СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме: «Деятельностный подход в обучении физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой обобщение опыта по применению технологии деятельностного подхода в обучении физики.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме: «Деятельностный подход в обучении физики»»

Управление образования Администрации города Бийска

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 имени Вячеслава Токарева»












Обобщение педагогического


Опыта по теме:

«Деятельностный подход в обучении физики»






Выполнила:


учитель физики высшей

квалификационной категории


Кулаковская Татьяна Владимировна














г. Бийск,



Содержание

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта; его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. ..................................................................... 3

2. Формирование ведущей идеи опыта. Условия возникновения,

становления опыта. ........................................................ 5

3. Теоретическая база опыта; показать, из каких научных положений

исходит данный опыт. ...................................... 8

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, метода, формы, приемы воспитания, обучения................................................................... 14

5. Анализ результативности. ........................................ 19

6. Практические приложения. ....................................... 22

7. Используемая литература. ........................................ 29













1. Обоснование актуальности и перспективности опыта его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Несколько лет назад государство являлось заказчиком образования и поэтому полностью обеспечивало все каналы его жизнедеятельности. Так, в частности, у учителей была стабильная заработная плата; материально-техническая оснащенность кабинетов физики периодически поддерживались через коллекторы учебно-наглядных пособий; правовой статус учителя был также стабилен, информационное обеспечение было централизованным; заботилось государство и о подготовке кадров: через строго определенное время педагога посылали на курсы повышения квалификации; шло централизованное снабжение учебниками, учебными программами, пособиями, методическими рекомендациями по преподаванию всех учебных предметов (рис. 1) и направлены на педагогическую деятельность ПД.

ИН - информационный канал;

Ф — финансовый;

Н-М - научно-методический;

МО - материальное обеспечен»

К - кадровый;

П - правовой;

Г- государство;

ПД - педагогическая деятельное



Я здесь не оцениваю плюсы и минусы этого положения, а лишь констатирую тот факт, что государство было заказчиком на образовательную деятельность и оно же контролировало выполнение своего заказа.

В настоящее время государство не выступает централизованным заказчиком на образовательные услуги. И как следствие - все каналы централизованного единообразного ресурсного обеспечения нарушены, и они создаются вновь на новых принципах. Многие массовые школы в настоящее время строят их самостоятельно.


Ф


ИН


м - н




П


МО


к



.



Рис.2

Я считаю, что появилось еще одно новшество: в регионы отдано управление развитием образованием, которое позволяет учитывать культурно-исторические, этнические, географические и другие особенности, интересы и традиции регионов.

Я полагаю, что это позитивный момент сегодняшнего дня. В связи с этим большее бремя забот упало теперь на плечи учительства, и в частности, на учителей физики. Я была поставлена в такие условия, которые обязывали меня самостоятельно искать ответы на актуальные для педагогики, методики и практики преподавания проблемы.

Я считаю, что среди этих проблем в числе важнейших для меня стояли такие:

- нужно ли развивать личность ученика на уроках физики;

- что именно развивать;

- как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики;

- как сделать так, чтобы дети, занимавшиеся в начальной школе по программе развивающего обучения Давыдова - Эльконина, не потеряли на уроках физики приобретённого стиля и темпа работы;

- какие могут быть подходы к организации учебного процесса развивающего типа на занятиях по физике;

- что нужно сделать, чтобы удовлетворить требования вузов к абитуриентам в плане их общего развития;

- как диагностировать развитие ученика на уроках физики;

- как планировать и прогнозировать цель развития учащихся на занятиях физикой.

Рис.3.


В результате проектной деятельности, с учителями методического объединения технических дисциплин была разработана модель развивающего обучения: схема «Пульсирующая сфера развития»




В центре её субъект - ученик. Он обладает какими-то знаниями и умениями (малые стрелки 1 вдоль радиусов, а их совокупность очерчена кривой 2). Но вот педагог ставит необычную задачу или ученик попадает в условия, когда не знает как поступить, то есть появляется преграда (на рисунке точки 3). Возникает «тупиковая ситуация» - недостаток знаний.

Если одновременно сделать так, чтобы появилось желание преодолеть эту преграду, выйти из тупика, то возникает мотив к познанию: нужно узнать нечто новое или овладеть новыми умениями, чтобы справиться с ситуацией. Далее выступает процесс учебы, познания. В результате ученик приобретает новые знания (на схеме стрелки 4, а их совокупность ограничена кривой 5), которые позволяют ему выйти за пределы преграды и вступить в «новую сферу» 5. В ней он будет пребывать до появления нового препятствия. Так для преодоления конкретной преграды ученик приобретает определённый комплект знаний и умений, относящихся к одной области, то в другой они остаются временно на прежнем уровне. Возможно, что новый мотив побудит моего ученика к пополнению своего багажа другой информацией, тогда «сфера его знаний и умений» вытянется «в соответственную сторону». И все это время «сфера» будет меняться, «пульсировать», деформируясь то в одну, то в другую сторону, то больше, то меньше.

Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную увязку («союз») знаний, действий, отношений. Информацию о деятельности и деятельностном подходе в кратком виде можно представить на рис. 4:



















Деятельность


Виды


-игровая

-учебная

-трудовая

-мыслительная

-научная





Структура

-потребность

-мотив

-задача

-средства

-действия

-операции

-результат

-рефлексия

Особенности


-это цепочка действий

- смена уверенных действий и сомнений










Деятельность






Формы:

- коллективная

-групповая

- индивидуальная

Значение

Она формирует:

-мышление

-умения

-способности

-характер

-качества личности

-багаж знаний

-межличностные

отношения




- Это – работа, труд, вызывающие коренные изменения преобразующие сущность








- Это – процесс, движение








Рис.4













2. Формирование ведущей идеи опыта. Условия возникновения, становления опыта

Известно, что всякое научное рассмотрение проблемы начинается с истории вопроса: «Конечно, образование ума, обогащение его познаниями принесет много пользы, но, увы, я ни никак не полагаю, что зоологические или ботанические познания могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он остался тем же вредным для общества пронырой. Величайшее развитие умственное не предполагает ещё необходимости прочной общественной направленности.»(К.Д. Ушинский). Педагогические идеи нашли достойное место в концепции в модернизации образования РФ:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Поэтому, на своих уроках, я создаю условия, при которых в процессе обучения мой ученик становится субъектом, ощущая потребность и способность к положительному самоизменению, приобретает мотив к саморазвитию.

В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное для жизни значение; ученик уже не выполняет учебные задания по принуждению, веря учителю на слово, что это когда-то пойдет ему в какое-то благо.

Субъективность моего ученика означает, что он знает о своих предстоящих действиях на уроке; зачем, как, с помощью каких средств он будет выполнять задание, что при этом изменится в нём самом и нужно ли это ему.



















3.Теоретическая база опыта; показать, из каких научных положений исходит данный опыт

На данном этапе необходимо сформулировать совокупность идей и теоретических утверждений ряда ученых (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, А.П. Кушнир и др.). Данная совокупность и будет представлять концепцию моей педагогической деятельности:

1. Главное в образовательной системе - человек, ученик, его способности, умения, индивидуальность, духовный мир.

2. Каждому от природы даны способности и склонности, и основная задача школы — их развить, сформировать из индивида Личность со всеми присущими .ей качествами.

3. Прежде чем приступать к решению проблемы формирования Личности, нужно изучить ученика, его темперамент, характер, качества, способности, направленность.

4. Учебный материал школьных дисциплин - не только источник знаний, он в равной мере база для развития индивида.

5. Целенаправленно развивать на учебных занятиях по физике целый комплекс умений и свойств индивида (схема I и II).

6. Первыми и необходимыми компонентами любого занятия должны стать потребность и мотивация.

7. Средством развития индивида, его превращения в Личность является учебная деятельность

Д Ц)

где:

Л — личность

Д - деятельность

Ц - цель.

8. Структуру данной части концепции ( главная) можно представить на схеме III.





Схема II




Мотивация

Индивид

Мыслительную сферу

1

Способности

Образованность (знания)

Личные качества

3

6

Практические умения

Коммуникативность

Эстетические представления

Нравственные ориентиры

5



Схема I.







Сфера развития человека Схема II

Сфера развития



Мотивационная

Мыслительная

Речевая

Когнитивная



Коммуникативная

Практические действия

Нравственная

Эстетическая







Структура главной части исходной концепции

Направление достижения цели

Развитие достижения цели

Содержание учебного корпуса

Средства достижения целей

Учебно-познавательная деятельность

Развитие

мотивационной, мыслительной,речевой,когнитивной,практической,нравственной,эстетической сфер и качеств


Приемы, этапы

Личность






Система

Результат



Схема III





9. В каждом обучающем акте необходимо присутствие следующих компонентов (схема IV):

П отребность Мотив Цель Условия

Д еятельность, состоящая из операций

Р езультат Рефлексия

10. Развивающие задания должны быть разными для того, чтобы охватить всю совокупность необходимых для формирования личности умений и качеств, относящихся к разным сферам развития.

11. Нужен учет индивидуальных особенностей учащихся и их субъективного опыта.

12. Содержания задания или занятия нужно выбирать таким, чтобы оно опиралось на зону актуального развития и было направлено в зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей).

13. Самосознание ученика - важнейшее качество, которое нужно одним из первых формировать в «сфере качеств личности».

14. Самостоятельность учащихся - еще одно качество, которое тоже требуется растить в числе первых.

15. Нужно показывать учащимся, как делать любую работу, то есть ее процедуру.

То есть для реализации учебно-воспитательного потенциала физики как учебного предмета «преподавать нужно именно физическую наук


а не комплекса фактов и знаний» (Г.С. Ландсберг); поэтому содержание

учебника и методика подачи учебного материала предполагают перемещение центра тяжести с заучивания и запоминания материала на приобретение опыта деятельности в сфере физики как науки и в сфере ее практического применения.

В качестве философской основы моей концепции служит современный метод научного познания, суть которого в модельном отражении действительности, в приближении знаний к истине. Его этапы таковы: сначала исследователь накапливает и систематизирует эмпирические факты об изучаемом явлении и законы, которым оно подчиняется, анализ этих законов и фактов позволяет ему путем догадки выдвинуть гипотезу, построить модель исследуемого явления, затем он приписывает этой модели свойства, логическое развитие которых (построение теории) позволяет не только объяснить причинную связь накопленных фактов, но и предвидеть новые, еще не известные явления. В этом ценность и эвристическая сила научной теории. И школьники должны понимать как добываются научные знания, какого их значение.

Дидактический аспект концепции состоит в том, что при всех имеющихся различиях между процессами познания исследователя и ученика, овладевающего знаниями, их глубокое сходство состоит в том, что и в первом, и во втором случаях процесс идет по общей схеме научного познания; когда этого нет, то речь идет о запоминании, но не об овладении знаниями, для овладения научными знаниями учащиеся

должны понять метод познания и научиться им пользоваться. Поэтому учебный материал я (лучше всего) подаю в форме экспериментальных и теоретических исследований.

Психологический аспект моей концепции заключается в признании опыта деятельности в сфере изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития, т.е. содержание, и структура излагаемого материала должны позволять организовывать познавательную деятельность учащихся, актуализируя факторы интеллекта, присущие творческой деятельности.










































4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, метода, формы, приемы воспитания, обучения

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физики на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий. Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т.е. уметь выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. В таблице 1 приведена технологическая карта, которую использую в своей работе:

Таб. 1

Технологическая карта для конструирования системы знаний



БЛОК

Форма занятий

(банк данных)

Название

Задача

Вводное занятие

Включать детей в познавательную деятельность, вызвать интерес к теме

Семинар вводный, лекция обзорная, урок-беседа, урок-викторина, урок – конкурс, проблемная лабораторная работа, урок-осмотр выставки, экскурсия в природу или на производство.

Основная часть

Достичь установочных целей, ознакомиться с основным материалом

Лекция текущая, лекция интегративная, конференция проблемная, деловая игра, урок-исследование, урок самостоятельной работы с учеником

Тренинг

Закрепить полученные знания и умения

Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, экскурсия ,урок-занятие по интересам, урок- игра (КВН, «Телемост»)

Контроль

Обнаружить изменения в личностных качествах учеников и их знаниях

Урок-собеседование, урок-зачет, урок- письменная контрольная работа, урок устного опроса, урок-физический диктант, урок защиты творческих заданий, экзамен.

Анализ

Выявить успехи и неудачи, их причины

Урок-анкета, урок- «круглый стол»,урок –сочинение, урок-отчет групп, лекция-итоговая.



Чтобы выстроить технологическую линию обучения, нужно из каждого банка технологической карты, выбрать те методические элементы, которые помогут осуществить поставленные цели. Таким образом, получим цепочку уроков. Поясню эту процедуру примером конструирования системы знаний по теме «Тепловые явления» в 8 Б классе.

Условия обучения. В классе слабая познавательная потребность, у одной половины детей учебные интересы отсутствуют, у другой - носят

неустойчивый, эпизодический характер. В изучаемом материале ученики не умеют выделять главное, их общеучебные умения развиты слабо. На низком уровне и навыки общения друг с другом. Однако интерес для детей представляют занимательные и активные формы занятий. Мальчиков привлекает практическая деятельность: они любят выяснять суть технических устройств и процессов, проходящих в них. Девочки отдают предпочтение проблеме взаимоотношений.

Установочные цели. Сформировать у каждого ученика положительное отношение к физике, вызвать желание учиться, убедить в возможности и эффективности взаимообучения и самообучения; привить первые навыки рецензирования само и взаимооценки, групповой работы; сформировать систему основных знаний о тепловых явлениях; закрепить навыки работы с приборами, решений типовых задач.

Технологическая линия обучения состоит из следующих частей:

Вводное занятие рассказ-беседа. Его цель при помощи
занимательных и наглядных опытов пробудить интерес к физике и ввести
в курс содержания темы.

Основная часть разделена по содержанию (матрицы):

I - внутренняя энергия и виды теплопередачи;

II - агрегатные состояния вещества;

III - тепловые машины.

Для проработки первого комплекса выбираю обзорную лекцию «Виды теплопередачи», урок фронтальной постановки опытов, семинар, проводимый методом «круглого стола», экскурсию в природу.

Второй матричный комплекс строится из обзорной лекции «Путешествие в мир агрегатных состояний вещества», урока - исследования, двух занятий с использованием групповой формы работы, экскурсии на производство.

