СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте Звук Г Буква г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте Звук Г Буква г»











по обучению грамоте в 1 б классе на тему:

«Звуки [г] и [г’]. Буква Гг».















Тема: «Звуки [г] и [г’]. Буква Гг».

Цель: 1) формировать у первоклассников понятие о звуках [г] и [г’] и букве «Гг», научить их правильно произносить звуки [г] и [г’] и печатать большую и маленькую букву «Гг»;

2) развивать у учащихся память, речь, навыки чтения, активизировать и пополнять словарный запас;

3) воспитывать у младших школьников культуру умственного труда и аккуратность в работе.

Оборудование: презентация. кроссворд, плакат, волшебный поезд, картинки, печатная буква «Г».

Тип урока: урок новых знаний.

Методы урока: словесный, наглядный, игровой, взаимоконтроль.

План урока:

Активизация знаний учащихся:

а) Организация класса на урок.

б) Психологический настрой.

в) Мозговая атака.

2. Формирование новых знаний:

а) Знакомство с новым материалом.

б) Физкультминутка.

в) Закрепление.

3. Рефлексия.

Ход урока:

  1. ОРГМОМЕНТ.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка ,дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сели,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.


Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте расскажем о себе.

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Наш девиз «Не говори, не умею, а говори, научусь»


-

- Ребята, зажмурили крепко глазки, представили , что мы с вами высоко взлетаем.

-А, чтобы приземлиться, вы должны быстро 3раза произнести звук «И».

-Мы создали колебания в голове ,прочистили каналы( звук «И» создаёт колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши)

- А что такое звук?

- И мы начинаем МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

-Что вы знаете ещё про звук «И»?

- Почему он гласный?

- Давайте вспомним и пропоём изученные гласные звуки.( а,о,у, ы,и,)

- Сколько изучили гласных звуков?

- Сколько изучили букв?(7)

- Какие звуки называются согласными?

- Все звуки на письме обозначаются чем?

- Что такое буква.

2 . ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Тема и цель ( обращение к ученикам).

- Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города «Алфавитинска». Слайд 2

Откроем тайну новой буквы. Будем учиться читать с ней слова. Узнаем много интересного о грибах. А для этого мы совершим путешествие.

- Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.

«Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок» (паровозик) Слайд 3

(краткий звуковой анализ слова паровозик)

Итак , в путь!

ФИЗМИНУТКА ( музыкальная) про лес

- И нас паровозик привёз в лес. ( слайд лес)

- Какие правила поведения вы знаете в лесу?

(подробный звуковой анализ слова лес)

- Вот мы и в лесу. Нас встречает его хозяин – лесовичок.  Слайд

Он просит отгадать его загадки, а если отгадаете , то узнаете тему урока

.

3.ОТКРЫТИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Отгадайте загадку:

«Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы».
Что это? (гриб)  Слайд 8

- Произнесем слово «гриб».

Какой звук слышим в начале слова? [г]

Это гласный или согласный звук? Почему?

Этот согласный звук твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

- Недалеко от гриба находится пень.  Слайд 9

Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву. Посчитайте кольца.

- Ребята, а на что похожи годовые кольца? (на круги)

Проговорим по слогам слово «круги». Первый слог - «кру», второй – «ги»

Какой первый звук в слоге «ги»? [г’]

Что можете про него сказать? (согласный, звонкий, мягкий)

-Кто самостоятельно сформулирует тему и цели нашего урока?

- Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г» ( слайд)

- Чему мы будем учиться на уроке?

(Сегодня мы познакомимся со звуками [ г], [ г’], новой буквой, которая их обозначает, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.)

- Для чего нам нужно изучить новую букву?

- В какой последовательности мы будем изучать новую букву?

(звук – буква – слог - слово) Слайд 7



РАБОТА В ГРУППЕ( ПРИДУМАТЬ СЛОВА СО ЗВУКАМИ»? [г’] звук [г]

Твёрдый согласный звук [г] и мягкий согласный звук [г’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «гэ». (Показ буквы).

