СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на 2021-22 учебный год для обучения обучающихся ДОУ (страший дошкольный возраст) основам гимнастики с учетом новых требований к нормативно-правовой базе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Программа рассмотрена на заседании методического совета Протокол № от _____________
| Утверждаю: Директор МБОУДОД «ЦДЮТ» ____________ С.В.Евдокименко Приказ № от ____________
|
Программа принята на педагогическом совете Протокол № от _____________
|
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Грация»
Художественной направленности
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Яландаева Наталия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Студии «Импульс»
г. Красноперекопск
2021 год
Пояснительная записка
Эстетическая гимнастика является командным видом спорта, здесь не используют ленты, булавы, мячи и обручи, как в художественной гимнастике. Команда должна быть единым организмом – от каждого взгляда, вздоха, до едва заметного движения мизинцем. В результате тренировок оттачивается исполнение каждого элемента, достигается абсолютное единение с музыкой.
Введение
Эстетическая гимнастика — это синтетический вид спорта (художественная гимнастика, танец, акробатика), который характеризуется умением передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям целостность, слитность, свободу, изящество и различную эмоциональную окраску. Это молодой, но активно развивающийся в нашей стране вид спорта.
Часто эстетическую гимнастику сравнивают с художественной. Действительно, эти два вида гимнастики имеют одинаковые истоки, но художественная гимнастика отошла от изначального своего предназначения. В эстетической гимнастике от спортсменки не требуется исключительных данных, поэтому заниматься этим видом спорта могут девочки любого возраста. Достаточно иметь хореографическую подготовку, артистичность, музыкальный слух и чувство партнера. Главное здесь – через язык тела показать характер, мысль, красоту, чувства.
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грация» разработана на основе требований:
Конституция РФ;
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020 года);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года).
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Устав МБОУДОД «ЦДЮТ» г. Красноперекопск;
Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОД «ЦДЮТ» г. Красноперекопск.
Направленность программы:
Программа «Грация» имеет художественную направленность (базового уровня освоения), является модифицированной и составлена на основе типовых программ:
«Рабочая программа по эстетической гимнастике», Колбина С. А., тренера-преподавателя СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ Центрального района, 2017 г.
«Общеразвивающая программа по эстетической гимнастике», Манакова Ю.О. – тренера-преподавателя высшей квалификационной категории МОУДО «Лужская ДЮСШ» г. Луга, 2020 г.
Новизна
Одним из важных принципов Концепции развития дополнительного образования является принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Обучение по программе «Грация» позволяет укрепить здоровье, способствует развитию физических качеств в соответствии с физиологическими особенностями организма ребенка, способствует формированию специальных знаний, умений и навыков, и формированию у детей положительной мотивации к дальнейшему совершенствованию навыков необходимых для успешной деятельности в гимнастике и хореографии. Также программа способствует воспитанию морально-волевых и нравственно-этических качеств, развитию танцевальности, музыкальности, выразительности и артистизма, воспитанию чувства сплоченности и командного единства.
Актуальность программы
На современном этапе можно констатировать высокую востребованность образовательных программ художественной направленности у детей и родителей. Занятия эстетической гимнастикой способствуют гармоничному развитию ребенка, повышают его общекультурный уровень, воспитывают физически, нравственно и эстетически.
Особую значимость имеет использование специальных методов и приемов в работе, позволяющих положительно влиять на состояние физического здоровья обучающихся. В результате развития правильного дыхания происходит достаточное насыщение крови кислородом, в результате чего улучшаются все обменные процессы в организме, тем самым налаживая цикл своей работы. Равномерная нагрузка на все группы мышц позволяет гармонично развивать и укреплять мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног, формируется правильная осанка. А растяжка мышц позволяет снять излишнее напряжение мышц и костной системы организма.
Педагогическая целесообразность
С учетом возрастных особенностей обучающихся на занятиях используются специальные методы и приемы педагогической работы. Обязательным является регулярное включение упражнений, реализующих задачи здоровьесбережения. Дети овладевают комплексами упражнений, способствующих развитию дыхания, правильной постановки корпуса, развиваются навыки регуляции координации тела, крупной и мелкой моторики, формируются представления об анатомии человека.
Также структура занятия предполагает смену разных видов деятельности для поддержания познавательной активности обучающихся. Формирование представлений по теоретическим вопросам, а также основных практических умений и навыков проводится с использованием игровых форм взаимодействия педагога с обучающимися.
Цель программы:
овладение навыками владения собственным телом, для всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций у детей.
В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
Обучить базовым навыкам, необходимых для достижения цели эстетической гимнастики;
Сформировать правильное физиологическое дыхание, правильное положение тела в пространстве, корпуса (осанка);
Формировать у обучающихся начальные представления об эстетическом движении, музыкальности, темпо-ритме.
Развивающие:
Развивать выносливость, гибкость тела, координацию движений;
Развивать музыкальный слух, чувство ритма;
Развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление.
Воспитательные:
Формировать такие качества, как: трудолюбие, выносливость, терпение, собранность, старательность;
Воспитывать интерес к занятиям эстетической гимнастикой;
Формировать уважительное отношение к интересам коллектива.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексный подход к построению занятий. На каждом занятии органично сочетаются разные виды деятельности: общефизическая и техническая подготовка, упражнения на силу мышц, их растяжку, теоретическое сопровождение практических упражнений, показ элементов, игровая деятельность для психологического и физического развития ребенка. Данные виды деятельности взаимно дополняют друг друга. Такой комплексный подход больше всего оправдан для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечивает быстрое и всестороннее развитие физических и творческих способностей ребёнка.
Адресность
Программа предназначена для начального обучения эстетической гимнастике детей 5-7 лет, выразивших желание научиться красиво двигаться и стать участниками студии. Дети, поступающие на обучение по программе «Грация», получают дальнейшую перспективу обучения в составе студии «Импульс».
Сроки реализации программы
Данная программа реализуется в течении 1-го учебного года. Итоговое количество часов составляет 72 часа в год.
