
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2083» hello
ОГРН 1115074013130 ИНН/КПП 5074045703/775101001
142134, г. Москва, п. Рязановское, тел. +7 (495) 858-1541 п. Знамя Октября, мкр. «Родники», д.11 e-mail: 2083@edu.mos.ru
Рекомендована Утверждаю:
педагогическим советом директор ГБОУ Школа № 2083
протокол № _______ _____________
от «___» ___________ 2016 года Наумкина Т.В.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Основные понятия химии»
(бюджет)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Свечникова Ирина Николаевна
Возраст детей: 15-16 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Уровень: ознакомительный
Москва, 2016 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность:
ДО- программа для учащихся 15-16 лет направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу химия и может быть использована для расширения и углубления знаний учащихся, проявляющих интерес к науке.
Педагогическая целесообразность:
ДО- программа построена таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Цель программы:
создать условия для расширения и углубления знаний учащихся, для творческой самореализации и удовлетворения познавательного интереса к химии.
Основные задачи программы:
Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы.
Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
Ознакомить учащихся с алгоритмами решения типовых расчетных задач, закрепить знания и расчетные навыки учащихся при их решении.
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
Программа рассчитан на учащихся 15-16 лет.
Сроки реализации образовательной программы - 1 учебный год.
Занятия проводятся после уроков 1 раз в неделю. Всего 38 часов в году.
Отличительные особенности данной ДО– программы:
Программа предоставляет возможность значительно расширить границы программы по химии для учащихся общеобразовательных школ и подготовить учащихся к итоговой аттестации по новой форме – ОГЭ.
В 2017 г. на выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2016 г. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4,…15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19).
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.
Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение реального химического эксперимента.
Примерный учебно-тематический план
Разделы, темы | Всего часов: | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. Новая структура ОГЭ по химии в 2016 году | 1 | 1 | |
2. Строение атома и ПСХЭ. Хим. связь. Валентность. | 5 | 5 | |
3. Вещества и их свойства. | 6 | 4 | 2 |
4. Химические реакции. | 11 | 11 | |
5. Задачи. | 3 | 3 | |
6. Органические вещества. | 2 | 2 | |
7. ТБ и практические работы | 3 | | 3 |
8. Обобщение всех тем. | 7 | | 7 |
Итого: | 38 | 26 | 12 |
Содержание программы:
Тема1 Вводное занятие.
Знакомство с программой, структурой и задачами обучения всего курса. Знакомство с новой структурой ОГЭ по химии в 2017 году Определение режима занятий.
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами в кабинете химии.
Тема 2 Атом — сложная частица. Состав атомного ядра. Электронная оболочка атома. Периодический закон и строение атома. Понятие о химической связи
Демонстрации. Различные варианты таблицы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модели молекул различной архитектуры. Модели кристаллических решеток различного типа.
Тема 3 Классификация неорганических веществ. Металлы и их свойства. Неметаллы и их свойства. Амфотерные органические и неорганические соединения. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практические работы. 1. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. 2. Получение аммиака, его свойства.
Тема 4 Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. РИО.
Демонстрации. 1. Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот. 2. Взаимодействие серной и азотной кислот с медью.
Тема 5 Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; массы или объема газов по известному количеству вещества одного из участвующих в реакции; теплового эффекта реакции; массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке, или имеет примеси, или дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Тема 6 Первоначальные понятия об органических веществах. Классификация органических веществ. Органические вещества и их свойства.
Демонстрации. Представители органических веществ разных классов.
Тема 7 Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Правила работы с веществами и оборудованием. Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ.
Практические работы. Практическое осуществление генетических рядов..
Тема 8 Решение КИМов.
Практические работы. Задания №23 из КИМов.
