СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"»

Обобщающий урок по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор»

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между 8а и 8б классами

Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые восьмиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением , обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!

Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название.

8а – « Ревизоры », 8б - « Чиновники »

Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский. «Блиц-опрос» по тексту комедии.

- В каком году состоялась премьера комедии « Ревизор»? ( В 1836 )

-В каком городе Хлестаков прокутил последние деньги ? ( В Пензе)

-В какой губернии находится «собственная деревня» Хлестакова?

(В Саратовской)

- Сколько денег получил Хлестаков от чиновников и на что он собирается их потратить? ( Больше тысячи рублей, на игру в карты )

-Кого ставила в пример Марье Антоновне Анна Андреевна?

( «перед тобой твоя мать», себя )

- На какой улице в Петербурге жил приятель Хлестакова Тряпичкин ?

( На Почтамтской )

- О ком в письме Хлестакова говорится « глуп, как сивый мерин»?

( О городничем )

-Сколько лет провёл на службе городничий ? ( 30 лет)

- Закончите фразу : « Вот подлинно, если Бог хочет наказать , так отнимет прежде …» ( разум )

- Сколько времени, по указанию Гоголя, длится немая сцена ?

( полторы минуты )

- О ком гостья говорит : «Да она такова всегда была: я её знаю, посади её за стол, она и ноги свои…»? (Об Анне Андреевне, жене городничего)

- С какими жалобами приходят к Хлестакову слесарша и унтер-офицерша ?

( забрали мужа в солдаты «вне очереди», высекли на площади «по ошибке» )

Подводятся итоги первого конкурса ( это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .

За каждый правильный ответ команде даётся один балл.

Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий. «Характеристика героя».

За три минуты команды должны на отдельном листе составить обобщённый план - характеристику любого героя . (по баллу за каждое совпадение).

План –характеристика героя произведения ( образец для проверки): -место, занимаемое в произведении;

-общественное, семейное, материальное положение ;

-внешность, манера поведения, особенности костюма ;

-речевая характеристика ;

-жизненные цели, идеалы;

-его отношение к другим действующим лицам ;

-отношение к нему других действующих лиц ;

-приёмы раскрытия авторского отношения к герою;

- значение персонажа в раскрытии идейного замысла произведения ;

- обобщённый смысл образа, его актуальность.

Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.

« Тайна фамилии»

Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Гоголь дал своему герою такую фамилию - ХЛЕСТАКОВ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.

Примерный ключ к проверке выполнения задания :

В.В. Набоков писал : « Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение легкости , бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпания об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец ( за вычетом способности довершить и это и любое другое предприятие). Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделён неким обманчивым обаянием , изяществом повесы, услаждающим дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов…



Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический .

« Пять – пять»

Даны пять героев комедии (на доске- таблички с именами, отчествами и фамилиями героев) Командам раздаются конверты с карточками ( 25 карточек ), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого чиновника должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5

Ключ к проверке задания :





Антон Антонович Сквозник – Дмухановский:

-Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

- Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай» ;

- В немой сцене он стоит посередине в виде столба , с распростёртыми руками и закинутою назад головой ;

- Ему принадлежит фраза : « Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин :

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг» ;

- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют» ;

- Судья, коллежский асессор ;

- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжает должность до сего времени ;



Артемий Филиппович Земляника :

- У него было пятеро детей : Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя ;

-Попечитель богоугодных заведений ;

- « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут» ;

- « Человек простой, если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет» ;

-« Совершенная свинья в ермолке « ;



Лука Лукич Хлопов:

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты ;

-Смотритель училищ ;

-Имеет чин титулярного советника ;

- « Протухнул насквозь луком « ;

- Один из его подчинённых «никак не может обойтись без того , чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу» ;

Иван Кузьмич Шпекин :

-« Точь- в - точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также , подлец, пьёт горькую» ;

- « Простодушный до наивности человек» ;

- « Совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает» ;

- В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу : « Так точно-с»;

- Почтмейстер, надворный советник.



Учитель (Ведущий): Пятый конкурс - географический.

