Обучение говорению на английском языке
при помощи визуально-вербальных опор
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Актуальность темы и проблемы говорения
на иностранном языке ………………………………………………….3
Особенности обучения говорению на английском языке……………3
Основные виды визуально-вербальных опор и их применение
в обучении говорению………………………………………………….4
Диагностика уровня развития говорения учащихся и определение
эффективности применения визуально-вербальных опор……………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………….12
Расширение и качественные изменения характера международных связей российского государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребуемым в практической жизни и интеллектуальной деятельности человека. Иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса. Это повышает статус иностранного языка как образовательной области школьного образования.
Актуальность темы и проблемы говорения на иностранном языке
Одной из наиболее актуальных проблем в методике иностранных языков является коммуникативная компетенция и способы ее достижения, т.е. формирование у учащихся коммуникативных умений: говорения, понимания на слух, чтения и письма. Согласно определению американского ученого Д. Хаймза «коммуникативная компетенция – это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах». Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. В этой связи особую актуальность приобретает методика активизации познавательной деятельности с помощью стимулов и опор.
Вербальные и визуальные опоры – схемы, видеоматериал, картинки, рисунки, опорные диалоги, опоры-рифмовки явились объектом данной работы.
Цель данной работы – показать особенности применения визуально-вербальных опор при обучении говорению на английском языке.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
- выявление особенностей обучения говорению;
- рассмотрение основных видов визуально-вербальных опор;
- диагностика уровня развития говорения у учащихся;
- определение эффективности применения визуально-вербальных опор.
Особенности обучения говорению на английском языке
Говорение продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Одним из специфических признаков говорения является мотивированность. Человек, как правило, говорит потому, что у него для этого есть мотив. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному; потребность в совершении данного речевого поступка. Это можно назвать общей коммуникативной мотивацией, второй это ситуативная мотивация, уровень которой определяется тем, как мы создаем речевые ситуации. И здесь на
помощь приходят опоры, которые можно определить как стимул, побуждение к действию. Задача опор в сообщении определенной информации. В одних случаях опора развернута, в других сжата. Очевидно, что информация сама по себе является лишь импульсом к размышлению, а задача учителя – корректно управлять возникающей в связи с услышанным или увиденным массой ассоциаций.
Основные виды визуально-вербальных опор и их применение в обучении говорению
Визуально-вербальные опоры называются ориентирами речевой деятельности, которые ограничивают зоны поиска, способствуют развертыванию мысли в определенном направлении, сокращают меру неопределенности, а, следовательно, и ошибочность речи. Опоры можно классифицировать следующим образом:
по способу презентации материала:
вербальные – текст (визуальный), план (схематический, полный), слова как смысловые вехи, лозунг, поговорка;
изобразительные – разнообразные видеоматериалы, фотографии, рисунки, таблицы, схемы, символика, плакаты, карикатуры.
по способу управления речевой деятельностью:
содержательные опоры (отвечающие на вопрос Кто? Что? Где? Когда и.т.д.);
смысловые ( отвечающие на вопрос Зачем? Почему? С какой целью?).
Опоры всех указанных видов позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и план высказывания. Они способствуют логичному построению высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту. Один из главных принципов говорения – ситуативность. Все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. Если ученики получают задание: «Выскажитесь в ситуации «В кино», ученики не могут справиться с этим заданием и молчат. Если это ситуация не вызывает высказывание, значит, это не ситуация. Здесь я использую структурный скелет», в основе которого лежит логическая схема. Эта схема определяет последовательность предложений, не подсказывая их языковое оформление. Она прогнозирует содержание, план высказывания, лексическое наполнение.
Student A
Suggest going to the cinema |
Student B
Agree. Ask Student A what kind of films |
Love science fiction films |
Dont like science fiction Suggest seeing comedy |
Agree. Suggest going t o a club after the cinema |
Cant dance. Suggest going to the Italian restaurant next to the cinema for a meal |
Agree |
Еще один способ создания ситуаций с использованием вербального материала основан на подборе текстов, допускающих возможность активного оценочного отношения к излагаемым в них фактам, явлениям, событиям. Общение возникает в том случае, когда удается с опорой на содержание вызвать различное отношение к одним и тем же вещам. Этим приемом можно пользоваться не только на основе специально подобранных учебных текстов, но и при обсуждении любой темы, которая в данный момент становится актуальной. Исходя из круга интересов учащихся 8-х классов, была выбрана тема для обсуждения «Граффити: искусство или вандализм?» (на интерактивной доске демонстрируются слайды с рисунками в стиле граффити и различные точки зрения «за» и «против»). Поскольку противоположность оценок является решающим фактором в развитии дискуссии, нужно провоцировать ее тогда, когда у учеников обнаруживается единство взглядов. Этого можно добиться, заняв, например, противоположную позицию.