Ожидаемые результаты:
учащийся должен
1 Знать/понимать:
1.1 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
1.2 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
1.2.1 характерные признаки важнейших химических понятий;
1.2.2 о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;
1.3 смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ,
постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева
1.4 первоначальные сведения о строении органических веществ
2 Уметь:
2.1 Называть:
2.1.1 химические элементы;
2.1.2 соединения изученных классов неорганических веществ;
2.1.3 органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота,
глюкоза, сахароза
2.2 Объяснять:
2.2.1 физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;
2.2.2 закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а
также свойства образуемых ими высших оксидов;
2.2.3 сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена
2.3 Характеризовать:
2.3.1 химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
2.3.2 взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
2.3.3 химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей);
2.3.4 взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ
2.4 Определять/классифицировать:
2.4.1 состав веществ по их формулам;
2.4.2 валентность и степень окисления элемента в соединении;
2.4.3 вид химической связи в соединениях;
2.4.4 принадлежность веществ к определенному классу соединений;
2.4.5 типы химических реакций;
2.4.6 возможность протекания реакций ионного обмена;
2.4.7 возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями
2.5 Составлять:
2.5.1 схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;
2.5.2 формулы неорганических соединений изученных классов;
2.5.3 уравнения химических реакций
2.6 Обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудованием
2.7 Проводить опыты / распознавать опытным путем:
2.7.1 подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
2.7.2 по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ;
2.7.3 газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
2.7.4 растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
2.7.5 кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония
2.8 Вычислять:
2.8.1 массовую долю химического элемента по формуле соединения;
2.8.2 массовую долю вещества в растворе;
2.8.3 количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
2.9 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
2.9.1 безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи
при ожогах кислотами и щелочами;
2.9.2 объяснения отдельных фактов и природных явлений;
2.9.3 критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Формы контроля:
1.Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование
2.Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
3.Тестирование онлайн-обучения 100ege.ru , http://ege.yandex.ru/chemistry-gia/
4. Проведение диагностических и тренировочных работ СтатГрада.
Критерии оценки:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
широта кругозора,
свобода восприятия теоретической информации,
осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
свобода владения специальным оборудованием и оснащением,
качество выполнения практического задания,
технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
культура организации своей практической деятельности,
культура поведения,
аккуратность и ответственность в работе,
Методическое обеспечение ДО- программы:
Форма занятий
урок
практические занятия
Приемы организации УВП
Словесные (беседы, лекции)
Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
Практические (упражнения, практические работы)
Методы организации УВП
Объяснительно – иллюстративный
Метод проблемного изложения
Методы практических исследований
Дидактический материал
Учебники, пособия, справочники, тренажеры на К-дисках, Интернет
Тематические слайды
Таблицы, схемы, алгоритмы
Аудиовидеофильмы, – фрагменты
Техническое оснащение занятий
Список литературы:
1. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин «Сборник задач и упражнений по химии», 2002.
2. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева «Задачник с помощником», 2009.
3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков «Начала химии», 2001.
4. А.С. Егоров «Репетитор по химии», 2012.
5. Э.Т. Оганесян «Готовимся к ЕГЭ по химии», 2009.
6. ОГЭ – 2016 авторы Корощенко А.С. и Купцова А.В. 30 вариантов экзаменационных работ, изд. АСТ Москва
Интернет-ресурсы :
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/;
http://www.hemi.nsu.ru/;
http://www.repetitor.1c.ru/online;
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html;
http://chemistry.ru/index.php;
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3aa1cd26d56d67;
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-
5ae1-2f785b646a41;
http://www.maratakm.narod.ru/.
