Образовательная программа по внеурочной деятельности
«Школа здоровья»
для учащихся 1-2 классов.
Учитель физической культуры
Плюхина Ольга Юрьевна
п. Нижний Уфалей
2016г.
Пояснительная записка
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. Забота о сохранении детского здоровья – важнейшая обязанность школы, педагога, семьи и самого ребёнка.
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии.
Поэтому одна из первых задач педагогов – научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить эту проблему.
В целях сохранения и укрепления здоровья младших школьников разработана образовательная программа «Школа здоровья» в соответствии с требованиями ФГОС. Это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения школьников, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Образовательная программа «Школа здоровья» включает в себя две программы:
Приоритетным направлением работы по программе «Школа здоровья» является не только изучение теоретических знаний, но и практическая направленность.
Цель программы: формирование у обучающихся ценности здоровья, обеспечение возможности сохранения и укрепления здоровья школьников за период обучения в начальной школе.
Задачи:
- Научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- расширить представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; о правильном (здоровом) питании; о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), позитивного коммуникативного общения;
Подготовить к практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни, осуществлению самостоятельного осознанного выбора поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Дать представления о негативных факторах риска для здоровья детей (снижение двигательной активности, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
Сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Принципы программы
Принцип не нанесения вреда.
Принцип триединого представления о здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Принцип повторения: усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требует повторяемости.
Принцип непрерывности: преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации: с учётом уровня индивидуальной подготовленности ребёнка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построение двигательного режима, приобщение к разным формам познавательной активности.
Принцип оздоровительной направленности и формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих.
Программа «Игротерапия общения»
1 класс.
Дети, школа, система образования, методы обучения, трудности и психологические закономерности развития школьника, проблемы адаптации – вот объединяющие науку, школьную практику и житейскую психологию. Для того чтобы занятия в школе стали приятными, интересными, полезными, а главное желанными – особое внимание в первом классе уделяется психическому здоровью ребёнка, гармоничному развитию его личности.
Разработанная система занятий направлена как на устранение негативных установок в поведении ребёнка, которые препятствуют установлению адекватных навыков общения со сверстниками, так и на формирование и развитие новых, ранее не используемых ребёнком коммуникативных умений.
В основе «Игротерапии» лежит оптимизация межличностного общения, отношения в группе детей первого года обучения (1 класс), а также активизация речевых навыков, как средства общения, с целью социальной адаптации в обществе и всестороннего развития каждого ребёнка.
Учитывая задачи, вышеперечисленные принципы, возрастные особенности детей, выделены следующие направления, которые подразделяются на этапы работы.
Система коррекционно-развивающих занятий.
Этапы работы | Основные направления работы | Приёмы работы |
Ориентиро- вочный | - раскрепощение участников, объединение их в группу; - создание благоприятного психологического фона для проведения занятий; - знакомство детей с правилами поведения во время занятий; - преодоление замкнутости, скованности, пассивности, двигательное раскрепощение. | Предметные, подвижные и развлекательные игры, релаксационные комплексы упражнений, речёвки. |
Терапевтичес- кий. | - знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций; - развитие умений адекватно выражать свои эмоции; - понимание и активное использование невербальных средств общения; - формирование навыков совместной деятельности; - развитие внимательного, доброго отношения друг к другу; - усиление внимания ребёнка к самому себе, свои чувствам, переживаниям; - развитие связного устного высказывания, расширение словарного запаса. | Психогимнастические этюды, чтение сказок, совместное рисование, развивающие и обучающие игры, комплексы релаксационных упражнений. |
Психологичес- кий. | Создать благоприятные условия: - вызвать желание общаться; - снять общее и мышечное напряжение; - поднять эмоциональный тонус; - развивать позитивное отношение к себе (тело, имя, пол) - закрепить установки «я – хороший», «ты – хороший» - развивать навыки общения. | Психогимнастические этюды, чтение сказок, совместное рисование, развивающие, обучающие игры, комплексы релаксационных упражнений. |
Контрольный | | Психодиагностика личностных качеств; Психодиагностика уровня развития навыков общения и межличностных отношений; Диагностика познавательных процессов. |
Учебно-тематический план
1 класс (2 часа в неделю)
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Давайте знакомиться!» | 1 |
2 | Ориентировочный этап | 8 |
| «Дружба начинается с улыбки» | 2 |
| «Доброе животное» | 2 |
| «Я и моя семья» | 2 |
| «Я и моё тело» | 2 |
3 | Терапевтический этап | |
| «Солнечный зайчик» | 3 |
| «Золотая рыбка» | 2 |
| «Я и мои эмоции» | 3 |
| «Я и мой язык» | 2 |
| «Три поросёнка» | 2 |
| «Пчёлки» | 2 |
| «Я и Я» | 2 |
| «Я и другие» | 2 |
| «Кошки» | 2 |
| «Смешные клоуны» | 3 |
| «Инте-инте-интерес!» | 2 |
| «Неожиданный подарок» | 2 |
| «Капризные лошадки» | 3 |
| «Жадные медвежата» | 3 |
| «На острове плакс» | 2 |
| «Мир наоборот» | 3 |
| «Гадкий утёнок» | 2 |
| «Цветик - семицветик» | 3 |
| «Мамина ваза» | 2 |
| «Ночные звуки» | 2 |
4 | Контрольный этап | 9 |
| «Страна клякс» | 2 |
| «Путешествие в страну «Х» | 2 |
| «Кто я?» | 2 |
| «Настоящий друг» | 3 |
5 | Итоговое занятие «Вместе весело» | 1 |
6 | Всего | 66 |
Содержание
Вводное занятие «Давайте знакомиться»
Ориентировочный этап:
«Дружба начинается с улыбки"
Организационный момент;
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
«Знакомство»
Игры: «Съедобное-несъедобное», «Клубочек», «Кто позвал?»