В третью матричную систему входят конференция на тему «Тепловые двигатели» и урок выполнение (группами) технических творческих заданий.

Тренинг входит в каждую систему. В нем серия уроков -дидактических игр, практикумы по решению задач - качественных, количественных, графических и экспериментальных, две фронтальные лабораторные работы, экскурсия с экономической направленностью.

Контроль применяется также в каждой системе: в I - это урок собеседование; во II - письменная контрольная работа; в III - защита группами творческих заданий. Усвоение раздела проверяется на зачете.

Анализ состоит из одного занятия, на котором все ученики письменно отвечают на вопросы анкеты:

1. Чего я хотел достичь при изучении темы «Тепловые явления» и чего достиг'?

2. Причины моих неудач?

3. Каково мое отношение к содержанию прошедших уроков
физики?

4. Какой из уроков по форме был самый интересным и почему?

5. Что не понравилось на прошедших занятиях?

6. Что можно предложить по организации дальнейшего обучения?

По результатам анкетирования провожу краткую беседу

Обращаясь к своему педагогическому опыту я попытаюсь вычленить и сгруппировать материал, относящийся к индивидуализации в преподавании физики, к созданию индивидуальных образовательных маршрутов.

Прежде всего я назову приемы, относящихся к теме программы в целом. Они таковы:

1) тему в зависимости от склонностей большинства учащихся класса рассматривают на уроках какого-то одного типа: например , только по теории или только в практикумах;

2) тему изучают по аспектам. Учеников класса делят на группы сообразно склонностям; все группы занимаются одновременно по своим планам, рассматривая тему в выбранном ими аспекте: первая - в теоретическом, вторая — в историческом, третья в практическом и т.д.

Второй комплект приемов относится к изучению нового материала на уроке. В него входят такие приемы:

1) группы, на которые разбит класс, готовят каждая сообщения по рассматриваемому вопросу в «своем русле»: например, первая - о сути изучаемого закона, вторая — о решении задач на этот закон, третья — об иллюстрирующем его эксперименте, четвертая - об истории открытия;

2) в группах, получивших на уроке свои подтемы, назначают специалистов разного профиля: историков, биологов, физиков-теоретиков, экспериментаторов, военных и т.д. Каждый специалист разбирает материал со своей позиции и докладывает классу;

3) все слабые и средние группы класса прорабатывает новый материал по учебнику. А группы сильных учащихся получают другое задание: извлечь добавочную информацию о данном вопросе из дополнительной, рекомендованной учителем литературы и подготовить сообщение;

4) вопросы, по которым нужно изучать материал, предлагаются двух типов: более сложная программа А и упрощенная программа Б; ученик выбирает ту, по которой он будет работать.

Наиболее значителен комплект приемов индивидуализации решения задач. В его составе такие приемы:

1) «вихрь задач». На доске пишут ряд номеров задач, подлежащих решению; ученик, справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается за следующую. Таким образом, каждый работает в том темпе, который ему под силу;

2) «охота за пятерками». Прием аналогичен предыдущему, но в нем решение предъявляется учителю не на листке, а на доске, к которой ученик молча выходит и записывает свои выкладки;

3) группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности, а группам троечников - более простые, типовые;

4) после разбора типовых задач ученик, считающий, что он усвоил метод их решения, может не решать аналогичные тренировочные задачи, а набирать баллы, занимаясь другими, более сложными;

5) в начале темы ученикам предъявляют список задач, которые должны быть решены обязательно, и список дополнительных, развивающих и углубляющих материал, Те, кто хочет лучше натренировать себя, имеют возможность после обязательных решать еще задачи второго типа; в конце темы сделанное показывают педагогу;

6) введение в каждую тему циклов задач малой, средней и повышенной сложности, оцениваемых соответствующим числом баллов. Решив все задачи одного цикла, ученик может переходить к другому;

7) решение задач в «своём темпе» из списка, данного на урок;

8) выдача контрольной работы в трёх разных по сложности вариантах: I - слабом, II - среднем, III - высшем; каждый ученик выбирает тот, с которым может справиться.

Индивидуализация учебной работы в процессе закрепления материала:

1) имеет место на уроках «Праздник знаний», «Кто. Что. Где. Когда», «Осмотр самодельной выставки» и др.;

2) осуществляется посредством приёма, обеспечивающего конструирование заданий, рассчитанных на конкретного ученик




Разные формы уроков

Содержание материала


Работа в своем темпе


Разные виды деятельности учащихся

Работа разной сложности


Применение комплекса приемов


Рис.5.

Обращает на себя внимание группа уроков, целиком (и по форме, и по содержанию) построенных на инициативе учащихся: это уроки изучения нового материала, заключительные уроки «Творческий отчёт» и «Праздник знаний», завершающие тему занятия типа «Кто. Что. Где. Когда», знакомящие с практическим применением физических знаний, уроки подготовки к контрольной работе.

