СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Основные понятия химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создать условия для расширения и углубления знаний учащихся, для творческой самореализации и удовлетворения познавательного интереса к химии.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Основные понятия химии»»




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2083» hello

ОГРН 1115074013130 ИНН/КПП 5074045703/775101001

142134, г. Москва, п. Рязановское, тел. +7 (495) 858-1541 п. Знамя Октября, мкр. «Родники», д.11 e-mail: 2083@edu.mos.ru



Рекомендована Утверждаю:

педагогическим советом директор ГБОУ Школа № 2083

протокол № _______ _____________

от «___» ___________ 2016 года Наумкина Т.В.





ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ



«Основные понятия химии»

(бюджет)




Составитель:

педагог дополнительного образования

Свечникова Ирина Николаевна


Возраст детей: 15-16 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Уровень: ознакомительный






Москва, 2016 г.


Пояснительная записка.

Направленность программы: естественнонаучная


Актуальность:

ДО- программа для учащихся 15-16 лет направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу химия и может быть использована для расширения и углубления знаний учащихся, проявляющих интерес к науке.


Педагогическая целесообразность:

ДО- программа построена таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.

Цель программы:

создать условия для расширения и углубления знаний учащихся, для творческой самореализации и удовлетворения познавательного интереса к химии.

Основные задачи программы:

  • Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы.

  • Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.

  • Ознакомить учащихся с алгоритмами решения типовых расчетных задач, закрепить знания и расчетные навыки учащихся при их решении.

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.


Программа рассчитан на учащихся 15-16 лет.

Сроки реализации образовательной программы - 1 учебный год.

Занятия проводятся после уроков 1 раз в неделю. Всего 38 часов в году.


Отличительные особенности данной ДО– программы:

Программа предоставляет возможность значительно расширить границы программы по химии для учащихся общеобразовательных школ и подготовить учащихся к итоговой аттестации по новой форме – ОГЭ.

В 2017 г. на выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2016 г. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4,…15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19).

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.

Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

  • экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

  • экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение реального химического эксперимента.



Примерный учебно-тематический план


Разделы, темы

Всего часов:

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Новая структура ОГЭ по химии в 2016 году

1

1


2. Строение атома и ПСХЭ. Хим. связь. Валентность.

5

5


3. Вещества и их свойства.

6

4

2

4. Химические реакции.

11

11


5. Задачи.

3

3


6. Органические вещества.

2

2


7. ТБ и практические работы

3

3

8. Обобщение всех тем.

7

7

Итого:

38

26

12


Содержание программы:

Тема1 Вводное занятие.

Знакомство с программой, структурой и задачами обучения всего курса. Знакомство с новой структурой ОГЭ по химии в 2017 году Определение режима занятий.

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами в кабинете химии.


Тема 2 Атом — сложная частица. Состав атомного ядра. Электронная оболочка атома.  Периодический закон и строение атома. Понятие о химической связи

Демонстрации. Различные варианты таблицы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модели молекул различной архитектуры. Модели кристаллических решеток различного типа.

Тема 3 Классификация неорганических веществ. Металлы и их свойства. Неметаллы и их свойства. Амфотерные органические и неорганические соединения. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Практические работы. 1. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. 2. Получение аммиака, его свойства. 

Тема 4 Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. РИО.


Демонстрации. 1. Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот. 2. Взаимодействие серной и азотной кислот с медью.

Тема 5 Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; массы или объема газов по известному количеству вещества одного из участвующих в реакции; теплового эффекта реакции; массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке, или имеет примеси, или дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.


Тема 6 Первоначальные понятия об органических веществах. Классификация органических веществ. Органические вещества и их свойства.


Демонстрации. Представители органических веществ разных классов.

Тема 7 Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Правила работы с веществами и оборудованием. Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ.

Практические работы. Практическое осуществление генетических рядов..


Тема 8 Решение КИМов.


Практические работы. Задания №23 из КИМов.


Ожидаемые результаты:


учащийся должен

1 Знать/понимать:

1.1 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

1.2 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

1.2.1 характерные признаки важнейших химических понятий;

1.2.2 о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

1.3 смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ,

постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева

1.4 первоначальные сведения о строении органических веществ


2 Уметь:

2.1 Называть:

2.1.1 химические элементы;

2.1.2 соединения изученных классов неорганических веществ;

2.1.3 органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота,

глюкоза, сахароза

2.2 Объяснять:

2.2.1 физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;

2.2.2 закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а

также свойства образуемых ими высших оксидов;

2.2.3 сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

2.3 Характеризовать:

2.3.1 химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

2.3.2 взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

2.3.3 химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей);

2.3.4 взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

2.4 Определять/классифицировать:

