СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение аудированию в СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение аудированию в СПО»



«Обучение аудированию в СПО».




Аудирование – это восприятие и понимание иностранной речи на слух. От уровня сформированности навыка аудирования зависит успех овладения иностранным языком, поскольку, общение, в целом, невозможно без умения понимать речь другого человека. Поэтому, научить учащихся понимать звучащую речь – является одной из основных целей в обучении иностранному языку.

Аудирование помогает сформировать не только аудитивные навыки, но и навыки умения говорения, чтения и письма. А также способствует ознакомлению с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.

Аудирование – это активный процесс, требующий концентрации внимания и большого умственного напряжения.

Е.Н.Соловова и В.Г.Апальков в курсе «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы» выделяют следующие трудности при аудировании:

- трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, качество звукозаписи и техники, используемой на занятии, плохая акустика и т.д.);

- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи (отсутствие практики восприятия речи на слух, особенности дикции, тембра, темпа и т.д.);

- трудности, связанные с языковыми особенностями воспринимаемого материала (большое количество новой лексики, терминов, аббревиатур, идиоматических выражений и т.д.).

На уроках иностранного языка, проводимых в нашем филиале, мы тоже сталкиваемся с подобными трудностями при обучении аудированию.

Одной из самых больших трудностей является отсутствие необходимых для нашей работы аутентичных аудиозаписей. В нашем филиале мы готовим будущих техников, программистов, экономистов, юристов и делопроизводителей. Согласно требованиям программы, обучение иностранному языку в СПО должно иметь профессиональную направленность. Исходя из этого требования, составляются рабочие программы и календарно – тематические планы. Так, например, невозможно найти аудиоматериалы по таким темам, как «Supply and Demand», «Income», «Location of Production», «Contracts and their Performance», «Complaints and their Adjustment», «Central Processing Unit», «Types of Memory» и т.д. Поэтому, очень часто, нам приходится самим находить тексты (используя дополнительную литературу и интернет), упрощать их, делая их более доступными для восприятия студентами.

Сразу возникает и следующая проблема, студенты, пришедшие в наш филиал после школы, не сразу могут привыкнуть к особенностям дикции, тембра нового преподавателя. А зачастую, у них полностью отсутствует практика восприятия на слух речи на иностранном языке.

Конечно, нельзя не обозначить трудности, связанные с языковыми особенностями воспринимаемого материала. Как уже отмечалось ранее, обучение в филиале – профессионально ориентировано, следовательно, тексты для аудирования могут включать в себя большое количество незнакомой для студентов лексики, терминов, аббревиатур по специальности и т.д. Чтобы сделать процесс обучения (не только аудированию) более эффективным, студенты ведут словари профессиональной лексики.

В отечественной методике выделяют 4 основных механизма аудирования:

  1. Речевой слух – обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи.

  2. Память (долговременная и кратковременная) – позволяет удерживать полученную информацию.

  3. Вероятностное прогнозирование (структурное и смысловое) – порождение гипотез, предвосхищение хода событий.

  4. Артикулирование – внутреннее проговаривание речи, фиксирование информации.

Существует система упражнений на развитие каждого из основных механизмов аудирования. Рассмотрим эти упражнения и возможность их использования на практике на примере Брянского филиала МЭСИ.

Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух можно использовать аудирование со зрительной опорой. В качестве опоры могут выступать:

- схемы и таблицы, например при работе с темами «Economics», «Public and Private Sectors in the UK», «Allocation of Products and Resources», «State organs», «Digital Computers», «Storage Devices» и т.д.;

- наглядные материалы (образцы процессеров, устройств ввода и вывода) при аудировании текстов по теме « Central Processing Units», «Input and Output Devices»;

- презентации по темам «The Main Components of the Computer», «Printers» , «Motherboard», «State organs of Great Britain», «Micro and Macroecononics» и т.д.

Упражнения на тренировку памяти. Для тренировки памяти студентов в своей работе я использую следующие упражнения:

- согласиться или опровергнуть утверждения после прослушивания текста (true or false);

- дать ответы на вопросы после прослушивания текста.

Данные упражнения можно назвать универсальными, они могут быть использованы на всех этапах обучения студентов различных специальностей.

Упражнения на тренировку вероятности прогнозирования. К сожалению, в своей работе я не использовала данный тип упражнений. Но, изучив материалы лекции №4 «Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций (коммуникативной, информационной, социальной и учебной культуры)», я поняла, что могу использовать некоторые из предложенных упражнений на своих уроках. Для достижения лучших результатов при обучении аудированию я выделила следующие упражнения:

- подобрать как можно больше определений к словам;

- составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями, прилагательными;

- упражнения на логическое развитие замысла (закончить фразу);

- определить содержание текста по заголовку, ключевым словам, схемам и таблицам.


Система работы с аудиотекстами. В отечественной и зарубежной методике выделяют 3 этапа работы над текстом:

  1. до прослушивания (Before listening);

  2. во время прослушивания (While listening);

  3. после прослушивания (Follow-up activities).

Рассмотрим несколько установок и заданий для каждого этапа работы на примере работы с текстом «Economics», для студентов 2 курса, специальность 080110.

Для мотивации студентов и более успешного усвоения содержания , на этап Before listening, слушателям предоставляется таблица, показывающая взаимосвязь между моделями, теорией и действительностью, а также список опорной лексики (economics, science, to study, to attempt, to build models, prediction, interrelation, theory, reality, model). Слушателям предлагается догадаться о содержании текста по лексике, заголовку и таблице. Данные задания помогают активизировать внимание и мыслительные способности студентов.

На этапе While listening студентам предлагается выполнить следующие задания:

- закончите предложения

Economics is ………

Economics attempts to find ……….

Economics tries to find laws or principles by ………

The predictions are compared with ……….

- прослушайте текст и найдите русские эквиваленты следующих слов: social science, natural science, economic theory, basis.

На этапе Follow-up activities студентам можно предложить одно из следующих заданий:

- ответьте на вопросы по тексту (задание может быть использовано и на начальном этапе формирования навыков аудирования)

What is economics?

What does economics attempt to find?

What forms the basis of economic theories?

What are the predictions of the models compared with?

- кратко изложите содержание текста (это задание используется, когда у студентов уже в достаточной степени сформированы навыки аудирования).

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.