Обобщение «Взаимосвязь организмов и окружающей среды »
Тема урока :
Задание №1.
На любой организм воздействуют различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические, биотические и антропогенные факторы.
А. Увеличение скорости течения реки весной.
Б. Увеличение численности мальков других видов рыб.
В. Увеличение прозрачности воды во время половодья.
Г. Понижение температуры воды зимой.
Д. Загрязнение воды в водоеме сточными водами.
Е. Увеличение численности хищников, поедающих отложенную окунями икру.
Задание №2.
- Определить тип взаимоотношений между живыми организмами.
- Заполните таблицу (работа в группах).
Тип взаимоотношений
Виды
1
Нейтрализм
2
Амменсализм
Комменсализм
Конкуренция
Паразитизм
Хищничество
Протокооперация
Мутуализм
Симбиоз
Задание №3.
- Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в стихотворении.
Соседи, соседи: жуки и медведи.
Орлы и козявки, деревья и травки …
Прожить без соседей – увы! – невозможно.
Иных, обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде.
Сосед-конкурент – это тоже опасно.
Он рядом живет, все как будто прекрасно,
Но где только может он вас потеснит.
Участок отнимет и свет заслонит.
Умело обставит он вас на охоте –
Вы даже не сразу все это поймете.
Сумеет он дом и невесту отнять,
Останется вам только горько рыдать.
А все почему? Потому что крупнее,
Чуть-чуть посильнее,
Чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас поумней –
Бывает и так иногда у зверей.
М. Левитман.
Задание №4. «Азбука народной мудрости».
- Объясните экологический смысл пословиц.
- Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.
- Лиса с зайцем дружно не живут.
- Ты посей рожь – васильки сами взойдут.
- Воробей под стреху, а сова на ловлю.
- Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает.
- На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Задание №5.
- Укажите правильную последовательность
- (составьте экологическую сказку)
- филин обиделся и улетел в другой лес;
- мыши стали поедать соты и разорили улья;
- пришлось мужику мириться с филином;
- не стало пчел - не опыляются травы, и их урожайность понизилась;
- худо стало мужику без меда и без молока;
- не стало филина – расплодились мыши;
- мало стало травы - корова не дает молока;
- мужик сказал филину «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
Задание №6.
- Решите экологические задачи
- В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?
Задание №6.
- Решите экологические задачи
2) В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
Задание №6.
- Решите экологические задачи
3) И.Шкляревский: « Когда стерлядь входила на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». Почему?
Задание №6.
- Решите экологические задачи
- 4) На основании правила 10 % определите, сколько потребуется травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава-заяц - орел).