Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
«Создание ежемесячной газеты «Вести филиала»
Намятова Татьяна, гр.№25
ОП «Социальный работник»
Руководитель:
Намятова Галина Алексеевна,
преподаватель
с. Байкалово, 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………… - 3
1. Теоретическое исследование
Создание газеты (периодического издания) как способ активизации творческих способностей студентов и педагогов образовательного учреждения…………………………………………………………….. ……... - 5
Функции и роль ежемесячной газеты в образовательном учреждении…………………………………………………………………… - 6
Практическое исследование
2.1. Проведение анкетирования студентов Байкаловского филиала по вопросам целесообразности выпуска ежемесячной газеты ………..………..- 7
2.2.Результаты анкетирования. Выводы……………………………………. - 7
3. Творческая работа
3.1. Планирование работы по созданию газеты «Вести филиала»………….-8
3.1.1. Паспорт проекта создания газеты……………………………………….-9
Заключение…………………………………………………………………....- 10
Список литературы
Приложения
Введение
Каждое образовательное учреждение – это, словно, маленькая особая страна, а в каждой стране должны быть свои средства массовой информации.
Газета ОУ, на мой взгляд, является современным средством развития многих талантов у студентов, воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе в техникуме. Это периодическое издание способно моделировать собой различные учебные и профессиональные ситуации, позволяет охватить достаточно широкий круг ребят, обучающихся на разных профессиях, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению. Газета и работа над её выпусками способствует сплоченности учащихся, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.
Проект - газета «Вести филиала» особенно актуален сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.
Перед студентом как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с моей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Именно поэтому цель моего проекта: создать живую, активно работающую информационную среду посредством издания ежемесячной газеты Байкаловского филиала.
Задачи проекта:
Определить, какое место занимают средства массовой информации в студенческой среде;
Выяснить отношение студентов Байкаловского филиала к тому, что у ОУ будут собственная ежемесячная газета;
Провести анкетирование по вопросам необходимости периодического издания в филиале;
Спроектировать работу по выпуску газеты;
Определить ожидаемые результаты и необходимое материально-техническое обеспечение.
Методы исследования: сбор необходимой информации, анкетирование, анализ анкет, творческая работа.
Технология исследовательского поиска: работа над проектом проходила в несколько этапов: 1) изучение литературы по выбранной теме;
2) разработка анкеты;
3) анкетирование (студенты БФ);
4) анализ результатов;
5) отражение выводов в творческой работе;
Работа над проектом велась мною с января по март 2020 года. Помощь в работе над проектом оказывала преподаватель: Намятова Галина Алексеевна.
Теоретическое исследование
Создание газеты (периодического издания) как способ активизации творческих способностей студентов и педагогов образовательного учреждения
Необходимо отметить, что газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению образовательных и воспитательных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Создание газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри ОУ. Участие студентов в редколлегии и в группе по оформлению, набору, вёрстке, и печати поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений (студентами и педагогами) устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на самостановление и саморазвитие личности учащихся.
Отсутствие в ОУ собственной газеты – это отсутствие источника постоянной информации и средства самовыражения учащихся, педагогов и родителей.
Именно через работу над созданием газеты ОУ идёт: развитие и совершенствование навыков литературного творчества, повышение грамотности, получение первого журналистского опыта, развитие коммуникативных качеств, создание творческого и крепкого коллектива учащихся и педагогов.
Функции и роль ежемесячной газеты в образовательном учреждении
Я считаю, что роль газеты в образовательном учреждении в активизации творческой инициативы и развитии организаторских способностей студентов; в выявлении талантливых ребят для их дальнейшего профессионального совершенствования; в обеспечении комфортной среды, создание ситуации успеха; изучении этических вопросов, связанных с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензура. Кроме того, издательский проект дает возможность освоить и простые «рабочие» навыки журналистского труда: быстро и грамотно набирать текст, пользоваться ксероксом, электронной почтой, факсом, диктофоном, верстать полосы, фотографировать и обрабатывать снимки с помощью новейших цифровых технологий, редактировать чужие тексты.
Функции ежемесячной газеты в ОУ:
Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты жизни ОУ.
Образовательная - обучение студентов современным технологиям издательской деятельности.
Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.
Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.
Управленческая – газета, как печатный орган ОУ, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям техникума и осуществляет обратную связь.
Координирующая – различные подразделения ОУ через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.
2.Практическое исследование
2.1. Проведение анкетирования студентов Байкаловского филиала по вопросам целесообразности выпуска ежемесячной газеты
Совместно с руководителем проекта, я разработала анкету-опросник под названием «Нужна ли филиалу ежемесячная газета?» Анкета предназначена для студентов с первого по третий курсы Байкаловского филиала, но её можно использовать для других респондентов (педагогов и родителей). Цель этой анкеты – получить сведения об отношении студентов к газете, которая будет выпускаться в филиале.