Формы и режим занятий, применяемые в работе по реализации программы
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа составляет 30 минут.
Основная форма работы с детьми – групповая (занятия, репетиции). Наполняемость групп - 16 человек.
Дополнительные формы работы с детьми:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые примерами, наглядными пособиями;
- практические занятия - дети осваивают базовые движения и элементы эстетической гимнастики, растяжки, работа в коллективе на улучшение синхронности исполнения движений и номеров;
- занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются номера, развиваются актерские способности детей;
- заключительное занятие, завершающее обучение по программе «Грация», – занятие – концерт (проводится для самих детей, педагогов, гостей).
Условия набора. В коллектив принимаются все желающие дети, независимо от природных способностей и выраженной одаренности, по заявлению их родителей или их законных представителей. Дополнительный прием детей осуществляется в течении учебного года при наличии свободных мест, после собеседования, и определения возможности включения в программу.
Важными принципами в реализации данной программы являются: доброжелательность и требовательность, игровая, доступная и дифференцированная подача изучаемого материала, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители могут присутствовать на занятиях (с согласия педагога), что позволяет им лучше узнать своих детей, увидеть проблемы и возможные упущения в вопросах воспитания, дает возможность обсуждать занятия, повторить пройденное на занятии, проявлять внимание и заинтересованность деятельностью ребенка. Педагог получает возможность более тесно сотрудничать с родителями.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – зрительный (показ элементов педагогом);
- наглядно – зрительный (видеозаписи и картинки);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- музыкально-ритмические и физико-психологические игры.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
формирование эстетического вкуса, любви к культуре и искусству;
развития волевых навыков, высокой мотивации к достижению цели, упорства;
создание дружного коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Программа включает следующие разделы:
общефизическая подготовка;
техническая подготовка;
движения свободной пластики;
развитие музыкально-ритмического восприятия;
партерный тренаж и растяжка;
основы классического танца для гимнасток;
теоретические сведения.
Теоретические знания, получаемые на занятиях, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию логики движения и понимания профессиональной (специальной) терминологии.
Постоянная фронтальная работа со всей группой позволяет педагогу осуществлять беглый опрос всех детей на каждом занятии. Поведение, настроение и восприятие у детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит от многих факторов, поэтому педагог вправе заменять темы и корректировать репертуар.
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы
В результате успешного освоения программы у обучающихся планируемые результаты можно представить как:
Личностные
способность к самореализации и самоконтролю;
умение концентрировать внимание, мышление, память и двигательную координацию;
трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленной задачи;
интерес к танцевальным событиям и участие в творческой жизни коллектива.
Метапредметные
способность работать не только индивидуально, но и в группах (коллективе), решать творческие задачи в сплочённом, детском коллективе;
проявлять интерес к искусству и культуре
ориентироваться в музыкальном сопровождении и в окружающем пространстве.
Предметные
владение физическими навыками, необходимыми для выразительного исполнения элементов и композиций;
развитие правильного физиологического дыхания, специальных положений и позиций, ловкости и точности, координированных движений, гибкости, необходимых для правильного освоения программы по эстетической гимнастике;
умение осознанно различать характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, синхронно вместе с другими детьми, добиваясь естественности и выразительности исполнения.
Обучающиеся, освоившие программу «Грация», должны знать:
правильное положение тела, осанки, правильное дыхание;
правильное исполнение основных элементарных движений классического танца и гимнастики.
Уметь:
находить свое место в пространстве;
быть внимательными к указаниям педагога, понимать жесты;
выполнять основные элементы общефизической и технической подготовки;
Способы проверки результатов освоения программы:
Для проверки результатов освоения программы «Грация» предполагается входная, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Цель аттестации – оценка успешности освоения обучающимися разделов программы.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня детей.
Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в середине учебного года.
Формы проведения промежуточной аттестации:
наблюдение;
устный опрос по теории;
анкетирование;
открытое занятие;
личные достижения;
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме практического зачета и устного опроса по теории, либо в форме концерта.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
заключительное занятие, завершающее обучение по данной программе, – концерт (проводится для самих детей, педагогов, гостей).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов, тем | Количество часов по каждой теме | Итого | ||
| | теоретические занятия | практические занятия | | |
| Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности (вводный, первичный). Первые танцевальные впечатления. | 2 | 1 | 3 | |
| Общефизическая подготовка | 0 | 10 | 10 | |
| Техническая подготовка | 2 | 10 | 12 | |
| Теория и терминология эстетической гимнастики | 3 | 0 | 3 | |
| Движения свободной пластики | 1 | 5 | 6 | |
| Музыкально-ритмическое развитие | 0 | 8 | 8 | |
| Партерный тренаж | 2 | 8 | 10 | |
| Основы классического танца | 2 | 6 | 8 | |
| Работа над репертуаром | 0 | 10 | 10 | |
| Открытые занятия | 0 | 1 | 1 | |
| Концертная деятельность | 0 | 1 | 1 | |
| ИТОГО | 12 | 60 | 72 |
Содержание программы:
Организационное занятие (3 ч.)
Теория (2 ч.) – Организационные вопросы. Вводный, первичный и повторный инструктаж по ТБ. Знакомство с режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены. Ознакомление с планом работы.
Практика (1 ч.) – входное тестирование.
Общефизическая подготовка (10 ч.)
Практика (10 ч.) - Работа, направленная на развитие и улучшение общей физической формы, выносливости, исполнению специальных физических элементов и упражнений в гимнастике.
Техническая подготовка (12 ч.)
Теория (2 ч.) - Изучение равновесий, базовых элементов гимнастики.
Практика (10 ч.) – Работа над базовыми элементами гимнастики.
Теория и терминология в гимнастике (3 ч.)
Теория (3 ч.) - беседы об истории появления и развития танцев, отличия танцев от гимнастики и акробатики; история развития гимнастики; термины, используемые в гимнастике.
Движения свободной пластики (6 ч.)
Теория (1 ч.) - беседа о движениях свободной пластики.
