СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830- 1897) «Грачи прилетели» (1871)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

О картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830- 1897) «Грачи прилетели» (1871)

Просмотр содержимого документа
«О картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830- 1897) «Грачи прилетели» (1871)»

Подготовила: Пташкина Т.Г.


О картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830- 1897)

«Грачи прилетели» (1871)

Русский пейзаж утвердил свою жанровую самостоятельность на рубеже 1860-х и 1870-х гг. Его колыбелью стало Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

  • Что такое пейзаж? (Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа; природа дикая или преображенная человеком (виды городов – архитектурный п., морские виды – марина)). Иногда пейзаж выступает в качестве фона живописных произведений; отдельные произведения данного жанра также называют пейзажем.

В картине «Грачи прилетели» А.К. Саврасова вид костромского села Молвитина кажется написанным с натуры, однако художник «сочинил» его, скомпоновав несколько разнородных этюдных мотивов. Классическая завершенность и в то же время свежесть первоначального впечатления.

Сам Саврасов был воспитанником, а потом и преподавателем (профессором) Московского училища. Он стал родоначальником лирической линии в русском пейзаже, состоящей:

  1. в умении показать красоту российского захолустья;

  2. в особом внутреннем чувстве, которое придает этим скромным сюжетам обаяние глубокой, проникновенной поэзии.


- А каких еще художников, изображавших пейзаж на своих картинах, вы знаете? (Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу», Иван Айвазовский был маринистом 19 века - «Девятый вал», Василий Поленов «Московский дворик» и др.)


Поговорим теперь о картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Грачи всегда были для художника не обычными птицами, а символом возрождения природы, новой жизни, только зарождающейся радости. Поэтому даже в минуты отчаяния и слабости он обращался к ним (грачам), не раз переделывая и создавая вариации своей знаменитой картины 1871 года, написанной им на вершине успеха.

«Грачи» стали триумфом Саврасова. Куртину за 600 рублей купил в свою коллекцию Павел Третьяков (посетите когда-нибудь знаменитую теперь на весь мир Треьяковскую галерею и увидьте эту картину). О ней все критики отзывались с восторгом. Иван Крамской назвал пейзаж кисти Саврасова лучшим из всех представленных на выставке, даже писатель Михаил Салтыков-Щедрин, который вообще не любил в живописи изображения природы, сказал, что картина художника прелестна. Копия этой катины через год была представлена публике на всемирной выставке в Вене.

С помощью своей картины художник хотел справиться с духовным кризисом. Не удалось. Разлад в семье, развод, алкоголизм, потеря работы.

Столкнувшись с несчастьем, с потерей, со смертью (дочь родилась раньше положенного срока, была слабой и умерла через несколько дней), Саврасов тяжело переживал эту утрату, а еще стало слабеть зрение. Он видел все хуже и хуже.

Картина посвящена приходу весны, живописец желал вновь обрести душевное равновесие, поэтому изобразил грачей, вестников пробуждения природы. Они играют в ещё голых ветвях деревьев.

Изображения птиц не совсем реалистичны. Настоящие грачи куда меньше. К тому же их изображение очень приблизительно.

  • Почему Саврасов, мастер реализма, не прорисовал грачей детально, реалистично?

    Нарушена на полотне и перспектива. Линия горизонта должна находиться довольно низко при такой точке обзора, а на картине Саврасова она проходит почти по центру.

  • Почему и в композиции картины художник еще раз отшел от традиций реализма?

Живописец делает это специально, чтобы показать равнинные дали, уже залитые водой, передать ощущение уходящей зимы и весны, вступающей в свои права. Кажется: что есть в этом мрачном пейзаже, этой безрадостной картине весенней распутицы? Грязный снег, голые деревья... Там есть небо, светлое и ясное. А ещё – ГРАЧИ! Обратите внимание на грача с веткой в клюве у сломанного ствола березы. С помощью этой ветки птица будет строить гнездо, потому что жизнь циклична, она всегда продолжается. И на это продолжение надеялся художник.

Василий Перов – один из лучших друзей Саврасова.

Константин Коровин, Исаак Левитан – ученики Алексея Кондратьевича.