В анкете представлено 5 вопросов, касающихся необходимости выпуска в филиале собственного периодического печатного издания (Приложение 1). Анкета позволила выяснить отношение ребят к к данной проблеме. Анкета являлась анонимной (без указания имён и фамилий, номера учебной группы). Всего анонимный опрос прошли 47 студентов Байкаловского филиала ГАПОУ СО «СТАЭТ».
2.2.Результаты анкетирования. Выводы
Анализ ответов студентов на вопросы предложенной анкеты «Нужна ли филиалу ежемесячная газета?» показал, что 73 % от общего количества опрошенных регулярно читают Байкаловскую газету «Районная жизнь», но всего 21 % устраивает полностью количество статей о Байкаловском филиале на страницах районной газеты. 81 % от общего числа опрошенных студентов утвердительно ответили на вопрос анкеты «Нужна ли филиалу своя газета?». К сожалению, активное участие в выпуске газеты филиала хотели бы принять всего 24% опрошенных учащихся. Зато прследний вопрос нашей анкеты: «Предложите название для газеты Байкаловского филиала» вызвал множество откликов. Студенты представили разные варианты названий: «Студенческая жизнь», «БФ», «Дети СТАЭТА» и многие другие интересные наименования, но мы остановились на названии, которое повторилось в анкетах 4 раза – «Вести филиала», на наш взгляд, это хорошее название для нашей будущей газеты.
3. Творческая работа
3.1. Планирование работы по созданию газеты «Вести филиала»
3.1.1. Паспорт проекта создания газеты
№ | Параметры Проекта | |
1 | Наименование Проекта | Создание ежемесячной газеты «Вести филиала |
2 | Вид проекта | Творческий |
| Предметно-содержательная область | Межпредметный проект |
3 | Разработчики Проекта | Намятова Г.А.-преподаватель Намятова Т.И. – студентка 25 группы «Социальный работник» |
4 | Основные участники Проекта. | Студенты и педагоги БФ |
5 | Цель проекта | Создать живую, активно работающую информационную среду через издание газеты ОУ |
6 | Задачи проекта: | Освещение событий образовательного пространства Байкаловского филиала. Развитие творческой свободы, активности, инициативы учащихся. Развитие литературных, речевых и коммуникативных способностей студентов Развитие умений пользоваться компьютером, программами для создания газеты. Ознакомить учащихся с издательским делом. Научить формировать газету – как источник информации для педагогов, студентов и родителей. |
7 | Сроки реализации Проекта | С января 2020 по январь 2021 |
8 | Этапы реализации проекта | 1 этап - Создание команды единомышленников. 2 этап - Разработка плана работы редколлегии. 2.1. Организационно-подготовительный. 2.2. Обучающий 2.3 .Исследовательский. 2.4. Итоговый. 3 этап - Схема организации выпуска газеты Байкаловского филиала. |
9 | Ожидаемые результаты реализации Проекта. | Повышение социальной активности студентов. Развитие познавательной активности. Повышение интереса к знаниям. Развитие ценностной ориентации издателей и читателей. Развитие эстетических вкусов студентов. Развитие сотруднических отношений: студенты–преподаватели– родители. Повышение технических возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в образовании. |
10 | Материально-техническое обеспечение. | Компьютеры Принтер Сканер Цифровой фотоаппарат (камера сотового телефона) Интернет Сайт ОУ |
3.1.2. Содержание работы по созданию газеты «Вести филиала»
Первым этапом реализации нашего проекта является создание команды единомышленников. Чтобы выпускать газету, прежде всего, нужна крепкая творческая команда.
Я думаю, что редакционную коллегию могут входить все желающие студенты с 1 по 3 курсы, руководить процессом отбора материала и его редактирование будет преподаватель русского языка и литературы, Намятова Г.А. Все творческие поручения между студентами распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение всего творческого процесса.
Учредителем газеты будет являться администрация техникума.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта газеты).
2. Главный редактор .
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях). На мой взгляд, лучше всего с этим справится преподаватель информационных технологий, Занина Л.Л., которая подберёт в помощь себе команду студентов.
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи и очерки). Это могут быть студенты 25 группы « Социальный работник», поскольку им очень часто приходилось участвовать и побеждать в разного рода творческих литературных конкурсах.
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с фотокамерой). С этой задачей прекрасно справятся студенты 14 группы «Тракторист-машинист СХМ»
6. Корректоры (студенты, хорошо знающие русский язык, преподаватель русского языка).
7. Верстальщики (студенты, умеющие работать на компьютере).
Вторым этапом реализации проекта станет разработка плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- В сентябре 2020-2021 уч.года провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции СМИ Байкаловского филиала;
- Формирование групп студентов, выбор заместителей главного редактора, Намятовой Г.А..
- Составление плана работы (составление тематики газет на год).
- Формулирование вопросов для исследований.
