Общие аспекты реализации особых образовательных потребностей для уч-ся с ТУО, ГУО, ТМНР
ВЫПОЛНИЛА: Е.В. Нагаева
F73 Умственная отсталость глубокая
- речь отсутствует или состоит из отдельных слов;
- часто нет понимания обращенной речи;
- не владеет даже простыми навыками самообслуживания;
- малоподвижны или выполняют стереотипные движения;
- нуждаются в постоянном присмотре и уходе
F72 Умственная отсталость тяжелая
- уровень речевого развития позволяет лишь сообщить о своих нуждах к развернутому речевому высказыванию не способны;
- владеют лишь элементарными навыками самообслуживания;
- нуждаются в существенной помощи в бытовой деятельности;
- нуждаются в присмотре и уходе
Спектр нарушений при ТМНР
- Нарушения опорно-двигательного аппарата
- Расстройства аутистического спектра
- Нарушение сенсорной сферы
- Нарушения эмоционально-волевой сферы
- Прочие нарушения
ПОНЯТИЕ
Тяжелое множественное нарушение развития
- Совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно, вследствие органического поражения центральной нервной системы;
- Высокая степень выраженности нарушений, в первую очередь интеллекта;
- Потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определенном нарушений
Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями .
К общим «аспектам реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.) относятся:
- время начала образования;
- содержание образования;
- создание специальных методов и средств обучения;
- особая организация обучения;
- расширение границ образовательного пространства;
- продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе
2 вариант АООП
Время начала образования
Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений.
Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Содержание образования
Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Например, предметы:
«Речь и альтернативная коммуникация»,
«Человек»;
курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.)
Создание специальных методов и средств обучения
Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка.
Например , использование печатных изображений,
предметных и графических алгоритмов,
электронных средств коммуникации,
внешних стимулов и т.п.
Особая организация обучения
Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды.
Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: поликлинике, общественном транспорте и др.
Продолжительность образования
Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет.
Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие
Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий:
специальных психологов и педагогов,
социальных работников,
специалистов здравоохранения,
родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования .
При организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.
ВСЕМ СПАСИБО