Обобщающий урок по курсу «Мир русской культуры». 4класс.
«Сказки Тихого Дона».
Учитель Ячмённова Ирина Анатольевна.
Цели: - обобщить знания учащихся, полученные на уроках по курсу «Мир русской
культуры» при знакомстве с произведениями П. В. Лебеденко «Сказки Тихого
Дона»;
- ознакомить учеников с краткими сведениями о жизни и творчестве
П. В. Лебеденко;
- обогащать читательский опыт учащихся;
-отрабатывать умение учащихся выразительно читать отрывок из сказки;
-отрабатывать умение учащихся аргументировано высказывать своё мнение о
прочитанном;
- развивать умение учеников инсценировать отрывок из прочитанной сказки;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего
народа.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, индивидуальные сообщения учащихся, театрализованного представление отрывков из произведений, художественное чтение отрывков из произведений.
Теория: история появления казаков в степях Дона.
Словарная работа: казак.
Оборудование: декорации к сценкам, меловая запись на доске плана отзыва, презентация «Сказки Тихого Дона», мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Цели для учащихся:
Знать: - историю появления казаков на Дону;
- содержание произведений из книги П. В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».
Уметь: - определять произведение по прослушанным строкам;
- обыгрывать отрывки изученных произведений;
- составлять устный отзыв по прочитанному произведению.
Ход урока.
1.Организация начала урока.
2.Вступительное слово учителя.
- Давным-давно это было…
Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, волнами рокотали, города теперь стоят да сады расцветают. Где болота и топи страшные были, теперь рощи шумят зелёные…
Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Пронеслись ветры буйные, проплывали тучи грозовые над полями широкими. Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море…
Тихий Дон – река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то…
А мимо длинными шагами время идёт: сделает шаг – оглянётся, а позади уж десятки лет остались… (П. В. Лебеденко)
Предлагаю вам, ребята, на сегодняшнем уроке остановить ход времени, вернуться на много лет назад и поговорить о тех, кто населял территорию Ростовский области много лет назад, о наших предках.
3.Индивидуальное сообщение ученика об истории появления казаков в степях Дона.
- От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь.
Это была ничейная земля. Летом по степи гуляли горячие ветры. Зимой проносились вьюги, бураны и вихрями кружили степную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной становилась она ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах плавала рыба.
Бежали сюда от крепостной неволи люди. На это решались только самые смелые и решительные. Ведь для того, чтобы добраться до желанных вольных степей и обрести здесь свободу, надо было ускользнуть от погони, преодолеть сотни препятствий.
В те далёкие времена на Дону существовал неписаный закон: «С Дона выдачи нет!». Это означало, что всякий, кто бежал от неволи на Дон, получал здесь полную свободу. Никто не мог выдать его помещику назад. Поэтому каждый угнетённый и обездоленный на Руси всеми силами пытался прорваться на Тихий Дон.
Люди, поселившиеся таким образом на Дону 450 лет назад, стали называться донскими казаками.
«Казак» - это слово не русское. Так называли у тюркских народов (турок, татар, башкир, киргизов) удалых вольных людей. А поскольку именно с этими народами чаще всего приходилось воевать беглым поселенцам, от них они и получили название «казак».
На Дон бежали не только с Руси, но и из других земель, среди казаков можно было встретить и украинцев, и белорусов, и поляков, и немцев, и греков, и персов, и армян, и грузин.
Однако выходцев с Руси всё же было больше, поэтому, и все казаки, независимо от того, откуда они пришли на Дон, считали себя людьми русскими и защитниками Руси.
4.Беседа по вопросам учителя:
- Почему люди бежали на Дон?
- Что обозначает слово «казак»?
- Каковы были особенности жизни казаков?
5.Рассказ учителя об особенностях донских сказок.
- Жизнь беглых людей складывалась на Дону по-другому, не так как в родном краю, поэтому, имея свои национальные традиции и обычаи, со временем они стали жить по-иному: стали петь свои песни по-новому и сказки рассказывать по-иному.
