СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Знаки прпинания при деепричастном обороте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по постановке знаков препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Знаки прпинания при деепричастном обороте"»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ И ОДИНОЧНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ»


Цели :

Совершенствовать умение находить в предложениях деепричастные обороты и одиночные деепричастия, расставлять знаки препинания при них, объясняя их постановку устно и графически; развивать умение грамотно строить предложения с деепричастными оборотами, находить и исправлять ошибки, допущенные в построении предложений с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, повторить правописание приставок ПРЕ и ПРИ.

Коммуникативные УУД : развивать умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, задавать вопросы, вырабатывать и озвучивать решения, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД : развивать умение строить логически обоснованные утверждения, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные УУД : умеют следовать при выполнении задания инструкциям учителя, контролировать работу с целью сравнения результата с данным образцом.

Личностные УУД : вырабатывать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами, ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения.



Х О Д У Р О К А


1 Формирование целей и задач урока.


Ребята! На протяжении многих уроков мы с вами изучали тему «Деепричастие». Что такое деепричастие? Дайте определение. ответ ученика Несколько уроков было посвящено теме «Деепричастный оборот». Что это такое?ответ ученика Каковы правила постановки знаков препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях? ответ ученика Слайды 1,2. Правила постановки знаков препинания при деепричастных оборотах мы узнали еще на первом уроке, посвященном этой теме. Однако мы изучали тему на протяжении нескольких уроков. Почему? ответ ученика Правильно, потому что от простого знания к умению надо пройти долгий путь из тренировочных упражнений. Как вы думаете, вы успешно прошли этот путь? Поставьте себе отметку, которой, по вашему мнению , можно оценить ваши знания и умения по теме «Знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях». (Дети выставляют отметки в тетрадях.) А теперь давайте проверим, действительно ли ваша самооценка соответствует вашим знаниям и умениям. Сегодня вы будете выполнять разные задания. Некоторые вы будете делать индивидуально, некоторые – в группе. За каждое из заданий вы будете ставить себе баллы и в конце урока выставите себе отметку и сравните с той, которую вы поставили себе в начале урока.


2 Выполнение заданий по карточкам с последующей самопроверкой и выставлением самооценки.

Все задания выполняются в тетрадях или в карточках, которые были розданы в начале урока. После выполнения каждого задания на интерактивной доске появляется «ключ». Дети проверяют себя и выставляют в свою тетрадь столько баллов, сколько предложений они правильно сделали. По мере надобности учениками или учителем дается устный комментарий по поводу правильного ответа.

№ 1

Расставить и объяснить знаки препинания. Выполняется в карточке.

1 Шесть степных овчарок выскочив из засады бросились к незнакомцу.

2 Взяв в руки альбом Коля стал рассматривать картинки.

3 Задумавшись я не расслышал вопроса.

4 Вернувшись домой я лег спать не зажигая огня.

5 Мать тихо улыбаясь своим мыслям и легка покачивая головой смотрела как играют дети.

( слайды 3,4,5,6 )

№ 2

Вы знаете, что необходимо различать деепричастные и причастные обороты. А почему это так необходимо? В чем отличие в обособлении причастных и деепричастных оборотов? ответ ученика Слайд 7

Задание : расставьте и объясните знаки препинания. Выполняется в карточке.

1 Я присел на пенек отдохнуть потому что очень устал выполняя эту трудную работу.

2 Улыбнувшись мама поставила перед нами сыр нарезанный тонкими ломтиками.

3 Денщик принес сапоги хорошо вымытые и начищенные до блеска.

4 Путешествуя по разным странам мы узнаем много нового.

5 Вдоль дороги тянулись аккуратно подстриженные кусты.

Слайды 8,9,10,11

№ 3

Однако необходимо уметь не только находить предложения с оборотами в тексте, но и самим строить такие предложения.

Задание : изменить предложения с однородными сказуемыми, изменив их в предложения с деепричастными оборотами. Выполняется в тетради.

1 Солдат пр..гнулся к самой земле и побежал к вражескому танку.

2 Оля слегка пр..открыла дверь и выглянула в коридор

3 Пр..ступники испугались и бросили алмазы в реку.

4 Он густо покраснел и сказал что никогда не видел таких пр..красных цветов.

Слайды 12,13,14,15


3 Орфографическая работа.

1 Объяснить в задании № 3 (устно) вставленные буквы по теме «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

2 Словарный диктант по данной теме. ( Пишет у доски вызванный учителем ученик. Устно объясняет выбор приставки весь класс)

Предатель, преспокойный, примятая трава, присоединиться, прервать, призадуматься, привязаться, пригореть, большой-пребольшой, приморский, пререкаться, преуспеть в жизни.

3 Дополните данный словарный диктант тремя своими примерами.

4 Выставьте самооценку за этот словарный диктант. Оцените ученика отвечавшего у доски.


4 Выполнение заданий по карточкам с последующей самопроверкой и выставлением самооценки.


Важно не только уметь находить в тексте деепричастные обороты, но и самим правильно употреблять их в речи.

Задание : прочтите предложения и выпишите те из них, в которых деепричастные обороты употреблены правильно, т.е. грамматические ошибки отсутствуют. Выполняется в тетради.

1 Решая задачу, у меня не хватило терпения.

2 Решая задачу , у мня закончилась тетрадь.