2.4.1 состав веществ по их формулам;

2.4.2 валентность и степень окисления элемента в соединении;

2.4.3 вид химической связи в соединениях;

2.4.4 принадлежность веществ к определенному классу соединений;

2.4.5 типы химических реакций;

2.4.6 возможность протекания реакций ионного обмена;

2.4.7 возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями

2.5 Составлять:

2.5.1 схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

2.5.2 формулы неорганических соединений изученных классов;

2.5.3 уравнения химических реакций

2.6 Обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием

2.7 Проводить опыты / распознавать опытным путем:

2.7.1 подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

2.7.2 по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ;

2.7.3 газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

2.7.4 растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

2.7.5 кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония

2.8 Вычислять:

2.8.1 массовую долю химического элемента по формуле соединения;

2.8.2 массовую долю вещества в растворе;

2.8.3 количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

2.9 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

2.9.1 безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи

при ожогах кислотами и щелочами;

2.9.2 объяснения отдельных фактов и природных явлений;

2.9.3 критической оценки информации о веществах, используемых в быту.


Формы контроля:

1.Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование

2.Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

3.Тестирование онлайн-обучения 100ege.ru , http://ege.yandex.ru/chemistry-gia/

4. Проведение диагностических и тренировочных работ СтатГрада.


Критерии оценки:


Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,

  • широта кругозора,

  • свобода восприятия теоретической информации,

  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,

  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением,

  • качество выполнения практического задания,

  • технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности,

  • культура поведения,

  • аккуратность и ответственность в работе,


Методическое обеспечение  ДО- программы:

Форма занятий

  • урок

  • практические занятия

Приемы  организации УВП

  • Словесные (беседы, лекции)

  • Наглядные (демонстрации объектов, процессов)

  • Практические (упражнения, практические работы)

Методы  организации УВП

  • Объяснительно – иллюстративный

  • Метод  проблемного изложения

  • Методы практических исследований

Дидактический материал

  • Учебники, пособия, справочники, тренажеры на К-дисках, Интернет

  • Тематические слайды

  • Таблицы, схемы, алгоритмы

  • Аудиовидеофильмы, – фрагменты

Техническое оснащение занятий

  • Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

  • Internet

  • Химическая лаборатория

  • Аудиовидеотека

Список литературы:


1. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин «Сборник  задач и упражнений по химии», 2002.
2. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева «Задачник с помощником», 2009.
3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков «Начала химии», 2001.
4. А.С. Егоров «Репетитор по химии», 2012.
5. Э.Т. Оганесян «Готовимся к ЕГЭ по химии», 2009.
6. ОГЭ – 2016 авторы Корощенко А.С. и Купцова А.В. 30 вариантов экзаменационных работ, изд. АСТ Москва


Интернет-ресурсы :


http://www.chemistry.ssu.samara.ru/;

http://www.hemi.nsu.ru/;

http://www.repetitor.1c.ru/online;

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html;

http://chemistry.ru/index.php;

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3aa1cd26d56d67;

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-

5ae1-2f785b646a41;

http://www.maratakm.narod.ru/.


Учебно – методический комплекс:


1. Тестирование онлайн-обучения 100ege.ru , http://ege.yandex.ru/chemistry-gia/

2. Открытый банк заданий http://www.fipi.ru/

3. Работы СтатГрада statgrad.org




















Календарно-тематический план

«Основные понятия химии»

Место данного

вопроса в системе уроков

Тема урока

Код контролируемого элемента

Результативность

Дата

1

Тема 1

Введение

Новая структура ОГЭ по химии в 2017 году. ТБ




2

Тема 2

8 класс (тема 1, 1-3 уроки)

Строение атома. Строение

Элек-ых оболочек первых 20 элементов ПС. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Электроны.

1

Учащиеся выполняют задания 1


3

Тема 2

8 кл. (тема 1,

4 урок)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

2

Учащиеся выполняют задания 2


4

Тема 2

8 класс (тем 1,

5-8 уроки)

Строение молекул. Ионная связь.

К.Н.С. , К.П.С. и Металлическая связь.

3

Учащиеся выполняют задания 3


5

Тема 2

8 класс (тем 3,

1 урок)

Валентность химических

элементов. Степень

окисления химических элементов

4

находят степень окис. эл-ов в в-ве


6

Тема 3

8 класс (тема 3,

2-7урок)

Простые и сложные

вещества. Основные классы

неорганических веществ.

Номенклатура неорг. соед.

5

Учащиеся выполняют задания 5


7

Тема 4

8 класс (тема 4,

1, 5-8 урок)

Хим. р-ия. Условия

и признаки протекания

хим. р. Хим. уравнения. Сохранение массы веществ при хим. реакциях.