Издавна наш край славился поэтическими преданиями, песнями, сказками.
Уж много лет лежит, говорят, на Донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студеные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой – все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно и в жизни никогда не заблудится. Камни ему верную дорогу укажут.
Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан …
Ещё и другое про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: сказки да предания заветные… Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей -и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста … (В. Моложавенко)
6.Сообщение темы урока.
- Кажется, будто «подслушал» эти сказки донской прозаик, Пётр Васильевич Лебеденко и поведал их нам в своей книге «Сказки Тихого Дона».
Сегодня на уроке мы поговорим об этой книге и попробуем отметить особенность каждой и сказок П. В. Лебеденко.
7. Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве П. В. Лебеденко.
- Пётр Васильевич Лебеденко родился в 1916 году в Удмуртии. Детство его прошло в Азове.
По профессии П. В. Лебеденко лётчик. Он окончил лётное училище, летал на гражданских и военных самолётах. Во время Великой Отечественной войны воевал с фашистами, имеет боевые награды. Прозаик написал о лётчиках такие повести и романы, как «Четвёртый разворот», «Навстречу ветрам», о простых людях-тружениках: «Льды уходят в океан», «Особый рейс», «Люди как реки» и другие.
За заслуги в развитии отечественной литературы П. В. Лебеденко удостоен ряда правительственных наград и литературных премий.
«Сказки Тихого Дона» - это первая его книга. Она адресована детям. Много дорог пришлось прошагать прозаику по хуторам и станицам Дона, много былей и легенд услышать от старых казаков и казачек. Поэтому язык его сказок народный, простой, певучий.
8. Обобщение знаний учащихся по прочитанным сказкам П.В. Лебеденко из книги «Сказки Тихого Дона».
- В какой сказке поведал нам прозаик о том, как простой казак Песню Легкокрылую от Лихо – Мрака спас, да на белый свет выпустил на радость всем людям? («Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслёзном»)
а) Выразительное чтение учениками отрывка из произведения П.В. Лебеденко «Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслёзном»:
1 ученик: «Чувствует Макар – не справиться ему с Лихо – Мраком, нет у него больше силы богатырской, отняла её Чёрная птица.
И вдруг слышит Макар – дивный голос из Дум – горы несётся. Плывёт по воздуху, как челн по ласковым волнам, льётся-разливается, будто Тихий Дон в половодье. Вокруг Лиха-Мрака ночь рассеивается, светлее становится. Чувствует казак, как силой богатырской руки наливаются, чувствует, что твёрдо теперь шашку в руке держит. А дивный голос льётся из-за Дум - горы, то грозный, как ураган на море, то звонкий, как песня соловьиная. То ласковый, как тихий шёпот волн. Никогда не слыхал Макар Песни, а понял: она это, Песня Легкокрылая! От неё дышится свободнее, от неё силы прибавляются. И крикнул казак боевой клич Лиху дьявольскому, Мраку ночному:
- Не кланяться пришёл я к тебе, Мрак ночной, а биться с тобой не на жизнь, а на смерть, до твоей погибели!..
Задрожало Лихо-Мрак, чуя гибель свою.
Взмахнул казак шашкой, блеснула сталь в воздухе – и покатилась страшная голова Лихо - Мрака по земле. Поднял Макар голову Лихо - Мрака на пику и пошёл песню Легкокрылую из неволи освобождать».
2 ученик: « Идёт казак, глыбы каменные перед ним рушатся, в стороны отваливаются, дорогу дают. Вот и пещера тёмная, жильё Лихо - Мрака. Идёт по ней Макар, вдруг слышит – стонет кто-то, глухим голосом его имя произносит: «Макар, Макарушка…» Огляделся Макар и замер: к каменной стене Оксана его прикована, а рядом с нею дочка его любимая на камне сидит, плачет тихонько. Бросился казак к дочке, схватил её на руки, к груди прижимает, радуется. Потом разрубил оковы, которыми Оксана к стене прикована была, обнял её и спрашивает:
- Кто приковал тебя, жена моя милая к стене этой? Как попала ты сюда, в берлогу эту?
