СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы классного руководителя по реализации проекта "Тимуровцы XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Ключевые слова: социальный организатор, развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума.

 

Современный классный руководитель – настоящий воспитатель человеческих душ. Это человек, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельный, обладающий аналитическими способностями и всегда нацеленный на саморазвитие. Современный классный руководитель –  человек думающий, сомневающийся, задающий вопросы и ищущий ответы. 

            С первых дней работы  с классным коллективом в гимназии мне хотелось воспитать в своих учениках не только внимательных слушателей, но и активных собеседников, думающих, умеющих решать проблемы и задавать вопросы. Иметь свой взгляд на любой вопрос, отстаивать свою позицию уверенно и корректно по отношению к окружающим.

          Я – учитель, друг и наставник, несущий ответственность  за воспитание детей вместе с их родителями. Об этом я помню каждый день. У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

Я строю свою воспитательную работу по принципу «классный руководитель – социальный организатор», то есть я стремлюсь увлечь детей социально-направленной деятельностью, развиваю в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирую их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Поэтому, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума (гимназии, вне школьной социальной среды) через реализацию проекта «Тимуровцы XXI века».

Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Познакомить учащихся класса с проектом «Тимуровцы 21 века» [1, с. 225-229], направленного на формирование нравственных качеств личности через включение их в социально-значимую деятельность гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности;
  2. Провести сопутствующие диагностики;
  3. На основании диагностик вовлечь учащихся в проект патриотической направленности;
  4. Способствовать формированию мысли о том, что человеческая доброта, милосердие, забота,  умение радоваться  и переживать за других людей и составляет основу человеческого счастья;
  5. Увеличить численность тимуровского отряда путем вовлечения учащихся младших классов через проектную деятельность «Тимуровцы 21 века», организаторами которой станут учащиеся 8 класса «В» (на 3 году реализации проекта)

Для того чтобы данный проект был реализован в полной мере (проект долгосрочный, рассчитан  на 3 года), свою работу я построила следующим образом:

  1. Проведение диагностики в 6 классе (в 2012-2013 учебном году стала классным руководителем в 6 «В»). Диагностика позволила выявить  приоритетное направление (патриотическое) воспитательной работы (Приложение 1).
  2. Проведение диагностики, позволяющей определить приоритетные формы по развитию направления патриотической работы (Приложение 2). 
  3. Организация написания эссе «Что такое «Тимуровское движение»? (Приложение 3)
  4. Анкетирование родителей на первом родительском собрании по теме «Какое направление воспитательной работы и формы взаимодействия «классный руководитель – учащиеся – родители»  наиболее приоритетны  для воспитания  детей?» (Приложение 4)
  5. Проектная деятельность «Тимуровцы 21 века»
  6. Результат, рефлексия

Патриотическое воспитание требует особой организации событий в жизни и деятельности детей, направленных на создание образов как идеалов и образцов, служащих основой отношений с окружающим миром и, в частности, отношений между самими детьми, между детьми и педагогами, родителями и другими субъектами пространства общения. Именно поэтому деятельность классного руководителя в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически-сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания учащихся через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса [2, с.37].

Итак, какие же интерпретации патриотизма конструктивны? Решая данный вопрос, я обратилась к статье С.Д. Полякова «Проблемы патриотического воспитания»  в сборнике материалов областной межведомственной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание учащейся молодежи»:

  1. Патриотизм как позиция защитника страны от внешних и внутренних врагов
  2. Патриотизм как чувство гордости за достижение в культуре и истории страны («отцовская» интерпретация как «любовь за что-то»
  3. Патриотизм как принятие судьбы отечества во всей её целостности («материнская» интерпретация, как безусловная любовь)

Присоединение к первому варианту патриотизм ставит вопросы о содержании «защитной позиции», о рисках её формирования, о месте и роли этой позиции в ценностной сфере школьников ориентированных на «защитные» профессии и ориентированных на реализацию себя в других профессиональных сферах.