Практика (5 ч.) - разучивание элементов, входящих в движения свободной пластики.
Музыкально-ритмическое развитие (8 ч.)
Практика (8 ч.) – Практические музыкально-ритмические игры и упражнения.
Партерный тренаж (10 ч.)
Теория (2 ч.) – Изучение анатомии, правила грамотной растяжки.
Практика (8 ч.) – Выполнение упражнений для наработки силы и растяжки мышц в партере.
Основы классического танца (8 ч.)
Теория (2 ч.) – Изучение постановки корпуса, позиций рук и ног, требований к исполнению классического танца.
Практика (6 ч.) – Наработка правильного исполнения основных элементов классического танца.
Работа над репертуаром (10 ч.)
Практика (10 ч.) – разучивание произведений.
Открытое занятие (1 ч.)
Практика (1 ч.) – исполнение разученных произведений.
Концертная деятельность (1 ч.)
Практика (1 ч.) Участие в концертах.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Наглядный материал:
Показ материала;
Музыкальные произведения в CD записи;
Видеоматериалы концертной деятельности;
Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.).
Работа с родителями:
Консультации для родителей;
Концерты, игровые праздники;
Участие родителей в подготовке и проведении выступлений, праздничных мероприятий, открытых занятий, отчётных концертов;
Оформление стенда.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы формирования сознания обучающегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения обучающегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение;
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных элементов, терминологии, методики их исполнения;
Работа над техникой исполнения, чистотой исполнения, синхронностью исполнения в коллективе.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие танцевального зала, возможности проведения занятий в актовом зале, а также наличие:
Музыкальной аппаратуры;
Станков;
Зеркал;
Карематов (гимнастических ковриков);
Гимнастической стенки.
Оценочные материалы
В конце учебного года обучающиеся оцениваются по следующим критериям:
грамотность выполнения общефизических и технических элементов, комбинаций;
выразительность, осознанность исполнения;
прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях;
уровень освоения теоретического материала.
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, достаточный, низкий.
Диагностика:
Вводная диагностика:
Цель: выявление уровня физического, музыкального и эмоционального развития ребенка.
Задачи: выявить уровень развития физических данных: выворотность ног, подъем стопы, шаг, гибкость тела, сила мышц ног, прыжок, координация движений, музыкальный слух, а также темперамент ребенка.
Форма диагностики: индивидуальное тестирование.
« Моё тело».
Показать на плакате и на себе где находится:
позвоночник;
кисть;
колено;
таз;
локоть;
пояс;
стопа.
Тест «Уровень физических данных» (физическое развитие)
Выворотность ног.
Поставить ребенка к станку в I позицию. Попросить глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны. Обратить внимание: легко или с трудом он это делает.
Подъём стопы.
Попросить ребенка из I позиции выдвинуть ногу в сторону, колено выпрямить. Осторожными усилиями рук проверить эластичность и гибкость стопы. При наличии подъёма стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
Шаг.
Ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой. Из I позиции работающую ногу, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону, до той высоты, до какой позволяет это делать бедро. Норма выше 90 градусов.
Гибкость тела.
Ребенка поставить так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно подстраховать, придерживая за руки. При прогибе вперёд ребёнок должен медленно наклонить корпус, сильно вытянув позвоночник, стараясь достать животом, грудью и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
Сила мышц ног.
Ребенок стоит лицом к станку по 1 невыворотной позиции. Держась обеими руками за палку поставить носок рабочей ноги у колена опорной ноги, а затем раскрыть в сторону и задержать насколько долго это возможно. Повторить с другой ноги.
Прыжок.
Проверяется высота прыжка в свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд.
Координация движений.
Попросить ребенка повторить несложную комбинацию 2-3 движений.
Творческое развитие.
Музыкальный слух. Попросить ребенка повторить ритмический рисунок за педагогом. Педагог молча хлопает в ладоши какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, ребенок старается воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторить так 5 раз, постепенно усложняя рисунок.
Тест «Какой тип темперамента преобладает у вашего ребенка» (Для родителей).
Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.
1. Какие черты характера преобладают у ребенка?
а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.
2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?
а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Страх.
3. Реакция на наказания:
а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;
г) обида, негативные эмоции.
4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?
а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).
5. Какие игры предпочитает ребенок?
а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.
6. Общителен ли Ваш ребенок?
а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.
7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?
а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.
8. Как усваивает новое?
а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.
9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?
а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).
10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:
а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).
11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?
а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).
12. Какие движения преобладают у ребенка?
а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.
13. Особенности речи.
а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.
14. Особенности сна.
а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.
15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?
а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.
Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип темперамента – сангвиник.
Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента - флегматик.
Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – тип темперамента - холерик.
Если чаще встречаются варианты г), то преобладает тип темперамента – меланхолик.
Оценочный лист обучающегося
Вводная диагностика
Ф.И.О._____________________________________________________________________________
Дата ___________________
Физическое развитие
«Моё тело»:
Выворотность ног:
Подъем стопы:
Шаг:
Гибкость тела:
Сила мышц (ног):
Прыжок:
Координация движений:
Всего баллов: ___________/24
Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):
четко знает названия всех частей тела (позвоночник, кисть, колено, таз, локоть, пояс, стопа);
имеет природную выворотность ног;
подъем стопы податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму;
шаг выше 90 градусов;
может задержать ногу в статическом положении больше 4-5 секунд;
легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы;
безошибочно выполняет упражнения на координацию;
безошибочно повторяет сложный ритмический рисунок;
Хороший уровень (2 балла):
знает названия основных частей тела,
легко стоит в 1 полувыворотной позиции;
может натянуть стопу;
балетный шаг 70 – 80 градусов;
может задержать ногу в статическом положении на 2-3 секунды;
прыжок с приземлением на полупальцы;
выполняет упражнение на координацию со второй попытки;
безошибочно повторяет 4 ритмических рисунка;
Допустимый уровень (1 балл):
не знает названия частей тела;
не до конца выпрямляет («не выключает») колени в 1 полувыворотной позиции;
слабая стопа;
балетный шаг ниже 70 градусов;
может задержать ногу в статичном положении на 1 секунду;
прыжок низкий с приземлением на всю стопу;
выполняет упражнения на координацию после нескольких попыток;
неуверенно повторяет ритмический рисунок, допускает ошибки.