« Какой же он, Петербург? »

От города Н., где происходит действие комедии, как известно, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». И до Петербурга очень далеко. Но этот город с первых слов произведения входит в него и становится полноправным героем. Ревизор едет инкогнито из Петербурга, Осип разглагольствует о житье – бытье в Петербурге, Анна Андреевна мечтает о самом лучшем доме в Петербурге… Задание командам - нарисовать словами комедии образ этого желанного и призрачного города.

( 5 -7 минут на подготовку)



Примерный ответ таков: Это город вожделенный, манящий, но не существующий на самом деле в комедии, мираж, как мираж «ревизор» Хлестаков. Образ города помогает пониманию идейно- художественного смысла комедии. ( Командам следует найти и зачитать цитаты из пьесы , где идёт упоминание о Петербурге: мечты городничего, монолог Осипа, монолог Хлестакова, письмо Тряпичкину, мечты жены городничего, страхи чиновников перед государственным Советом, департаментом, властью, олицетворением которой является эта северная столица) Главное, что необходимо подчеркнуть в своём словесном описании города: Петербург Гоголя - это сочетание привлекательности и роскоши и страха перед ним как воплощением государственной власти, которая, возможно, накажет чиновников- бюрократов за их грехи.

Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий .

« Пять вдохновений – пять удач! »

Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о комедии, другой- о каком- нибудь действующем лице комедии. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, ( могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.



Учитель предварительно составляет свои синквейны:

Городничий.

Хитрый, изворотливый.

Ворует, наглеет, бездействует.

Привёл город в упадок.

Бюрократ!!



Смех.

Положительный, оптимистический.

Обличает, высмеивает, бичует.

Гоголь доверяет ему.

Прорвёмся !!

«Ревизор»

Сатирическая, грустная.

Вскрывает, высмеивает, бьёт.

Гоголь пытается изменить мир.

Гений !





Вот что сочинили учащиеся:

Хлестаков .

Врун, взяточник.

Обманывает, бахвальствует, мечтает.

Делу- время, потехе- час.

Плохо!

Хлестаков.

Лживый, самовлюблённый.

Транжирит, придумывает, кутит.

Первый человек, обдуривший городничего.

Пустейший!



«Ревизор»

Поучительная, бессмертная.

Учит, смешит, развивает.

Большому кораблю - большое плавание!

Гениально!



Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока .



Домашнее задание : Мы много говорили на уроках о том, над чем смеётся автор комедии. Хотелось бы услышать ответ на вопрос :

« О чём грустит Гоголь в комедии « Ревизор?» Это и будет вашим домашним заданием. Нужно дать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос.( в тетрадях по литературе)

После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательной комедии Николая Гоголя и его бессмертным, актуальным и в наши дни персонажам.



Учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Исилькуля Омской области Ольга Михайловна Чебоксарова.

21 декабря, несмотря на сильный мороз, восьмиклассникам нашей школы было жарко , потому что они соревновались в знаниях, в способности быстро мыслить и формулировать свои мысли , учились быть коммуникабельными и совершенствовали навыки умения работать в команде. В школе прошёл обобщающий урок литературы по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в форме телепередачи « Что? Где? Когда?» , подготовленный учителем русского языка и литературы О.М.Чебоксаровой. Целых два урока восьмиклассники боролись за победу, 8а класс соревновался с 8б классом! «Ревизоры» пытались вырвать победу у « Чиновников» ! Как и положено по законам жанра, между уроками была сделана чайная пауза, а затем соревнование продолжилось.

Победила команда 8а класса, надеемся, честные и справедливые « Ревизоры», которые и должны побеждать и изменять положение в стране в лучшую сторону! Команда 8б класса – «Чиновники» немного отстала от своих соперников, видимо , была парализована страхом, как чиновники города Н. из произведения Гоголя. Но никто не скучал, все работали активно , весело, заинтересованно. Главный результат урока - необычное прочтение классического произведения школьной программы, развитие интереса к творчеству Гоголя и литературе в целом; воспитание взаимопонимания и позитивного общения, сплочение классного коллектива.