- Лихо-Мрак притащил нас сюда, Макарушка, - отвечает Оксана. – За то, что бесслёзный ты, за то, что Горю Людскому да Беде Человеческой не кланялся …
- А где же Песня Легкокрылая? - спрашивает Макар. Где она, радость человеческая?
- Не здесь она, Макарушка, - отвечает Оксана. – Поднимись на вершину Дум - горы, там клетка каменная стоит, и в клетке той – она, радость наша».
3 ученик: « Поднялся Макар на Дум - гору, видит – стоит клетка каменная, вокруг неё свет яркий сияет, словно золотые лучи солнечные.
Подошёл Макар к клетке каменной, сорвал замок, распахнул дверцы и почувствовал вдруг, как тёплым ветерком из клетки повеяло, а кругом ещё светлее стало.
И слышит вдруг казак, говорит кто-то голосом человеческим:
- Спасибо, тебе, Макар Бесслёзный, что из неволи меня освободил. Долго я здесь томилась, уж и света белого увидеть не надеялась. А за то, что вызволил ты из неволи меня, буду век тебе служить, веселить сердце твоё храброе.
Подумал-подумал казак и отвечает Песне Легкокрылой:
- Нет, радость человеческая, не хочу, чтоб одному мне служила ты. Не стало теперь Лихо - Мрака, жизнь наша теперь другая будет. Летай ты над краем нашим привольным, летай над родиной моей свободной, неси на крыльях свою радость повсюду. Давно уже люди ждут тебя, Песня привольная. А увидишь Орла Горного – кланяйся ему от меня и от всех людей наших: он указал мне путь к тебе, Песня Легкокрылая, он помог избавиться нам от Лиха дьявольского, Мрака ночного.
Взмахнула тут крыльями Песня свободная, вылетела из Дум – горы и полетела к людям о радости петь: нет больше Лиха дьявольского, Мрака ночного, сгинули куда-то и Горе Человеческое и Беда Людская.
И летает с тех пор над Тихим Доном Песня Легкокрылая, летает, радость на своих крыльях людям разносит. Сильные у неё крылья и быстрые: вот понеслась она над зелёными станицами, всплеснулась на волнами Тихого Дона, проплыла над Волгой раздольной, звонким голосом разлилась на красавицей Невой. Летает Песня Легкокрылая над землей свободной, и где появится она, где прошумит своими крыльями, там светлее становится и радостнее».
- В одной из своих сказок прозаик рассказал нам историю мальчика, отвагу и волю которого не смогли сломить ни злобный хан турецкий, в образе хищного орла, ни царевна Зурала, ненавидящая людей русских лютой ненавистью. Что это за сказка?
(«Петрусь – мальчонка русский»)
б) Театрализованного представление отрывка из произведения П. В. Лебеденко «Петрусь – мальчонка русский»:
Автор: … Вот прошло ещё пять лет.
Прилетает хищник злой в царство своё ханское, приносит в когтях мальчонку белоголового и говорит.
Орёл: Ну, богатырь русский, настало время в поход нам идти. А для испытания принёс я тебе соплеменника твоего: разрежь ему грудь, сердце сам съешь, а мне вон в тот кувшин крови набери. Выпью я её вместо вина перед походом. Коли не дрогнет твоё сердце, быть тебе великим визирем.
Петрусь: Сыт я сейчас, великий хан. Проголодаюсь, вот тогда и выполню твой наказ.
Орёл: Хорошо. Слетаю я на войско своё посмотрю, а как прилечу вечером, дашь мне крови русской отведать.
Автор: Улетел орёл, а Петрусь подошёл к мальчонке, погладил его по русой головке и сказал.
