Обобщение опыта по теме самообразования
«Формирование семейных ценностей у воспитанников детского дома, как фактор воспитания духовно – нравственной личности».
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И. Ф.)
Моя тема по самообразованию «Формирование семейных ценностей у воспитанников детского дома, как фактор воспитания духовно – нравственной личности». Над темой работаю с 2014 года.
Детский дом в современном мире не только учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания.
Одним из подходов к формированию нравственного сознания воспитанников является систематичность в этом направлении, т. е введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения.
Младший и средний школьный возраст — важный период для формирования личности ребёнка, его нравственных качеств, овладение нормами и правилами поведения в обыденной жизни. Именно в этом возрасте необходимы внеклассные мероприятия, которые учат жить среди людей, в коллективе, знакомят с правилами этикета и культуры взаимоотношений между детьми. Главными средствами духовно – нравственного развития личности ребёнка является народная культура; использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки). В своей работе активно использовала:
Чтение притч с обсуждением, авторы А.В.Лопатина, М.В.Скребцова (Духовная мудрость сказок из цикла «Как стать счастливым», «Красота любви», «Узы дружбы» и др.);
Цикл рассказов с просмотром видео роликов «Богатыри и Витязи земли русской»;
Семейные чтения с обсуждением рассказов о ВОВ (В.Катаев «Сын полка», Н.В.Гоголь «О долге», М.Жуков «Истинный герой Суворов» и др);
Семейные чтения с обсуждением КНИГА «СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ ЕАО».
Данная работа способствует развитию духовно – нравственных качеств – дружбы, любви, доброты, милосердия, учит анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые либо не имели опыта проживания в семье либо приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений с ним проводится специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию. Наши воспитанники испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.
Опыт показывает, что воспитанникам детских домов сложно создать свою собственную семью, или же ребята создают неблагополучную семью, которая чаще всего распадается. Их дети тоже часто становятся воспитанниками детских домов. Семья для них не является актуальной ценностью, так как у детей существенно деформирована сфера нравственных ценностей. Поэтому наша задача познакомить детей с нравственными семейными ценностями, создать в группе благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие актуализации семейных ценностей. Изучив литературу по теме самообразования, познакомившись с опытом работы по формированию семейных ценностей, педагогов других государственных учреждений была разработана программа «Моя семья» целью, которой является обеспечить всестороннее развитие и воспитание детей, способствовать успешной социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье. Рабочая программа «Моя Семья», которая рассчитана на воспитанников 11 – 16 лет, именно этот период является значимым в развитии детей для получения ими навыков для успешной адаптации в социуме и включает в себя пять теоретико – практических блока:
1 блок - «Семья и её функции. Духовно - нравственные основы семьи»
Воспитание уважения к близким людям. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей. Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям. Способствовать формированию у воспитанников ценности института семьи.
2 блок – «Труд и семья» (профориентация)
Расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам; убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии.
3 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»
Формирование представлений о том, что такое семейный бюджет и из чего он складывается, умений распоряжаться определённой суммой наличных средств (денег) на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета. Формирование ответственного отношения к планированию денег. Формирование умения предвидеть последствия разных своих поступков.
4 блок – «Самосовершенствование личности» (цикл занятий «Утверждай себя» с привлечением психолога).
Активизация факторов развития, профилактика девиантного поведения и негативных проявлений воспитанников, побуждение их к самосовершенствованию.
5 блок - ЗОЖ, ОБЖ
Формирование мотивации детей к здоровому образу жизни, формирование представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, воспитание интереса к вопросам здоровья, подведение к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они, дети, ответственны за состояние своего здоровья.
Таким образом, по итогам реализации всех этапов программы воспитанники овладеют понятием «семья», будут понимать её значение в жизни человека. Будут знать: основные родственные связи в семье, обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основные статьи доходов и расходов семьи.