-Давайте найдём нашу букву в алфавите .

- Пофантазируйте, на что похожа буква «Г»?

-Лесовичок познакомил вас с буквой Г.

Вот перед нами буква Г.

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге.

Горбит спину буква Г.

Буква г похожа на кочергу. ( учитель показывает кочергу, рассказывает, что кочергой пользовались, когда топили печку, чтобы разгребать угли)



ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА ( работа в паре – один зелёного цвета, другой- синего цвета)

Печатание буквы в альбоме.( Г, г)

(определение места буквы Г на ленте букв)

Лесовичок умеет не только трудится, но и отдыхать заботясь о своём здоровье.

-Давайте и мы отдохнём.

Физкультминутка.( музыкальная)

-Лесовичок предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами.

Г протянула руку букве А. Получилось ГА.

А потом и букве О, получилось ГО.

И конечно букве У, получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ.

И с буквой Е, получилось ГЕ.

Буквы подружились и получились слоги.

Чтение слогов (слайд)

Печатание слогов.



4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .

А теперь давайте откроем книгу и покажем лесовичку, как мы умеем читать слова.

Чтение слов с новой буквой в азбуке стр 119

- Почему Галя и Гена напечатаны с большой буквы?

Читаете вы, хорошо говорит лесовичок, а вот собирали ли вы грибы этой осенью?

-Какие бывают грибы?( съедобные и несъедобные)

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-А как правильно их собирать?( низко наклониться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом , чтобы не повредить грибницу)

.-Давайте все вместе покажем лесовичку как собирать грибы.

Физкультминутка.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

-Какие же грибы оказались в нашем лукошке.?

- А какие же грибы набрали наши герои вы сейчас узнаете.

Чтение текста учителем.

-Словарная работа ( Что обозначает слово «поганки»)

-А теперь лесовичок послушает, как читаете вы.

Чтение текста «цепочкой»

  • Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.

  • - Как зовут девочку? Как зовут мальчика? Что они делали в лесу? Какие грибы они собирали? Слайд 12

  • Как вы думаете, что сделает с грибами Галя?

  • - Боровик - белый гриб. Он так назван потому, что не темнеет ни при варке, ни при сушке. Слайд 13

  • - Как называются грибы у Гены? (поганки)

  • А что бы вы посоветовали Гене? ( лучше знать грибы)

  • - Мухомор - опасный несъедобный гриб, его не любят многие насекомые, в том числе и мухи (мух морит- губит, отравляет). Слайд 14

  • - Что значит съедобный? Несъедобный гриб?

- А сейчас попробуйте объяснить название некоторых грибов.

  1. Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик.)  Слайд 15

- Почему так называется гриб?

  1. Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовики) Слайд 16

- Почему так называется гриб?

  1. Растут в лесу сестрички, рыжие … (лисички). 

- По цвету похожи на кого? Слайд 17

- Несъедобные грибы нельзя есть. Ими можно отравиться. У людей иногда происходит отравление даже съедобными грибами. Особенно опасно есть грибы детям.

- А можно ли уничтожать ядовитые грибы? Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются лекарством. Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.



5.РЕФЛЕКСИЯ

Наше путешествие подошло к концу. Настало время прощаться.

-С какой буквой познакомил вас лесовичок? Какие звуки обозначаются этой буквой?

- Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

-Чья работа из ваших одноклассников вам понравилась больше всего?

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

Красный квадратик – я могу читать слова с новой буквой, жёлтый – я могу, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

 -Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке. Мне лесовичок прошептал, что вы ему тоже очень понравились и на прощание лесовичок дарит каждому грибочек, который вы раскрасите дома.

-А теперь прочитайте, что же вас ждёт сейчас, только ветер унес некоторые буквы.

П . Р . М . НА Слайд 21