В практике преподавания очень широко используются ситуации, когда инициатива учеников определяется только содержанием уроков (при заданной учителем их форме). Это:

подбор и составление учащимися вопросов по теме с целью повторения и закрепления материала для: а) организации физической спартакиады между классами; б) игр-соревнований внутриклассовых команд на уроке; в) проведение уроков типа: «Пресс-конференция»; г) организация ряда дидактических игр, например «Защита диссертации», «Телемост», «Морской бой», «Круглый стол», «Физика на спортплощадке», «Физика на стройке», «Физическая лапта» и т.д.;

создание экспозиций по пройденной теме для урока типа «Осмотр самодельной выставки». Тематику её разделов определяет педагог, а содержание каждого стенда - целиком поиски ребят;

самостоятельная подготовка докладов к урокам-конференциям. Темы докладов даёт, как правило, учитель, а фактический материал, эксперимент к нему и наглядные пособия - учащиеся;

подготовка театрализованных сцен - «Физика в сказке», составление рассказов учащимися об игрушках для годового итогового урока «Физика и игрушка», сопровождаемых демонстрацией. Игрушки ученики находят сами и сами готовят свои сообщения; учитель же определяет структуру урока, раздел учебной программы, к которой относится данный экспонат, и тем самым его место на уроке;

урок-отчёт по экскурсии, когда каждая группа докладывает о результатах выполнения полученных ею от учителя познавательно-творческих заданий по ознакомлению с производством.

А вот ряд приёмов преподавания, в которых инициатива учащихся направлена на организацию учебного процесса. Это:

постановка театрализованных уроков и сценок на физическом материале. Инициатива ребят проявляется в актёрском воплощении учительского замысла (сценария) и оформлении; сценарий, как правило, пишут педагоги;

текущий опрос, проводимый учениками на части урока; текущий взаимоопрос на уроке: по вопросам а) придуманным учениками; б) предложенным учителем; в) по опорным конспектам;

участие школьников в составе различных жюри, комиссий «госприёмки» знаний, экспертов, дирекции НИИ, оценивающих учебно-познавательную работу своих товарищей на уроках различных типов - «Общественный смотр знаний», КВН, соревнованиях, дидактических играх.

Из них мы можем сделать вывод: в учебном процессе всё чаще появляется открытая, объективная, доступная и адресованная ученику информация как о результатах учёбы, так и о предстоящей её организации, причём информация широкая и гласная.

Всё сказанное выше есть ни что иное как база, способная организовать моё преподавание в творческом «ключе», т.е. через проблемно-поисковый подход к образовательному процессу. Для меня это работа по плану:

1. Понятие, или Что это такое?

Проблемно-поисковый подход к обучению - это такой подход, при котором ученик в процессе учёбы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытие факта, закона, явления, закономер­ности или освоить новый способ познания, т.е механизм приобретения новых знаний о реальной действительности.

2. Какое ещё название можно дать этому подходу?

Его иногда называют «обучение через открытие».

3. Модель организации учебного процесса

Она основана на принципе проблемности. Проблема может быть связана с содержанием учебного материала или способом его развёртывания.

4. Технология организации Я делаю следующее:

а) создаю значимую для ученика проблемную ситуацию;

б) наполняю эту ситуацию противоречием и стараюсь, чтобы ученики осознали это противоречие как важную проблему;

в) сформулирую исследовательскую и творческую задачу;

г) обсуждаю, совместно вырабатываю или предлагаю главные пути, т.е. направления, её решения.

5. Методы работы Метод предлагается один из следующих:

а) частично-поисковый;

б) полностью поисковый;

в) исследовательский.

6. Формы организации учащихся

Возможны такие формы:

а) по парам,

б) в микрогруппах,

в) по бригадам (большим группам),

г) межгрупповое взаимодействие.

7. Роль педагога

Педагог выполняет функцию управляющего процессом познания. Он проводит ученика через все главные этапы цикла познания (построение и обоснование гипотезы, её проверка, формулирование выводов).

8. Ключевые понятия этого подхода

К ним относятся: проблемная ситуация, учебная проблема, творческая задача, деятельность учащихся.

Раскрытие некоторых теоретических положений.

Проблемная ситуация в учебном процессе. Она возникает у ученика тогда, когда он не знает, с чем столкнулся, или как объяснить что-то (например какое-либо явление, факт), как действовать. Ученик не может достичь цели с помощью известных ему знаний или ранее изученных способов действия.

Проблемная ситуация побуждает его искать новые знания или новые способы действия (Приложение 1).

Проблемная ситуация содержит три главных компонента:

а) потребность в новом знании или способе действия («хочу узнать...», «хочу научиться...»),

б) неизвестное знание, которое нужно добыть или усвоить,

в) известные знания и сформированные умения, полученные в ходе предшествующей учёбы, на которые можно опереться.