Оценка уровня физических данных и творческого развития обучающихся
Оптимальный уровень – более 20 баллов;
Хороший уровень - 15 – 20 баллов;
Допустимый уровень – до 15 баллов.
Промежуточная диагностика.
Цель: проверить уровень знаний и умений обучающихся, динамику их творческого развития за полугодие.
Задачи: формировать навыки работы в команде, развивать память, логическое мышление.
Форма диагностики: занятие.
Все комбинации и задания, используемые на занятии, проучены заранее.
Ход: Дети входят в зал. Построение. Поклон.
Разминка (на месте): разминка и растяжка стопы, «пружинка» по 6 позиции, degage (перенос веса тела с одной ноги на другую через demi-plie по 2 позиции), наклоны и круговые движения головой, плечами, наклоны вперед и прогиб назад по 2 свободной позиции, вертикальная «складочка» (по 6 позиции), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад (упор на опорную ногу и руки).
Разминка (по кругу): шаг с носка, шаг с пятки, шаг на п/п, высокий шаг, бег с захлестыванием голени назад, переменный шаг, бег «ножницы» вперед, боковой галоп, подскоки.
Упражнения у станка: релеве, деми плие, гранд плие, батман тандю симпл, батман тандю жете, деми-ронд, батман девелоппе, гранд батман.
Растяжка у станка: деми-плие на опорной ноге, рабочая на станке, релеве на опорной ноге, комбинация плие-релеве опорной ногой, рабочая на станке, подъем рабочей ноги выше станка, прогиб назад, рабочая нога на станке, наклон к рабочей и опорной ноге, рабочая нога на станке, растяжка в продольный и прямой шпагат.
Кросс: (в продвижении) подъем колена в выворотном положении к уху, гранд батман вперед, гранд батман в сторону, шаг купе с точкой рабочей ноги в положении пассе, прыжки с натяжением носков в пол, прыжки с подгибанием ног под себя, броски разноименных ног вперед-назад (по типу шпагата), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад.
Упражнения на середине (на месте): равновесия, акробатические элементы, и работа в партере (мост, шпагат, кувырки, корзинка, «рыбка», стойки, «березка» и.т.д.), маховые движения, наклоны туловища, выполнение гимнастических связок и номеров.
Оценочный лист
Промежуточная диагностика
Ф.И.О._______________________________________________________________________________
Дата ______________________
Оптимальный: 3 балла, Хороший: 2 балла, Допустимый: 1 балл.
Физическое развитие
Выворотность ног:
Подъем стопы:
Шаг:
Гибкость тела:
Сила мышц (ног):
Прыжок:
Координация движений:
Творческое развитие
Музыкальный слух:
Уровень освоения программы
Ориентация в пространстве:
Дыхание при движении:
Гимнастические связки и этюды:
Всего баллов _______________________/ 33.
Критерии оценки.
Оптимальный уровень (3 балла):
ярко выражено развитие специальных физических данных (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам вводного контроля);
ярко выраженный рост некоторых физических данных (подъем стопы, легкость и высота прыжка, координация движений, музыкальный слух) - для обучающихся с оптимальным уровнем физического развития;
импровизационные и имитационные движения выполняет музыкально верно и оригинально;
легко перевоплощается, эмоционален;
ранее выученные комбинации выполняет без ошибок;
легко ориентируется в пространстве;
дыхание во время движения правильное.
Хороший уровень (2 балла):
развитие физических данных не значительно (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам вводного контроля);
нет роста некоторых физических данных (подъем стопы, легкость и высота прыжка, координация движений, музыкальный слух) - для обучающихся с оптимальным уровнем физического развития;
эмоционален, вживается в образ;
импровизационные и имитационные движения выполняет музыкально верно, но нет оригинальности;
в ранее выученных комбинациях допускает 1-2 ошибки;
ориентируется в пространстве, допуская паузы;
дыхание во время движения правильное, но иногда требуется напоминание педагога.
Допустимый уровень (1 балл):
развитие физических данных отсутствует;
мало эмоционален;
не импровизирует, имитационные движения носят репродуктивный характер;
в коллективном исполнение допускает более 2 ошибок;
плохо ориентируется в зале;
дыхание «через рот», правильное дыхание только при напоминаниях педагога.
Оценка уровня знаний, умений обучающихся.
Оптимальный уровень: более 27 баллов;
Хороший уровень: 19 - 27 баллов;
Допустимый уровень: до 18 баллов.
Итоговая диагностика
Цель: проверить уровень знаний, умений, навыков по итогам обучения за год, выявить уровень физического и творческого развития.
Форма диагностики: открытое занятие.
Все комбинации и задания, используемые на занятии, проучены заранее.
Ход: Дети входят в зал. Построение. Поклон.
Разминка (на месте): разминка и растяжка стопы, «пружинка» по 6 позиции, degage (перенос веса тела с одной ноги на другую через demi-plie по 2 позиции) со взмахами рук, наклоны и круговые движения головой, плечами, наклоны вперед и прогиб назад по 2 свободной позиции, вертикальная «складочка» (по 6 позиции), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад (упор на опорную ногу и руки), волны.
Разминка (по кругу): шаг с носка с координацией рук, шаг с пятки, шаг на п/п, высокий шаг, бег с захлестыванием голени назад, переменный шаг, бег «ножницы» вперед и назад, боковой галоп, подскоки, переменный шаг в комбинации с подскоком.
Упражнения у станка: релеве, деми плие, гранд плие, батман тандю симпл, батман тандю жете, ронд де жамб партер, батман девелоппе, батман фраппе, гранд батман.