Присоединение к «отцовскому» варианту патриотизма требует теоретического анализа культурно-исторических реалий как возможному предмету гордости («чем гордиться») и определения критериев их социоисторической позитивности-негативности.

Присоединение к «материнской» интерпретации патриотизма ставит вопросы о критериях принятия-непринятия, содержания чувства принятия его психологических последствий для развития личности.

Во всех этих «ходах» особое значение приобретает разработка и научное обоснование «техники педагогической безопасности» при соприкосновении учеников с социально и психологически острыми явлениями культуры и истории.

Нам ближе всего вторая интерпретация патриотизма, при которой цель патриотического воспитания может быть сформулирована как формирование положительного отношения к истории и культуре своей страны и может быть гордости за её достижения.

Но при этой трактовке возникает вопрос: к чему в истории и культуре страны нужно формировать положительное отношение, что может быть предметом гордости?

Мне близок ответ: к тому в истории и культуре страны, что помогало, помогает человеку жить и развиваться.

Мы, педагоги, работаем в ограниченных временных рамках, и чтобы в этих рамках быть успешным необходим выбор приоритета. Иначе – неуспех нам обеспечен.

Мне представляется что, с точки зрения тенденций развития нашего общества, нашей страны, приоритетны задачи гражданского образования, воспитания. Патриотическое воспитание – это важное серьёзное дело, но оно должно идти на фоне гражданского воспитания.

Ещё одна проблема – соотношение патриотического и духовно-нравственного воспитания. В педагогической литературе встречаются противоположные понимания их соотношения:

- патриотизм – часть, элемент духовности и нравственности,

- духовность и нравственность -  составляющие патриотизма.

Более практично трактовать нравственность и патриотизм как разные явления. Нравственность как выражение отношений с близкими людьми: родителями, друзьями, товарищами, учителями, а патриотизм как выражение отношения к культуре, истории страны [2, 65-68].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы с классом по выбранной теме и приоритетному направлению воспитательной работы:

Класс

Срок

  •  

6 - В

2012-2013 учебный год

Диагностика интересов, выбор приоритетного направления воспитательной работы. Работа по содержанию направления

7 - В

2013-2014 учебный год

Реализация проекта «Тимуровцы 21 века» на базе 7 «В»

(категория 7 «В» - это  «Дети – участники»)

8 - В

2014-2015 учебный год

Реализация проекта «Тимуровцы 21 века» на базе 4-5 классов (категория 8 «В» - это  «Дети – организаторы)

 

Духовно-нравственное, военно-патриотическое и гражданско-патриотическое воспитание в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №24» - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки к жизни в демократическом обществе, к инициативному труду, к участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Патриотическое воспитание в гимназии способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Значительную роль в становлении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности играет  историко-краеведческая работа и ее трансляция на открытых мероприятиях, тематических декадах и днях. В ходе краеведческой работы учащиеся получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими, получают ощущение сопричастности к  истории своей малой Родины, приобщаются к культуре общества в целом. У гимназистов, вовлеченных в историко-краеведческую работу, устойчиво формируется чувство гордости и небезразличия к прошлому, настоящему и будущему своей страны.  Краеведение – основа патриотизма.  Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. В связи с этим вполне очевиден тот факт, что включение подрастающего поколения в воспитательный процесс не созерцательный, а деятельностный, дает впоследствии свои плоды. В связи с этим в МБОУ «Гимназия №24» города Ульяновска успешно реализуется  проект  патриотического и духовно-нравственного воспитания «Тимуровцы 21 века» - комплексная программа  воспитания детей 1-8 классов. Новизна проекта заключается в его масштабе распространения – в деятельность вовлечены учащиеся целыми классами, которые по собственному желанию выбирают то или иное направление. Контроль за выполнением всех мероприятий того или иного направления осуществляет отдельный класс (в нашем образовательном учреждении – это самый активный в социальном плане 8 «В»).

