Педагогика сотрудничества в начальной школе.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача –
помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее распространённых педагогических обобщений 80-х годов прошлого века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщённом опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Российской Федерации. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере, входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Концептуальные основы педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные организации.
Превращение педагогики знания в педагогику развития личности.
В центре всей образовательной системы –личность ребёнка.
Гуманистическая ориентация образования.
Развитие творческих способностей и индивидуальности ребёнка.
Сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Основные принципы педагогики сотрудничества:
Гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.
Дидактический комплекс, направленный на активизацию и развитие. Этого можно добиться путём интеграции школьных предметов и усвоению детьми не разрозненных и никак не связанных между собой, а обобщённых знаний и умений, которые реально могут пригодиться в жизни.
Ведущая роль воспитания, которая означает отказ от чисто знаниевой педагогической модели и пропагандирует постановку личности ребёнка в центр воспитательной системы.
Окружающая среда, пропитанная педагогическими идеями (т.е. её «педагогизация»). Перед школой ставится важнейшая задача – быть ведущим воспитательным институтом, в первую очередь направляющим семью. Учителя и родители должны стать единомышленниками, соратниками, товарищами во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей.
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Признаки технологии сотрудничества.
В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в образовательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Значение педагогики сотрудничества выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными признаками которой являются:
создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;
демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринуждённая атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперёд «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;
создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;
широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, пробуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;
объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
Гуманно-личностный подход к ребёнку.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Концепция воспитания.
Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы педагога и образовательного учреждения в целом.
Гуманно-личностный подход к ребёнку в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность образовательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
новую трактовку индивидуального подхода;
формирование положительной Я-концепции.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
идёт объединение, интеграция школьных дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
используется положительная стимуляция ученья.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, в развитии личности по Л.В. Занкову, в развитии творческих и исполнительских способностей И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Неменского и др.
Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение русских национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
Педагогизация окружающей среды
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.
Целевыми ориентирами данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно – личностный подход к ребёнку.
Единство обучения и воспитания.
Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.
В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.
Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребёнка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.
Как же на уроке создать условия для естественного общения?
Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.
Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником. (Приложение 1)
Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.
В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку домашнего задания., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.
Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила. (Приложение 2)
Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.
Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.
Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:
-с разными учебными возможностями;
-мальчики и девочки.
Учитель здесь руководствуется своими правилами
Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».
К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.
Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.
После выполнения задания группа даёт оценку своей работы:
необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приёмы, которые помогли справиться с ними.
В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по абзацам, решить задачи и т.д.;
Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
Дать развёрнутый комментарий решённой на доске учителем задачи;
Изготовить опорные схемы для решения задач определённого типа;
Изготовить плакаты - графические опоры;
Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению
Инсценировать произведение, прочитать по ролям
Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Подготовить доклад по теме;
сочинить стихи, синквейн, вывести правило,
Провести серии опытов;
Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";
Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
Составить загадки по какой-либо теме;
Составить кроссворды по темам.
Составить журнал, мини-книжку.
Написание сочинения и изложения, мини - диктанты и многие другие.
Приложение 1
Правила работы в паре.
При разговоре смотри на собеседника.
Называй товарища по имени.
Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Своё несогласие высказывай вежливо.
При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
Отмечай прежде всего положительное.
В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили» …
Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
Результатом работы является ваше общее мнение.
Покажите готовность вашей пары.
Оцениваем работу. Благодарим друг друга.
Приложение 2
Правила работы в группе
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Работай по алгоритму, плану.
Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
Если не понял, переспроси.
Доказывай свои версии.
В группе ответы даёт каждый.
При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
Умеешь сам – научи другого.
Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.
Приложение 3
Правила для учителя при организации сотрудничества детей.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача –
помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Оценивать общую работу всей группы.
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.