СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее сочинение по картине О.А.Карелиной "Прекрасная старина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия

по курсу «Мастерская речевого творчества»

общеинтеллектуального направления

внеурочной деятельности во 2 классе (2 часа)

Тема: Обучающее сочинение по картине О.А.Карелиной «Прекрасная старина». Подготовка к созданию проекта «Семейные реликвии».

Цель: обучение  составлению текста с элементами описания и рассуждения

Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение по картине О.А.Карелиной "Прекрасная старина"»

Разработка занятия

по курсу «Мастерская речевого творчества»

общеинтеллектуального направления

внеурочной деятельности во 2 классе (2 часа).

Автор: Крылова С.Е.

Учитель начальных классов

Софьинская СОШ


Тема: Обучающее сочинение по картине О.А.Карелиной «Прекрасная старина». Подготовка к созданию проекта «Семейные реликвии».

Цель: обучение составлению текста с элементами описания и рассуждения

Оборудование: мультимедийное оборудование, словари, интернет.

Подготовительная работа: посещение школьного музея «Подмосковный колорит».

План занятия.

I.Посещение школьного музея «Подмосковный колорит».

  1. Знакомство с художником О.А.Карелиной. История создания картины.

  2. Знакомство с картиной «Прекрасная старина».

II.Работа над сочинением.

  1. «Уходит что-то с старыми вещами…» Стихотворение Монаха – святогорца из сборника стихов «С креста не сходят, с него снимают».

  2. Составление плана рассказа.

  3. Словарно- орфографическая подготовка к сочинению.

  4. Написание сочинения по плану, с использованием опорных слов.

  5. Проверка написанного текста.

  6. Рефлексия.

III.Подготовка к проектной работе.

  1. Домашнее задание. Подготовка к созданию проекта по теме «Семейные реликвии».


1.Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ольги Анатольевны Карелиной. Живет художница в поселке Ильинский Раменского района. Однажды Ольга Анатольевна увидела, как её сосед везет на свалку целый воз разных вещей. Посмотрела Ольга Анатольевна на все и увидела среди предметов красивую куклу, в ярком наряде, еще одну куколку, немного потрепанную, но очень милую; старинный утюг, такой уже нигде и не встретишь, он угольками наполнялся для глажения; простую гладильную доску, о которой уже люди и забыли; интересный деревянный инструмент, значение которого не знакомо и много других вещей, ставших ненужными. И спрашивает художница соседа: «Зачем, сосед, выбрасываешь эти вещи, посмотри, ведь они могли бы еще послужить тебе?» Сосед ответил: «На что они мне? В куклы играть некому дети выросли, а у внуков новые игрушки, современные, про утюги и доску и говорить не хочется, только место занимают.» «А вот этот инструмент, посмотри, он как новый, его зачем выбрасываешь?» «Да я и не знаю, что это за инструмент, ни названия, ни назначения. Нет мастеров –то, нет… Хлам все это, хлам».

- Ребята, а вы как думаете, прав сосед?

Ольга Анатольевна окинула взглядом воз «ненужных» вещей и так ей жалко стало и эти вещи, и соседа, который не понимает, что с ними он выбрасывает память о былых временах, о своих предках, рвет ту тонкую ниточку, которая соединяла его с прошлым. «А можно я кое-что возьму из этих вещей?» - проговорила художница. «Да хоть все забирай» - ответил сосед. И Ольга Анатольевна принесла несколько предметов домой. Дома она долго рассматривала каждую вещь, пытаясь понять, как и кому служил данный предмет. А потом расставила их и написала картину, которую назвала …

- Подумайте, ребята, как могла бы называться эта картина?

Ольга Анатольевна Карелина назвала свою картину «Прекрасная старина». Ребята, а почему художница назвала старину прекрасной?


2.Перед вами картина О.А.Карелиной «»Прекрасная старина». Внимательно посмотрите.

- Что на ней изображено?

- Опишите эти предметы.

- Что хотел выразить художник этой картиной?

- Какие краски использует О.А.Карелина?

- Что особенно привлекло твоё внимание на картине?

- Какое чувство вызывает у тебя эта картина?

- Почему художница так назвала свою картину по старые, ненужные, лишние вещи? «Прекрасная старина». Что же здесь прекрасного?



