СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа "Компьютерный рисунок и дизайн"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа предназначина для возрастной категрии 11 - 13 лет

Цель программы: приобретение учащимися теоретических знаний о художественной деятельности с использованием компьютерных технологий и постижение практических приёмов работы художника за компьютером.      

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Компьютерный рисунок и дизайн"»

бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Центр дополнительного образования детей»













УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ ДОД «ЦДОД»



_________________ Е.В.Ришко



Педсовет от « » 20 г. №

























АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Компьютерный рисунок и дизайн»

Объединение «Компьютерный дизайн»

(Возраст детей 11 -13 лет)























Педагог дополнительного образования

Поташева Марина Владимировна

Квалификационная категория: первая

















































































Паспорт программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Юный дизайнер»

Педагог: Поташева Марина Владимировна

Директор: Ришко Елена Владимировна

Название учреждения: БОУ ДОД «ЦДОД»

Адрес организации: г. Грязовец, ул.К.Маркса,71

Телефон/факс: 2-14-98

Должность: педагог дополнительного образования

Целевые группы: дети 11-13лет

Цель программы: приобретение учащимися теоретических знаний о художественной деятельности с использованием компьютерных технологий и постижение практических приёмов работы художника за компьютером.

Направленность: научно - техническая

Срок реализации программы: 1год

Вид программы: адаптированная

Уровень реализации: основное

Уровень освоения: базовый

Способ освоения: креативный

Краткое содержание программы:

Пояснительная записка.
Назначение программы.

Актуальность и перспективность программы.

Адресность.
Новизна и особенности программы.

Педагогическая целесообразность.
Количество часов.

Информация о продолжительности каждого занятия.
Цель и задачи программы.
Формы работы .

Технологии обучения.

Применяемые элементы здоровьесберегающих технологий.

Возрастные психолого – педагогические особенности детей
Методы обучения.

Основные составляющие занятий.

Системы контролирующих материалов.
Структура обучения программы.

Работа с родителями.

Итоги деятельности и результативности каждого года.

Методы оценки результативности программы.

Ожидаемые результаты.

Межпредметные связи.

Требования к уровню подготовки.

Учебно – тематический план.

Содержание образовательной программы.

Критерии оценки ЗУН обучающихся.

Учебно-материальная база.



Пояснительная записка

Увлечение компьютерной графикой и компьютерным дизайном стало массовым явлением. Но этот новый вид искусства возник не на пустом месте, а зиждется на прочном основании мирового художественного творчества. Работа за компьютером имеет существенные отличия от работы с обычными материалами и инструментами. Если на бумаге от неоднократного стирания ластиком остаются следы и пятна, то компьютер позволяет стирать столько раз, сколько надо, возвращаться несколько шагов назад, перекрывать один цвет другим без ущерба для качества рисунка.

Мышление художника, работающего за компьютером, имеет существенные отличия от мышления мастера, работающего с традиционными художественными материалами. Компьютер позволяет включить в сферу деятельности художника не только собственные умения, но и многое из того, что накоплено вековым опытом творчества всего человечества.

Программа составлена на основе уже существующей программы курса «Основы компьютерной графики и дизайна» автора учебного пособия для школьников Лепской Надежды Анатольевны – заведующей лабораторией «Компьютерные технологии в системе художественного образования» ЦНХО кандидата педагогических наук, издательство «Когито – Центр», Москва, 2004.



Назначение программы

Данная программа разработана для детей с 11 – 13 лет, проявляющих интерес к ИТК.

В группы для обучения специального отбора не производится. Принимаются все желающие

Занятия построены с учетом возрастных психофизиологические особенности детей, с учетом его индивидуальности, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.  Формировать группы желательно из учащихся близкого возраста, чтобы оптимально выбрать методы и приёмы обучения.

Оптимальное количество обучающихся в объединении для успешного освоения программы 4-8 человек, каждый ученик работает за отдельным компьютером.

Данная программа изучается в течении 1 года.



Актуальность программы.