                   Массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».   Тимуровское движение в гимназии  — действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, духовному развитию, формированию  инициативы и самодеятельности.   В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонде обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.  Воспитательная работа МБОУ «Гимназия №24»   вобрала в себя лучшие традиции Тимуровского движения прошлого века, обогатив, на наш взгляд, новыми формами сотрудничества и взаимодействия на благо воспитания. Актуальность проекта «Тимуровцы 21 века» заключается в обеспечении воспитания молодого поколения в духе нравственности, в духе преемственности поколений, поскольку ряд направлений Тимуровского движения в гимназии подразумевает творческое взаимодействие со взрослыми с учетом отечественного опыта и традиций философии Тимуровского движения.  Программа «Тимуровцы 21 века» помогает классным руководителям организовать разумный и созидательный досуг, воспитание патриотизма, милосердия, сострадания и стремления к труду с самого младшего класса. Обязательным условием прохождения дополнительной программы воспитательной работы является выполнение классом всех заявленных в плане программы мероприятий. Проходя так называемый «конструктор» воспитательный мероприятий, учащиеся добиваются результатов трех уровней (что требуют в частности Федеральные государственные образовательные  стандарты).

                    К ожидаемому заключительному результату следует отнести  то, что проект поможет ребятам утвердиться мысли: человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей и составляют основу человеческого счастья. Самые активные участники проекта в конце учебного года проходят церемонию Посвящения в Тимуровцы.  Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.   Деятельность тимуровцев – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых,  развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Таким образом, процесс воспитания гражданина, человека культуры и нравственности должен носить, на наш взгляд, прикладной характер, ибо историю делают люди, которым небезразлична ее судьба. Создавая систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, коллектив гимназии стремиться к тому, чтобы все учащиеся погружались в атмосферу действительности и деятельности,  становились очевидцами  событий через призму времени; достичь этого позволяет   проект «Тимуровцы 21 века», который  вносит в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания и осознание того, что Отечество – это «земля отцов».

В перспективный план деятельности Тимуровского отряда включены следующие направления и мероприятия, которые реализуются в течение всего учебного года (1 мероприятие по направлению в месяц):

  1. «Никто не забыт! Ничто не забыто!».
  2.   работа  с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, пожилыми людьми города, родственниками бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе, вовлечение учащихся гимназии в  литературно-музыкальные исторические композиции «Они шагнули в бессмертие…», рассказывающие о бессмертном подвиге наших выпускников.

Мероприятия данного направления:

  • Изучение биографии участников Великой Отечественной войны «Моя семья в годы войны» (сочинения, презентации).
  • Города - герои (заочная экскурсия в города – герои, сочинения по жизненным впечатлениям).
  • Фотовыставка «Города – герои» (конкурс фото).
  • «Тимуровцы 20 века» (конкурс интервью с тимуровцами 20 века, конкурс презентаций).
  • «Поклонимся тем годам…» (конкурс чтецов).
  • «Этих дней не смолкнет слава!» (конкурс патриотической песни).
  • Литературно-музыкальная историческая композиция о выпускниках гимназии, погибших на Северном Кавказе;
  • Посвящение новых тимуровцев (по итогам участия в данном направлении).
  1. «Россия - Родина моя».
  2. изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, посёлка); развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России.

 Мероприятия данного направления:

  • Изучение биографии людей, прославивших  родной край (альманахи).
  • «Как живешь ты, отчий дом?» (викторина по краеведению).
  • «Рождественские встречи» (концертная программа).
  • «Мой папа – защитник Родины» (конкурс сочинений о службе папы в армии).
  • Акция «Автограф» (создание альбомов с фото о встрече с людьми, прославившими наш край).
  • «Добрый россиянин» (благотворительная акция, направленная на Дом ребенка, социальный центр «Открытый дом»).
  • «Для ветеранов с любовью!» (праздничные программы, встречи с чаепитием).
  • Посвящение новых тимуровцев.
  1. «Моя родословная».
  2.   приобщение детей  к  генеалогическому поиску, посредством которого происходит осмысление судеб родственников  в отечественной истории, понимание  преемственности поколения своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитее логического мышления и творческих задатков детей и подростков.