«Дневник настроения»
«Доброе животное»
Игры «Доброе животное», «Сороконожка»
Мини-комплекс «Ветерок»
Игры «Кто как кричит?», «Кто кем стал?»
Дневник настроения.
«Я и моя семья»
«Я и моё тело»
Терапевтический этап
«Солнечный зайчик»
Упражнение «Солнечный зайчик»
Игры: «Солнышко вернулось!», «Лучик указывает на…», «Солнечные жмурки»
Мини-комплекс «Быстрые коленки»
Упражнение «Сбрось усталость»
Дневник настроения
«Золотая рыбка»
«Мимическая гимнастика»
Беседа «Сказка о рыбаке и рыбке» (введение в игру)
Психогимнастические этюды
Театрализованная игра
Мини-комплекс «Уточка»
Подвижная игра «Поймай рыбку»
Дневник настроения
«Я и мои эмоции»
«Я и мой язык»
«Как можно общаться без слов?» - беседа.
Игра «Иностранец»
Мини-комплекс «Красота 2»
Тест определения тревожности
Игра «Расскажи без слов»
Дневник настроения
«Три поросёнка»
Игра «Займи свой домик»
Психогимнастические этюды
Беседа «Кто кого или чего боится?»
Рисование на тему «Мой страх»
Дневник настроения
«Пчёлки»
«подвижная игра с вербальной активностью «Пчёлки»
Театрализованная игра «Пчёлки в домике»
Игра «Летает - не летает»
Мини-комплекс «Колокольчик»
Этюд на расслабление.
Дневник настроения
«Я и Я»
Беседа «психологический автопортрет»
Игра «Страна клякс»
Комплекс №1 (на выносливость)
Составление рассказа по картинкам
Дневник настроения
«Я и другие»
«Кошки»
Игра «Злые и добрые кошки»
Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь»
Подвижная игра «Кошки – собаки»
«Сочинялки» про …
Дневник настроения
«Смешные клоуны»
Игры: «Весёлые клоуны», «Клоуны ругаются»
Комплекс №3 (на выносливость)
Подвижная игра «Паровозик»
Игра «На арене», «Зеркало клоуна»
Дневник настроения
«Инте-инте-интерес!»
«Неожиданный подарок»
«Капризные лошадки»
« Жадные медвежата»
Театрализованная игра
Беседа о жадности
Игра-соревнование «Апельсин»
Релаксационный комплекс «Подснежник»
Подвижная игра «В зоопарке»
«На острове плакс»
Разыгрывание стихотворения «Доктор Айболит» К.Чуковского.
Упражнение «Остров плакс»
Психогимнастический этюд «Я устал»
Упражнение «Сбрось усталость» -( дыхательные)
«Мир наоборот»
Игра «Найди свой цветок»
Театрализованная игра «Мир наоборот»
Игры: «Найди меня», «Фанты», «Отгадай».
«Дневник настроения»
«Гадкий утёнок»
Этюд «Гадкий утёнок»
Беседа о чувстве гнева
Этюд «Гневная гиена»
«Дневник настроения»
«Цветик - семицветик»
Подвижная игра «Путаница»
Психогимнастический этюд «Северный полюс»
Игра-соревнование «Найди свой цветок»
Игра «Цветик – семицветик»
Игра «волшебный цветок»
«Дневник настроения»
«Мамина ваза»
Этюд «Мамина ваза»
Беседа о чувстве вины.