Растяжка у станка: деми-плие на опорной ноге, рабочая на станке, релеве на опорной ноге, комбинация плие-релеве опорной ногой, рабочая на станке, подъем рабочей ноги выше станка, прогиб назад, рабочая нога на станке, наклон к рабочей и опорной ноге, рабочая нога на станке, растяжка в продольный и прямой шпагат.
Кросс: (в продвижении) подъем колена к уху (колено в выворотном положении), «столик», гранд батман вперед, гранд батман в сторону, шаг купе с точкой рабочей ноги в положении пассе, прыжки с натяжением носков в пол, прыжки с подгибанием ног под себя, броски разноименных ног вперед-назад (по типу шпагата), наклон корпуса вперед с одновременным броском ноги назад, колесо.
Упражнения на середине (на месте): равновесия, акробатические элементы, и работа в партере (мост, шпагат, кувырки, корзинка, «рыбка», стойки, «березка» и.т.д.), повороты на шагах на месте, спиральный поворот, выполнение комбинаций на координацию и смену рисунков под музыкальное сопровождение индивидуально и коллективно (возможно частями группы), выполнение гимнастических связок и номеров.
Оценочный лист
Итоговая диагностика
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата _________________
Оптимальный: 3 балла, Хороший: 2 балла, Допустимый: 1 балл.
Физическое развитие
Выворотность ног:
Подъем стопы:
Шаг:
Гибкость тела:
Сила мышц (ног):
Прыжок:
Координация движений:
Творческое развитие
Музыкальный слух:
Уровень освоения программы
Ориентация в пространстве:
Дыхание при движении:
Гимнастические связки и комбинации:
Всего баллов: ________________/33.
Критерии оценки
Оптимальный уровень (3 балла):
ярко выражено развитие специальных физических данных (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам промежуточной диагностики);
максимально использует свои физические возможности (выворотность ног, подъем стопы, шаг, прыжок), выполняя круговую разминку;
ярко выраженное развитие гибкости тела;
безошибочно выполняет упражнения на координацию движений;
соблюдает позиции рук, ног; постановка корпуса правильная;
движения выполняет музыкально верно, начинает движение после прослушивания вступления;
эмоционален и артистичен при выполнении танцевальных комбинаций;
ранее выученные комбинации выполняет без ошибок;
легко ориентируется в пространстве;
дыхание во время движения правильное.
Хороший уровень (2 балла):
развитие физических данных не значительно (для обучающихся хорошего и допустимого уровня знаний, умений по результатам промежуточной диагностики);
использует свои физические данные (подъем стопы, легкость и высота прыжка, координация движений, музыкальный слух) не в полной мере (для обучающихся с оптимальным уровнем физического развития по результатам промежуточной диагностики);
наблюдается развитие гибкости тела;
допускает, но тут же исправляет 1-2 ошибки в упражнениях на координацию;
верное положение корпуса, но не всегда соблюдает позиции рук, ног;
движения выполняет музыкально верно, но иногда торопится, не слушая вступление;
малоэмоционален, напряжен, сосредоточен на правильности выполнения движений;
в ранее выученных комбинациях допускает 1-2 ошибки;
ориентируется в пространстве, допуская паузы;
дыхание во время движения правильное, но иногда требуется напоминание педагога.
Допустимый уровень (1 балл):
развитие физических данных отсутствует;
мало эмоционален; стеснителен;
начинает движение с вступления;
часто допускает ошибки в постановке корпуса, не соблюдает позиции рук, ног;
в коллективном исполнение путается, допускает ошибки;
плохо ориентируется в зале;
дыхание «через рот», правильное дыхание только при напоминаниях педагога.
Оценка уровня знаний, умений обучающихся.
Оптимальный уровень: более 28 баллов;
Хороший уровень: 20 - 28 баллов;
Допустимый уровень: до 19 баллов.
Список литературы для педагога:
Азаров Ю. «100 тайн детского творчества».- М., 1996.
Андерсон Б., Андерсон Дж. (илл.), «Растяжка для каждого», пер. с англ. О. Г. Белошеев, ООО «Поппури», 2002.
Белова В.В. «Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования».- М., 2002.
Белова В.В., Кульпедина М.Е. «Дополнительное образование: требования к его содержанию».- М., 2001.
Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Шестое издание. – СПб.: издательство «Лань», 2000.
Дункан А., «Моя жизнь. Моя любовь.» // Айседора Дункан – М.: Гелеос, 2007 – 352 с.
Ермолаева-Томина Л.Б. - Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов — 2-е издание – М.: Академический Проект: Культура, 2005 — 304 с..
Есаулов И. Г. «Устойчивость и координация в хореографии», методическое пособие, издательство Удмуртского университета, 1992.
Ключ к успеху. Сборник № 10.- авторские программы педагогов дополнительного образования. - М., 2002.
Коркин В. П. Акробатика.— М.: Физкультура и спорт, 1983
Кукушкин Г. И. - Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- М., Физкультура и спорт, 1961. 368 с.
Лопанова Е.В., Т.Б.Рабочих. Организация педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. - Омск, 2005.
Методическая работа. — Кондопога, 2007.
Михайлова М.А., Воронина Н.В., «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», Ярославль, Академия развития, 2001.
Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. - Словарь по этике/– 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Под ред. Смолевского В.М. - Учебник «Гимнастика и методика ее преподавания».
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в системе дополнительного образования детей Республики Крым (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей)/ сост. Ю.Д. Устинова, С.А. Беширова.‒ Симферополь, 2021. ‒ 71с.
Сивакова Д. А. «Уроки художественной гимнастики», М.: Физкультура и Спорт, 1968.
Хавилер Дж. С. «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», издательство «Новое слово», 2004.
Шипилина И. А. Хореография в спорте, Феникс, Ростов на Дону, 2004.
Список полезных интернет – ресурсов
http://balletpro.narod.ru/school.html - Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий
http://studentsrl.ru/page508.html - Упражнения для развития шага
www.Window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
www.uchmet.ru – учебно-методический портал.
http://culture.ru – портал культурного наследия России.
www.muscult.ru – единая информационная система: «Музыка и культура».
Список литературы для детей
Вихрева Н. А. «Классический танец для начинающих» - М.: Театралис, 2004.
Пасютинская В. М. «Волшебный мир танца: книга для учащихся». М.: Просвещение, 1985.
Усова О. В. «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр Танца» – Екатеринбург, 2001.
Приложения
БЕСЕДА «Профессиональная терминология»
Элементы хореографии:
положение лицом к зрителю (или к зеркалу) - En face – (ан фас);
положение по диагонали к зрителю (в угол зала) - Epaulement (эпольман);
положение тела боком к зрителю - в профиль;
нога, на которой стоит танцор, и весь его вес расположен полностью на ней - Опорная нога;
нога, освобожденная от веса тела танцора - Рабочая нога;
носок, вытянутые пальцы рабочей ноги (от себя) - Pointe (пуанте);
натянутый носок рабочей ноги на себя - Flex (флекс);
подготовительное движение перед основным упражнением - Preparation (препарасьон);
полуприседание — деми плие (demi plie);
приседание — гран плие (grand plie);
выведение ноги на носок — батман тандю (battement tendu);
малый мах — батман тандю жэтэ (battement tendu jete);
полуприсед с выведением ноги на носок — батман тандю сутеню (battement tendu soutenu);
нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) — сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pied);
нога согнута, колено выворотно, носок у колена опорной ноги — пассэ (passe);
резкое сгибание ноги в положении сюр ле ку де пье и разгибание на 45° — батман фраппэ (battement frappe);
круговое движение ногой по полу — рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre);
подъем на полупальцы — релеве (releve);
махи ногами на 90° и выше — гран батман жэтэ (grand battement jete);
движение ногой вперед, в сторону, назад, в сторону – крестом;
выведение рабочей ноги вперед, в сторону, назад из положения пассе (passe) — батман девлоппэ (battement developpe).
Упражнения без предмета:
разнообразные виды передвижения — шаг (мягкий, высокий и т, п.);
бег (названия аналогичны видам ходьбы), с захлестом;
вращательное движение тела вокруг вертикальной оси (или продольной) — поворот;
свободный полет после отталкивания ногами — прыжок;
сохранение устойчивости тела в статическом положении — равновесие;
последовательное сгибание и разгибание в суставах — волна;
последовательное сгибание и разгибание в суставах с начальным толчковым движением — взмах;
сгибание тела — наклон;
вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову) — перекаты; с переворачиванием через голову — кувырок;
вращательное движение тела с полным переворачиванием — переворот;
предельное разведение ног — шпагат.
БЕСЕДА «История появления движений и танцев, история развития гимнастики, отличия гимнастики, акробатики и танцев»
Со времен появления человека разумного (т.н. homo sapiens), люди привносили в свою жизнь танец. Он был и частью их быта (обыденных действий), и развлечением в праздники, частью ритуалов для привлечения необходимого, и даже даром для богов, чтобы они были к ним добрее и благосклоннее. Люди верили, что своими движениями и танцами они сделают свою жизнь лучше и полноценнее.
С тех пор прошло очень много лет, и веков, и по прошествии этого времени танец, как и сами люди, менялись, развивались, и улучшались.
В детстве человек «разряжает скопившуюся в организме энергию ритмических движениях своих игр». В период первых проблесков мысли ребенка (т.е. в середине первого года жизни), у ребенка появляются выразительные движения, т.е. мимика первых переживаний: радости, горя, удивления, и пр.. Радость у ребенка инстинктивно выражается мимикой, жестами и прыжками, в которых можно проследить некоторую ритмичность. Чувство радости больше других чувств свойственно человеку, и доказано научно, что это чувство наиболее соответствует физиологическим биоритмам: усиленному обмену веществ, дыханию, кровообращению и т.д., и обратно – нормально происходящие физиологические процессы организма вызывают радостное чувство. Пляска соединяет в себе духовное с физическим началом – душа выражает свою радость, тело выливает в ней свою энергию. Внутренняя цель, которую преследует танец – выразить телом движения души. Из желания усилить выразительность танца (пляски), произошло соединение ее с пением, ритмическим рисунком и позже музыкой (как вид искусства).
Технические средства первичной пляски – прыжки, топотание ногами, махание руками, гримасы и другие прыжковые движения, объединенные общим ритмом и целью. И, кроме удовлетворения естественной потребности тела в танцах (гимнастической), в плясках заложено изобразительное, или подражательное (т.е. мимическое) начало. Желание подражать тому или другому явлению природы, движению человека или животного могло быть в первичной пляске бессознательным, рефлекторным, но с ростом интеллекта в плясках дикарей, оно является уже осознанным и обдуманным, и их подражательная способность свидетельствует о большой наблюдательности и изобретательности мимических приемов.
Пляска у древних народов создавалась из желания высказать движением мысль, настроение, понятия. Тут не было стремления к красоте, искусственности. Была близость к жизненности, реализму.
В танце средних веков все как раз наоборот: его цель – показать тело человека в ряде самых красивых положений и ракурсов, при том таких ракурсов, которых нельзя получить при естественных движениях человека. В средние века танец стал живым искусством, рожденным во имя красоты и поэзии, а он сам пластическая поэзия. В этот период появились балы, на которых люди перед королем танцевали различные танцы, которые всегда шли в определенном порядке, и для выполнениях этой цели появились люди, которые учили всех придворных всем этим танцам, и которые назывались «сочинители танца», в последствии их стали называть балетмейстер или хореограф (от лат. Horeografio – запись танца).
В России танцы зародились еще на Руси, в основном это были пляски и хороводы, потом при царских и королевских балах произошло их развитие, и немного позже зародился Российский балет, который стал известен по всему миру своей технической составляющей и структурированностью обучения.
