школьного возраста мерам безопасного поведения на дорогах.

  2. Сформировать у детей систему навыков безопасного передвижения в условиях дорожного движения.

  3. Воспитывать мотивационно-поведенческую культуру ребенка как основу безопасности в условиях общения с дорогой, приобщить к нормам поведения в общественном транспорте.

Особое внимание уделяется практическим навыкам: занятия в автогородке, экскурсии, просмотр учебных фильмов, проигрывание ситуаций, которые вполне возможны на дороге, традиционно, в течение 10 лет, принимают участие во всероссийских акциях. Совместно с сотрудниками ГИБДД, проводятся акции, конкурсы, митинги, а также уроки дорожной грамоты, оказывается методическая помощь педагогом образовательных учреждений района. Тесное взаимодействие с районным ГИБДД, встречи с начальником ГИБДД ОВД Шелеховского района, майором полиции Мартыновым Е.Н., инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения, лейтенантом полиции Трещинской Е.А., тесное взаимодействие с педагогами, связь с родителями – все это усиливает эффективность обучения и воспитания законопослушного участника дорожного движения.

Хочется, подвести итог, что педагогический опыт педагогов клуба «Юный техник» ещё раз подтверждает то, что нравственно-патриотическое воспитание обучающихся через техническое творчество имеет огромное значение для формирования социально-активной личности, является важным условием подготовки ребёнка к жизни в современном обществе.