- Подбор информационный ресурсов для проекта.
-Организация мозгового штурма, в результате которого определяются рубрики газеты «Вести филиала»
2. Обучающий этап
-Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Демонстрация газет разного вида.
- Выявление предварительных знаний студентов по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над первым номером газеты.
- Разработать положение о газете Байкаловского филиала -
-Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.
3 . Исследовательский этап.
Работа по группам: Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
1. Самостоятельный поиск информации.
2. Работа с печатными материалами.
3. Набор и сохранение результатов в формате Word .
4. Выводы по работе.
Создание макета газеты «Вести филиала» , обсуждение единого дизайна.
Оформление первого номера газеты.
4. Итоговый этап.
1. Презентация результатов проекта: издание первого выпуска газеты
2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиямистудентов, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фотоматериалы работы студентовнад проектом.
Каждый номер нашей газеты будет представлять своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволит объединить статьи студентов Байкаловского филиала общей идеей, а их работу сделать направленной.
Газета не будет являться политической и не будет пропагандировать взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание станет отражать события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Примерный перечень тем выпусков газет:
1. Знакомство (с первым курсом, с направлениями учебно-воспитательной работы на новый учебный год, спортивной деятельностью и конкурсами в филиале и техникуме, экологическим движением, и т.д.; с создателями газеты (студенты могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику. Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в ОУ, районе, стране.
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
5. Жизнь ОУ (все интересные события в филиале)
Как будет осуществляться верстка газеты «Вести филиала» (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное или яркое событие в филиале; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина. Поэтому я предлагаю назвать первую рубрику газеты « О нас без прикрас»
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, жизнь филиала и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также будет иметь свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Каковы же ожидаемые результаты создания такой газеты в Байкаловском филиале?
Повышение социальной активности студентов.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям.
Развитие ценностной ориентации студентов.
Развитие эстетических вкусов студентов филиала.
Развитие сотруднических отношений: студенты– преподаватели – родители.
Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
В дальнейшем, возможно представление некоторых материалов из выпуска газеты «Вести филиала» на сайт техникума и публикация их в соцсетях (создание пабликов -групп «Вести филиала» в ВК и Инстаграмме).
Заключение
Таким образом, в ходе моей работы над проектом, я узнала много нового и интересного о таком периодическом издании как газета, выпускаемая студентами ОУ СПО. О том, что ежемесячная газета отражает учебные и профессиональные ситуации, позволяет охватить достаточно широкий круг ребят, обучающихся на разных профессиях, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению. Газета и работа над её выпусками будет способствовать сплоченности студентов, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.
Также я узнала основные задачи и функции, которые выполняет газета в ОУ, выяснила, каковы же основные правила работы над выпуском газеты в стенах образовательного учреждения. Совместно с руководителем разработала анкету «Нужна ли филиалу ежемесячная газета?» (составила вопросы), выяснила, с помощью анализа ответов, отношение студентов к созданию филиалом собственного периодического издания. Сделала выводы о том, что газета студентам филиала всё-таки нужна, спроектировала этапы работы над реализацией проекта по созданию газеты «Вести филиала».
В дальнейшем я планирую продолжить работу над этой темой: паспорт проекта разработан, содержание работы поэтапно определено. Теперь мы знаем, в каком направлении следует вести работу. И с нового учебного года я планирую реализовать проект, и первым этапом станет создание команды единомышленников из числа студентов и преподавателей филиала. Поскольку, чтобы выпускать газету, прежде всего, нужна крепкая творческая команда.
Список использованной литературы
Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова - М.: Медея, 2014 год - 368 с.
Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов "Основы журналистики" и "Основы творческой деятельности журналиста" - М.: РИП - холдинг, 2016 - 222 с.
Информационные технологии в журналистике - Ростов м/Д: Феникс, 2011 (серия "Волшебный образ") - 160 с.
Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга "Теленовости, радионовости" - М.: Сент - Пол, 2009.
Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева - М.: Аспект - Пресс, 2017
Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон - М.: Национальный институт прессы "Виоланта", 2010 г.
Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина - М.: Аспект - Пресс, 2001г.
Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина - М.: Аспект - Пресс, 2000 г.
Основы паблик - рилейшнз/М.: Рефл - бук, 2001 г - 528 с.
Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак - М.: РИП - холдинг, 2001 - 137 с.
Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год - 72 с.
Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский - М.: Высшая школа, 2002 год - 180 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
«Нужна ли филиалу ежемесячная газета?»
Читаешь ли ты районную газету («Районная жизнь»)?
Устраивает ли тебя количество публикаций о нашем ОУ на страницах районной газеты?
Нужна ли филиалу своя газета?
Хотел бы ты принимать участие в выпуске газеты филиала?
Предложите название для газеты Байкаловского филиала
Спасибо за то, что нашли время и ответили на вопросы нашей анкеты!
12