На рубеже 19-20 века изменяется философское миропонимание, акцентируется внимание на внутренний мир человека. Одновременно с этим, окружающая действительность приобретает другие черты, и в ней проявляется вся дисгармония мира, возникает конфликт между реальным миром и внутренними потребностями человека. Именно это противоречие рационального подхода с реальностью, которая окружает человека, выразилось в новых образах, которые стали называть стиль модерн. Его отличительной чертой является изображение перехода мировоззрения человека от одной философской концепции к другой, а именно от рационализма и иррационализму. Зародился стиль модерн в США и Германии, после того как «Русские сезоны» Дягилева дали второе дыхание искусству танца.
Стиль модерн взял в себя множество предшествующих направлений, особенно из классического балета, но не создал новой формы, потому что он стремится к иллюзорности, и как бы является противоположностью классического танца.
Классический танец является представителем классической школы, он имеет свою символику, прямые линии, строгое построение. От всех других стилей классический танец имеет строгие каноны, искусственный жест, танец кажется строго научным. В этот рационально построенный и гармоничный танец, эпохой рококо, была привнесена эмоциональная нотка, а в начале 20 века появляются хореографы и танцоры, которые отступают от строго регламентированных па, и дают свободу фантазии и своему телу, создают новые принципы и концепции танца.
Эстетическая гимнастика произошла от «свободных танцев», у истоков которых стояла Айседора Дункан. Она хотела отойти от канонов балета, танцевала босиком и считала, что танец должен быть естественным продолжением движения, отражать эмоции и характер танцора.
Эстетическая гимнастика как вид спорта сформировалась в 20 веке в Северной Европе. Первые соревнования прошли в Финляндии в 1950 году, а первый чемпионат мира — в 2000 году. Российские команды участвуют в них с 2002 года и показывают высокие результаты. За эти годы наши спортсменки 7 раз становились чемпионками мира. Эстетическая гимнастика как вид спорта в России официально существует с 2005 года (приказ Росспорта №459 от 01.08.2005 г.), а в 2007 году включен во Всероссийский реестр видов спорта. На сегодняшний день в состав национальной федерации входят представители 45 регионов страны.
Разновидности и отличия гимнастики, акробатики и хореографии.
Итак, существует два направления: художественная и эстетическая. Отличия их в том, что в художественной гимнастике обязательно использование какого-либо предмета: булава, мяч, обруч, скакалка или же лента, и в художественной гимнастике выступления могут быть не только коллективными, но и сольными. Художественная гимнастика считается спортивным направлением, а эстетическая гимнастика – спортивно-художественным. К музыке, применяемой для номеров художественной гимнастики существует больше требований, чем к музыке для эстетической гимнастики. Зато в эстетической гимнастике больше требований к музыкальности исполнения движений и к их синхронности. В художественной гимнастике больше акробатических элементов и прыжков, а в эстетической – больше хореографии и грации, пластики.
По технике исполнения и костюмам, в художественной гимнастике разрешено использовать только получешки, поэтому выступление происходит полностью на полупальцах (без опускания пятки на пол). А их костюмы (особенно для сольных выступлений) более дорогие и яркие, с большим количеством страз, по сравнению с эстетической гимнастикой. В эстетической гимнастике девочки не выступают лично, а только в группах, поэтому в ней ценится синхронность исполнения. Группы набираются по возрасту и состоят из 6–15 человек. В этом виде спорта важное значение имеют движения: исполнение волн, прыжков, поворотов, поддержек и шагов. Все движения подчиняются композиции, составляют целостность и плавно переходят от одного к другому. В эстетической гимнастике осталось больше места для художественности. Поэтому готовиться к выступлению в ней начинают с выбора темы и музыкального произведения. А на соревнованиях звучит как современная, так и классическая музыка. Цель самой команды во время выступления — передать смысл композиции, что оценивается судьями. Эстетическая гимнастика – не олимпийский вид спорта. Поэтому здесь не требуется особенных данных, и часто принимают всех желающих. Нагрузка на организм тоже меньше: если в художественной гимнастике многие спортсменки завершают карьеру из-за травм к 16 годам, то в эстетической гимнастике девушки продолжают заниматься до 25–30 лет.
Гимнасткам свойственна дисциплинированность, уверенность, смелость, коммуникабельность, эмоциональность и хорошее воображение. Выступления перед публикой и занятия в группе помогают детям не стесняться и чувствовать себя уверенно в незнакомой обстановке. Так же, как и любой спорт, гимнастика воспитывает силу воли и терпение, которые помогают ребенку справляться с трудностями в жизни.
БЕСЕДА «История развития эстетической гимнастики».
Гимнастика – один из древнейших видов физического воспитания человека. Гимнастические упражнения были известны ещё 3000 лет до нашей эры. В древние времена она использовалась как средство для лечебных целей. Так же в древнем Китае и древней Индии гимнастика использовалась как средство физического воспитания, были известны некоторые виды физических упражнений – легкая атлетика, кулачный бой, борьба и другие.
Афинская школа физического воспитания, самая развитая из всех школ древнего мира, ставила перед собой задачу гармоничного развития личности ребенка. «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме» — писал Платон. Её целью было, прежде всего, воспитание воина. Детям до семи лет полагалось воспитываться в доме родителей, а затем их отдавали учителю гимнастики, чтобы развивать у детей физические силу, навыки, выносливость для преодоления трудностей во время войны или других случаях.
В учениях древнегреческого философа Сократа главное внимание уделялось в познании не всего окружающего, а обращении к себе самому, познанию себя, своего тела.
Далее гимнастика получила свое развитие в Древнем Риме, где она использовалась больше, как подготовка воинов. Отсюда и появились специальные гимнастические снаряды, такие как деревянный конь, деревянные стенки и лестницы для лазанья и другие.
Второе рождение гимнастика получила в эпоху Возрождения. С 14 по 16 века во всех странах Западной Европы возникает общественное течение под названием «гуманизм», которое является абсолютно противоположным аскетизму. Новое движение было направлено на интересы человека, на развитие личности человека. Высоко ценилось всестороннее развитие молодежи, в том числе и физическое. Гимнастику считали лучшим средством для развития физических и духовных сил человека, а так же видели в ней инструмент для военно-прикладного искусства.