Интересным представляется и использование в качестве опоры коллажа. Коллаж способен привлечь внимание к объекту для рассмотрения названного объекта с различных сторон. По форме и содержанию коллаж – это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически фиксированное с помощью языковых экстралингвистических средств отображение некоторой части предметного содержания, объединенного ключевым ядерным понятием. Вокруг ключевого понятия группируется разноплановая, разноуровневая, сопроводительная информация, например, названия текстов, рисунки, слова, фразы, предложения, грамматические категории и.т.д. Коллаж с помощью закодированной в нем информации направлен на возникновение у учащихся всего комплекса ассоциаций, связанных с тем или иным ядерным понятием. Связь между ядром и другими компонентами обозначается стрелками, цветом, цифрами. Например, в начале изучения темы ‘What makes a personality?’ знакомлю учеников с коллажем. Для этого обсуждаем основные понятия темы, включенные во фрагменты коллажа и предварительно пытаемся ответить на основной вопрос темы:
Прием коллажирования позволяет соединить вербальную, графическую и изобразительную наглядность, развивает творческое мышление, не давая
готового содержания высказывания, но предлагая возможность планировать
содержание высказывания самостоятельно. За счет комбинирования различных цветов и насыщенности тона можно подчеркнуть значимость одних компонентов над другими и показать их тематические связи. Неожиданные сочетания коллажа вызывают различные ассоциации у каждого отдельного обучаемого, что способствует значительной доли самостоятельности и независимости суждений.
Кроме рисунков и текстов можно использовать план в виде вопросов, который служит опорой для процесса развертывания монологического высказывания. Например, рассказывая о себе, ученики опираются на следующие вопросы:
What’s your name?
Do you come from a large family?
Do you have any hobbies or interests?
What kind of job would you like to do in the future?
Do you have any other ambitions?
В качестве смысловых вех могут выступать и обычные слова, фразы. Например, в ситуации «В отеле», для построения диалогической речи между туристом и администратором отеля могут быть использованы следующие фразы:
* kind of room / single or double
* with / without breakfast
* price
* number of nights
* room number
Важным для построения и введения вербальных опор являются принципы доступности и наглядности. Внимание обучаемых должно быть сконцентрировано на наиболее значимых компонентах будущего монолога или диалога как содержательного, так и смыслового характера. Следует отметить, что увеличенный шрифт, курсив, цветовое выделение, подчеркивания являются средствами привлечения внимания к специфическим компонентам иноязычного материала. Вербальные опоры
помогают не только организовать «поле восприятия», но и предоставляют
свободу для собственной интерпретации ситуации в зависимости от общего уровня знаний и степени владения языком.
Использование видеоматериалов на уроках повышает эффективность обучения говорению на иностранном языке, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают обучение более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. Большую ценность представляют собой видеоматериалы страноведческого характера «Welcome to Britain», «Shine on real lives», «Pearson Longman-the
best videos» и т.д., так как дают учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Более того, использование видео способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности учащихся. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Последовательное применение видеоматериалов по схеме:
«использование видеоматериалов в качестве содержательной опоры - использование в качестве смысловой опоры –использование видеоматериалов в качестве стимула к речи – обеспечивает равномерное наращивание трудностей в процессе формирования иноязычных навыков и умений.
Обучение с опорой на видеоматериалы предполагает наличие пяти этапов работы:
подготовительного
рецептивного
аналитического
репродуктивного
продуктивного
Основная задача подготовительного этапа – снять трудности при восприятии видеоматериалов. На подготовительном этапе целесообразны следующие установки:
прочитайте и запомните словосочетания; заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания;
опишите в 3-4 предложениях ситуацию, изображенную на картинке, употребляя новые словосочетания;
придумайте продолжение ситуаций, начинающихся со следующих предложений, употребите в них данные в скобках словосочетания.
Рецептивный этап включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. Упражнения включают в себя ряд установок, организующих восприятие:
посмотрите и ответьте на следующие вопросы;
посмотрите и скажите, о чем повествует видеофрагмент;
посмотрите, согласитесь или не согласитесь со следующими высказываниями;
посмотрите и организуйте следующие предложения в порядке их следования в видеофрагменте;
посмотрите и соедините стрелками начало и конец предложений, чтобы получилось мини-повествование.
Далее следует аналитический этап работы, цель которого осознанное овладение структурой монолога и диалога. Здесь предполагается работа с
письменным текстом, который представляет собой транскрипт просмотренной видеоинформации. Комплекс упражнений предполагает аналитическую деятельность, осуществляемую на двух уровнях:
анализ структуры монолога или диалога;
анализ структурно-семантических компонентов, характерных для конкретного вида монолога (описания, повествования или рассуждения) и диалога (диалога-расспроса, диалога-поддержки мнения, диалога-убеждения).