Данный курс позволяет учащимся более подробно познакомиться с одной из ведущих программ графических редакторов - Paint.NET. Рассматривается аппаратное система изучаемой программы, форматы файлов, приемы обработки информации, правила оптимизации файлов. Всё это даёт для обучающихся общее представление о графическом дизайне, а приобретённые навыки работы как юных дизайнеров даёт возможность более свободно ориентироваться в программах, направленных на творческое созидание своих проектов.



Перспективность программы.

Изучение графического редактора Paint.NET позволяет подготовить учащихся для возможной работы в более сложных графических редакторах таких как Gimp, Adobe PhotoShop.



Адресность.

Указанное в программе количество часов на изучение программы педагог может распределять самостоятельно, добавлять разделы, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данном классе. Поэтому программу может использовать широкий круг педагогов.



Новизна и особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, вкуса.

Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.

Практикуется онлайн - тест в программе Learning Apps.org, как одна из форм контроля усвоения нового материала.

Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознавания и понимания. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.



Педагогическая целесообразность.

Данная программа составлена с целью способствованию развития познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям.



Количество часов.

Программ одногодичная, 1ак. часа в неделю



Информация о продолжительности каждого занятия.

Время занятий: 1 ак. часа с перерывом на отдых после каждого ак. часа – 10 минут через 20 минут



В основу программы положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности

образования;

- связи с жизнью;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка;

- единство и целостность субъект-субъектных отношений;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность,

контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).



Цель программы: приобретение учащимися теоретических знаний о художественной деятельности с использованием компьютерных технологий и постижение практических приёмов работы художника за компьютером.



Задачи:

обучающие:

- обучить творческому применению полученных знаний и умений для создания самостоятельных художественных работ в разделах компьютерной графики, предназначенных для электронных носителей, печати, мультимедийных программ и интернета;

- научить логически мыслить;

- научить создавать проект с использованием приёмов и методов дизайна;

развивающие:

- развить художественные способности обучающихся, путём включения их в эмоционально – творческую деятельность с применением компьютерных технологий;

- развитие практических навыков применения компьютерных программ, включение их возможностей, эффектов и соотношения различных функций в контекст реализации собственного замысла (развития творческой фантазии, памяти и воображения);

- изучение художественных приёмов создания компьютерных рисунков и дизайна и вырабатывание у учащихся собственного алгоритма работы в той или иной компьютерной программе;

воспитывающие:

- формировать коммуникативные навыки и навыки межличностного сотрудничества

в каждом обучающемся;

- воспитать умственные и волевых усилий, концентрации внимания, логичности;

- формировать нравственные качества личности и культуры поведения в обществе



Формы работы:

Фронтальная- подача учебного материала всему коллективу учеников

Индивидуальная- самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.



Технологии обучения:

Учебный диалог.  На занятиях выслушивается мнение ученика, организуется работа так,

чтобы учащийся самостоятельно делал выводы, находил наиболее рациональный способ

решения поставленной задачи. Ученик учится спорить, доказывать, общаться, находить

свой способ изучения и закрепления преподаваемого материала. Преподаватель - равноправный участник диалогового общения, он высказывает свое мнение, но никогда в обязательном порядке

не навязываю его участникам дискуссии.

Использование ИКТ– привлечение ресурсов интернет.

Личностно – ориентированный подход в обучении– признание индивидуальности,

ценности каждого ученика, его развития как индивида. Целью личностно – ориентированного обучения является развитие познавательных и творческих способностей учащегося, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.





Применяемые элементы здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Основные вредные факторы при работе за ПК:

- стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени (сидя за компьютером,

ребенок или взрослый вынужден принять определенное положение, и практически не изменять

его до конца работы...);

- воздействие электромагнитного излучения (современные мониторы стали безопаснее для

здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и

электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское 

излучение...);

- утомление глаз, нагрузка на зрение (именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное

время у ребенка или другого пользователя возникает головная боль и головокружение.

Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...);

- перегрузка суставов кистей (постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к

повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими...)

- стресс при потере информации (если компьютер "зависает", в результате действия вирусов,

поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...);

- психические расстройства (при проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми

ребенок ищет то что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...).

