Образ Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова
«И мысль невольно улетает
Бродить средь милых дальних скал...»
Для многих поколений русских поэтов и писателей Кавказ являлся местом эмиграции или ссылки. Но в то время, бытовало мнение, что природа Кавказа является дикой и опасной, а проживающий народ в той местности – варварским и беспощадным.
Но вскоре, данный миф о Кавказе начинал стираться, многие понимали, что природа таит в себе что-то неизведанное и таинственное. И одним из великих русских писателей, который описывал Кавказ с огромной индивидуальностью, но в то же время понятным для всех языком является Михаил Юрьевич Лермонтов.
В истории русской литературы Лермонтову принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Интерес к Кавказу у знаменитого русского писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова зародился еще в детстве во время поездки на Кавказские минеральные воды. Именно здесь сложилось у маленького Мишеля первое впечатление о свободе и одиночестве: величественные горы, быстрые реки, чистый воздух.
Как писал литературный критик Н.А. Котляревский: «Лермонтов не завещал людям ничего, кроме тревожных, вечно красивых образов, в которых воплотилось неустанное стремление и борение человеческого духа. Изнурительная душевная борьба приводила к ряду вопросов, на которые не было устойчивого ответа...» .
Изображения же Кавказской природы в произведениях М.Ю. Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия М.Ю. Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе» .
В русской классической литературе наиболее ярко представлен романтический образ горца, этическим ядром которого были свобода и честь, достоинство, гордость, независимость, вольнолюбие. «Нам бы такую страсть, – справедливо отмечал писатель Пётр Андреевич Павленко, – такое подвижничество, такую гордость...
Высокие гражданские идеалы этих кавказских «дикарей» на много лет оживили русскую мысль». Первые произведения, созданные М.Ю. Лермонтовым с кавказским сюжетом – «Черкесы» и «Кавказский пленник».
Присутствие романтики и глубокого трагизма в этих поэмах создает особый колорит и образ Кавказа. Известно, что писатель проявил интерес к поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник», таким образом, можно сделать вывод, что это влияние очевидно. «Глубокое содержание поэмы, ее злободневность (мотивы о Кавказской войне, о вольности), великолепные описания быта горцев и природы края, изумительное мастерство стиха создали этому произведению заслуженный успех. Поэма дала мощный толчок развитию кавказских мотивов в стихотворных и прозаических произведениях».
Стоит отметить, что после того, как поэмы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» впервые увидели свет, природа Кавказа начала находить свое отображение в отечественной литературе, и как ни странно, воплотилась в качестве ценности человеческого мира.
Человек и природа – одно из главных духовных обогащений личности.
После, Михаил Лермонтов создает несколько стихотворений о Кавказе: «Черкешенка», «Грузинская песня», «Кавказ». У этих ранних лирических произведений виден интерес и увлеченность поэта Кавказом.
Творчество М.Ю. Лермонтова, посвященное Кавказу, особенно значимо для раскрытия данной проблемы, поскольку поэт и сам являлся непосредственным участником кавказских событий. Поэт как будто «забывает», на кого направлены воинственные нравы горцев, нравы, которые он так любит и которые уж никак не совпадают с «веленьем русского царя». Автор как бы не видит противоречия, состоящие в том, что будущий «раб царя вселенной» вряд ли забудет то, как врывался штыками победитель в его горящие аулы.
Позже имперская риторика исчезнет из произведений М.Ю. Лермонтова о Кавказе (стихотворение «Валерик»). Как и его предшественники, М.Ю. Лермонтов видит природу горного края красивой и дикой. Традиционно данным эпитетом характеризовали и горцев, но поэт видит их счастливыми и даже обладающими тихими, простыми нравами:
«Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый
И нравы тихой простоты!»
Поэму «Измаил-Бей» писатель начинает с приветствия к Кавказу:
«Приветствую тебя,
Кавказ седой
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приручили» .
В данном произведении автор использовал подлинные факты и реальные эпизоды.
К примеру, прототипами некоторых персонажей поэмы являются исторические лица: чеченский наездник Бей-Булат Таймазов, который был упомянут еще А.С. Пушкиным: «Славный Бей-булат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений ... Они обедали у графа Паскевича. Бей-Булат, мужчина лет 35, малорослый и широкоплечий».
В итоге, можно сказать, что поэзия о горских народах, образы и традиции достаточно точно описаны М.Ю. Лермонтовым. К дополнению ко всему написанному, писатель делится и своими впечатлениями, собственными мыслями, описывает жизнь простых людей:
«Давным-давно, у чистых вод,
Где по кремням
Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым
Бешту садится,
Близ рубежа чужой земли
Аулы мирные цвели,
Гордились дружбою взаимной.
Там каждый путник находил
Ночлег и пир гостеприимный;
Черкес счастлив и волен был.
Красою чудной за горами
Известны были девы их,
И старцы с белыми власами
Судили распри молодых».
В этих прекрасных стихах Михаил Юрьевич описывает народ, когда в аулах жизнь проходила день за днём мирно и слаженно.
Но это всё потом было разрушено из-за Кавказской войны, свидетелем которой он был сам. Естественно, поэт выражал глубокое сочувствие народу Кавказа.
На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил.
На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»