3.Послушайте стихотворение монаха – святогорца.

Уходит что-то с старыми вещами,

Как будто что-то предано в душе,

Как будто кто-то злой на вираже

Мигнул тебе зелеными глазами.


Уходит что-то с старыми вещами,

Как будто с глаз слетела пелена.

Да это же уходит старина,

И нам теперь мечтать о ней в печали…»



Какие строки поэта перекликаются с картиной «Прекрасная старина»?

4.Составление плана.

Примерный план

  1. Художник О.А.Карелина и картина «Прекрасная старина».

  2. Предметы старины

  3. Краски картины.

  4. Какие мысли и чувства вызывает у тебя эта картина?

5.Словарно- орфографическая подготовка к сочинению. Выяснение значения слова «фальцгобель» с помощью толкового словаря и интернета.

Старые вещи, потрепанная кукла, глиняный кувшин, искусственные цветы, чугунный утюг, старинный фальцгобель, доска для глажения, приметы старины, былая жизнь, хранят загадку, несут тихую радость, бережное отношение, прежние времена, память о наших предках.

6.Написание сочинения.

7.Проверка написанного. Выявление «трудностей».

8.Рефлексия. «Лесенка достижений». Что получилось - не получилось ? Что было легко- сложно? Что понравилось – не понравилось?

9.Домашнее задание. Подготовка к созданию проекта по теме «Семейные реликвии». Поговорите дома о семейных реликвиях, какие старинные вещи хранятся у вас, с памятью каких людей они связаны, что вы знаете про этих родственников.


Разработка занятия

по курсу «Моя планета»

духовно – нравственного направления

внеурочной деятельности во 2 классе (1 час).

Автор: Крылова С.Е.

Учитель начальных классов

Софьинская СОШ

Тема: Создание проекта «Семейные реликвии».

Цель: Создание условий для развития ценностного отношения школьников к историческому прошлому своей семьи, бережному и уважительному отношению к предметам старины.

Задачи:

- формирование понятия семейные реликвии;

- развитие умения первых навыков поиска и обработки нужной информации;

- приобретение опыта грамотного оформления проектной работы.

Предварительная подготовка: посещение школьного музея «Подмосковный колорит», написание сочинения по картине О.А.Карелиной «Прекрасная старина».

Оборудование: мультимедийное оборудование, интернет, толковый, этимологический и орфографический словари.

Содержание

  1. Работа над понятием «Семейные реликвии». Дома вместе с родителями вы выясняли какие семейные реликвии хранятся у вас, что передается из поколения в поколение в ваших семьях, какие истории связаны с этими вещами, чем дороги они вам и память о каких людях хранят они.

Кто из вас уже заглянул в словарь или в интернет и выяснил значение этого слова.

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом (Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Реликвия – 1) предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий – по представлению верующих - чудодейственной силой. 2) перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошло (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т.Ф. Ефремова).

Что интересного узнали вы о своей семье? О каких предметах старины рассказали вам ваши родственники? Память о каких людях хранят реликвии вашей семьи?

  1. Формирование умения искать и обрабатывать нужную информацию. Давайте определим круг вопросов, которые должны отразиться в ваших проектах.

  1. Название предмета, его описание и назначение.(откуда пришло это название, из его он сделан, чем он интересен, красив,… для чего он служит или служил и т.д.)

  2. От кого перешел этот предмет в вашу семью (как попал к вам этот предмет, что вы знаете о людях, которые были хранителями этих вещей, …).

  3. Какую историю, загадку хранит этот предмет (Что рассказали вам о данном предмете, какая история, легенда, а может быть тайна или загадка сопровождает эту вещь, …).

  4. Что нового и интересного узнали вы об истории своей семьи (о чем бы вам хотелось еще узнать из прошлого ваших родственников).

  5. Ваше отношение к семейной реликвии (чем дорога вам эта реликвия, о чем вы задумались, узнав об этой вещи).

  1. Формы проекта, оформление, представление и презентация.

Работа может быть представлена в виде видеофильма, фотовыставки, игры, макета, модели, сказки, поделки, рисунка, сочинения и т.д. Презентация проекта должна сопровождаться небольшим выступлением.

Вашими помощниками и консультантами в создании проекта «Семейные реликвии» будут ваши родители.