СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О некоторых аспектах достижения гендерного баланса в Кыргызстане

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О некоторых аспектах достижения гендерного баланса в Кыргызстане»

Муратбаева Гулбарчын Насаркуловна

кандидат юридических наук,

и.о. доцент

Узгенский институт технологии и образования

Ошского технологического университета,

г. Ош, Кыргызская Республика.

0772340516


Муратбаева Г.Н.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДОСТИЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО

БАЛАНСА В КЫРГЫЗСТАНЕ


Муратбаева Г.Н.

КЫРГЫЗСТАНДА ГЕНДЕРДИК ЖЕТИШҮҮ БОЮНЧА

АЙРЫМ АСПЕКТИЛЕРИ



G.N.Muratbaeva

ABOUT SOME ASPECTS OF ACHIEVING GENDER

BALANCE IN KYRGYZSTAN


УДК 342.83.

                                     

Аннотация: В статье анализируются некоторые аспекты представительства женщин в деятельности органов власти в Кыргызстане. Представлены теоретические и практические взгляды и экспертные оценки о представительстве женщин в правовом государстве. Также рассмотрены некоторые нормы законов, нацеленные на достижение гендерного равенства в КР. Также затронуты проблемы реформирования отечественного законодательства и основ общественных отношений с начала 90- х гг. XX в. вплоть до настоящего времени, что и обусловило переосмысление сути гендерного равенства, что способствовало активизации выработки новейших подходов правового регулирования в указанной сфере в КР. В процессе анализа отмечено, что в целях исполнения международных обязательств по достижению гендерного равенства в КР были сформированы конституционные основы и гарантии соблюдения принципа равенства, что также конституировано в нормах Основного закона КР. Обосновывается итог, что в сфере гендерного равенства в КР заложены реальные и действенные предпосылки для реализации. Исходя из этого важнейшего достижения демократии, участие женщин позволяет признать различные позиции на природу государственной гендерной политики.


Кыскача мазмуну: Бул макалада Кыргызстанда органдардын ишине аялдардын катышуусунун кээ бир жактарын талдоо. Укуктук мамлекетте аялдардын өкүлчүлүк боюнча теориялык жана практикалык көрүүлөр жана экспертиза. Ошондой эле Кыргыз Республикасында гендердик жетишүүгө багытталган мыйзам айрым бир жоболорунун изилдөөсү.Ошондой эле, 90-жылдардын ХХ кылмынын азыркы учурга чейин ички мыйзамды кайра көйгөйлөрү жана коомдук мамилелердин негизи токтолду. Бул багытта жаңы ченемдик ыкмаларды муундун жандануусуна гендердик политикага түрткү болгон.Талдоонун жүрүшүндө Кыргыз Республикасында гендердик боюнча эл аралык милдеттенмелерди аткаруу үчүн укуктук базаны түзүлгөн, ошондой эле Кыргыз Республикасынын Башмыйзамдын нормалары бирдей түзөт, кепилдик берип жаткандыгын баса белгиленди. Кыргыз Республикасында гендердик чөйрөсүндө жана натыйжалуу ишке ашыруу боюнча реалдуу өбөлгөлөрдү койду деп натыйжа негизделди. Демократиянын маанилүү жетишкендиктердин негизинде, аялдардын катышуусу мамлекеттик гендердик саясатты турмушка табияты боюнча ар кандай кызматтарда таанууга мүмкүнчүлүк берет.


Resume: The article analyzes some aspects of the representation of women in the activities of government in Kyrgyzstan. Theoretical and practical views and expert opinions on the representation of women in the rule of law are presented. Also discussed are some norms of laws aimed at achieving gender equality in the Kyrgyz Republic. The problems of reforming domestic legislation and the foundations of public relations from the beginning of the 90s are also raised. XX c. up to the present,contributed to the intensification of the development of the latest approaches to legal regulation in this area in the Kyrgyz Republic.During the analysis, it was noted that in order to fulfill international obligations to achieve gender equality in the Kyrgyz Republic, constitutional foundations and guarantees of compliance with the principle of equality were formed, which is also constituted in the norms of the Basic Law of the Kyrgyz Republic.The result is substantiated that in the field of gender equality in the Kyrgyz Republic real and effective prerequisites for implementation are laid.Based on this crucial achievement of democracy, women's participation allows us to recognize various positions on the nature of state gender policy.

Ключевые слова: Конституция, гендерное равенство, избирательные права, баланс, квоты, участие женщин, права человека.

Туйундуу сөздөр: Конституция, гендердик теңдик, добуш берүү укугу, орундарды балансы, аялдардын катышуусун, адам укуктары.

Keywords: Constitution, gender equality, suffrage, balance, quotas, women's participation, human rights.


Реформы отечественного законодательства и основ общественных отношений с начала 90- х гг. XX в. вплоть до настоящего времени обусловили переосмысление сути гендерного равенства, которые активизировали выработку новейших подходов правового регулирования в указанной сфере в КР.

Верно признать, что актуальность указанных аспектов, прежде всего, обусловлена первостепенным значением принципа равенства в правовом социальном государстве.