Петрусь: Нашёл я у хищника злого наряды его богатые. Вот уж пять лет режу их на куски да бечеву плету, чтоб спуститься со скалы этой страшной. Немного мне осталось работать, да, видно, не успею я. Как возьмёт меня хищник злой завтра, улетим мы с ним, ты камень вот этот подними, там всё, что надо есть. На землю спустишься, коль живой буду, - увидимся. Коль погибнуть мне придётся – иди на Тихий Дон, спросишь там Петруся, которого пятнадцать лет назад хищник злой унёс, поклонишься матушке моей родимой, да людям всем русским. А особо поклонишься Дону Тихому, реке моей любимой.
- Вспомните сказку, в которой девица-красавица победила Чудо-чудище заморское и помогли ей в этом смелость и доброта. («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»)
в) Театрализованного представление отрывка из произведения П. В. Лебеденко «Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице».
Автор: Подошла Светланка к старушке, поклонилась ей приветливо и промолвила.
Светланка: О чём плачешь бабушка? Не помочь ли тебе в чём?
Старушка: Спасибо тебе, внученька. Стара я стала, глаза не видят мои, руки-ноги не слушаются. Сижу вот здесь, встать не могу. Три не ем ничего, не пью. Горе мне…
Автор: Накормила Светланка старушку, напоила, а та ей говорит.
Старушка: Доброму сердцу – добрые дела. Ведомо мне, что едешь ты к дядьке своему звать его на помощь. Только никого не застанешь ты: прослышали люди о нашествии Чуда-чудища, пошли помогать войску вашему. И ты, внученька, иди обратно. А за доброту твою - вот тебе подарок: палица не простая, а волшебная. Как встретишься с ворогами, поднимешь палицу над головой и скажешь:
Палица, палица,
вольная удалица,
за русскую волюшку,
вольное раздольюшко
разгроми врага,
сокруши врага,
сокруши врага,
и развей врага!..
Автор: Взяла Светланка палицу, поклонилась старушке и отправилась в обратный путь.
Подошла она к реке, наклонилась, чтобы воды зачерпнуть, а оттуда рыбка голову высунула и говорит человеческим голосом.
Рыбка: Здравствуй, девица, здравствуй, красавица! Я рыбка-стерлядка, спасла ты меня давеча от смерти лютой, а теперь я тебе добром отплачу: иди прямо на восток, дойдёшь до синего озера, а в нём моя сестрица живёт. Передай ей поклон да попроси у неё рубашку - кольчужку. А как наденешь рубашку - кольчужку, иди прямо на Чудо-чудище, бей его палицей - удалицей. А рубашку - кольчужку твою не пробьют ни сабли вострые, ни стрелы быстрые.
Автор: Сказала так рыбку - стерлядка, хвостиком вильнула и скрылась. А Светланка пошла в ту сторону, откуда солнце восходит.
г) Литературная викторина. (см. презентацию «Сказки «Тихого Дона»)
д) Составление учащимися устного отзыва на одно произведение из «Сказок Тихого Дона» (по выбору).
- Ребята, мы вспомнили все произведения, которые вошли в сборник П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Выбери сказку, которая вам больше всего понравилась, и составьте отзыв о ней по плану.
План отзыва.
Как называется эта сказка?
О чём она?
Назови главных героев. Кто из них тебе понравился больше и почему?
Почему герой совершал те или иные поступки?
Чему учит нас эта сказка?
9. Подведение итога урока.
- О каких произведения мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Как вы считаете, почему «Сказки Тихого Дона» П.В. Лебеденко вот уже много лет интересны и взрослым и детям?
Литература.
* Бутенко Т.А. В помощь учителю, работающему по хрестоматии «Край родной». – Ростов н/Д: Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
* Лебеденко П. В. Сказки Тихого Дона. Худ. Н. А. Драгунов. – Ростов. Ростовское книжное издательство, 1979.
* Астапенко М. П.Славен Дон. Рассказ о Донской земле… Худ. Н. А. Драгунов. – Ростов. Ростовское книжное издательство. 1985.