Внедрение проектной деятельности в предмет проходит апробирование первый год. В начале учебного года учащимся предложено участие в конкурсах по предмету. Перечисляются все конкурсы, всевозможные темы, виды участия и номинации. Темы выбираются учащимися самостоятельно, из предложенных вариантов. Обязательно объявляются приблизительные школьные, районные и городские этапы, сроки их проведения и виды представления конкурсных работ на протяжении всего учебного года. Ребята знают, что участвовать может любой из них, как индивидуально, так и в группе. Любое их желание только приветствуется и поощряется на любом этапе, начиная от конкурса в классе заканчивая конкурсом в городе. Поощрения могут быть любые: словесные, оценочные, поощрительные (грамоты, призы, подарки). Виды представляемых работ выбираются по желанию ребенка. Все зависит от цели, которую они будут преследовать при выполнении работ. Это может быть желание подготовить подарок для учащихся своей первой учительницы – игры, лекции, беседы с презентацией. Можно подготовить материал по любой теме предмета, выступить с ним в параллельном классе. Подготовить лекцию с презентацией для школьной конференции или для выступления на родительском собрании и т. д. Ребятам дается время на обдумывание тематики по интересам и объединение в группы по симпатиям для плодотворной работы в будущем. Данный вопрос необходимо обсудить учащимся дома, т.к. нужно будет использовать домашнюю компьютерную технику и возможно возникнет необходимость выхода в Интерне. Примерно через одну, две недели уже определяется количество групп из разных параллелей желающих участвовать в конкурсах. Анализируются возможности всех участников проекта, и составляется план работы по проектной деятельности.
Помощь в определении темы проекта; помощь в разработке структуры проекта.
Выбор темы, определение проблемы, формулировка задачи. Учащиеся разрабатывают структуру своего проекта.
Составить список необходимого оборудования.
Знакомство с общими требованиями и правилами оформления творческой работы.
27.9-27.10
Индивидуально-поисковый
Подбор необходимого материала. Проработка информации. Заполняется дневник работы над проектом.
Дает рекомендации по подготовке и сбору информации.
4.11
Подведение промежуточ-
ных результатов
Просмотр материалов, подобранных для проекта, выбор программного и технического обеспечения. Анализируется собранная информация для обнаружения недостатков и недочетов
Промежуточные обсуждения с учащимися по ходу разработки и реализации проекта.
11.11-2.12
Творческо-изобретательский
Работа над проектом. Выбор метода решения поставленных задач, разработка алгоритма создания проекта.
Дает рекомендации по использованию программного и технического обеспечения. Координирует, направляет.
9.12-
16.12
Подведение промежуточ
ных результатов
Консультации в виде предварительной защиты.
Промежуточные обсуждения с учащимися по ходу разработки и реализации проекта.
23.12
23.12
Творческо-изобретательский
Разработка и отладка презентации.
Подготовка и оформление материала.
Координирует, направляет, проводит индивидуальные консультации
30.12
Защита проекта.
Подготовка презентации проекта.
Предоставляет вопросы к защите, дает рекомендации.
14.01
Защита проекта.
Оценивает учащегося
28. 04
Рефлексия.
Подведение итогов, обсуждение вместе с учащимися каждого проекта. Что удалось, что помешало, причины, что надо учесть в следующих проектах, планы на будущее.
План работы согласовывается с администрацией лицея, уточняется место, где можно будет заниматься с учащимися на компьютере (т.к. компьютерный класс занят по восемь часов в день, шесть дней в неделю), где и когда проводить консультации. Время консультаций обязательно согласовать еще и с учащимися, может возникнуть необходимость пересмотреть свой график работы и подстроиться под свободное время учащихся для проведения дальнейших консультаций. Для успешной работы потребуется заранее подготовленная литература, выяснить, что имеется в школьной библиотеке, что есть у педагогов и что есть у учащихся. На следующем этапе проводим анализ, собранного материала выясняем, что бы хотелось ребятам сделать из него, какая при этом необходима помощь от руководителя. Обязательно обговорить приблизительные сроки сдачи работ, промежуточные сроки контроля. Взвешиваем каждый свои возможности и приходим к единому решению. До принятия решения учащиеся должны быть предупреждены, о том, что им придется еще и дома продолжать работу до выполнения проекта. С учащимися необходимо подготовить лист планирования их самостоятельной деятельности по проекту.
Основополагающий вопрос: Что я должна знать, для того, чтобы подготовить проект?
Вопросы учебной темы (проблемные): Все ли я знаю о здоровом образе жизни и растениях способствующих здоровью?
Все ли я знаю о возможностях программы PowerPoint? В каком виде представить свой проект?