Так, в целях исполнения международных обязательств по достижению гендерного равенства в КР были сформированы конституционные основы и гарантии соблюдения принципа равенства, что также конституировано в нормах Основного закона КР [1]. Конечно, и теперь в первой четверти ХХI в. также активизируется внимание к устойчивым гендерным различиям в контексте реализации прав женщин. Партии непосредственно оказывают влияние на уровень участия женщин в политических процессах. Вполне закономерно, что если партии не отводят женщинам важной роли, то перспективы их избрания на более ответственные позиции становятся отдаленными. Исходя из этого важнейшего достижения демократии, участие женщин позволяет признать различные позиции на природу самой государственной политики в той или иной сфере в КР.

Бесспорно в КР мужчины и женщины имеют равные свободы, права и возможности для их воплощения в жизнь. Стоит также отметить, что в сфере гендерного равенства в КР заложены реальные и действенные предпосылки для реализации, чему свидетельствуют новая редакция Основного закона КР [1], а также Закон КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»[2] и «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» [3].

Так, Законом КР «О государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» установлена система гарантий по предоставлению равных прав для лиц разного пола в политической, социальной, культурной и других сферах жизни социума. Одной из его задач стало создание таких механизмов, которые бы в полной мере обеспечили равенство прав, обязанностей и ответственности, как в политической, экономической, так и трудовой и иной сферах. Это также коснулось политики КР по обеспечению гендерного равенств в части:

- оптимизации НПА по гендерному балансу;

- формирования институциональных механизмов гендерной политики;

- реализации программ, направленных на их достижение;

- преодолению дисбаланса возможностей;

- интеграция гендерного подхода в государственные, региональные программы;

- пропаганды равенства;

- выполнение общепризнанных норм и обязательств КР по гендерному равенству.

Отметим некоторые исторические предпосылки в области развития гендерного равенства, которые имеют длительный путь, начавшийся со времен Курманжан Датки и по настоящее время. Во все времена кыргызские женщины были равноправны, не закрывали лица, т.е. были воспитаны в духе поддержки своего рода и семьи, о чем также свидетельствуют многочисленные дастаны, эпосы, легенды.

Так, еще в 2012 г. была принята Национальная стратегия по достижению гендерного равенства до 2020 г. [3], с определением приоритетов развития указанной группы в экономике, образовании, доступе к правосудию и политическому равноправию. Следует признать, что ведущими экспертами кыргызстанская практика признается одной из передовых и действенных в сравнении с другими государствами постпереходного периода.

Проанализируем ряд положений указанного выше закона, целью которого является достижение паритетного положения по основным сферам жизнедеятельности кыргызстанского социума. В нем были оформлены механизмы равного обеспечения прав, посредством реализации:

- равенства прав, обязанностей и ответственности во всех областях деятельности;

- равенства возможностей;

- равенства в семейных отношениях;

В более сконцентрированном виде о паритете прав говорится в Кодексе о выборах КР с включением в него принципа двойного квотирования. В частности отмечается: «При определении списка кандидатов партия обязана учесть не более 70% лиц одного пола, с разницей в очередности в списках кандидатов и не превышать трех позиций». В целом такой подход сказался на расширении представленности женщин на уровнях принятия решений. Именно учитывая этот дисбаланс Правительство КР приняло Национальную стратегию по достижению гендерного равенства с акцентом на политическом лидерстве, экономической активности, социально-общественной пассионарности. На текущий момент был принят Национальный план действий по достижению гендерного равенства в КР на 2018-2020 гг. [4].

Если рассматривать конституциональную, законодательную и институциональную основы, то целесообразно выделить приоритетные направления стратегии. Данный формат охватил:

         - предоставления экономических возможностей, а именно их микрокредитование, обучение азам предпринимательства;

         - системы функционального образования;

         - более широкого доступа к правосудию;

         - баланса в политическом участии.

Следовательно, можно констатировать, что право женщин на участие в принятии решений будет более действенным и прогностичным на перспективу. Все эти факторы важны, но признается определенная специфичность в том, что процессы социальной модернизации в Кыргызстане протекают не так быстро. В указанной связи сумма факторов, в качестве которых выступают культурные доминанты, относительный уровень образования женщин предстают определенным «тормозом» для гендерного равенства. Так, к примеру, институциональная сфера выдвижения женщин-кандидатов, поддается воздействию со стороны ЖК КР, партий и НПО и состоит из этапов от реализации прав до самого избрания.

Именно сами женщины должны реализовывать право контроля за свою жизнь. И хотя реализация этих прав потребует длительного времени с укоренением в общественном сознании, но сами условия должны существенным образом трансформироваться. Как уже нами было замечено ранее, положения о гендерном равенстве и не дискриминации по половому признаку, являются основой для законов о равенстве в КР. Также стоит отметить, что ведущую роль при этом играет тип избирательной системы, будь то пропорциональная, мажоритарная или смешанная, – предоставляющая разнообразные вариации выдвижения.

Считаем, что государству необходимо больше аспектизировать гендерные моменты в части оказания услуг населению. Согласно последним новациям, в реестр госуслуг активно интегрируется гендерно-чувствительный механизм, подразумевающий более активное участие самих женщин.