Здоровьесберегающие технологии

1.Условия снятия нагрузки и утомляемости:

- утомление глаз -по этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это

зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При

грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена:

  • расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см;

  • нельзя работать за компьютером в темноте;

  • ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

- систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового

кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также

физкультминутки общего назначении;

- создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или

народная мудрость, в других –юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у обучающихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха)

При выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека);

- чередовать различные виды работ, т.к. смены видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает

вероятность наступления утомления

2.Условия снятия психической нагрузки и стресса при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер –всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

3.Условия для работы в кабинете

-удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),

-воздушно-тепловой режим (следует поддерживатьоптимальнуютемпературу19-21 градусов

и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер естественную вентиляцию

при проветривании кабинета),

- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует

использовать жалюзи на окнах),

-контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество сканеров и принтеров),

-чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

-эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

-грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения)



Методы обучения:

Словесное пояснение – передача информации теоретической части урока

Показ принципа исполнения –показ технологии исполнения работы

Наглядности демонстрация ранее выполненных тематических работ

Метод самоконтроля– выполнение самостоятельной части практического урока, сравнение

своего результата с образцом правильно выполненной работы

Метод проблемного обучения– метод, когда процесс решения задачи учеником, со

своевременной и достаточной помощью педагога, приближается к

творческому процессу

Эвристический – выработка логического и алгоритмического мышления.



Основные составляющие занятий

- организация рабочего места

- повторение пройденного материала

- постановка цели и задачи занятия

- изучение новых понятий и методов работы

- план или схема выполнения задания. Этот этап предполагает демонстрацию техники и метода

исполнения работы педагогом.

- инструктаж по ТБ: вводный – перед началом работы за ПК и текущий – во время выполнения

заданий

- физкультминутка

- основные приёмы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для

получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ её достижения

- подведение итогов, анализ, оценка работ

Теоретическая и практическая часть изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

физкультминутки

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы обучение доставляло им удовольствие и моральное удовлетворение.


Системы контролирующих материалов

- тесты

- индивидуальные – карточки задания

- кроссворды

-практические работы


Структура обучения программы:

- перечень основных разделов

- информационно – методическое обеспечение

- литература для обучающихся и педагогов

- методическая копилка педагога


Работа с родителями:

- анкетирование;

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- объявления, приглашение на выставки;


Итогом деятельности и результативности каждого года являются:

- организация выставок (раскрывает для детей значимость их результатов, формирует

положительные мотивы к дальнейшему обучению);

- выход за пределы занятий (участие в выставках школьных, городских, областных, в конкурсах, фестивалях, размещение интересных работ в Интернете;

- пополнение портфолио достижений обучающихся

- выполнение практических заданий

- промежуточная аттестация

- итоговая работа (защита проекта)


Методы оценки результативности программы:

- фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале

- количественный анализ

- качественный анализ

-отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся (наблюдение и

изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);

- итоговая работа




Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций.

Межпредметные результаты

результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

- регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности

- проговаривать последовательность действий;

- объяснять выбор наиболее подходящих технологий и инструментов для выполнения задания

- давать эмоциональную оценку своей работы

- получать позитивные эмоции от выполненных работ

- познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию полученную

на занятии и путём пополнения своего кругозора

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной

и совместной работы.

- коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе

не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения программы является формирование

следующих знаний и умений:

- свободно владеть приемами и техникой работы в программе,

- уметь логически подойти к созданию и обработки информаций,

- владеть приемами и методами дизайна и применять их в создании творческих проектов



Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Компьютерный рисунок и дизайн» обучающиеся, могут в дальнейшем использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных предметных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерный рисунок и дизайн», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.











Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся более глубоко знакомятся с прикладным программным обеспечением, новейшими компьютерными технологиями.

- Ученик должен знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • единицы измерения физического размера изображения;

  • проектную деятельность.

- Ученик должен уметь:

  • применять основные приемы работы с компьютерной графикой (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом, соединять объекты);

  • применять возможности программ для создания фотоколлажей;

  • использовать знания проектной деятельности в создании творческого проекта.











УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Введение в предмет. Техника безопасности. Проектная деятельность

1


1

2. Обзор программ векторной и растровой графики.

2

3

5


Методы представления графических изображений.

Цвет в компьютерной графике

Форматы графических файлов

Итоговая работа




3. Введение в программу.

2

2

4


Графический редактор Paint.NET. Понятие слой

Рабочее окно программы Paint.NET.





4. Панель меню


6

12

18

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Основные команды

Меню Изображение

Меню Слои

Меню Эффекты

Итоговая работа




5. Панель инструментов

1

1

2


Основные команды. Конфигурация инструментов




6. Окна

10

14

24

6.1.

6.2.

6.3.

Окна журнал, строка состояние

Окна палитра, слои

Окно инструментов

Итоговая работа


7. Практикум Paint.NET


10

10

8. Проектная деятельность

2

2

4

9. Творческие коллективные занятия


4

4

10. Выставочная деятельность учащихся.


4

4

Всего

24

48

72









СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Введение в предмет. (1 час)

Тема: «Введение в предмет «Компьютерный рисунок и дизайн»

Обзор курса обучения. Техника безопасности. Техника безопасности и организация рабочего места.



1.Обзор программ векторной и растровой графики. (6 часа)

Тема: «. Методы представления графических изображений.» (1 час)

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.



Тема: «Цвет в компьютерной графике:» (1 час)

Цветовые модели Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цве­товые модели). Цветовая модель RGB. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость). Формирование собственных цвето­вых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK.Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений.

Взаимосвязь цве­товых моделей RGBи CMYK.Кодирование цвета в различных графических программах.

Практическая работа: «Формирование собственных цвето­вых оттенков на экране монитора».



Тема: «Форматы графических файлов» (1 час)

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графи­ческих данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Практическая работа: «Преобразование файлов из одного формата в другой».



Итоговая работа (2 часа)

1.Онлайн - тест в программе Learning Apps.org

«Достоинства и недостатки векторной и растровой графики»

«Цветовые модели»

«Форматы графических файлов»

2. «Формирование собственных цветовых оттенков»



3. Введение в программу. (4 часа)

Тема: «Графический редактор Paint.NET. Понятие слой» (2 час)

Обзор программы графического редактора Paint.NET. Слой – что это? Пиксель и прозрачность. Слои и непрозрачность.

Практическая работа: «Работа со слоями»



Тема: «Рабочее окно программы Paint.NET.» (2 час)

Главное окно. Список изображений. Панель меню. Панель инструментов. Список изображений. Рабочая область. Окно инструментов, истории, слоёв, палитры. Строка состояний.







4. Панель меню (18 часов)

4.1.Тема: «Основные команды» (2 час)

Меню файл, правка, вид, средства, окно, справка.

Практическая работа: «Работа с фалами»



4.2. Тема: «Меню Изображение»

Особенности меню. Обрезка и выделение, изменение размера. Размер полотна, ориентация (повороты)

Практическая работа: «Обрезка, поворот и изменение изображения. Полотно – изменение размера и ориентации»



4.3. Меню Слои. (6 часов)

Тема: «Меню Слои» (2 часа)

Особенности работы со слоями. Свойства слоя. Поворот и масштаб. Режимы наложения.

Практическая работа: «Режим наложение»



Тема: «Коррекция» (2 часа)

Автовыравнивание уровней. Инвертирование цветов, огрубление. Оттенок и насыщенность. Яркость и контрастность. Черно – белая коррекция, сепия.

Практическая работа: «Создание черно – белого изображения»

«Насыщенность, яркость и контраст»



Тема: «Уровни, кривые» (2 часа)

Окно регулировки уровней. Регулировка уровней RGB. Индивидуальные настройки к каждому каналу.

Окно Кривые. Настройки кривой яркости, RGB каналов. Дополнительные возможности: инверсия.

Практическая работа:

«Обработка уровнями изображения»

«Обработка кривыми изображения»



4.4.Эффекты. (6 часов)

Тема: «Меню эффекты. Субменю для фотографии» (2 часа)

Портретный, резкость, свечение. Удаление эффекта «красных глаз»

Практическая работа: «Удаление эффекта «красных глаз»



Тема: «Субменю искажение, размытие, шум» (2 часа)

Вмятины, выпуклость, искажение, кристаллизация, скручивание, координация, стеклянная плитка, укрепление пикселей.