Классификация хим. р. по различным

признакам.

6

Учащиеся выполняют задания 6


8

Тема 4

8 класс (тема 6, 2,3 урок)

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Основные положения ТЭД

7

Учащиеся выполняют задания 7

.

9

Тема 4

8 класс (тем 6,

4 урок)

Ионные уравнения реакций и

условия их осуществления

8

Учащиеся выполняют задания 8


10-11

Тема 3

8 класс (тема 6,

14,15 урок)


9 класс (тема 1, 3,4 урок)

9 класс (тема 3, 2 урок)

9 класс (тема 3, 3 урок)

9 класс (тема 3, 6 урок)

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов,

Хим. св-ва Ме.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Водород.

Галогены.

Кислород.

Сера и ее соединения.

Азот.

Фосфор и его соединения.

Углерод.

Кремний и его соединения.

9, 19

Учащиеся выполняют задания 9, 19


12

Тема 3

8 класс (тем 6,

9 урок)

Химические свойства оксидов:

оснόвных, амфотерных,

кислотных.

10

Учащиеся выполняют задания 10


13

Тема 3

8 класс (тема 6; 5,6, 7,8 ур.)

Химические свойства

оснований. Химические

свойства кислот

11

Учащиеся выполняют задания 11


14

Тема 3

8 класс (тем 6,

10 урок)

Соли в свете ТЭД, их свойства.

12

Учащиеся выполняют задания 12


15

Тема 7

8 класс (тема 3,

9-10 урок)

Чистые вещества и смеси.

П/Б работы в

школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и

оборудование. Человек в мире

веществ, материалов и

хим. р-ий. Проблемы безопасного

использования веществ и

хим. реакций в повседневной жизни.

Разделение смесей и очистка

веществ. Приготовление

растворов. Хим. загр-ние окруж-щей среды и его последствия.

13

Учащиеся выполняют задания 13


16

Тема 4

8 кл. (т 3, ур. 1,т 6,13 ур.)

Степень окисления хим.элементов.

Окислитель и восстановитель.

ОВР

14

Учащиеся выполняют задания 14


17

Тема 5

8 класс

Введение (4 урок)

Вычисление массовой доли

химического элемента

в веществе.

15

решают задачи на нахождение масс. доли эл. в веществе


18

Тема 2

8 класс (тема 1,

4 урок)

П.З. Д.И. Менделеева.

Закономерности изменения

свойств эл. и их

соединений в связи с

положением в ПСХЭ

16

Учащиеся выполняют задания 16


19-20

Тема 6

9 класс (тема 5, 2-9 урок

Первоначальные сведения об

орг. веществах:

предельных и непредельных УВ (метане, этане,этилене, ацетилене) и

кислородсодержащих

веществах: спиртах (метаноле,

этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой).

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

17

Учащиеся выполняют задания 17


21-22

Тема 4

8 класс (тема 6,

12,13 урок)

Определение характера среды

раствора кислот и щелочей с

помощью индикаторов.

Качественные реакции на ионы

в растворе (хлорид-, сульфат-,

карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных в-тв. Качественные реакции на газообраз.

вещества (кислород, водород,

углекислый газ, аммиак)

18

Учащиеся выполняют задания 18


23-24

Тема 4

8 кл (т 3 у 1,те 6, 13 урок)

Степень окисления химических

элементов. Окислитель и восстановитель. ОВР.


20

Учащиеся выполняют задания 20


25-26

Тема 5

8 класс (тема 3,

11 урок)

Вычисление массовой доли

растворенного вещества в

растворе. Вычисление

количества вещества, массы

или объема вещества по

количеству вещества, массе

или объему одного из

реагентов или продуктов реакции.

21

вычисляют массу вещества и находят массу или объем неизвестного вещества.

задания 21


27-28

Тема 4

8 класс (тема 6,

урок 4,5-11)

Хим. свойства простых

веществ. Хим. свойства

сложных веществ. Взаимосвязь различных кл. неорганических веществ. Реакции ионного

обмена и условия их осуществления.

Модель 1 22

составляют уравнения реакций

Учащиеся выполняют задания 22







Тема 4

8 класс (тема 6,

урок 4,5-11)

Хим. свойства простых

веществ. Хим. свойства

сложных веществ. Взаимосвязь различных кл. неорганических

веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Модель 2 22

составляют уравнения реакций Учащиеся выполняют задания 22





29-31

Тема 7

8 класс (тема 5,


Правила безопасной работы в

школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и

оборудование. Получение и

изучение свойств основных

кл. неорганических веществ.

23

Учащиеся выполняют задания 23


32-38

Тема 8


Все темы

Все части

Решение КИМов