Этюд «Братьям стыдно»
«Дневник настроения»
«Ночные звуки»
Контрольный этап.
«Страна клякс»
«Путешествие в страну «Х»
Этюд «Путешествие» (фантазия детей)
Игра «Паровозик»
Этюд «Остров плакс»
Танцевальные упражнения «Чунга-чанга»
Игра «Остров неговорунов»
Совместное рисование страны «Х»
«Дневник настроения»
«Кто Я?»
Игра «Зеркало»
Беседа о качествах ребёнка «Кто Я?»
Игры: «Горячий стул», «Комплименты»
Релаксационное упражнение «Фонарики»
«Дневник настроения»
«Настоящий друг»
Итоговая беседа по программе
Разучивание песни М.Пляцковского «Настоящий друг»
Игры: «Комплименты», «Подарки», «Молекулы» и др.
«Дневник настроения»
Ожидаемые результаты 1 класс.
Реализация поставленных цели и задач;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям»
Формирование первоначальных представлений о значении физкультуры для укрепления здоровья человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.
Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).
Организация благоприятных межличностных взаимоотношений, способствующих сплочению детского коллектива.
Программа «Наше здоровье в наших руках»
2 класс.
Задачи второго года обучения:
- продолжать учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- совершенствовать навыки позитивного коммуникативного общения;
Научить практически применять полученные знания в повседневной жизни, самостоятельно делать правильный выбор поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Привлекать к пропаганде здорового образа жизни через участие в мероприятиях школы, посёлка, участие в конкурсах рисунков на тему здорового образа жизни.
Признание детьми младшего школьного возраста здоровья, как одной из важнейших ценностей человеческой жизни;
Понимание ответственности за своё здоровье.
Участники воспитательного процесса: ученики начальной школы, педагоги, родители учащихся.
Разделы:
«Уроки здоровья» (подготовительный период)
«Мы играем, отдыхаем – своё здоровье укрепляем»
«С режимом дня мы друзья»
«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
« Со здоровьем дружен спорт»
«Кто правильно питается, здоровым развивается»
«Чистота – залог здоровья»
«Вредным привычкам – НЕТ!»
«Пусть и сердце, и душа будут добрыми»
«Экологическими тропинками»
«Сказкотерапия»
«Сам себе доктор»
Учебно-тематический план
2 класс (2 часа в неделю)
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | I этап «Уроки здоровья» | 4 |
| «Как я понимаю, что такое здоровье» | 1 |
| «Можно ли управлять своим здоровьем?» | 1 |
| «Моё здоровье» - урок-практикум | 1 |
| Круглый стол - «Здоровая семья» | 1 |
| | |
2 | II этап «Мы играем, отдыхаем – своё здоровье укрепляем» | 15 |
3 | «С режимом дня мы друзья» | 2 |
4 | «Со здоровьем дружен спорт» | 8 |
5 | «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | 4 |
6 | «Кто правильно питается, здоровым развивается» | 4 |
7 | «Чистота – залог здоровья» | 3 |
8 | «Вредным привычкам – НЕТ!» | 5 |
9 | «Пусть и сердце, и душа будут добрыми» | 8 |
10 | «Экологическими тропинками» | 4 |
11 | «Сказкотерапия» | 4 |
12 | III этап «Сам себе доктор» | 4 |
13 | Всего: | 66 ч. |
Содержание.
1 этап.
«Уроки здоровья» - 4 ч.
Цель: выявление знаний и понимания учащимися понятия здоровья, его составляющих, умение оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.
«Как я понимаю, что такое здоровье»
«Можно ли управлять своим здоровьем?»
« Моё здоровье» - урок – практикум.
«Здоровая семья» - круглый стол.
2 этап.
Цель: формирование опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры; снятие мышечного напряжения; увеличение двигательной активности; развитие навыка совместных действий.
- путешествие по станциям:
-«Зарядкино», «Спортивная», «Закалкино», «Распорядкино», «Играйка», «Витаминная», «Улыбкино», где дети играют в подвижные игры, выполняют гимнастические, закаливающие упражнения, поют песни и многое другое. (стр. 280-295 )
- «Шишки, жёлуди, орехи», «Море волнуется…», «Казаки разбойники», «Пчёлки», «Займи домик», «Утка, утка, гусь». «Вызов номеров», «Мяч в центр» и другие.
- «Витаминная карусель», «В поисках клада», «Зимние забавы», «День здоровья», «Большие гонки»
- «Школа юных олимпийцев» - комплекс упражнений.
Цель: способствовать формированию у детей выдержки, силы воли, организованности, умения контролировать свои действия, развитию чувства ответственности, взаимовыдержки.