Проблемную ситуацию в учебном процессе создают на базе материала из истории науки и техники, описания экстремальных ситуаций, фактов из профессиональной деятельности, случаев из жизни.

Она должна содержать либо затруднение, либо противоречие, не имеющее однозначного решения, либо быть связана с особым психологическим состоянием, приводящим к возникновению познавательной потребности.

Проблемную ситуацию завершают вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску.

Проблема в учебном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить возникшее затруднение или противоречие средствами наличного опыта или имеющихся в наличии знаний. Выразим эту мысль иными словами; признаки учебной проблемы: отсутствие у ученика необходимых для решения

а) знаний,

б) нужных умений (т.е. «опыта»),

в) осознание противоречий в ситуации (например, противоположные позиции при объяснении одних и тех же явлений или процессов, необходимость обеспечить взаимоисключающие качества или свойства и др.)

Учебная проблема может иметь форму познавательной задами (или задания), содержащей некоторое «противоречие» в своём условии, например, а) избыточные данные, б) недостающие, в) неверные, г) альтернативные.

Обнаруженные учеником «противоречия» приводят к возникновению в связи с интеллектуальным затруднением переживания, появлению потребности в новых знаниях или способах действия.

Осознав это, ученик начинает рассуждать, действовать, выдвигать гипотезы, искать пути решения.





































5. Анализ результативности


Также в основе моей педагогической деятельности лежит метод-проектов, позволяющий не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

На мой взгляд, наиболее оправдан подход, который ставит ученика в позицию творческого исследователя физической реальности. Первая работа, в рамках данного проекта была представлена на городской научно - практической конференции: «Наш дом - Земля».

Тема работы: «Экологические проблемы города Бийска, через использование физических методов исследования».

Результат - благодарственное письмо от комитета администрации города Бийска по образованию, 2005 год.

Первые успехи и возможность применять знания, полученные на уроках физики способствовали объединению группы учащихся 8 - 11-х классов в физико-технический ансамбль (ФТА), который включает в себя несколько секций:

- теоретики;

- экспериментаторы;

- информаторы и фотографы;

- юные исследователи природы.

Вторая работа /данного технического объединения:«Экологические проблемы района - Табачная фабрика и школы № 20» получила высокую оценку на городском открытом конкурсе одарённых школьников и молодёжи: «Юный исследователь». Поротикова Екатерина была награждена грамотой от координационного центра по работе с одарёнными детьми и молодежью города Бийска, апрель - 2006 г.

По решению конференции Поротикова Екатерина направлена в город Обнинск на всероссийскую научную конференцию, а сама работа опубликована в сборнике материалов международной монголо-российской конференции, 2006 г.

Третья работа физического общества (на базе школы № 40) приняла участие во П-й краевой заочной научно-практической конференции; «Мы здоровью скажем - Да!»,

Авторы исследовательских работ: Трубников Егор, Бедарева Анна, Воронков Александр - учащиеся 8 А класса.

Цикл работ, под общим названием: «Санитарно - экологические проблемы школы № 40», включает в себя физические исследования

- теплового режима;

- освещённости;

- уровня шума;

- влажности воздуха.

Поэтому каждый ребёнок получил сертификат участника и возможность публикации в сборнике материалов по результатам работы краевой конференции, 15 апреля 2009 г., ценный приз от фирмы Ые811е.

В ноябре 2008 (06.11.08.) команда из ребят моего класса заняла I - е место за участие в городском краеведческом марафоне.

С обобщением своего опыта я выступала на

-1 -и городской научно - практической конференции «Краеведение: теория и практика» (на базе АК и ПКРО г. Бийска - 2009 год; сертификат). Работа: «Место и роль туристической и краеведческой деятельности образовательного учреждения» - научно - практической конференции:

V краевые педагогические чтения им. В.И. Верещагина, с работой «Место и роль гражданско - патриотической деятельности в системе работы школы». Получила сертификат от управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи.

- краевой форум: «Быть активным - это здорово!» (г. Барнаул 2009 г., апрель). Выдано свидетельство управлением Алтайского края по образованию и делам

молодёжи.

По организации работы данного научно- исследовательского общества я выступила на городском семинаре физиков (школы № 40, февраль 2008 года).

На семинаре мною был поднят вопрос о важности и актуальности изучения материала, связанного с особенностями человеческого организма, которые можно объяснить с точки зрения физики, а так же исследовать физическими методами . Мои выпускники 2007 года (шк. № 40, участники ФТА) успешно сдали ЕГЭ:

Кейных Ксения (11 -В кл.) и Елесина Анна (11 -- В кл.) поступили в Томский университет набрав, при поступлении 78 и 89 баллов по физике соответственно.

Кукояка Марк (11 - Г кл.) поступил в Новосибирский институт связи 56 баллов.

Сегодня, применение современных методов и технологий обучения таких как - метод учебных проектов, элементы рыночной экономики, технологии диагностики предметной обученности, помогает обеспечить (обеспечить сейчас) мне устранение перегрузки основных участников образовательного процесса, сохраняя их физическое и психическое здоровье.

