СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образец решения и оформления заданий зачётной работы по дисциплине "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена для самостоятельной работы студентов первого курса при их подготовке к экзамену. А также может быть использована преподавателями в течении года для проведения самостоятельных и контрольных работ.

Просмотр содержимого документа
«Образец решения и оформления заданий зачётной работы по дисциплине "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «Исовский геологоразведочный техникум»

«Подготовка к экзаменам студентов первого курса»

Образец решения и оформления решений заданий.


Задание 1 (2 балла)

Исследовать и решить систему уравнений методом Крамера.


преобразуем систему к стандартному виду


решаем методом Крамера

  1. Составляем главный определитель системы

= 15 + 8 = , т.к. , то система имеет единственное решение, которое находим по формулам: ;

  1. Составляем вспомогательные определители по х и по у:

= 40 + 8 = и


= 12 32 =


Находим х и у по формулам: ;

Ответ: Система имеет единственное решение .


Задание 2 (6 баллов)

Решите уравнение и неравенство:


Для всех вариантов, а = n, b = n + 1, c = n + 2, где n номер вашего варианта

Решаем для Варианта № 41, т.е.

2.1. Решить логарифмическое уравнение:

(3 балла)

Приводим уравнение к виду ,

где ОДЗ (область допустимых значений уравнения)


→→


→ → → →


Вывод: Найденное значение х=84 удовлетворяет ОДЗ. Ответ:


2.2. Решить показательное неравенство:


(3 балла)

Для 41 варианта .


, В левой части неравенства вынесем за скобки 42 в наименьшей степени, т.е.

При этом, каждое слагаемое делим на вынесенный множитель.


Рассчитываем показатели, которые при делении степеней с одинаковыми основаниями, вычитаются.


( т.к. , то


( разделим обе части неравенства на положительное число , от этого знак неравенства не изменится.

[ (] / ,


Получим , т.к. 42, то показательная ф-ция возрастает (), знак неравенства не меняется при переходе к неравенству показателей степеней.

/ :41 →


х

Ответ: х ()


Задание 3 (4 баллов)

Решите тригонометрические уравнения:

3.1. (2 балла); 3.2. . (2 балла).

Для Варианта № 41 a = 41; b = 42; с = 43.

Решение: Составим уравнения для нашего варианта.



3.1.

Используем один из частных случаев решения уравнения: если то x = + ,

+ ,

Решаем полученное линейное уравнение.

+ ,/ :42

+ ,


+ ,


Ответ: + ,



3.2.

Решаем уравнение по общей формуле:

x=


= +,

Решаем полученное линейное уравнение.


= + ,


= +,


= +,


Ответ: = +,



Задание 4 (10 баллов)

Исследуйте функцию, используя функцию, её первую и вторую производные. Постройте график этой функции.

, где - № варианта

Составим функцию для 41 варианта. .


Исследуем ф-цию по плану.


1. По функции: п/п 1;2;и 5;6 – корни знак ф-ции.

п.1 – О.О.Ф. – х () п.2 – М.З.Ф. – у

п/п 5.6. Ф-цию приравнять к нулю, f(x) = 0, найти корни – x1,x2, x3; расположить их в порядке возрастания на числовой оси; (числ. ось разбилась на интервалы). Определить знак функции в каждом полученном интервале.


выносим за скобки


каждый множитель приравниваем к нулю

или

x1=x2=0 или х3=6


! + Знак f(x)


0 6 х

Определим знак ф-ции в каждом интервале.

2. По производной первого порядка: п/п 7;8 – монотонность, экстремумы ф-ции.

Найдём производную первого порядка

y′ = ()′ = = f′(x)

Приравняем производную к нулю f′(x) = 0, = 0 найдём корни

=0, каждый множитель приравниваем к нулю.

или Получили

x4 = 0, или x5 =4 (стационарные точки 1-го рода);

Расположим точки в порядке возрастания на числовой оси; (числ. ось разбилась на интервалы).



+ Знак f′(x) х


0 4 Поведение ф-ции


Определить знак производной в каждом полученном интервале:

- где y′, там y = f(x) возрастает

- где y′, там y = f(x) убывает

- в стационарной точке, в которой знак производной меняется с на , функция имеет максимум ymax = f(0)== 0, M1(0; 0) точка максимума

- в стационарной точке, в которой знак производной меняется с на , функция имеет минимум, ymin = f(4) = = , =

; M2(4;) точка минимума


3. По производной второго порядка:

п/п 9;10 – выпуклость кривой и точки перегиба.


Найти производную второго порядка y′′ = ′′=

= ()′ = f′′(x)

Приравняем производную к нулю f′′(x) = 0, ;

найдём корни (стационарные точки второго рода)

; x6=2; Расположим точки в порядке возрастания на числовой оси;

(числ. ось разбилась на интервалы).