- зрительная гимнастика (комплекс упражнений)
- Пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений)
- дыхательная гимнастика (комплекс упражнений) стр. 276-280 (Программа…)
Цель: способствовать укреплению психоэмоционального, духовно-нравственного и физического здоровья детей.
Цель: сформировать правильное представление о режиме питания.
- загадки от Царицы Витаминки
- игра «Где что растёт?»
- игра на внимание «Овощи – фрукты»
- « В гостях у Карлсона»
- игра «Полезно – не полезно»
- вкусные загадки.
Цель: совершенствовать у детей санитарно-гигиенические умения и навыки, воспитывать в них дисциплинированность, аккуратность, выдержку, терпение.
- Личная гигиена
- Гигиена жилища
- Гигиена одежды
- Гигиена питания.
Цель: формировать представления о вредных привычках и их негативном влиянии на здоровье человека, профилактическая работа с детьми.
«Мир наших увлечений» (2ч.)
«Представь себя совсем иным» (1ч.)
Просмотр мультфильма по теме, обсуждение. (1ч.)
«Вредным привычкам – НЕТ!» - конкурс рисунков. (1ч.)
Цель: воспитание нравственных качеств личности детей, их духовного здоровья.
- комплекс игр: «Клубочек», «Ветер дует на…», «Молекулы», «Найди друга». Стр.125-128 « Программа…»
- Беседа о месте ребёнка в семье.
- методика «лесенка»
- сюжетная игра «Дочки-матери»
- Беседа о любимых местах посёлка.
- подвижная игра «Найди свой дом»
- рисование по теме.
Цель: закрепить у детей знания о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.
- загадки о деревьях
- беседа «Что растёт в лесу?»
- ситуация «Можно и нельзя»
Цель: формирование у детей умений управлять своими эмоциями, настроением, контролировать свои чувства.
- чтение сказки
- пантомимический этюд
- упражнения на ритмизацию «природные явления»
- упражнения на напряжение и расслабление мышц.
- игры: «Угадай по движению», «Угадай по ритму»
- театрализация
- чтение сказки
- этюд «Удивление»
- упражнение «движения героев сказки»
- игра «угадай по ритму»
- игра импровизация
- упражнения на напряжение и расслабление мышц (произвольное)
- чтение сказки
- пантомимический этюд «Страх»
- упражнения на ритмизацию «Звон колокольчиков»
- «Расскажи сказку»
- игра «Чёрное - белое»
- чтение сказки
- пантомимический этюд «Удивление»
- упражнение на ритмизацию движений героев
- «Расскажи сказку»
- упражнение на активизацию лексики
- игра-импровизация «Каприза в нашей школе»
3 этап.
Цель: привлечение к самостоятельной деятельности.
Комплекс упражнений на снятие усталости, напряжения (составить)
Комплекс упражнений утренней гимнастики (мальчики), художественной гимнастики (девочки)
Составление проекта по здоровьесбережению (класса, школы)
Ожидаемые результаты 2 класс.
Формирование основ здорового образа жизни детей через физкультурно-спортивные занятия и мероприятия;
Формирование представлений о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека;
Применение правил личной гигиены;
Соблюдение режима дня;
Признание детьми младшего школьного возраста здоровья, как одной из важнейших ценностей человеческой жизни;
Понимание ответственности за своё здоровье.
Благоприятные межличностные взаимоотношения, сплочение детского коллектива.
Материально-техническое обеспечение.
Спортивный инвентарь (обручи, скакалки, мячи и т.д.)
Магнитофон
CD диски с фонограммами.
Индивидуальные тетради, альбомы для рисования, карандаши, краски.
Мягкие игрушки
Дидактическое обеспечение.
Разработки занятий
Раздаточный материал для мониторинга.
Наглядные пособия (иллюстрации, карточки, фишки)
Художественная литература по темам.
Литература
Ахмерова И.Э. «Физкультура в 1 классе», Волгоград, издательство «Учитель», 2009 год.
Дереклева Н.И. «Двигательные игры , тренинги и уроки здоровья». Москва «Вако», 2007 год.
Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 6-7 лет», Москва «Сфера», 2010 год.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. 1-4 класс», Москва «Вако», 2007 год.
Коляда Д.А., Коровина Т.Н. «Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2012 год.
Науменко Ю.В. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус», 2010 год.
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой», Волгоград «Учитель», 2008 год.
Подольская Е.И. «Спортивные занятия на открытом воздухе», Волгоград «Учитель», 2011 год.
Феоктистова В.Ф. «Образовательные Здоровьесбеоегающие технологии», Волгоград «Учитель», 2009 год.
Феоктистова В.Ф. «К здоровью через движение», Волгоград «Учитель», 2010 год.