По столь важной теме: «Психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии на уроках физики» - я выступила на школьном педагогическом совете в январе 2007 /юла.

Работа физико-технического ансамбля продолжается и сейчас. Сбор нового фактического материала для дальнейших физических исследований в конце апреля осуществляла секция исследователей природы и фотографов. Для этих целей была организована научно-экологическая экспедиция по Чуйскому тракту до с. Чемал. Полученные материалы частично обрабатываются теоретиками, а частично в виде научно - познавательного материала были показаны по ТУ - Алби г. Бийска (21 - 26 апреля).

Результат: каждый ребёнок получил грамоту от комитета администрации города Бийска по образованию.

Использование, на уроках физики, таких методов обучения, как: объяснительно - иллюстрированный метод (учащиеся слушают, приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты);

- репродуктивный (проговаривают про себя, в парах);

- проблемный метод;

- частично поисковый (включается в аргументацию выдвинутой гипотезы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания);

- исследовательских метод.

позволяет периодически повышать качества знаний:

2007 - 2008 уч. год - на «4» и «5» - 128 чел. (70%)

2008 - 2099 уч. год - на «4» и «5» - 142 чел. (75%)

Индивидуальных подход в процессе обучения влияет и на результаты участников городских олимпиад. Так, при максимальном количестве баллов 29, в 2009 г. Головина Ксения (8Г) получает 22 балла, Воронков Александр (8А) получает 21 балл.

Важнейшая задача гуманитарного курса физики - экстраполировать физические законы и явления на человеческие проблемы. Так в рамках изучения темы «Диффузия» - была написана и опубликована статья в газете «Бийский рабочий» в номере за 2007 год: «Кто сигарету поджигает, тот жизнь на годы сокращает». Гуманитарная физика имеет непосредственной отношение к художественной литературе, истории. Действительно, без знания законов природы порою трудно глубоко осознать или сочинить литературное произведение.

Ближайшей перспективой считаю работу, направленную на изучение и развитие учебно - методических возможностей компьютерной лаборатории, в целях повышение эффективности учебного процесса.





































6. Практические приложения

План урока Приложение №1.



Тема: «Электризация. Электрические заряды. Взаимодействие зарядов»

Этап урока

Что делает

Результат

(итоги)

название

цель

учитель

ученики


Нача

льный


Заинтересован

ность учащихся

1)Проделывает, молча такие

действия. ==Электризует

пластмассовую линейку

и подносит линейку к струе воды.

Она изменяет траекторию своего движения.

Просит повторить опыт со своей линейкой

Результат другой.

2)Ставит вопрос: «Почему не изменяется траектория движения струй воды?»

Смотрят


Пытаются

изменить

траекторию

движения

струй воды.

Не получается

(проблема)=

Участвуют в

обсуждении

ситуации =



Мотивация:

Возникнове-

ние интереса

Вывод:

будем

искать

причину,

а для

этого

изучать

явление,

породившее

увиденный

факт

Основ

ной

Изучение

нового

материала

  1. Предлагает изучить: какие

  2. тела и вещества при трении

  3. тоже приобретают

  4. способность притягивать

к себе легкие тела. Дает устную

инструкцию = по постановке

эксперимента =

Выполняют

фронтально

опыт №1=

Трут разные

тела

(из металла,

пластмассы,

дерева,

картона,

стекла)

о сукно

и приближают к мелким кусочкам бумаги,

заставляя их

двигаться.

Выделяют

эти вещества,

Называют

их.


2)Ставит вопрос: «Будет ли

наблюдаться эффект, если тела натирать

=чем-то иным?

Выдвигаются

предположе-

ния.

Элекриза

ция есть

3) Просит проверить гипотезы =

Выполняют

опыт

4) Предлагает сделать вывод из

опытов =

Делают

вывод =

5)Сообщает легенду о дочери

древнегреческого царя,

прявшей шерсть на янтарном

веретене =

Слушают =

Еще одно

знакомство

с

интересным

физическим

явлением

6)Просит сопоставить опыты и

исторический факт, найти в них общее =

Делают

вывод =

Явления

похожи =

7)Ставит вопрос: «Как

называется явление,с которым только что познакомились?» Ответ просит

найти в учебнике =

Читают

учебник,

ищут ответ

на вопрос =

Вводится

понятие

«элекриза

ция»

8)Предлагает еще раз заглянуть учебник

с целью узнать: «Что говорят о телах,

подобных тем, с которыми только

что работали?»