Для получения позитивного результата вся работа по формированию положительного образа семьи проводится с использованием различных форм и методов как групповых, так и индивидуальных. Например, используя форму « моделирование ситуаций», воспитанники учатся принимать правильное решения, меняя свое негативное отношение, и закрепляя позитивное. Во время проведения воспитательских часов, ситуативных бесед по программе у детей формируются практические навыки выполнения различных видов домашнего труда, ребята учатся распределению социальных ролей в обстановке заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности.
В формировании семейных ценностей традиции играют одну из главных ролей. Именно семейные традиции укрепляют в ребенке чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома, дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности, настраивают ребенка на позитивное восприятие жизни, создают неповторимые детские воспоминания. За четыре года существования основного состава детского коллектива в моей группе сложились свои семейные традиции, которые делают нашу жизнь ярче, интереснее, сплачивают, роднят:
Празднование дней рождений каждого ребёнка, с подарками и поздравлениями;
Часы хозяюшки по выходным и праздничным дням;
Семейные посиделки, развлечения в кругу семьи на Новый год, 8 марта, 23 февраля, день матери и другие праздники.
«Семейные» советы (решаем «семейные» вопросы, проблемы, и вообще здорово вечером просто собраться и поговорить о прожитом дне, обменяться мнениями о важных событиях, впечатлениях об увиденном, услышанном).
Фотографирование детей, планируем оформление семейного альбома - это формирует чувство семьи, родного дома.
Данные формы работы позволяют реализовать формировать в умах детей понятия «семья», «домашний уют», «мой дом». У воспитанников формируются, на мой взгляд, такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
С 2014 года нахожусь в тесном взаимодействие с биробиджанской Епархией Русской Православной Церкви. В этом году продолжила эту работу все дети в моей семье приняли Таинство Крещения в 2015 – 2016 учебном году в рамках проекта «Согрей детское сердечко». Воспитанники, вместе с крёстными родителями, посещают Собор, Свято – Иннокентьевский женский монастырь в селе Раздольное, на все православные праздники. Наблюдая за общением крёстных родителей и детей, я вижу, как дети трепетно относятся к своим крестным мамам, восполняют свою материнскую депривацию, им очень важно чувствовать, что у них есть «родной» человек.
Мои воспитанники посещают социальные дома, дом ветеранов, выступая с концертами и подарками, сделанными своими руками, к праздникам. Такие мероприятия направлены на привитие уважительного отношения к старшему поколению (бабушкам и дедушкам), что также способствует развитию семейных ценностей.
Стараюсь взаимодействовать с различными учреждениями города, с ноября 2017 года, реализуется программа «Школа будущих мам» для наших старших воспитанниц, на базе Центра детской и юношеской книги, муниципальной Центральной городской библиотечной сети Биробиджана. Программа обучения рассчитана на семь месяцев и включает в себя беседы на темы: этикет, здоровый образ жизни, питание, основы крепкой и дружной семьи, а также разучивание стихов-пестушек, агушек, и детских сказок, различные мастер-классы по прикладному творчеству. На данных занятиях дети получают представления об эстетической культуре семьи, о неразрывном единстве этики и эстетики быта, у воспитанников формируется представление о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей.
Можно сколько угодно рассказывать о семье, учить, объяснять, но если ребёнок не был в ней – формируется искаженное представление о семье, идеализированное, фантазийное. Поэтому работаю не только по программе воспитания будущего семьянина, но и использую в своей работе формы семейного устройства детей – опека, “гостевая семья” . У этих детей есть возможность посмотреть на отношения внутри семьи. Не играть в семью, созданную искусственно в группе воспитанников, а педагогу не объяснять и показывать личным примером – это всё хорошие, но временные меры. А дать ребёнку настоящую семью! Вот что должно сегодня является приоритетом.
Таким образом, процесс подготовки выпускников детских домов к самостоятельной в будущем семейной жизни, необходимо рассматривать как часть целостной системы духовно-нравственного воспитания подростков, как фактор укрепления нравственной сферы личности будущих граждан.