          Для увеличения доли женщин в активных секторах экономики со стороны Правительства КРи органов МСУ будет оказываться поддержка для расширения дошкольных учреждений, что позволит более активно реализовать возможности в условиях текущего кризиса.

Так, новации в сфере предоставления микрозаймов и кредитования на селе и доступа женщин к ресурсам будет также заметно повышен уровень независимости женщин, а значит и благосостояния всего населения КР.

Взаимодействие местной власти и Правительства КР обусловило становление системы образования для взрослых, базирующейся на принципе «образования в течение всей жизни», заметно модернизирует сферу образования, а для взрослых увеличит доступность к рынкам труда, в том числе и за пределами Кыргызстана. Сумма предпринятых шагов в целом также позволит улучшить положение и в здравоохранении, с общим снижением материнской и детской смертности.

  Согласно общей прогностике системы функционального образования существенно изменится структура занятости, что будет стабилизировать уровень трудовой миграции, а трудоспособные люди на местах займутся продвижением новых IT и нанотехнологий, что также позволит совмещать трудовую и общественную деятельность с обязанностями по дому и в семье.

Так, Национальный План действий (НПД) по достижению гендерного равенства в КР на 2012–2014 гг. [4] также учитывал индикаторы предпринимаемых Правительством КР мер.

        Немногим позднее, к  5 марта 2013 г. постановлением Правительства КР № 109 «О функциональных изменениях в системе госорганов исполнительной власти КР» координация в части гендерного равенства, закрепленные за Министерством молодежи, труда и занятости КР были переданы Министерству соцразвития КР, проводящим единую государственную политику в указанной области.

Также Постановлением Правительства КР (2012 г. № 268) был сформирован Нацсовет по гендерному развитию при Правительстве КР [4], являющимся консультативным, совещательным органом по координации политики, в ряды которого вошли Правительство КР, депутаты ЖК КР, руководители госорганов и органов МСУ, представители профсоюзов, международных организаций и НПО.

  Если же затронуть сферу общественно-политической жизни, то целесообразно отметить, что для достижения 30 % представленности женщин среди депутатов ЖК КР, а также для обеспечения эффективности по другим квотам были предприняты реальные шаги. К примеру, выборы в 2012 г. прошли в 416 айыльных кенешах и в 25 городах, где женщины избирались по мажоритарной системе, которая в силу устоявшихся стереотипов и ограниченности ресурсов была не столь продуктивной. Вместе с тем, низкий результат участия женщин в местных выборах стал закономерным итогом отсутствия мер в законодательстве КР.Число женщин, избранных депутатами по спискам гендерного квотирования, гораздо выше. Так, в составе горкенеша г. Бишкек женщины составили - 26,7%, а в Ошском горкенеше - 24,4%.

Можно полагать, что тенденции представительства женщин в местных кенешах актуализируют новации и включения механизмов и мер обеспечения в выборных органах, как это гарантировано Основным законом КР. Стоит также отметить, что меры поддержки женщин были закреплены в Законе КР «О выборах депутатов местных кенешей». При формировании списков в районные и горкенеши партии учитывают не более 70% лиц одного пола, при этом очередность в списках, выдвинутых от партии не должна превышать двух позиций.

  По данным Статкомитета, в 2014 г. численность женщин на госслужбе вполне репрезентативна, это порядка 42.4% от общей численности. А вот в 2013 г. женщины составили - 35.1% муниципальных служащих. К примеру, в 2014 г. судей ВС КР насчитывалось - 60%, в аппарате Омбудсмена - 50%, в составе ЦИК КР и Счетной палаты КР - 33,3% из числа женщин.

         Отметим также определенные позитивные сдвиги. Так,  в целях оптимизации и обеспечения транспарентности выборов ЖК КРв 2015 г. в рамках реализации НСУР функционировала межсекторальная группа с представителями общественных организаций, что заметно повлияло на демократический имидж Кыргызстана.

          Таким образом, обобщая итоги представленного анализа, следует выделить ряд выводов:

- В целях реального, паритетного представительства существуют действенные механизмы обеспечения гендерного равенства в КР.

- В процессе анализа отмечено, что положения о гендерном равенстве и не дискриминации по половому признаку, являются основой Конституции КР и законов о равенстве в КР.

- Актуализировано введение императивных норм по представительству в партийных органах, а также оптимизации существующего механизма квотирования в КР.

- Представлены некоторые статистические данные в органах власти в КР, которые занимают женщины.


Список использованной литературы:

                                

  1. Конституция КР(принята референдумом) (в ред. от 2016 г.) ИПС «ТОКТОМ мамлекет Про».

  2. Закон КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» от 4 августа 2008 года N 184.ИПС «ТОКТОМ мамлекет Про».

  3. Закон КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».ИПС «ТОКТОМ мамлекет Про».

  4. Национальная стратегия КР по достижению гендерного равенства до 2020 г. и Национальный план действий по достижению гендерного равенства в КР (2012-2014 гг.) Утверждена Постановлением Правительства КР (2012 г. №443.). ИПС «ТОКТОМ мамлекет Про».


4