Понятие размытие, различные способы размытия изображения: в движении, Гаусовое, круговое, несфокусированность, поверхностное, приближение, раздвоение.

Шум и работа с данным эффектом.

Практическая работа:

«Преобразование изображения с помощью субменю искажения»

«Преобразование изображения с помощью субменю размытие»





Тема: «Субменю стилизация, узор, художественные» (2 часа)

Понятие стилизация и ее формы: барельеф, подсветка, подсвеченные края, эскиз.

Меню Узоры: облака, фрактал Жюлиа, фрактал Мандельброта.

Художественный эффект: Картина, масло, набросок карандашом, набросок тушью. Смешивание художественных эффектов.

Практическая работа: «Создание художественного изображения с помощью эффектов»



Итоговая работа (2 часа)

1.Онлайн - тест в программе Learning Apps.org «Основное меню и ее команды»

2. «Коррекция изображения»

«Художественный эффект»



5. Панель инструментов (2 час)

Тема: «Основные команды. Конфигурация инструментов.

Основные команды: работа с файлами, с выделенным. История. Управление просмотром. Единицы измерения.

Выбор инструмента и его параметры (конфигурация). Настройка по умолчанию.



6. Окна (24 часа)

6.1. Тема: «Окно: журнал, строка состояния» (1 час)

Окно журнал: повтор и отмена действий.

Строка состояния: справка, шкала прогресса и другая полезная при работе с программой информация.



6.2. Тема: «Окно: палитра, слои» (1 час)

Окно палитра: основные режимы. Меню палитр.

Окно слои: добавление, удаление, копия, слияние, перемещение, свойства.

Практическая работа: «Создание собственной палитры»



6.3. Окно инструментов. (18 часов)

Тема: «Инструменты рисования фигур» (2 часа)

Выбор фигуры и её параметры: режим рисования и заливки, ширина линии, стиль линии, заливка, сглаживание, режим наложения, границы выделения.

Практическая работа: «Работа с простым рисунком (фигурой), установка параметров инструмента)



Тема: «Инструменты выделения» (4 часа)

Выбор прямоугольной области. Лассо. Выбор области овальной формы. Волшебная палочка: чувствительность, сложение выбора, выделение путём вычитания, глобальный выбор.

Режим выбора выделения.

Практическая работа:

«Работа с выделенными областями и режимом выделения»

«Выделение с помощью Лассо»

«Выделение с помощью волшебной палочки и ее возможности»


Тема: «Инструменты перемещения» (2 часа)

Перемещение выделенной области. Перемещение области выделения. Понятие узлы. Изменение размера, вращение.

Практическая работа: «Работа с областями: изменение размера, вращение»



Тема: «Работа с инструментами цвета» (2 часа)

Градиент, заливка. Клонирование, замена цвета

Типы градиентов: линейный, ромбовидный, круговой, конический. Создание градиента и режимы: цвет, прозрачность.

Заливка: заполнение, чувствительность, выборка, режим наложения

Клонирование, замена цвета: жесткость, чувствительность. Правило работы с инструментом замены цвета.

Практическая работа: «Создание собственного градиента»



Тема: «Инструмент рисования» (4 часа)

Инструменты рисования: кисть. Настройки инструмента кисть: фигура, толщина, стиль, заливка

Пиксельные инструменты (карандаш, пипетка). Карандаш и режим наложения. Пипетка и её параметры: выборка, размер, переключение инструмента.

Практическая работа: «Рисуем пейзаж»



Тема: «Инструмент ластик. Линия и кривая» (1 часа)

Настройка инструмента: ширина, жёсткость.

Практическая работа: «Создание нового изображения с помощью ластика и нового фона»



Тема: «Линия и кривая» (1 часа)

Правило рисования с помощью инструмента линия. Линия с «узлами»

Кривая: искривление линии с помощью левой и правой кнопки мыши. Стиль линии.