В период с 16 по 18 века появилось множество педагогических книг по физическому воспитанию, методиках специальных упражнений и гимнастике. Наибольший интерес из них представляет работа венецианского врача Меркуриалиса (1530-1606). Работа об искусстве гимнастики состояла из шести томов, которые содержат описание всех движений человеческого тела, упражнения, которые позволяют сохранить здоровье. Эта книга полезна не только обычным людям, но и врачам, она считается первым учебником гимнастики.
До 18 века в гимнастике существовало два направления: одно из них было направлено на укрепление здоровья, а другое на освоение специальных сложных упражнений. Большую роль в развитии гимнастики сыграли выдающиеся педагоги Жан Жак Руссо (1712-1778) и И.Г. Песталоцци (1746-1827). Руссо считал, что физическое развитие человека средствами гимнастики способствует гармоничному развитию всех способностей, что человек обязательно должен быть физически развитым, чтобы подготовить свое тело к жизни. Так же считал Песталоцци, он думал, что природные задатки в детях нужно развивать, и непременно физическими упражнениями или же они так и останутся задатками.
В России большой толчок в развитии гимнастики произошел в XVIII–XIX веках. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт гимнастический зал, где все военные и офицеры, а также все желающие могли заниматься гимнастикой, для совершенствования своих физических навыков. В это же время были открыты специальные курсы, для обучения преподавателей гимнастики для военных, с правом их дальнейшего преподавания в школах и училищах.
В 1896 году Лесгафт открыл курсы учителей гимнастики в Санкт-Петербурге, а в 1918 году на базе этих курсов был открыт институт физической культуры, названый его именем. Особенностями системы, созданной Лесгафтом, являлось то, что занятие гимнастикой должно проходить постепенно, должны учитываться индивидуальные физиологические особенности человека, обучение другим наукам должно быть неотрывно связано с занятием гимнастикой, чтобы ученик развивался всесторонне, а не только физически или умственно. Основной метод обучения, по мнению Лесгафта, – это объяснение, а не показ.
К концу XIX — началу XX вв. во многих городах России создаются гимнастические сообщества, начинается период становления гимнастики. Так же стали создаваться международные спортивные федерации (МСФ). Одной из первых была создана в 1881 году Международная федерация гимнастики (Federation Internationale de Gymnastique (FIG)).
Большое развитие гимнастика получила в советское время. Начали развиваться различные виды гимнастики, начали открываться кафедры гимнастики в институтах физической культуры. В них наряду с подготовкой квалифицированных специалистов по гимнастике велась большая научная и научно-методическая работа в области теории и практики.
Сохраняя общее назначение гимнастики, можно сделать вывод, что разделение её на виды обусловлено частными задачами, которые ставят перед собой те или иные категории людей. Это позволило создать абсолютно новые подходы, методики, системы с учетом индивидуальных, физических, половых признаков.
Истоки эстетической гимнастики берут свое начало от художественной, а основательницей художественной гимнастики была Айседора Дункан (1877-1927). Она была противница классических поз и заученных движений, считая, что классическим балетом невозможно передать все палитру эмоций и чувств. По ее мнению танец – это естественное продолжение движений тела, а образ воплощаемый в танце берет свое начало из души человека.
Дункан воплощала музыкальные образы в танцевальные, то есть под музыку она двигалась так как чувствовала. Основными ее движениями были бег на полупальцах, высокие и легкие прыжки, ходьба, выразительные жесты. Костюм её так же отличался от существующих тогда, он состоял из накинутого платья свободного кроя.
Исходя из этого можно выделить следующие этапы ее развития:
1.Этап ранней античности – I-II вв. до н.э. В данном этапе можно выделить использование гимнастики в качестве лечебных целей и для физического развития человека.
2.Атичный этап – II-VI вв. н.э. Здесь впервые древнегреческие философы, в частности Аристотель стал задумываться о влиянии гимнастики не только на физического воспитание, а еще и как средство познания самого себя, обращение к себе.
3.Этап Возрождения – с 14 по 16 вв. в этот период происходит действительно возрождение гимнастики. Ее начинают активно использовать как для развития физических так и духовных сил человека. В этот период было написано множество работ и методик обучения гимнастике.
4.Российский этап – XVIII–XIX века. Развитие гимнастики в России
5.Этап становления гимнастики Пройдя этот долгий путь развития, преображаясь и приобретая новый смысл и толкование, гимнастика продолжает совершенствоваться, обретая все новые формы и предназначение.
В настоящие дни она уже больше не имеет первоначального предназначения для лечебных целей и навыков военного дела, это ушло на второй план, сейчас гимнастика рассматривается как более самостоятельная, углубленная, эстетическая ветвь человеческого развития и совершенствования своего тела и души.
БЕСЕДА «Движения свободной пластики».
Движения свободной пластики это: разнообразные элементы, не входящие в другие группировки движений: это волны, взмахи, равновесия, способность тела чередовать напряжение и расслабление мышц, для достижения цели выступления, отображения ее темы, идеи, настроения и образа. В гимнастике классический танец делится на подготовительные, или простые движения, и на основные, т.е. сложные движения. У станка мы делаем простые движения, на середине – комбинации из сложных движений. Далее идет раздел «повороты», которые делятся на классические и гимнастические повороты. Разница в них в основном за счет наличия или отсутствия оси тела, либо добавления дополнительных движений (взмахи, сеты, кувырки). Затем идет раздел «прыжки», там комбинируются классические прыжки с гимнастическими прыжками (прыжок «шаг-кольцо», кольцом двумя ногами и др.).
В движениях свободной пластики изучаются волны, которые бывают: боковые и фронтальные; различные взмахи, упражнения на координацию движения рук (пор де бра), выполняются упражнения, которые чередуют напряжение и расслабление мышц тела, и изучаются поддержки и равновесия. Они бывают: проходящие (динамические), и фиксированные (статические). По технике исполнения равновесия делятся на задние, боковые, и передние.