+ Знак f′′ (x)

2 хПоведение ф-ции

  1. Определить знак производной в каждом полученном интервале:

- там, где y′, там y = f(x) вогнута,

- там, где y′, там y = f(x) выпукла,

-.в стационарной точке, в которой знак второй производной меняется, функция имеет перегиб

уперегиба = f(2)= f(4) = = =

; M3(2;); точка перегиба;


4. Построим график функции по проведённому исследованию.


Задание 5 (8 баллов)

Решите задачи:

Для всех вариантов: n номер вашего варианта: а = n Н = n + 5

5.1. В правильной треугольной призме сторона основания равна 2а, высота равна Н. Найдите полную поверхность и объем этой призмы. (3 балла)



Дано: Для варианта 41. а=41; Н=41+5=46 АВСА1В1С1 – правильная треугольная призма;

АВ = 2а = 82; Н =46

_____________________________________________________________________

Найти : SПП; VП


Решение:

  1. Построения и пояснения.

1.1.Т.к. призма правильная, то:

1) в её основании правильный (равносторонний) треугольник, значит

АВ = ВС = АС = 82;

2) = = = 60о;

3) все боковые рёбра, в том числе АА1, перпендикулярны основанию АВС призмы, значит АА1 = Н = 46, высота призмы;

4) все боковые грани призмы равные между собой прямоугольники. Площади их равны и вычисляются по формуле.

= АС∙АА1

5) площади оснований равны

=

  1. Формулы и вычисления.

2.1. Sполн призмы SПП = Sбок+2Sосн = по формулам к заданию № 5 из раздатки| =боковых граней +2Sосн = |учитывая 4) и 5) из 1.1., получаем| = 3∙АС∙АА1 + 2∙ АВ∙ ВС∙Sin = 3∙82∙46 + 82∙82∙Sin60о = 11316 + 6724∙= 11316 + 3362∙ (кв.ед.) площадь полной поверхности призмы.


2.2. V призмы = Sосн, где призмы

V призмы = Sосн = Н = АВ∙ ВС∙Sin∙Н =

= 82∙82∙Sin60о ∙ 46 = 3362∙ ∙ 46 = 77326∙ (куб. ед.)


Ответ: SПП = 11316 + 6724∙ кв.ед.

V призмы = 77326∙ куб. ед.


5.2. Найдите полную поверхность и объём конуса, если диметр основания равен 2а, образующая наклонена к плоскости основания под углом 60о. (5 баллов)


Д


Дано: Для варианта 41. а=41;

ДАВ – конус; ДВ = 2а = 82; = 60о

_____________________________________________________________________

Найти : SПК; VК

Решение:

  1. Построения и пояснения.

1.1 Т.к. ДАВ – конус, то АД=АВ, как образующие конуса.

1.2 Значит равносторонний, т.к. = 60о и тогда АД=АВ=ДВ=82;

1.2 Формулы: 1) Sполн=Sбок+Sосн

2)Sбок=; 3) Sосн =;

4) V=1/3


  1. Формулы и вычисления.

2.1 АС=Н, где Н – высота конуса. АВ = – образующая конуса;

СВ = – радиус основания конуса. СВ = = ДВ

2.2 Из находим АС. По опр. Sin = ; Sin60о= ;

= ; отсюда АС = = 41 = Н, (Подставим значения в формулы 1) – 4))

2.3 Sполн=Sбок+Sосн = + = () = = = 2 (кв.ед.) = SПК

2.4 V=1/3 = 1/32 41 = 3 (куб. ед.)

Ответ: SПК = 2 кв.ед. VК = 3 куб. ед.



Задание 9 (5 баллов)

Решите задачу

Дано. АВС – треугольник.

Найдите: 1. координаты всех векторов; 2. периметр треугольника АВС

  1. косинус всех углов треугольника; 4. координаты середин всех сторон треугольника;

  1. координаты центра тяжести треугольника АВС.


Решение: Построим АВС в системе координат по точкам А(2;-3), В(4;3), С(0;-1).

Найдём координаты всех векторов по формуле:

(хВ - хА; уВ - уА) = (4-2; 3-(-3)).получили

(2; 6), (-2; -6)

(-4; -4) (4; 4)

(-2; 2) (2; -2)


1. Периметр АВС – есть сумма длин сторон этого треугольника. По формуле ; получаем = = Аналогично

= = 5,65; = = 2,84

РABC = + + = + 5,65 + 2,84 = 14,82 (ед.)