3 Решая задачу, я пользовался несколькими справочниками.

4 Ответив на вопросы, депутат сел на место.

5 Хорошенько протопив комнату, мне стало тепло.

Слайды 16,17


5 Творческое задание.

Предлагаются задания разного уровня сложности. Ученик сам решает, какой вариант выбрать. Задания выполняются в парах ил группах по три человека. Задание № 1 проверяется учениками самостоятельно по «ключу» на интерактивной доске. Задание № 2 проверяется учителем у каждой группы отдельно.

1 Дополнить приведенные ниже предложения деепричастными оборотами, приведенными в словах для справок.

2 Дополнить текст самостоятельно придуманными деепричастными оборотами ( 3 - 4).

Текст к заданию № 1.

Я вышел из палатки. Спустился к реке. Ярко светило солнце. Пели птицы. На берегу я увидел нашего Шарика. Он бросился ко мне и стал крутиться возле моих ног. Я потрепал его по шерстке.


Слова для справок : радостно повизгивая, взяв удочки, рассмеявшись, проснувшись.


Текст к заданию № 2

Катя привела брата на детскую площадку. Сегодня здесь было людно. Многие родители привели сюда своих детей. В песочнице играли Вадик и Сережа. На скамейке сидела маленькая Наташа. Витя катался на качелях. Неподалеку две девочки играли со котенком. Они кидали ему мячик на веревочке, а он пытался его поймать. Рядом мальчишки играли в мяч. Катя искала глазами кого-нибудь из друзей своего брата. Наконец увидела Толю и Игоря. Они стояли в стороне от всех.

Слайды 18,19

6 Подведение итогов урока. Выставление самооценки.

Ученики подсчитывают свои баллы ( по количеству правильно сделанных предложений ).

Отметка «5» - 19-20 баллов.

Отметка «4» - 14 – 18 баллов

Отметка «3» - 9 - 13 баллов

Отметка «2» - меньше 9-и баллов

Ученики сравнивают выставленную в конце урока самооценку с той, которую они поставили себе в начале занятия. Учитель спрашивает, у скольких человек оценки совпали, у кого в конце урока они оказались более высокими, а у кого – более низкими. Делаются выводы, учитель дает комментарий. Ученики отвечают на вопросы : какие задания были наиболее легкими? Наиболее сложными? Какие тренировочные упражнения по изучаемой теме, вы считаете, надо выполнять на следующих уроках?


Слайд 20


7 Домашнее задание : по выбору одно из заданий.

1) Образовать от приведенных ниже глаголов деепричастия и придумать с ними предложения, расставляя и объясняя знаки препинания.

Прочитать, найти, услышать, не понимать, засмеяться, оглянуться, обидеться, заплакать, глядеть, отказаться.

2) упр. 162 ( учебник Рыбченковой )








КАРТОЧКА С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ УЧЕНИКА


ЗАДАНИЕ № 1

Расставить и объяснить знаки препинания. Выполняется в карточке.

1 Шесть степных овчарок выскочив из засады бросились к незнакомцу.


2 Взяв в руки альбом Коля стал рассматривать картинки.


3 Задумавшись я не расслышал вопроса.


4 Вернувшись домой я лег спать не зажигая огня.


5 Мать тихо улыбаясь своим мыслям и легка покачивая головой смотрела как играют дети.


ЗАДАНИЕ № 2


Задание : расставьте и объясните знаки препинания. Выполняется в карточке.


1 Я присел на пенек отдохнуть потому что очень устал выполняя эту трудную работу.


2 Улыбнувшись мама поставила перед нами сыр нарезанный тонкими ломтиками.


3 Денщик принес сапоги хорошо вымытые и начищенные до блеска.


4 Путешествуя по разным странам мы узнаем много нового.


5 Вдоль дороги тянулись аккуратно подстриженные кусты.


ЗАДАНИЕ № 3

Задание : изменить предложения с однородными сказуемыми, изменив их в предложения с деепричастными оборотами. Выполняется в тетради.


1 Солдат пр..гнулся к самой земле и побежал к вражескому танку.

2 Оля слегка пр..открыла дверь и выглянула в коридор

3 Пр..ступники испугались и бросили алмазы в реку.

4 Он густо покраснел и сказал что никогда не видел таких пр..красных цветов.


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


1 Дополнить приведенные ниже предложения деепричастными оборотами, приведенными в словах для справок.

2 Дополнить текст самостоятельно придуманными деепричастными оборотами ( 3 - 4).


Текст к творческому заданию № 1

Я вышел из палатки. Спустился к реке. Ярко светило солнце. Пели птицы. На берегу я увидел нашего Шарика. Он бросился ко мне и стал крутиться возле моих ног. Я потрепал его по шерстке.


Слова для справок : радостно повизгивая, взяв удочки, рассмеявшись, проснувшись.


Текст к заданию № 2

Катя привела брата на детскую площадку. Сегодня здесь было людно. Многие родители привели сюда своих детей. В песочнице играли Вадик и Сережа. На скамейке сидела маленькая Наташа. Витя катался на качелях. Неподалеку две девочки играли со котенком. Они кидали ему мячик на веревочке, а он пытался его поймать. Рядом мальчишки играли в мяч. Катя искала глазами кого-нибудь из друзей своего брата. Наконец увидела Толю и Игоря. Они стояли в стороне от всех.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!