СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Орлёнок»

МБДОУ «ЦРР-ДС «Орлёнок»

Гриднева Наталья Сергеевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ «ЦРР - ДС «Орлёнок»

Новоусманский муниципальный район

С. Орлово ул. Пионерская 14а/2

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки.

Мы живем в необыкновенно сложное и интересное время. Ломаются устаревшие стереотипы, переоцениваются давно установленные ценности, обновляется наше общество. Мы все чаще обращаемся к истокам духовности и с сожалением убеждаемся, что много потеряно, искаверкано, забыто. Мало нам пели колыбельных песен, а мы знаем их еще меньше и уже почти не можем спеть их своим детям. А много ли знаем потешек, сказок, прибауток и других сокровищ народных? И не потому ли общество в определенной степени деградирует в своей морали, лишившись связи между поколениями, потому что забываются свои корни, родословная, забываются и пренебрегаются свои обычаи и обряды?

Именно эти размышления вдохновили работать над темой нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством музыки более углубленно.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте– самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания. Ведь детский сад - это первая ступень для ребенка в процессе его последующего непрерывного образования, в которой пробуждается национальное и общественное сознание. А музыка способна влиять на чувства, настроение ребенка, его нравственный и духовный мир.

Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, осознание себя как гражданина своей страны и уважительно относится к её символике – флагу, гимну, гербу. Для чего стране нужны флаг, гимн и герб? Государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране и ее гражданам отличительными знаками. Поэтому очень важно познакомить дошкольников с символикой своего государства и гимном.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, костюмом и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Велико песенное богатство нашей страны, в котором особое место занимает народная песня. Жизнь человека немыслима без песни. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Рождаясь, ребенок слышит колыбельные; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, частушки и даже сами складывают их. Труд взрослого находит отражение в трудовых и обрядовых песнях. Лирические и плясовые песни сопровождают быт народа, его будни и праздники. Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала на практике.

Для целостного восприятия и понимания народной музыки, как инструмента нравственно-патриотического воспитания дошкольников и становления его эстетического отношения к окружающему миру, важное значение имеет знакомство детей с инструментами народного оркестра; умение различать характер звучания инструментов; овладеть навыками игры на них; историю появления первых музыкальных инструментов; кто придумал и как изготовили. Ведь музыкальные инструменты являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств. Музыкальный инструмент для ребенка – это символ музыки, и тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Россия – поистине уникальная страна. Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Патриотическое воспитание дошкольников - это еще и формирование уважительного отношения к традициям государства и общенародным праздникам. Очень важной задачей при воспитании является приобщение детей к истокам русской культуры, в полном и глубоком представлении о календарных праздниках как Рождество, Масленица, Светлая Пасха и т.д. Это дает возможность детям прикоснуться к духовно-нравственным основам и лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? О войне нужно говорить — серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы

Патриотическое воспитание – это работа не одного дня, а долговременный, систематизированный процесс, охватывающий все виды деятельности не только музыкального развития, но и общего развития ребёнка.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях знакомя детей с произведениями русских классиков, музыкальным фольклором и творчеством современных композиторов, пишущих для детей.

Таким образом, привлекая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывая в них чувство патриотизма, воспитывается и чувство национального достоинства детей. Приятно осознавать, что огонек творчества, который ты зажигаешь при каждой встрече с детьми, не гаснет, а продолжает гореть. Я стараюсь сделать жизнь своих воспитанников и их родителей в детском саду содержательной и интересной, чтобы музыка стала для них частью их души, а моя работа музыкального руководителя проходила красной нитью в их нравственно-патриотическом воспитании.