При выполнении задания 27 (написании сочинения-рассуждения на основе опорного текста) следует учесть, что в 2025 году произошёл ряд изменений в формулировке самого задания и критериях оценивания его выполнения. Представим эти изменения.
Напишите сочинение-рассуждение 1по проблеме, поставленной в исходном тексте
«Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, 2как в тексте раскрывается эта позиция. • Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и 3поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. 4(Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, 5соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Обратите внимание на типовые формулировки проблемных вопросов:
ОБЩИЕ вопросы (подразумевают положительный или отрицательный ответ), например: «Могут ли другие люди сформировать мировоззрение человека?»;
«тонкие» вопросы (требуют привлечения конкретного фактического материала), например: «Для кого пишутся книги?»;
вопросы, требующие привлечения конкретного фактического материала и расстановки акцентов, например: «Какова роль учителя в жизни человека?»;
«толстые» вопросы (требуют глубокого обобщения и установления причинно- следственных связей), например: «Что может быть причиной душевных страданий человека?»;
вопросы с использованием приёма именительного темы, например: «Профессиональный долг врача… В чём он заключается?».
Возможные виды смысловых отношений между примерами-иллюстрациями
| Смысловая связь между примерами-иллюстрациями | Сущность |
| Противопоставление | Одно явление противоположно другому явлению |
| Уступительные отношения | Одно явление происходит вопреки другому явлению |
| Сопоставление | Одно явление сравнивается с другим явлением |
| Аналогия | Одно явление похоже на другое явление |
| Дополнение | Одно явление служит добавлением к другому явлению для создания целостного образа, картины |
| Причинно-следственные отношения | Одно явление представляет собой причину, а другое явление – следствие |
| Указание на цель | Одно явление представляет собой цель, а другое явление – средство её достижения или процесс реализации цели |
| Указание на условие | Одно явление выступает условием для другого явления |
| Детализация (конкретизация, уточнение, иллюстрация) | Одно явление более подробно показывает то, что было представлено в другом явлении |
| Пояснение | Одно явление делает более понятным другое явление |
| Выделение | Одно явление подчёркивает главное (важное) в другом явлении |
| Обобщение | Одно явление в более обобщённом виде представляет другое явление |
| Заключение (вывод) | Одно явление представляет собой логический итог другого явления |
| Подтверждение (аргументация, обоснование) | Одно явление доказывает существование другого явления |
| Определение | Одно явление обозначает ключевое понятие другого явления |
| Объяснение | Одно явление растолковывает другое явление, обращаясь к его сущности, устройству, функции и т.д. |
Обратите внимание! Виды смысловых связей разнообразны и не ограничиваются перечнем, представленным выше. Предложенный в таблице материал не является догмой, прямым руководством к действию экзаменуемых.
Обратите внимание! Целесообразность использования в сочинении связи «ДОПОЛНЕНИЕ» зависит,
во-первых, от того, насколько реально логические связи между примерами-иллюстрациями построены на основе данной связи,
во-вторых, от того, насколько развёрнуто прописана данная связь при её пояснении.
Обратите внимание! Композиция экзаменационного сочинения свободная. Как минимум, существует четыре схемы композиционного построения развёрнутого ответа.
Проблема | | |
Комментарий | Комментарий |
Авторская позиция | Авторская позиция |
Собственное мнение | Собственное мнение |
Обоснование | Обоснование |
Проблема | | |
Авторская позиция | Авторская позиция |
Комментарий | Комментарий |
Собственное мнение | Собственное мнение |
Обоснование | | Обоснование |
Обратите внимание на разнообразие возможных примеров-аргументов, которые могут использоваться экзаменуемым при обосновании собственного мнения.
Из жизненного опыта экзаменуемого | Из читательского опыта экзаменуемого* | Из историко-культурного опыта |
Факт из собственной жизни экзаменуемого и его осознание | Произведение фольклора (кроме малых жанров), миф, священная книга и их интерпретация | Конкретное историческое событие или историческая параллель и извлечённые из них уроки |
Факт из частной жизни окружающих и его осознание | Произведение художественной литературы и его интерпретация | Мнение известного деятеля и анализ этого мнения |
Результат личного эмпирического наблюдения и вывод по нему | Произведение научной или научно-популярной литературы и его интерпретация | Радио- или телепередача и её разбор |
Традиционный опыт своего или чужого народа и обобщение этого опыта | Произведение публицистики или литературной критики, документальной или мемуарно-дневниковой литературы и его интерпретация | Произведение искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, театра и др.) и его интерпретация |
Точка зрения близкого авторитетного человека и её рассмотрение | | Ссылка на кинофильм (игровой (художественный), документальный; короткометражный, полнометражный, многосерийный), мультипликационный фильм и их интерпретация |
| | Научные факты (теории, гипотезы, аксиомы, законы, определения, статистика, даннные исследований, экспериментов и экспертиз) и их осмысление |
| | Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для исполнения, и их осмысление |
Обратите внимание! Если экзаменуемым в обосновании собственного мнения полностью воспроизводится ход авторских размышлений и при этом в достаточной мере отсутствует новый фактический материал, то по критерию К3 выставляется ноль баллов.
Обратите внимание! Пример-аргумент должен быть КОНКРЕТНЫМ, поэтому при использовании участником экзамена отсылки к другим текстам и проч. должны быть указаны автор произведения и/или другие сведения, которые бы помогли эксперту идентифицировать источник.