Учебно – методический комплекс:
1. Тестирование онлайн-обучения 100ege.ru , http://ege.yandex.ru/chemistry-gia/
2. Открытый банк заданий http://www.fipi.ru/
3. Работы СтатГрада statgrad.org
Календарно-тематический план
«Основные понятия химии»
№ | Место данного вопроса в системе уроков | Тема урока | Код контролируемого элемента | Результативность | Дата |
1 | Тема 1 Введение | Новая структура ОГЭ по химии в 2017 году. ТБ | | | |
2 | Тема 2 8 класс (тема 1, 1-3 уроки) | Строение атома. Строение Элек-ых оболочек первых 20 элементов ПС. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Электроны. | 1 | Учащиеся выполняют задания 1 | |
3 | Тема 2 8 кл. (тема 1, 4 урок) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 2 | Учащиеся выполняют задания 2 | |
4 | Тема 2 8 класс (тем 1, 5-8 уроки) | Строение молекул. Ионная связь. К.Н.С. , К.П.С. и Металлическая связь. | 3 | Учащиеся выполняют задания 3 | |
5 | Тема 2 8 класс (тем 3, 1 урок) | Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов | 4 | находят степень окис. эл-ов в в-ве | |
6 | Тема 3 8 класс (тема 3, 2-7урок) | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорг. соед. | 5 | Учащиеся выполняют задания 5 | |
7 | Тема 4 8 класс (тема 4, 1, 5-8 урок) | Хим. р-ия. Условия и признаки протекания хим. р. Хим. уравнения. Сохранение массы веществ при хим. реакциях. Классификация хим. р. по различным признакам. | 6 | Учащиеся выполняют задания 6 | |
8 | Тема 4 8 класс (тема 6, 2,3 урок) | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Основные положения ТЭД | 7 | Учащиеся выполняют задания 7 | . |
9 | Тема 4 8 класс (тем 6, 4 урок) | Ионные уравнения реакций и условия их осуществления | 8 | Учащиеся выполняют задания 8 | |
10-11 | Тема 3 8 класс (тема 6, 14,15 урок) 9 класс (тема 1, 3,4 урок) 9 класс (тема 3, 2 урок) 9 класс (тема 3, 3 урок) 9 класс (тема 3, 6 урок) | Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, Хим. св-ва Ме. Электрохимический ряд напряжений металлов. Водород. Галогены. Кислород. Сера и ее соединения. Азот. Фосфор и его соединения. Углерод. Кремний и его соединения. | 9, 19 | Учащиеся выполняют задания 9, 19 | |
12 | Тема 3 8 класс (тем 6, 9 урок) | Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. | 10 | Учащиеся выполняют задания 10 | |
13 | Тема 3 8 класс (тема 6; 5,6, 7,8 ур.) | Химические свойства оснований. Химические свойства кислот | 11 | Учащиеся выполняют задания 11 | |
14 | Тема 3 8 класс (тем 6, 10 урок) | Соли в свете ТЭД, их свойства. | 12 | Учащиеся выполняют задания 12 | |
15 | Тема 7 8 класс (тема 3, 9-10 урок) | Чистые вещества и смеси. П/Б работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и хим. р-ий. Проблемы безопасного использования веществ и хим. реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Хим. загр-ние окруж-щей среды и его последствия. | 13 | Учащиеся выполняют задания 13 | |
16 | Тема 4 8 кл. (т 3, ур. 1,т 6,13 ур.) | Степень окисления хим.элементов. Окислитель и восстановитель. ОВР | 14 | Учащиеся выполняют задания 14 | |
17 | Тема 5 8 класс Введение (4 урок) | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. | 15 | решают задачи на нахождение масс. доли эл. в веществе | |
18 | Тема 2 8 класс (тема 1, 4 урок) | П.З. Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств эл. и их соединений в связи с положением в ПСХЭ | 16 | Учащиеся выполняют задания 16 | |
19-20 | Тема 6 9 класс (тема 5, 2-9 урок | Первоначальные сведения об орг. веществах: предельных и непредельных УВ (метане, этане,этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы | 17 | Учащиеся выполняют задания 17 | |
21-22 | Тема 4 8 класс (тема 6, 12,13 урок) | Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных в-тв. Качественные реакции на газообраз. вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 18 | Учащиеся выполняют задания 18 | |
23-24 | Тема 4 8 кл (т 3 у 1,те 6, 13 урок) | Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. ОВР. | 20 | Учащиеся выполняют задания 20 | |
25-26 | Тема 5 8 класс (тема 3, 11 урок) | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 21 | вычисляют массу вещества и находят массу или объем неизвестного вещества. задания 21 | |
27-28 | Тема 4 8 класс (тема 6, урок 4,5-11) | Хим. свойства простых веществ. Хим. свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных кл. неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | Модель 1 22 | составляют уравнения реакций Учащиеся выполняют задания 22 | |
| | |
| Тема 4 8 класс (тема 6, урок 4,5-11) | Хим. свойства простых веществ. Хим. свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных кл. неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | Модель 2 22 | составляют уравнения реакций Учащиеся выполняют задания 22 | |
| | |
29-31 | Тема 7 8 класс (тема 5, | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных кл. неорганических веществ. | 23 | Учащиеся выполняют задания 23 | |
32-38 | Тема 8 | Все темы | Все части | Решение КИМов | |