Практическая работа: «Рисуем линии и кривые»



Тема: «Инструмент текст» (2 часа)

Настройки для инструмента текст: шрифт, размер, положение, режим отрисовка, режим наложения.

Практическая работа: «Рисуем текст»



Итоговая работа (4 часа)

1.Онлайн - тест в программе Learning Apps.org

«Окно инструменты и его параметры»

2. Творческий рисунок













7. Практикум Paint.NET (10 часов)

Изменение размера изображения

Плавный переход с цветного в черно – белый

Цветное на черно - белом

Потрёпанные края

Взрывающаяся планета

Звёздное небо

Пузырёк воздуха

Стеклянная кнопка

Старение фотографии



8. Проектная деятельность. (4 часа)

Результатом проектной деятельности будут являться итоговые работы.

Тема: «Проектная деятельность»

Постановка цели, задачи. Выбор тематики и техника исполнения. Подбор изображения по тематике. Окончательный результат.



9. Творческие коллективные занятия – в течении года. (4 часа)
Способствуют укреплению дружбы в коллективе, созданию непринужденной, неформальной обстановки для обсуждения некоторых рабочих моментов (выставок, изучаемых тем, применения знаний на практике). Такие занятия организуются с использованием компьютерных программ на развитие творческого мышления, зрительной памяти, внимания, мышления.



10. Выставочная деятельность учащихся - подготовка обучающихся к выполнению работ конкурсного и выставочного характера в течении года. (4 часа)
Эта тема занимает важное место в рамках программы и как стимул изучения материала, повышения самооценки детей, значимости их достижений, и как концентрация полученных знаний, комплексное применение их на практике. Каждый учащийся в течении учебного года оформляет, как минимум, 2 работы на конкурсы областного уровня, согласно календаря праздников и 2 работы на выставки в учреждении. Подбор темы работы для выставки. Поэтапный разбор создания рисунка. Просмотр работ по теме в Интернет (работы художников, дизайнеров).



Критерии оценки ЗУН обучающихся

Уровень знаний: количество обучающихся (по уровням) х 100%

общее число обучающихся



Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Знание современного ПК, умение создавать самостоятельные творческие работы, чёткость и аккуратность в работе.

Знание ПК, умение создавать самостоятельные творческие работы

Незнание отличительных особенностей ПК, неаккуратное выполнение творческой работы по данному образцу.






Для успешной реализации программы необходимо учебно – материальная база:

Программное обеспечение:

- операционная система: Windows 7,

- графический редактор Paint.NET

Аппаратное обеспечение:

- персональные компьютеры, программное обеспечение; по одному на каждое

рабочее место, оснащенное выходом в Интернет;

- центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими

характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное

обеспечение;

- принтер;

- мультимедийный проектор с экраном;

- локальная сеть.



































































Список литературы

1. Лепская Н.А. Основы компьютерной графики и дизайна. Учебное пособие. М. «Когито – Центр», 2004.

  1. Лепский В.Е., Лепская Н.А. Компьютер в художественном образовании. Учебное пособие. Центр художественной культуры и образования, МГП «Сапфир».1993.

  2. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства. М. Искусство в школе.2001.

  3. Музыченко В.Л., Андреев О.Ю. Самоучитель компьютерной графики. Технологии 3000. 2003г.

  4. Мураховский В.И. Компьютерная графика. Популярная энциклопедия.

АСТ – ПРЕСС, 2002г.

  1. Кирсанов Д., Веб – дизайн. Символ – Плюс, 1999г.

  2. Миронов Д.Ф., Компьютерная графика в дизайне. Учебник для ВУЗов. Питер, 2003г.

  3. Петровский А.И. Adobe Photoshop 7.0 Трюки в дизайне изображений. М., Майор, 2001г.

  4. Якушина Е., Изучаем Интернет, создаём Web – страничку. Питер, 2002г.





Интернет ресурсы

http://paint-net.ru/?id=2

http://paintnet.ru/category/lessons

http://uroki.paint-net.ru/risovanie

http://pen2000.ru/lessons.php

http://ruknigi.net/query/861969-samouchitel-paint-net/