СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект Музыкальный калейдоскоп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному развитию. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект Музыкальный калейдоскоп"»











Исследовательский проект

«Музыкальный калейдоскоп»












Информационная характеристика.

Автор проекта: Ахмадуллина Индира Гаптулловна. Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории, стаж работы 8 лет.

Проект образовательный, творческо-поисковый, индивидуальный, долгосрочный

Руководитель: Чуксеева Елена Александровна. Старший воспитатель МБДОУ «Д/с № 50 «Солнышко»

Исполнители проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети средней группы. Возраст 4-5 лет

База экспериментальной работы: МБДОУ «Д/с № 50 «Солнышко»

г. Йошкар-Олы.

Сроки исследования: 2015-2016 гг.

Обоснование значимости исследовательской инициативы.

Актуальность данной проблемы: 
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному развитию. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. 
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства. 
Большое внимание отводится музыке в нашем детском саду. Она звучит на музыкальных занятиях, физкультурных , в проведении интегрированных занятиях, в самостоятельной деятельности, во время праздников и развлечений, на родительских собраниях с привлечением детей.


Программа эксперимента.


Цель исследования:
1. Ввести ребенка в мир музыки.

2. Вызвать эмоциональный отклик на нее.

3. Способствовать развитию интереса к музыке.

4. Развитию музыкальных и творческих способностей.

5. Достижения оптимального уровня художественно-эстетического развития в области музыкального воспитания детей.

Объект:

Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста, развивающая система музыкального образования детей, процесс сотрудничества педагогов, детей и родителей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкальной компетентности детей, сотрудничество воспитателей, детей и их родителей в музыкально-образовательной деятельности.

Гипотеза: Организационно-педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется повседневно в группах детского сада, в музыкальных гостиных, кружках, в домашней самостоятельной деятельности. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен. Реализована модель музыкального образования.

Задачи проекта:
1. Изучить и развивать закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста (развития слуха, голоса, движения и внимания) 2.Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. 3. Развивать коммуникативные способности. 4. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития музыкальных способностей детей.



Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкальной компетентности ребёнка. Формирование системы музыкального образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения для развития детской музыкальной деятельности. 
Теоретическая значимость – разработаны перспективно-тематические планы, серия занятий, классификация игр по развитию творческих способностей. Определены содержание, формы, методы взаимодействия педагогов, детей, родителей.

Методы организации исследования: педагогический эксперимент.

Теоретические: анализ литературы.

Эмпирические: диагностирование дошкольников.

Научная новизна проекта: процесс развития творческих способностей детей младшего-подготовительного к школе дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности рассматривается в контексте внедрения новых ФГОС, а именно – как результат интеграции художественно- эстетической познавательно-речевой и концертной деятельности.

Основные этапы и прогнозируемые результаты.

1-й этап – подготовительный

1. Анкетирование родителей.
2. Проведение мониторинга уровня развития музыкальных способностей детей.
3. Разработка перспективно – творческих планов по музыкальному образованию дошкольников.
4. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, законодательных документов по проблеме.
5. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.
6. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта. 
7. Создание костюмерной.

2-ой этап – основной

Практический. 

1. Слушание и обсуждение детской музыки.
2. Пение, совместное пение, беседы по содержанию песен, драматизация песен.
3. Подыгрывание на музыкальных инструментах. 
4. Песни-танцы. 
5. Совместное художественное моделирование содержания музыкальных произведений. 
6. Музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры имитационного характера, игровые задания. 
7. Просмотр и обсуждение детских музыкальных телепередач, видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективов

8. Рассказы об интересных фактах и событиях ( о творчестве композитора, о предстоящем празднике и т.д).
9. Продуктивная деятельность (рисование, лепка) на тему разученных песен; выставка рисунков по песням (определенной тематики, композитора). 

10. Инсценирование, драматизация песен. 