Мероприятия данного направления:

  • «Разрешите представиться!» (конкурс  сочинений о себе и своих увлечениях).
  • «Семейный летописец» (конкурс сочинений и презентаций о своей семье и генеалогическом древе). 
  • Конкурс семейных гербов.
  • Конкурс исследовательских работ «Наша семейная династия».
  • Семейный портрет «Моя семья за делом» (конкурс фото).
  • Награждение самых активных семей за социально-значимую деятельность по направлению и конкурс семейной самодеятельности.
  1.  «Дорога добра».
  2. активизация межпоколенной  духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадание и заботливости по отношению к людям.

Мероприятия данного направления:

  • Конкурс фото и сочинений «Мы в ответе за тех, кого приручили».
  • Благотворительная акция «Благодарный читатель».
  • Тематическая программа «С детства дружбой дорожи».
  • Конкурс писем «Акция «Письмо солдату».
  • Конкурс песен для мам.
  • Благотворительная акция «Поделись добротой».
  • Конкурс рисунков «День Победы» и оформление информационных стендов в домах, где живут ветераны. Итоги.

 

  1. «Юнармейцы».
  2. организация участия учащихся проекта «Тимуровцы 21 века» в мероприятиях спортивно-патриотической направленности.

Мероприятия данного направления:

  • Участие в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Участие в спортивно-патриотической игре «Кадеты России».
  • Участие в спортивных мероприятиях в рамках месячника «Отчизны верные сыны».
  • Участие в сдаче нормативов ГТО.
  • Участие в тематических спортивных турнирах памяти Аблукова (прилегающая улица к  гимназии, тимуровцы участвуют в облагораживании мемориальной доски и памятника), памяти бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе (Черненко В.В. и Лазарева О.Л.).
  • Встречи с интересными людьми, мастерами своего дела.
  • Итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяя сроки реализации проекта (1 год – 6 класс «Погружение в тему проекта», 2 год – 7 класс «Апробация проекта «Тимуровцы 21 века» в своем классе, 8 класс «Реализация проекта в других классах»; 8 класс – организатор проекта, а классный руководитель – наставник проекта), следует  рассказать о  ходе проекта и промежуточных результатах каждого года (Приложение 5).

 

  •  

Таким образом, цель «Развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума (гимназии, внешкольной социальной среды), через реализацию проекта «Тимуровцы 21 века», считаю достигнутой. Учащиеся 8 - В прошли реализацию проекта в 3 этапа (1 – знакомство и погружение в тему, 2 – участие в проекте «Тимуровцы 21 века», 3 – учащиеся стали самостоятельными организаторами проекта в других классах); все учащиеся и родители прошли ряд диагностик, на основе которых была построена вся последующая работа; учащиеся утвердились в мысли о том, что человеческая доброта, милосердие, забота, умение радоваться и переживать за других людей составляет основу человеческого счастья (Приложение 6).

Следовательно, можно констатировать увеличение качественного показателя в приобретении ценностей таких, как милосердие, чувства товарищества, чувства Родины, сопричастности к Отечественной истории (Приложение 7), а также количественный показатель, который определился числом новых тимуровцев в гимназии – ими стали 70 учащихся 4-5 классов. Работа будет продолжена в 9 классе по итогам диагностики (Приложение 7).

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Антонова, А.Ю. Программа – проект духовно-нравственного и патриотического воспитания гимназистов «Тимуровцы 21 века». // Патриотическое воспитание учащейся молодежи [Текст]: сборник материалов областной межведомственной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск : УлГПУ, 2014. – 300с. ISBN 978-5-9795-1231-0.
  2. Кудрякова, С.А. О системе работы по патриотическому воспитанию учащихся. // Патриотическое воспитание учащейся молодежи [Текст]: сборник материалов областной межведомственной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск : УлГПУ, 2014. – 300с. ISBN 978-5-9795-1231-0.
  3. Поляков, С.Д. Проблемы патриотического воспитания. // Патриотическое воспитание учащейся молодежи [Текст]: сборник материалов областной межведомственной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск : УлГПУ, 2014. – 300с. ISBN 978-5-9795-1231-0.