2. находится между векторами ВА и ВС; найдём скалярное произведение по формуле = ; = (-2) (-4) + (-6) (-4) = 32;

находится между векторами АВ и АС; аналогично, найдём скалярное произведение = ; = 2 (-2) + 6 2 = 8;

находится между векторами СА и СВ; скалярное произведение = ; = 2 4 + 4 (-2) = 0; т.к. скалярное произведение равно 0, то , т.е. = 90о

Найдём значение по формуле = = = 0,89; = 27о;

Аналогично найдём = = = 0,45; = 63о;

Проверим истинность результатов: + + = 180о 63о + 27о + 90о = 180о;

180о = 180о (И)

  1. Координаты середин сторон находим по формулам M3 ;

Координаты середины стороны АВ найдём по формулам M1;

Середина стороны АВ – М1 () = (3; 0); М1 (3; 0)

Середина стороны ВС – М2 () = (2; 1); М2 (2; 1);

Середина стороны АС – М3 = (1; -2); М3 (1; -2)

5. Центр тяжести треугольника находится в точке пересечения его медиан. Все медианы треугольника пересекаются в одной точке М0, которая делит каждую медиану в отношении , считая от вершины. Рассмотрим медиану с удобными для решения координатами её концов. В нашей задаче – это медиана СМ1 . Точка М0 делит эту медиану в отношении 2:1, начиная от вершины, т.е. = = 2 поэтому в следующих формулах , С(0;-1), М1 (3; 0)

M0 = = =

Если выбрана другая медиана, то формулы выглядят так:

Для медианы АМ2 M0, где , А(2;-3), М2 (2; 1);

Для медианы ВМ3 M0, где , В(4;3), М3 (1; -2);

Для всех случаев ответ должен получиться один и тот же: M0

ОТВЕТ: 1. и. 4. – См. решение; 2. – РABC = 14,82 (ед.)

=0,89; = 0,45; = 0; 5. – M0


Задание 7 (10 баллов)


Вычислите интегралы:


Решение для 41 варианта:

7.1. Вычислите интеграл, применяя формулы и правила интегрирования (по 1 баллу за каждый пример)

а) ; б) ; в)

а =

= +C= = +C =+ CОтвет


б); – Ответ.


в) = + С; – Ответ.


7.2.Вычислите интеграл, применяя преобразование подынтегральной функции и формулы и правила интегрирования (3 балла)


= =

= =

+ 41()+С = )+С; Ответ.


7.3. Вычислите интеграл, применяя правило

(по 2 балла за каждый пример)

а) ; б)



а). +С=+С=


+С=+С = + С; Ответ.


б). +С; Ответ.


Задание 6 (5 баллов)


Найдите производные функций


6.1


f(x) = (2a+3b)3ax+5c

для 41 варианта: а=41, b=42, c=43;

2a+3b=242=208

=2125

f(x) = (208123x+215)′=


= 2082=


= 2082 Ответ.

6.2


f (x) = = = =


= = ; Ответ.

6.3


f (x) = =

)= + =


= + ; Ответ.


6.4


=42=


=42123 Ответ.


6.5


= ; Ответ.



Задание 8 (5 баллов)


Найдите неизвестные элементы треугольника по заданным элементам

Задача для нечётных вариантов. По двум данным элементам прямоугольного треугольника вычислить остальные его элементы и площадь.


Дано:

АВС – прямоугольный, С – прямой, а = 23,41; В = 35016/.

Найти: b, c, А, SABC.

Решение. Формулы:

SABC = ·a·b

А = 900 В

,

Вычисления:

  1. 1. А = 900 В = 900 35016/ = 89060/ 35016/ = 54044/.

  2. 2.

  3. 3516= 0,5784

  4. S∆ABC = ·23,41·

Ответ. А = 54044/, , ; SABC


Задача для чётных вариантов. По данным – элементам косоугольного треугольника вычислить остальные его элементы и площадь.


Дано. АВС – косоугольный, а = 87; b = 65; А = 750.

Найти: с, В, С.


Решение. Формулы:

Теорема синусов:

или


Теорема косинусов:


Вычисления:

  1. По теореме синусов В = 460 12/.

  2. С = 1800 – (А + В) = 1800 – (750 + 460 12 /) =

1800 – 121012/=179060/ - 121012/ = 58048/ = С.

  1. По теореме синусов

  2. S∆ABC = ·a·b·27630,8554=2363(кв.ед.)


Ответ. В = 46 0 12 /, С = 58048/, ; SABC=2363(кв. ед.)



КОНЕЦ РАБОТЫ

Данная разработка содержит учебный материал для первого курса профессиональных образовательных организаций по дисциплине "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия" и предназначена для студентов при подготовке к экзамену по математике.