3-ий этап – Обобщающий

Цель: Анализ и обощение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

1. Сформировать у детей навыки музыкальных способностей.
2. Мониторинг по диагностической программе :
• изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку
• определение детских музыкальных интересов и предпочтений
• выявление особенностей развития музыкальной эрудиции детей 
• выявление особенностей использования воспитателем данного музыкального репертуара в образовательном процессе. 
• Создание предметно-развивающей среды.
• Регулярное участие в городских конкурсах.

Концерт «Калейдоскоп песен и танцев»

Ожидаемые результаты:

Создается положительная динамика в развитии интереса детей к музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей. Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность. Создание базы данных картотеки современного детского репертуара.

1. Организован танцевальный кружок «Озорные огоньки».
2. Для детей в возрасте с 4-7 лет создан вокальный кружок под названием «Золотая нотка».
3. Оформлена костюмерная.
 4. Иметь устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности.

5. Свободно чувствовать себя на сцене, побороть застенчивость.

6. Отражать накопленные художественные впечатления в различных видах детского творчества.

В качестве положительных изменений, появившихся благодаря реализации проекта можно считать следующее:

- повысится уровень педагогической компетентности педагогов и родителей;

- произошло сближение семьи и детского сада.

На заключительном этапе эксперимента проводилась повторная диагностика уровня развития творческих способностей старших дошкольников после формирующего этапа эксперимента. Отслеживание роста творческих способностей осуществлялось по тем же критериям, что и на констатирующем этапе:

- развитие интонационной и двигательной активности;

- развитие музыкально-творческого воображения;

- развитие игрового моделирования (в речи, движениях, ритме);

- развитие самовыражения в групповых проектах.

Диагностические срезы уровней развития творческих способностей старших дошкольников в ходе опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику результатов. Высокий уровень активности дошкольников составил в 73%, на констатирующем этапе всего 14%. К концу формирующего этапа эксперимента заметно изменился психологический настрой детей к музыкальным занятиям. Музыкально - игровое творчество стало необходимо для развития навыков поведения в группе, умения общаться, действовать совместно. Дети стали более свободными, раскрепощёнными, научились владеть своим телом, голосом, использовать различные речевые интонации. Речь детей стала эмоционально наполненной, ритмичной в единстве с движениями своего тела. Каждый научился свободно ориентироваться в пространстве, свободно общаться в коллективе. Действия детей стали более уверенными, дети не боятся оценивания и критики со стороны педагога. Ведущим состоянием ребёнка стало чувство успеха, удовольствия. Первостепенное значение в деятельности детей имеет опора на «принцип удовольствия», который применительно к детству реализуется через игру.



Взаимодействие с родителями

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками, образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.

Анкетирование родителей «Мой ребенок и музыка»

Вопросы: Результаты беседы:
1. Какое место занимает музыка в жизни ребенка?

2. Любит ли он ее слушать? Какую музыку предпочитает?


3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5. Понимает ли он содержание музыки?

6. Передает ли в движении характер музыки, ритм?

7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?

8. В чем это выражается?

9. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонетика детской музыки? Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?

Вывод: правильно организовывать работу с родителями по музыкальному воспитанию детей в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности.

По результатам анкетирования выбираем формы сотрудничества:
• Индивидуальные и общие консультации,
• Проведение музыкальных и музыкально-спортивных мероприятий.
• Показ открытых занятий,
• Организация совместных театрализованных представлений,
• Выступление на родительских собраниях по теме «Музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ и в семье»,
• Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для праздников и выступлений на городских конкурсах,
• Дни открытых дверей,
• Организация творческой группы родителей.
Научно-методическое обеспечение проекта:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева;
2. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комисарова Л. Музыкальные занятия в детском саду.2007г;
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2009г;
4. Зарецкая Н. Календарно-музыкальные праздники в детском саду. 2001г;
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Дошкольное воспитание и образование детей: Программа "Ладушки" 2009г;
6. Сборники:
• И.В. Пономарева «Детский сад наш дорогой», «Смешинки и грустинки»;
• Е.Б. Зарицкая «Сказочная карусель», «Дети выбирают мир»;
• Г.Ф. Вихарева «Песенка, звени!», «Веселинка», «Споем, попляшем, поиграем"