Просматри-

вают учебник,

ищут ответ на

вопрос,

зачитывают

его =

Вводится

понятие

об электри

ческом

заряде

9)Ставит вопрос: «Что мы хотели

бы узнать о новом явлении»=

Предлагают

Исследовать:

действуют

ли на

элекризован

ные тела на

а) тяжелые

тела,

б) далекие,

в) узнать как

сделать

электризацию

более

«сильной»=

Выдвигают

гипотезы,

составляют

план

дальнейшей

работы

10) Просит осуществить эти

исследования

Делают

опыты №3-5

=

Изучают

явления на

опыте

11) Предлагает назвать результаты

экспериментов =

Формули

руют выводы

=

Заряженные

тела

действуют

на тяжелые

и не очень

далекие тела.


12) Ставит вопрос: «Как узнать

при каких условиях (в сухой или

влажной атмосфере, на свету или в темноте) отобранные тела

(вещества) электризуются?»=

Выдвигаются

предположе

ния



13)Просит проверить

предположение на опытах =

Делают

опыты №6

и №7 =

(наблюдают

действия

сухой и

влажной

палочки на

тела)

Выясняют

условия

электролиза

ции

14)Предлагают выяснить не

приобретет ли

наэлектризованное тело,

участвовавшее в

трении =

а)придумать для этого проект эксперимента

=

б)осуществить его =

Выдвигают

проекты =

Выполняют

опыт №8

(испытывают после трения палочки

сукном и

мехом,

их воздействие

на бумажки)

Продолжа

ют изучать

явление

15) Просит сформулировать

вывод из опыта №8=

Делают

вывод =

При

трении

электризу

ются

оба тела

16) Ставит вопрос: «Можно ли

другим способом наэлекризовать

тело?»

Просит высказать свое мнение =

Высказывают

суждения =


17) Выполняет демонстративный

эксперимент: «Электризация

при соприкосновении» для проверки

гипотез просит обсудить его =

Обсуждают эксперимент и делают

вывод =

Наэлектризо-

вать можно

также

сопри-

косновением

с наэлектри

зованным

телом

18) Ставит вопрос: «Как ведут себя по

отношению к друг другу

наэлектризованные тела?»

Просит высказать свою точку зрения = и проверить ее на опыте =

Делают

опыт №9

(с двумя

натертыми и

поднятыми

вверх

полиэтилено-

выми полоска

ми)

Тела с

зарядами

действует

друг на

друга

19)Просит сформулировать вывод

из опыта №9 =

Делают вывод

=

Наэлекри

зованные

полоски

или

притя

гиваются,

или

отталкива

ются


20) Предлагает уточнить вывод: какие именно полоски притягиваются, какие отталкиваются =

Работают

с учебником,

ищут ответ =

Вводятся

понятие о

положите

льных и

отрица

тельных

зарядах,

о знаке

заряда

Итого-

вый

Сведение

воедино получен-

ной информации

21) Предлагает устно суммировать все,

что узнали на уроке =

Выполняют

задание

(говорят с

места)=

Устно

подведены

итоги

изучения

нового

материала


22) Просит записать выводы, а

для этого окончить диктуемые

предложения:

а) Электризация – это……..

б) Есть два рода электрических зарядов:…..

в) Наэлектризовать тело можно……..

и др. =

Учащиеся

записывают в

тетрадь

полностью

завершенные

фразы =

Записано

содержание

главных

идей

урока

Закреп-

ление

Применение

полученных

знаний

23) Предлагает объяснить опыт,

показанный в начале урока =

Объясняют =


24) Излагает производственную практику:

при печати газеты в цехе типографии

бумага, сматывающаяся с

рулонов, стала слипаться, скручиваться.

Нужно объяснить, чем это вызвано =

Предложить меры ликвидации неполадки

=

Дают

объяснения =

высказывают

предложения

Учатся

применять теорию для объяснения

новых фактов

Домаш

нее

задание

Углубление и

осознание

знания

25) Предлагает найти в дополни

тельной литературе описание опытов по электризации и взаимодействию зарядов и сделать 1 или 2 объяснения их =

Работают с

литературой,

делают опыты

=

Осмысли

вают и

углубляют

знания.

Участвуют

в

поисковой

и

эксперимен-

таторской

работе




























7. Используемая литература


1. «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях (7-9 кл) Якушевская Н.А.: Издат. «Глобус», 2009 г.


2. «Уроки физики» 7-11 кл. Авторы - составители З.В. Александрова, И.В. Баданина, Е.В. Зеленская, А.А. Ируткина: Издат. «Глобус», 2009 г.


3. Преподавание физики развивающее ученика (Формирование практических умений; часть 1) Книга № 4, Э.М. Браверман АПК и ППРО Москва 2008 г.


4. Преподавание физики, развивающее ученика (Подходы, компоненты, уроки, задания) Э.М. Браверман. Москва Ассоциация учителей физики 2003 г.


5. М.М. Поташник «Требования к современному уроку» Центр педагогического образования. Москва 2007 г.


6. «Физика 8;7 кл.» (Контрольно - тренировочные задания) Волгоград. Издательство Учитель.


7. «Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности» Издат. «Глобус» (Москва).


3