СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование компетентностного подхода на уроках немецкого языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологий групповой работы, метода проектов, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование компетентностного подхода на уроках немецкого языка»»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

Из опыта работы Валяевой О.В.

На своих уроках немецкого языка компетентностный подход я реализую путем формирования у обучающихся системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения содержания образования:

• предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);

• предметных и общепредметных умений («Я умею...»);

• творчества («Я создаю...»);

• в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Передо мной, как перед преподавателем иностранного языка, стоит сложная задача: научить обучающихся не только читать, переводить, но и говорить и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Очевидны следующие объективные трудности:

а) отсутствие языковой среды;

б) сжатые рамки урока;

в) недостаток учебного материала в существующих УМК;

г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.

Осуществлять на практике компетентностный подход в обучении помогает использование лингвосоциокультурного метода, который предполагает изучение языка через понимание культуры той страны, чей язык ты изучаешь, через традиции. Работая на уроках с разделом «Страноведение», знакомим обучающихся с народными традициями страны изучаемого языка, историей возникновения праздников, их символикой, что способствует расширению страноведческих познаний, приобщает их к народной мудрости. На уроках использую песни, сказки, фильмы, как источник языкового и грамматического материала. На первом месте – жизнь, сам непосредственно язык общения, а на втором его теория, т.е. грамматика. В формировании коммуникативной компетенции помогают такие виды деятельности как: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах обучающиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где обучающиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность, деятельность каждого студента может оцениваться с помощью тестов обучающиеся получают навыки работы в команде; важную роль имеет рефлексия.

Ещѐ один из используемых мной методов – это метод проектов. Использование метода проектов развивает активное самостоятельное мышление, творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения. Обучающиеся учатся работать с текстом, выделять главную мысль, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других умений. На данный момент обучающимися выполнено не мало проектов страноведческого характера (о странах изучаемого языка), об известных людях Германии, о немецкой кухне, из истории автомобиля. Можно с уверенностью сказать о том, что в результате большинство студентов овладело определенными умениями – собирать необходимую информацию, перерабатывать текст, работать со справочной литературой и Интернет-ресурсами, оформлять, документировать результаты работы. Все проекты были осуществлены с использованием информационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших компонентов компетентностного подхода. В XXI веке компьютеры в целом и сеть Интернет, в частности, являются обязательным компонентом общей грамотности человека. На уроках иностранного языка были использованы онлайн-ресурсы сайтов для изучающих немецкий язык, а именно: http://www.studygerman.ru/, http://www.de-online.ru/. Основное назначение подобных сайтов заключается в том, чтобы помочь пользователям освоить не только лексику, но и грамматику языка. Здесь собрано огромное количество материалов для изучения языка, в том числе аудио-, видеофайлы и т.д. Это интерактивные ресурсы, на которых в динамичном режиме предлагаются разнообразные игры, упражнения, тесты. Благодаря указанным выше сайтам удалось получить доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. Не менее действенным способом работы с компьютером является использование мультимедийных презентаций, подготовленных преподавателем или студентами. Применение презентаций на уроках дает возможность использования анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы. Подобный прием в значительной степени ведет к лучшему усвоению материала. Мультимедийные презентации могут быть использованы при изучении иностранного языка в следующих случаях:

• при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

• при изучении грамматического материала, когда увиденные на экране красочные схемы, таблицы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового;

• при изучении страноведческого материала.

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.

Литература

1. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В.И. Блинов, И.С. Сергеев – М.: АРКТИ, 2007.

2. Дианина Н.Н. О критериях оценки языковых, коммуникативных и профессиональных компетенций при обучении иностранному языку / Н.Н. Дианина // Среднее профессиональное образование. – 2016. - № 6. - С. 22.

3. Сысоев П.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку. / П.В. Сысоев // Иностранный язык в школе. – 2015. – № 10.