В своей работе по развитию навыков чтения использую упражнения из системы Федоренко и Пальченко связанные с многократным переходом на незнакомую часть текста чтением в темпе скороговорки, а также выразительное чтение. Следую методическим рекомендациям Эдигея (книга “Увлечение чтением”), что также способствует повышению скорости мышления в процессе чтения.
Обучение чтению детей, имеющих трудности в обучении.
Обучение в начальных классах строится на основе обучения детей чтению. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружиться с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, то передо мной встала задача как научить таких детей работать с книгой, научить правильным навыкам чтения, привлечь их к занятиям чтения? С чего начать? Вопрос для меня очень актуальный, так как на протяжении трех последних лет мне приходиться работать с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Остановлюсь на особо важных узловых моментах формирования навыков чтения. Так как, овладение слиянием букв в слоги - задача очень сложная для детей и многие из них испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения, то стараюсь использовать по отработке навыков чтения современные методы и приемы формированию навыков чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной.
Устная речь, как известно, развивается у ребёнка в процессе подражания. Подражание – главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребёнка. Вполне логично предположить, что обучение чтению слияний по подражанию – наиболее естественный методический приём. Ребёнок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и путём упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату. Одной из таких подсказок является наглядная графическая схема (дуга и точка).
Дуга – это согласная с последующей гласной
Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная без последующей гласной, или согласная с мягким знаком.
На практике это происходит так. Как только ребёнок усвоит несколько букв (например: а, о, н, с), ему предлагается упражнение “Катание с горки” (на доске делается рисунок).
СА СА СА СА НА НА
СА СА СА НА НА СА НА
Обучающий, проводя по дугам, читает слоги: “поднимаясь на горку”, - медленно, выделяя голосом гласные; “спускаясь с горки”, - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую. Дети копируют все действия взрослого. Несколько раз ученики “катаются на горке” вместе с педагогом, потом без него.
При работе с гласными е, ё, я, ю не стоит заострять внимание детей на количестве звуков, обозначаемых этими буквами. Практика показывает, что дети легко по подражанию усваивают чтение слогов и слов с этими буквами.
2.2. Виды работ со слоговой таблицей.
Когда учащиеся освоят механизм чтения слияния согласной с гласной, можно переходить к чтению слоговых таблиц.
1)
сан нас сон нос | сасан нанас сосон нонос | нса сна нсо сно | нсан снас нсон снос |
2)
Б | К | З | С | Т | Р | М | Н | В | З | Р | Ш |
Ж | Л | П | Ф | Х | Ч | Ш | Б | Р | П | Т | С |
М | Н | Д | Г | М | К | Т | Ф | Т | Р | М | Г |
В | Д | Ф | Х | Ф | Г | М | Н | Б | С | К | Т |
П | Т | К | З | Р | М | В | Д | Г | Ф | Д | Р |
З | С | Ч | К | Т | Ф | Т | Щ | Д | М | З | В |
Д | Г | Р | Ш | К | Т | Б | С | Т | Ц | Х | Ч |
Т | Р | Г | Х | Л | Д | К | Ч | Т | Б | Л | Н |
Ф | Щ | Т | Ч | С | Б | Н | П | Ж | Л | Ч | Щ |
Какие еще приемы, виды работ используют для формирования навыков чтения? Активно внедряю в практику своей работы следующее:
Чтение слогов в разброс: ну, ка, ри, лы … Чтение слов (см. Приложение, стр.25)
Учитель молча показывает указкой на слоги в таблице (ма, ши, на), ученики молча прочитывают слоги, затем хором произносят его. Произносить слово нужно два раза: сначала орфографически, затем орфоэпически. Это помогает тому, что дети сразу фиксируют разницу между произношением слова и его написанием.
66, к, 2 (кукла)
52, 43, й (синий)
Иг, 4 (игра)
Шифрование цифрами. Учитель печатает 2-3 слова. Учащиеся, пользуясь таблицей, представляют эти слова в виде цифр. Река (104, 6)
Учитель молча показывает на слоги, буквы, ученики тоже молча, слово за словом, “собирают” их, затем произносят вслух сразу же предложение…
Расшифрование предложений.
Иг 4, 42 107, 48 в ш, 26, 62. (Играли дети в школу)
Следует помнить, что при знакомстве с очередной таблицей первым её читает взрослый. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и столбцам). Слоговые таблицы избавят детей от многих трудностей, так как их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Ученики не смогут запомнить набор слогов, поэтому будут читать их многократно, отрабатывая при этом и подвижность артикуляционного аппарата.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги (или смотрят на определённую цифру и читают все слоги).
Кроме слоговых таблиц, очень хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов с одинаковыми гласными, имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдать гнёзда родственных слов.
А)
Лак | Город | Палка |
Рак | Города | Галка |
Бак | Городок | Свалка |
Мак | Городки | Русалка |
Так | Городочек | Вешалка |
Как | Городище | Скакалка |
Б)
Ёж | Щи | И - ва | Ба – ня |
Ил | Вы | имя | Буря |
УМ | Мы | Око | Бусы |
Ус | Ты | Ухо | Ваза |
Ел | Да | Эхо | Вата |
Им | До | Яма | Веко |
Их | За | Еда | Вена |
Он | На | Оса | Воля |
Ух | Ну | Усы | Гуща |
Эх | По | | |
2.3. Чтение предложений.
Часто предлагаю задания на понимание прочитанного. Например:
Найди среди прочитанных тобой слов название птиц (дерева, профессий и т.п.)
Прочитай про себя слова столбика и произнеси вслух только те слова, смысл которых тебе не понятен.
Какое из прочитанных тобой сочетаний имеет отношение к обеду?
Прочитай сочетание, которое имеет отношение к зайцу.
В каком из прочитанных тобой предложений говорится о насекомом?
Расскажи, как шарманщики зарабатывали себе на хлеб?
Серый баран. Ревёт бычок. Лежит удав. Веет ветерок. Сотовый мёд. Бобовый суп. Молодой ветеринар. Голый камень. Метёт метель.
Мышонок жил под полом сарая. Муравей тащил соломину. Петух сел на забор и запел. Уговор дороже денег.
Считаю, что можно использовать и другие виды работ:
Жужжащее чтение – все ученики читают одновременно в слух, в полголоса, чтобы не мешать товарищам (5 минут).
5-ти минутка чтения в начале любого урока.
Режим щадящего чтения 1-2 строчки и отдыхаем.