СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт деятельности социального педагога среднего профессионального образовательного учреждения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по соблюдению законодательства РФ в области обеспечения их жилыми помещениями.

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, оставшихся без попечения родителей.»

Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, оставшихся без попечения родителей.


Сурикова Лилиана Юрьевна,([email protected]),

социальный педагог

ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России, г. Новочеркасск



Аннотация

В данной статье представлен опыт деятельности социального педагога среднего профессионального образовательного учреждения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по соблюдению законодательства РФ в области обеспечения их жилыми помещениями.

В обязанности социального педагога среднего профессионального образовательного учреждения входит работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — сироты). Социальный педагог занимается адаптацией, воспитанием, социализацией, а так же осуществляет контроль соблюдения законодательства РФ относительно данной категории обучающихся. Одной из первостепенных задач в этом направлении является контроль обеспечения сирот жильем.

Жилые помещения предоставляются сиротам в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ) и регулируется положением ст. 8, а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять  специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства. Положения ст. 8 Закона № 159-ФЗ применяются в настоящее время в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, положения которого вступили в законную силу с 01 января 2013 года.

Общий порядок предоставления жилого помещения определен положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, согласно которому «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

Действующее законодательство предполагает несколько обязательных условий для включения в список на получение жилого помещения:

  1. Наличие статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент достижения лицом совершеннолетия.

  2. Отсутствие у сироты на момент включения в список жилого помещения на праве собственности или праве социального найма.

  3. Отсутствие у членов семьи сироты жилых помещений на праве собственности или праве социального найма. Согласно ст. 2 Семейного Кодекса РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети. Если сирота включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, то подобное включение является основанием для отказа во включении сироты в список на получение жилого помещения.

  4. Отсутствие возможности проживания в жилом помещении, находящемся на праве собственности или социального найма у сироты или членов его семьи, по основаниям, установленным ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.

  5. Подача заявления в районный орган опеки и попечительства о включении в список в возрасте от 14 до 23 лет. Заявление подается либо лично, либо представителем сироты. В отношении сирот в возрасте до 18 лет представителем может выступать опекун (попечитель), приемный родитель или представитель детской сиротской организации, в которой постоянно пребывает сирота. Для представления интересов при подаче заявления представитель должен предъявить документы, подтверждающие право действовать от имени сироты, а также документы, удостоверяющие его личность. В отношении сирот в возрасте от 18 до 23 лет представителем может выступать любое лицо на основании нотариальной доверенности. Подача документов осуществляется с предоставлением полного комплекта документов, обосновывающих право на получение жилого помещения, установленных региональным законодательством. Документы предоставляются либо в нотариально заверенных копиях, либо в копиях с одновременным предоставлением оригиналов на обозрение. Документы подаются в орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка в качестве сироты, либо по месту его постоянного проживания, либо по месту его проживания в связи с обучением. Если сирота включена в список на получение жилого помещения, но достигло возраста 23 лет, из списка такое лицо не исключается и ожидает получения квартиры, как и раньше.

Ознакомившись с личным делом обучающегося из категории детей-сирот, социальный педагог выясняет наличие у него жилья и включение в специальный список на получение жилого помещения путем запрашивания необходимой информации в органах опеки и попечительства по месту жительства. В случае отсутствия у обучающегося данной категории жилого помещения социальный педагог помогает ему написать заявление в органы опеки и попечительства на получение жилья и собрать необходимые документы.

К заявлению необходимо будет приложить следующие документы и их копии:

  • паспорт;

  • документ, подтверждающий статус сироты;

  • документ, подтверждающий место жительства;

  • документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

  • свидетельства о рождении детей (при наличии таковых);

  • документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;

  • документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

  • справка о составе семьи.

Нужно учитывать, что в зависимости от региона могут потребоваться и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключен договор найма специализированного жилого помещения. По закону жилье сиротам предоставляется по тем же нормам площади, что и по договору социального найма. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.

Законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по достижении сиротой 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак в возрасте до 18 лет или при начале официальной трудовой деятельности до 18 лет). На практике органы опеки и попечительства, а также органы образования указывают сиротам на тот факт, что если они осуществляют обучение, квартира будет им предоставлена исключительно по окончании обучения. На самом деле законодательно данное положение не закреплено и наличие у сироты места в общежитии не предполагает необходимости ожидать окончания обучения для получения жилого помещения. Это подтверждается положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, так как место в общежитии предоставляется не на праве собственности или социального найма, что не препятствует включению в список на получение жилых помещений, и получению жилого помещения лицу, ранее включенному в список. То есть если отказ в предоставлении жилого помещения орган государственной власти мотивирует, например, обучением сироты в колледже, такой отказ не может быть признан обоснованным, если он не сопровождается одновременным письменным заявлением сироты о предоставлении жилого помещения только по окончании обучения.

По сути, Закон № 159-ФЗ, не устанавливая иных условий для получения жилого помещения сиротой, делает список на получение жилого помещения не очередью, а именно списком, в котором сироты располагаются по дате обращения за получением жилого помещения или по датам рождения.

Так же можно отметить, что закрепление жилого помещения за сиротой, осуществляемое органом опеки и попечительства при помещении сироты на воспитание в семью или в детскую сиротскую организацию, не гарантирует возникновение права на соответствующее жилое помещение. То есть закрепление следует рассматривать как гарантию права сироты на проживание в соответствующем жилом помещении до 18-летнего возраста, при этом закрепление не дает ни права собственности, ни права социального найма, которые являются обязательными условиями для отказа во включении в список на получение жилого помещения. Таким образом, с 01 января 2013 года уже не требуется снимать закрепление или признавать его незаконным для осуществления включения в список.

В ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ содержится перечень оснований, которые позволяют включить сироту в список на получение жилого помещения даже при наличии у него самого или членов его семьи жилого помещения на праве собственности или праве социального найма:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот. Для включения в список необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ. То есть родителю, лишенному родительских прав, должно быть предложено в письменной форме как минимум два варианта размена жилого помещения, на что должен быть получен письменный отказ (в виде отдельного документа или в виде соответствующей отметки на самом предложении). Этот отказ следует обжаловать в районном суде и после отказа суда в удовлетворении искового заявления на основании  решения суда сирота должен быть включен в список на получение жилого помещения. При этом отмеченное правило может быть реализовано только в случае наличия у сироты или члена семьи сироты жилого помещения на праве социального найма и не применимо к праву собственности. Однако и при наличии права собственности можно пробовать применять соответствующее положение на практике, требуя расселения с родителем, лишенным родительских прав;

2) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и утвержденным Постановлением Правительства РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

3) характер жилого помещения непригоден для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Непригодность для проживания должна быть подтверждена решением межведомственной комиссии муниципалитета. Для созыва комиссии собственник или наниматель жилого помещения по договору социального найма должен подать соответствующее заявление в муниципалитет. В случае, если межведомственная комиссия признала жилое помещение пригодным для проживания, но сирота считает его непригодным, есть возможность обратиться за проведением независимой экспертизы в специализированную организацию, а после получения заключения экспертизы в судебном порядке требовать признания жилого помещения аварийным или непригодным для проживания. Экспертное заключение можно получить только на договорной основе, никаких льгот у сирот при его оплате не имеется;

4) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учетная норма площади жилого помещения (не путать с нормой предоставления) – это минимальный размер площади, который должен быть на одного проживающего. Данная норма утверждается муниципалитетами (городами или районами).

Отдельные регионы также могут устанавливать дополнительные основания для включения в список сирот, обладающих жилыми помещениями.

В случае не предоставления жилого помещения сиротам в указанные сроки в соответствии со специализированным списком социальный педагог оказывает им содействие в обращении в прокуратуру. Составляется заявление и отправляется в прокуратуру по месту включения сироты в специализированный список.

В заключении хочу отметить, что законодательно за органами опеки и попечительства не закреплено информирование детей-сирот о наличии у них права на включение в список для последующего получения жилого помещения. Поэтому большое количество сирот узнает о наличии у них права на включение в список после достижения 23 лет, что не позволяет им подать документы и быть включенными в список. Следовательно, социальный педагог учебного учреждения обязан сообщить данной категории обучающихся все их права и возможности и содействовать в решении различных вопросов жизнеустройства.


Список литературы:

  1. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  3. Жилищный кодекс Российской Федерации.