При первой проверке работы можно будет уже определить, кто из учащихся будет работать дальше над проектом. Таким детям можно предлагать участие в следующем этапе конкурса для этого возможно понадобится, какая-то дополнительная доработка. Консультации проводятся с каждой группой в отдельности. Для каждой группы необходимо сформулировать дидактическую цель проекта: «Подобрать интересный, познавательный и доступный материал для лекций о растениях способствующих здоровью. Творчески оформить». Предусмотреть методические задачи:
«1. Развитие познавательных навыков учащихся; развитие критического и творческого мышления.
2. формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве», а также надо сформулировать основные и проблемные вопросы темы, определить цели и задачи проектов, над которыми будут работать учащиеся. Например: одновременно работали две группы. Цели и задачи были сформулированы таким образом. Первая группа работала над темой «Тропические фрукты».
Решали проблему:
При решении проблемы преследовалась следующая цель:
Данная тема вызвала у учащихся большой интерес. Они столкнулись с этой проблемой в жизни. Проведя небольшой опрос в школе, девочки пришли к выводу. Что этот вопрос интересует не только
детей, но и взрослых.
Тогда и было принято решение подобрать материал для лекций с использованием мультимедиа.
После проработки большого объема литературы и информационных ресурсов учащиеся пришли к выводу:
«Любое потребление фруктов, содержащих витамины и микроэлементы, положительно влияет на укрепление здоровья. Но мы не должны злоупотреблять ими, иначе могут быть аллергические реакции».
Вторая группа выбрала тему «Лекарственные растения».
Учащихся заинтересовала мысль, как сориентироваться в море растительного мира и возможно ли узнать что-то новое о том, что уже давно известно. Цель и задача состояла в том, чтобы познакомиться с лекарственными растениями и рассказать об использовании в профилактических целях различных лекарственных растений; научить применять их в быту.
Когда ребята стали работать с материалами, они действительно поняли, проблема не только в том, что лекарственных растений очень много, но они еще должны делиться на группы. Появилась проблема. Как из тысяч лекарственных растений правильно выбрать одно единственное для индивидуума, да еще и для конкретного органа.
Для того, чтобы решить эту проблему надо было пересмотреть много литературы.
начиная с изучения исторического вопроса по данной проблеме
сгруппировать ее по разделам, например:
После долгих размышлений был сделан вывод:
«Основываясь на полученной сегодня информации, мы можем выбрать лекарственные растения для профилактики часто встречающихся проблем в организме человека, укрепить иммунную и нервную системы, оказать помощь работе желудочно-кишечного тракта и помочь организму справиться с инфекционными заболеваниями». Оба проекта были защищены в методический день проводимый в лицее 26 октября на открытом уроке, где присутствовал весь 11 «а» класс, приглашенные учителя, директор и завуч. Ребят поблагодарили за полученную интересную информацию. Сейчас данные работы будут отправлены на районную олимпиаду в номинации «Творческие работы», разработка дидактического материала по предмету. Для учащихся лицея эти проекты будут показаны на школьной конференции.
Внедрение проектной деятельности в предмет дает возможность учителю выйти за рамки урока. Позволяет ненавязчиво увеличить объем выдаваемого материала. Данный способ обучения, позволяет реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки ее к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин.
В настоящее время выполнение учащимися проектов становится важной частью учебного процесса не только в образовательной области “Информатики и ИКТ”, а вообще во всех школьных дисциплинах. Такой вид деятельности повышает интерес к предмету у учащихся, воспитывает уважение к труду старших школьников
Дает возможность для пополнения мультимедийной библиотеки силами учащихся. Полученный проект можно будет использовать на классных часах, лекциях, конференциях или родительских собраниях любому учителю.
2. Полат Е.С. (и др.) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.е, Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
ПолатЕ.С. "Методпроектов" | Iteach.stup.ac.ru Статья начинается с истории возникновения методапроектов как метода проблем.
В статье рассматриваются следующие вопросы: что понимается под методомпроектов, основные требования к использованию методапроектов, типология. iteach.stup.ac.ru/node/21 · 7 КБ · 22.11.2006.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.– М., 2000.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М. – 2004.
Сиденко А.С. (.doc) Формирование информационной культуры школьников. В библиотечную практику. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Завуч.-2003.-№6.-С.96-112. method.krasnoyarsk.rcde.ru/getblob.asp?id=300000948 · 186 К.
www.refcity.ru/content/26347.html · 17 КБ. Знакомство с элементами среды PowerPoint Пакет PowerPoint 7.0 для Windows 95 представляет собой последнюю версию программного обеспечения ...