В рамках репродуктивного этапа происходит тренировка учащихся на основе условно-речевых упражнений. Упражнения описываемого этапа могут иметь следующие установки:
* перескажите сюжет от лица…;
* воспроизведите диалоги из данного эпизода;
* озвучьте видеофрагмент;
* посмотрите и скажите, чем начинается эпизод, о чем повествует и чем
оканчивается;
Продуктивный этап работы является завершающей ступенью работы по формированию иноязычных навыков и умений. Целью данного этапа является обеспечение практики в общении. Для этого этапа характерны упражнения, предполагающие неподготовленную речь, которая осуществляется в индивидуальном, парном и групповом режимах. В данной ситуации видеоматериалы выступают как смысловая опора и стимул к говорению. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена комментированием событий, обсуждением проблем, драматизациями, дискуссиями. Упражнения этого этапа могут иметь следующие установки:
докажите, что главная героиня…; для этого опишите ее внешность, охарактеризуйте ее поведение;
напишите рецензию на просмотренный видеоклип;
посмотрите фрагмент из художественного фильма; считаете ли вы, что главная героиня была права в данной ситуации; что бы вы сделали на месте главной героини; предположите, что с главными героями произойдет дальше; посмотрите, сравните.
Наиболее эффективными на начальном этапе обучения являются видеомультипликации. Это приятно разнообразит занятия, а также позволяет развивать речевую активность учащихся, представляя информацию в интересной и наглядной форме. Видеозапись носит более жизненный характер – вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимику и жесты, место действия и т д. Даже невнимательный ученик становится внимательным. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность усвоения материала. Таким образом, использование видеофильмов на уроках способствует интенсификации учебного процесса, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, повышает мотивацию обучения, а также создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции школьников.
Диагностика уровня развития говорения обучающихся
При диагностике уровня развития говорения обучающихся определяется умение строить монологические высказывания и вести беседу (диалогическая речь) по заданной теме. Для этого обучающимся предлагаются визуально-вербальные опоры (н-р, вопросы для построения монологического высказывания и картинки с опорными словами для диалогической речи).
При оценке устной иноязычной речи учитываются следующие критерии:
- решение коммуникативной задачи (содержание)
- взаимодействие с собеседником
- лексическое оформление речи
- грамматическое оформление речи
- произношение
Решение коммуникативной задачи (содержание) оценивается по шкале 0-10 баллов, взаимодействие с собеседником 0-4 балла, лексическое оформление речи, грамматическое оформление речи и произношение 0-2 балла. Максимальный балл – 20.
В 2017-2018 учебном году диагностика уровня говорения обучающихся группы английского языка 5-го класса показала следующие результаты:
Из 14 учеников:
3 ученика - 13 баллов (65%)
4 - 10 баллов (50%)
4 - 9 баллов (45%)
2 - 8 баллов (40%)
1 - 5 баллов (25%)
Отсюда следует, что 21% учащихся справились с заданием.
В 2018-2019 учебном году диагностика уровня говорения учащихся 6-го класса выявила следующие результаты:
2 ученика – 16 баллов (80%)
3 - 14 баллов (70%)
3 - 12 баллов (60%)
5 - 9 баллов (45%)
1 - 8 баллов (40%)
57% учащихся справились с заданием.
В 2019-2020 учебном году результаты диагностики уровня говорения учеников 7-го класса были следующие:
4 ученика – 17 баллов (85%)
1 - 16 баллов (80%)
2 - 13 баллов (65%)
3 - 12 баллов (60%)
3 - 10 баллов (50%)
76% учащихся справились с заданием.
В 2020-2021 учебном году результаты диагностики уровня говорения учеников 8-го класса были следующие:
2 ученика – 18 баллов (90%)
3 – 16 баллов (80%)
3 – 14 баллов (70%)
3 – 13 баллов (65%)
2 – 10 баллов (50%)
Анализ полученных результатов показал, что метод обучения говорению при помощи визуально-вербальных опор эффективен и уровень говорения у учащихся к 2020-2021 учебному году значительно улучшился. Большее количество обучающихся (92%) смогли решить поставленную коммуникативную задачу, продемонстрировали умение вести беседу, речевую грамотность и беглость речи.
Заключение
Использование визуально-вербальных опор является необходимым средством при формировании речевого умения. Опоры помогают создавать речевые ситуации, являясь стимулом, побуждением к иноязычной речи. Визуально-вербальные опоры способны интенсифицировать процесс обучения иностранному языку, делая его интересным, увлекательным, эффективным. На завершающей стадии развития речевого умения нужно постепенно стремиться к снятию опор, что способствует повышению самостоятельности обучающихся в иноязычной речи.
Список использованной литературы
Колкова М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – СПб.: Каро, 2005.
Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе. Иностранные языки в школе, 1993, №2.
Ощепкова Т.В., Пролыгина М.М., Старкова Д.А. Tech-Pack collection of up-to-date classroom techniques. – М.: Дрофа, 2005.
Прокофьева В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению. Иностранные языки в школе.1990, №5.
Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. – М.: Просвещение, 1980.
Allan M. Teaching English with Video. – Pergamon Press, 1983.
Kenny N., Kelly A. Ready for PET. – Macmillan, 2010.
-12-