Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов « Дума»
Печорин – герой своего времени?
- Фабулой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.
- Сюжет – та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности.
- «Тамань». (Печорин полон жизни, энергии, способен на сочувствие).
- «Княжна Мери». (Активно добивается цели).
- «Фаталист». (Не способен на элементарное движение к человеку).
- «Бэла» . ( Ищет спасение в любви, добивается, но судьба распоряжается иначе…)
- «Максим Максимыч». (Прошлое ему неприятно).
- Предисловие к журналу Печорина . (Умер где-то в Персии).
- 1) Из текста повести выберите цитаты
- для характеристики Печорина или деталей его поведения.
- 2) Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).
- 3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.
- 4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений.
- 5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.
- Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?
- Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?
- В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?
- За что Максим Максимыч резко
- осуждает Печорина?
Любовь к Бэле для Печорина не прихоть распущенного сердца, а попытка вернуться к миру искренних чувств «детей природы». Доминирующими чертами характера Печорина являются «глубокая, постоянная печаль», постоянная усталость и холодность. Мы видим, что он доверяет Максиму Максимовичу, но невольно служит причиной смерти Бэлы. Герой очень болезненно переживает гибель черкески, хотя и не хочет этого показать. Бодрая душа Печорина стремится к деятельности, требует непосредственного, живого движения, воли, энергичного проявления жизни - он натыкается на чеченские пули, ищет забвение в любви, рискованных приключениях, смене мест. Но все это лишь поиски выхода, попытки развеяться, забыть о гнетущей «большой пустоте».
- Кто описывает портрет Печорина? Почему?
- Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?
- Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина?
- Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?
- Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
Внешне Печорин кажется равнодушным ко всему на свете, но в душе не может простить себе, не может спокойно вспоминать историю с Бэлой. Не надеясь на понимание Максима Максимовича, убегая от душевной боли, Печорина преследует пустота и осознание того, что жить так вряд или нужно, примирение он получает разве что в горькой иронии над самим собой: «...а все живешь - из любопытства: ждешь чего-то нового... Смешно и досадно!».
- Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?
- На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю.
- Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»?
Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. Из-за своей доверчивости он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни сменяется отчуждением и равнодушием.
- Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»?
- Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
- Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений .
В обычном для себя окружении, в кругу социально близких людей, герой демонстрирует всю силу своих умений. Здесь он - хозяин жизни, здесь ему является понятным и доступным любое желание, он легко предусматривает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, сама судьба помогает ему. Печорин заставляет кого угодно «снять маску», оголить душу. Вместе с тем он приходит к поискам новых стимулов жизненного поведения, новых моральных норм, так как старые, принятые им добровольно, уже не удовлетворяют его. В повести автор ярко демонстрирует путь падения и подъем своего героя, в конце которого Печорин остается одиноким. Его все, каждый по-своему, ненавидят, он сам собой пренебрегает. Однако повесть заканчивается на светлой лирической ноте: духовные поиски Печорина, процессы его внутреннего развития длятся.
- Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
- Как Печорин испытывал судьбу?
- О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
В повести у Печорина нет ни друзей, ни врагов. Мысли о судьбе человека так захватывают Печорина, что ему не до Насти, «хорошенькой дочери» урядника, у которого он живет. Печорин освобождается от увлечений и человеческих взаимоотношений, речь идет лишь о том, что решает жизнь человека: его воля или судьба. Все персонажи делятся на тех, кто верит в судьбу, и тех, кто в нее не верит. Печорин сам решил подвергнуть испытанию судьбу и понял: его победа над казаком - это не случай, а точный расчет, сила, ловкость, ум. И хотя все внешне выглядело фатальным, Печорин фаталистом так и не стал.
- Печорин – герой своего времени.
- Печорин – не герой.
- Мог ли быть Печорин героем нашего времени?
- Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность .
- - Я, оказывается, не знал… - теперь знаю…
- - За что бы ты себя похвалил на уроке?
- - Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?
- 1. «Что было бы, если бы Печорин не знал о заговоре против него?»
- 2. «Что было бы, если бы Печорин признался в любви Мери?»
- 3. «Как бы я поступил на месте
- Печорина при встрече с Максим
Максимычем?»