Тема: «Демон в творчестве М.Ю. Лермонтова».
Цели:
Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова .
Совершенствовать умение анализировать и выразительно читать стихотворный текст.
Нравственное и эстетическое воспитание.
Оборудование:
Текст поэмы «Демон»
Аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий»
Мультимедийная презентация
Портреты М.Ю. Лермонтова.
Ход урока.
О, вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев
Учитель литературы.
1.Вступление. Слайд 1
Ребята, тема сегодняшнего урока непроста: «Образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова ». В мировом искусстве есть сквозные образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков.
Со временем они меняются, но не исчезают вовсе. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.
Слайд 2
II. Вхождение в урок
Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий»
– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?
Выделите общее. Слайд 3
Чтение словарной статьи Ожегова.) Слайд 4
– В творчестве М.Ю. Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношении с окружающим миром.
– Вашему вниманию было предложено 4 стихотворения М.Ю. Лермонтова, прочитав которые, вы должны были сделать вывод о лирическом герое этих стихотворений. Слайд 5
«Мой демон» (1829г.)
унылый и мрачный
зло – его стихия и т. д.
«Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)
всесильный – бог
я – грешник, теснота мира и т. д.
«Я не для ангелов и рая…» (1831г.)
я – чужой для мира (земли) и небес
я – зла избранник и т. д.
«Ангел» (1831г.)
соединение души с телом
разочарование души на земле – печальные песни и т. д.
Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон».
Итак, что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?
III. Анализ поэмы
Сообщение учеников о поэме «Демон» Слайд 6
1. Поэму М.Ю. Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте.
– Каким же вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова до его изгнания из рая? (1 строфа) Демон не всегда был злым духом.
Каким находим Демона после изгнания с небес? (строфа 2)
Какие эпитеты можете подобрать к образу Демона?
Запись:
(Отверженный, безжалостный властитель, бесчувственный, скучающий, одинокий).
Лермонтов создаёт замечательные картины природы Кавказа. А как Демон относится к красотам Кавказа?(Строфа 4) Слайд 7
(Равнодушен к красоте природы, презрение и ненависть ко всему, душа опустошена)
Суммируя прошлое и настоящее, назовите положительное и отрицательное, относящееся к характеристике Демона.
«За»: положительное | «Против»: отрицательное |
- он сеял зло без наслажденья - зло наскучило ему - и входит он, любить готовый и т.д. | - лукав и коварен - все благородное бесславил - все прекрасное хулил и т. д. |
– Можем ли мы сказать: больше положительного или отрицательного начала, добра или зла заложено в характере, поступках героя? Слайд 8
Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.
Образ Тамары.
– С какой целью автор вводит в поэму образ Тамары? Давайте на основе прочитанного составим портретную характеристику, рассказ о ее судьбе. Слайд 9
1 – портретная характеристика:
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока…
…фонтан…своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!...
…рука земная…таких волос не расплела;…
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет…
Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине автор применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.
2 – судьба героини:
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.
А мне не быть ничьей женой!
Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою….
Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознавать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.
Любовь героев
Да, Тамара хороша. Так хороша, что даже дух изгнания обратил на нее внимание. Слайд 10
Как об этом сказано в поэме? (строфа 9).
– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило»
Таким ли мы видели его в начале поэмы? Он изменился? (да)
ДАВАЙТЕ ПОДБЕРЁМ ЭПИТЕТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ГЕРОЯ в настоящий момент:
/Влюбленный, мечтающий, чувствующий силы, чувственный, преображенный, сильный, окрыленный/
– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее?
Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыне мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.
Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии: Слайд 11
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Что добавим к характеристике Демона. Каков он?
(Открытый для добра, душевный, готовый к новой жизни, плачущий)
– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему? стр.460
И вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…
Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!..
Может ли Демон обрести гармонию? Почему? Слайд 12
Любовь Демона эгоистична. Вместо того, чтобы очистить свою душу, он готов погубить душу Тамары. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывая чувство личного превосходства. Слайд 13
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее… Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал….
Увы! злой дух торжествовал!....
«Она моя! – сказал он грозно…
Гордость, это смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии, благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели, не осуществилось.
Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы? Слайд 14
Душу Тамары уносит Ангел.
…И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощённая, Тамара попадает в рай. А для героя доступ туда закрыт:
И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...
IV. Рефлексия.
– Что же собою представляет Демон? К какому выводу вы пришли?
Слайд 15
Демон на протяжении всей поэмы меняет свой облик в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает. Происходит перевоплощение доброго в злого и наоборот.
Почему образ Демона проходит через все творчество автора?
Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. В нем сливаются эти два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.
Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
Слайд 16.
Объясните связь эпиграфа с темой урока.
О, вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев.
V. Д/З: составить синквейн к образу Демона.