1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа). | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку, на столе у вас должны лежать на парте учебник, пенал и тетрадь. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Русский язык создавался очень много лет, На нём говорили не только мы с вами. Он обновлялся и стал современнее – Но засоряют его поколения. Самый великий язык и могучий, Надо учить его больше и лучше. Только тогда, после долгих стараний, Волшебная дверь открывается знаний. Как вы поняли смысл этого стихотворения? | Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Отвечают на вопрос. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Наглядный (демонстрация, показ). Практический (упражнение). | Проводит актуализацию знаний. - Посмотрите на слайд и найдите те буквы, с которыми мы уже знакомы. Игра «Найди букве место». К доске выйдут 9 человек, все получат карточки с буквами. На доске два дома – синий и красный. Задача учащихся прикрепить букву в дом нужного цвета. Перед нами два домика в них живут буквы. Помоги букве найти свой дом. -Давайте проверим, правильно ли вы отнесли буквы в домики. (слайд) Какие буквы живут в красном доме? Какие буквы живут в синем доме? В чём отличие гласных звуков от согласных? Назовите гласные звуки, которые указывает на мягкость/твёрдость предшествующего согласного. Какие звуки обозначают буквы синего домика? | - а, о, и, ы, у, к, т, л, р. Обучающиеся находят буквам их дом. Гласные. Согласные. -Во рту нет преграды, когда произносим. Ударный/ безударный, указывает на мягкость/твёрдость предшествующего согласного. -Гласные звуки, указывающие твёрдость предшествующего согласного: а, о, ы, у. Гласные звуки, указывающие мягкость предшествующего согласного: и. -Согласный, твёрдый/мягкий, глухой/звонкий. | | К: владеть диалогической речью. П: проводить классификацию. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причин затруднения. | Словесный (беседа). Наглядный (иллюстрации). | Организует работу со словами для выявления места и причины затруднения. На слайде картинки: вода, вишня, вагон, винт. -Посмотрите на слайд, назовите изображённые предметы. Подумайте, что общего в словах, а чем они различаются. - Распределите слова на две группы. По какому признаку можно их разделить? А какой буквой обозначаются эти звуки? - Попробуйте сформулировать тему урока. Организует постановку цели урока. - Тогда какая же цель нашего урока? | Работают со словами для выявления проблемного места. - вода, вишня, вагон, винт. -В первую группу можно отнести слова «вода» и «вагон», потому что они начинаются со звука [в]. Во вторую группу можно отнести слова «вишня» и «винт», потому что начинаются со звука [в']. -Буквой «В». -Тема сегодняшнего урока – «Звуки [в], [в']. Буква В в». Называют цель урока. - Познакомиться со звуками [в], [в'] и буквой, которая их обозначает. | Учащиеся научатся выделять звуки [в], [в`] в словах. | К: владеть диалогической речью. П: проводить классификацию. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта. | Практический (упражнение). Словесный (беседа). Наглядный (показ). | Организует работу с учебником. - Откройте азбуку на странице 68. - Посмотрите внимательно на сюжетную картинку. Как называется изображённая игра? Кто играет в футбол? - Найдите на картинке предметы, названия которых начинаются со звука [в]. Составьте предложение по картинке, используя слова, в которых есть звуки, которые мы изучаем. -Обратите внимание на схемы в синих рамках на странице 69. -Скажите, звук [в] согласный или гласный? Почему? - Скажите, этот звук твёрдый или мягкий? -Давайте проверим. Сбоку в рамочке вы видите слоги, давайте вместе их прочитаем: «ва ви ву вы во» - Так мягкий или твёрдый? -Перед вами два слова. Какие? (слайд) - Звук [в] в слове «ваза» твёрдый или мягкий? - Давайте произнесём вместе и послушаем. - Вернёмся к вопросу, твёрдый или мягкий звук [в] в слове «ваза»? Какой звук помогает нам понять, что он твёрдый? -Составьте звукослоговую схему данного слова. - А первый звук в слове «вилка» твёрдый или мягкий? - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Так какой же звук? -Что произошло? Почему звук стал мягким? -Составьте слогозвуковую схему данного слова. Проверим свои схемы по слайду (слайд). Посмотрите теперь на предметную картинку и схемы на стр. 69 справа. -Сравните картинку и схемы. Какие слова зашифрованы в схемах? -Чем отличается изучаемый звук в словах, представленных в схемах? В какой позиции находится этот звук в данных схемах? -Дайте характеристику звукам [в], [в`] в этих словах. Физминтука. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. - А теперь давайте с вами прочитаем текст. Под картинкой на с. 68. Сначала я почитаю, потом вы. -Что мы с вами прочитали? Найдите в пословицах слова, в которых есть изучаемая буква. В каком слове выделенный звук мягкий? Сколько слогов в словах «человек», «воробей», «вылетит»? Давайте прочитаем хором по слогам эти слова. Прочитаем пословицы по цепочке. Назовите теперь слова, в которых звук твёрдый. | -Футбол. -Звери, животные. -Ворота, вратарь, волк. Вратарь ловит мяч у ворот. -Согласный, потому что он не поётся как гласный звук. Высказывают своё предположение. Произносят хором слоги. В слогах «ва во ву вы» - твёрдый, а в слоге «ви» - мягкий. - Ваза, вилка. Прозносят хором слово и определяют на слух твёрдость\мягкость. -Твёрдый. Помогает определить твёрдость звук «а». Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. Произносят хором слово и определяют на слух твёрдость\мягкость. -Мягкий. -Его смягчила гласная «и». Она обозначает мягкость предшествующего согласного. Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. В слове «вратарь» - он твердый [в], а слове «лови» - мягкий [в`]. Изучаемый звук в слове «вратарь» находится в начале слова, а в слове «лови» в конце слова. [в] – согласный, шумный, звонкий (парный), твердый (парный); [в`] – согласный, шумный, звонкий (парный), мягкий (парный). Выполняют физминутку. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Пословицы. Всякий, человек, в, слово, воробей, вылетит. Человек. Три слога. Че-ло-век, во-ро-бей, вы-ле-тит. Читают вслух 2 обучающихся по 1 пословице, а остальные читают про себя. В, воробей, вылетит. | Учащиеся научатся выделять звуки [в], [в`] в словах. Учащиеся получат представление о звуках [в], [в`] и букве В в. Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К: владеть диалогической речью. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. П: проводить сравнение. К: слушать и понимать речь других, владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. | Словесный (беседа). Практический (упражнение). | - Переверните страницу азбуки (стр. 69). Перед вами столбики слов. Что нужно сделать, как вы думаете? -Давайте прочитаем по слогам данные слова хором. - Сколько слогов в словах первого и третьего столбика? -Найдите слово, состоящее из одного слога. Давайте определим, в какой позиции находятся изучаемые нами звуки в словах. Найдите слова, в которых изучаемый звук находится в начале/середине/конце слова. Организует гимнастику для глаз. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву О, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо-влево повернем Заниматься вновь пойдем. - А теперь давайте с вами прочитаем текст ниже. Слушайте внимательно. О чём или о ком этот текст? Как мы можем озаглавить этот текст? Теперь прочитаем текст по цепочке. Встретились ли вам слова из столбиков? Давайте составим схему слова «вратари» при помощи ваших карточек, каждый на парте. 1 ученик пойдет к доске, составит при помощи магнитов. | - Прочитать и определить, сколько слогов в словах. Читают данные слова по слогам. - Два слога, так как присутствуют две гласные. Вот. В начале слова: Вова, вот. В середине: твои, ловит. В конце: Слава, Вова, лови. Выполняют гимнастику для глаз. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Читают вслух 6 обучающихся по 1 предложению, а остальные читают про себя. Да. Составляют схему. Забор, дверь. | Учащиеся научатся выделять звуки [в], [в`] в слогах. | К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7. Самостоятельная работа. | Практический (составление схемы). | -Посмотрите на слайд. Сейчас вам необходимо составить, к слову, слогозвуковую схему самостоятельно. (в тетрадях для печатания) У каждого варианта своё слово. 1 вариант: верёвка. 2 вариант: ветерок. -Проверьте правильность выполнения по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельно. Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде. | | П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа). | Организует повторение изученного. - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. -С какими звуками мы сегодня познакомились? -Дайте характеристику этим звукам. Игра "Хлопни-топни" -Встаньте со своих мест. Хлопни в ладоши, если услышишь мягкий звук [в], потопай ногами, если услышишь твёрдый звук[в]. Ветер, вьюга, вилка, вагон, воздух, вишня, велосипед, вперед, верблюд, варенье. | Обобщают изученное. -Мы сегодня познакомились со звуками [в], [в'] [в'] – согласный, шумный, звонкий (парный), мягкий (парный). [в] - согласный, шумный, звонкий (парный), твёрдый (парный). Хлопают, когда слышат мягкий звук. Топают, когда слышат твёрдый звук. | Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической речью. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа). | Организует рефлексию учебной деятельности. лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке, подарив им эмоцию. Если считаете, что вы хорошо работали на уроке и поняли тему, то нарисуйте улыбочку, если считаете, что у вас были некоторые затруднения и вы что-то не поняли, то – нейтральный смайлик, а если считаете, что вы работали плохо и совсем не поняли тему, то грустный смайлик. - Покажите свои смайлики мне. - Скажите, те, кто нарисовал нейтральный и грустный смайлики, какие у вас были сложности сегодня на уроке? -Спасибо, урок окончен. | Оценивают свою деятельность на уроке. | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |