СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение целеполаганию как общение и взаимодействие

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение целеполаганию раскрывается как общение и взаимодействие.

Просмотр содержимого документа
«Обучение целеполаганию как общение и взаимодействие»

УДК 378.1

ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ КАК ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Ю.А. Егорова,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Чистополь, Россия


Целеполагание – интеллектуально-творческая деятельность по определению и формулированию целей. Актуальность обучения учащихся (студентов и пр.) целеполаганию определила необходимость уточнения сути обучения как вида педагогической деятельности.

Обучение – многозначный феномен. Ученые считают, что обучение – это и труд, и вид познания, и общение, и взаимодействие, и целенаправленное воздействие преподавателя на учащихся, и передача социального опыта [11, с. 79]. Двусторонний характер процесса обучения проявляется во взаимосвязи деятельности преподавателя и учащихся (табл.1) [11, с. 20].

Таблица 1

Взаимосвязанные деятельности преподавателя и учащихся


Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Стимулирование эмоционального отношения учащихся к организуемой деятельности и их ориентации на успех

Осмысление социальной, практической и личностной значимости содержания взаимодействия

Определение целей и задач образовательного процесса, организация деятельности учащихся по определению целей

Осознание целей и задач деятельности

Стимулирование потребностей учащихся и мотивов деятельности

Развитие и углубление потребностей и мотивов деятельности

Определение содержания деятельности учащихся

Определение содержания своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и другими учащимися

Организация деятельности учащихся по достижению целей (совместно с учащимися)

Проявление личностно-смыслового отношения к деятельности и волевых усилий в процессе деятельности

Контроль, регулирование и коррекция образовательного процесса

Самоконтроль и самокоррекция деятельности

Рефлексия результатов деятельности учащихся и своей педагогической деятельности

Рефлексия результатов деятельности, самого образовательного процесса и себя в нем


Раскроем суть обучения как общения и взаимодействия.

Обучение как особым образом организованное общение. Общение - речевое взаимодействие между людьми, в процессе которого и посредством которого осуществляется обмен информацией, установление или формирование отношений и управление деятельностью [2, с. 27; 11, с. 80].

Обучение есть общение между педагогом и учащимися.

Концепция «обучение-общение» соответствует последовательно диалектическому пониманию процесса обучения. Обучение – это общение или особый вид общения между людьми, отличительная особенность которого состоит в том, что кто-то из его участников обладает определенными знаниями и опытом, кто-то их еще не имеет, но в процессе общения их приобретает, усваивает. Поэтому обучение – это особым образом организованное общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает.

Обучение – это общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение конкретной деятельности или ее компонентов, всех видов человеческой деятельности.

Общение между обучающими и обучаемыми организуется для усвоения содержания обучения, определенного программами и представленного в учебниках и учебных пособиях [2, с. 28; 11, с. 81].

Обучение как взаимодействие. Взаимодействиефилософская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного внешнего или внутреннего отношения, связи [8, с. 58]; всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении [9, с. 56].

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что влияет на развитие этих сторон и их связей. Если в процессе взаимодействия обнаруживается противоречие, то оно выступает источником саморазвития субъектов, их связей и отношений. Взаимодействие сопровождается обменом действиями и информацией. Различают непосредственное и опосредованное взаимодействие. Непосредственное взаимодействие имеет предельную скорость и ограничено определенным пространством. Для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временных ограничений не существует. Опираясь на функциональную специфику взаимодействия, можно выделить когнитивные, коммуникационные, координационные и управленческие виды взаимодействия [7, с. 252-253].

Педагогическое взаимодействие – это:

- личностный контакт воспитателя и воспитанника (или воспитанников), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [3, с. 23];

- детерминированная образовательной ситуацией особая связь субъектов и объектов образования, основанная на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящая к количественным и/или качественным изменениям в организации педагогического процесса [4, с. 189].

Основополагающим является определение обучения как взаимодейтвия, данное И.Я. Лернером: «Обучение – акт взаимодействия преподавателя и учащегося с целью усвоения последним некоторого отрезка содержания социального опыта» [5, с. 8]. Главными элементами обучения являются деятельность обучающего, деятельность обучаемого(-ых) и содержание образования. Взаимодействие между ними и составляет обучение. Содержание образование (или его часть) выступает как средство данного взаимодействия, а не его цель. В качестве цели педагогической деятельности в этом случае выступает содействие развитию потенциала учащегося, раскрытию заложенных в нем возможностей [11, с. 82-83].

Обучение – целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества [10, с. 27].

Образовательный процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач. Взаимодействие характеризуется содержанием, действиями преподавателя в структуре деятельности преподавания, действиями учащегося в структуре учебной деятельности. Действия преподавателя и действия учащегося должны быть определены механизмом усвоения знаний, а также механизмом эмоционального (личностного) отношения к содержанию, процессу и результату деятельности. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий преподавателя и учащегося выражаются в формах организации взаимодействия [11, с. 17-18].

В педагогическом взаимодействии реализуются цель, содержание, формы, методы и средства педагогического процесса [3, с. 62].

Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого представлены в табл.2 [1, с. 150].

Таблица 2

Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого


Содержание функций

1

Конструктивная: педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету

2

Организационная: организация совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности

3

Коммуникативно-стимулирующая: сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность учащихся о том, что они должны знать, понять на занятии, чему научиться

4

Информационно-обучающая: показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации учащегося в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу обучаемых

5

Эмоционально-корригирующая: реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности, доверительного общения между обучающим и обучаемым

6

Контрольно-оценочная: организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой


Теоретической основой педагогического взаимодействия является гуманистическая педагогика. Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры [3, с. 23].

В контексте теории педагогического взаимодействия план урока необходимо представлять в следующей форме (табл.3).

Таблица 3

План учебного занятия в контексте теории педагогического взаимодействия


Стадии урока

Цели стадии


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся






В плане должна быть отражена система действий учителя и учащихся.

Во взаимодействии проявляются особенности образовательного процесса. Характерные признаки взаимодействия в личностно-отчужденном и личностно-ориентированном образовательном процессе представлены в табл.4 [11, с. 20].

Таблица 4

Характерные признаки взаимодействия в личностно-отчужденном

и личностно-ориентированном образовательном процессе (ОП)


Личностно-отчужденный ОП

Личностно-ориентированный ОП

1

Повторяемость и статичность по взаимодействии «преподаватель – учащиеся»

Динамическое развитие во взаимодействии «преподаватель – учащиеся»

2

Прямое пооперационное управление действиями учащихся

Общее направление, руководство, рефлексивное управление как управление самоуправляемой деятельностью учащихся

3

Преобладание внешней стимуляции, внешней обратной связи, репродуктивной рефлексии

Внутренняя стимуляция, преобладание продуктивной рефлексии

4

Показатель эффективности – полнота и точность воспроизведения параметров, заданных преподавателем

Показатель эффективности – рост самостоятельности учащихся


Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе в контексте проектного обучения представлено в табл.5 [11, с. 329-330].

Таблица 5

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия 1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видео-фильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

Стадия 2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Стадия 3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Стадия 4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

Стадия 5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия


Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе в контексте реализации технологии педагогических Мастерских, включающей семь технологических этапов, представлено в табл.6 [11, с. 325-326].

Таблица 6

Системы действий преподавателя и учащихся в контексте реализации

технологии педагогических Мастерских


Действия учителя

Действия учащихся

Этап 1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств учащегося, создание личного отношения к предмету обсуждения

Нарисуйте познавательный объект. Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

Рисуют в тетрадях познавательный объект. Составляют вопрос

Этап 2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта

Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

Этап 3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов

Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием»

Работают в парах по заданию учителя. Выполняют дополнительные задания

Этап 4. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами». Предлагает учащимся дополнительные задания

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. Выполняют дополнительные задания

Этап 5. «Афиширование» - вывешивание «произведений – работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе и ознакомление с ними

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий

Представляют результаты работы групп. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

Этап 6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания

Этап 7. «Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию


Свои особенности присущи и педагогическому взаимодействию в рамках технологии образовательной ситуации.

Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников.

Ее целью является рождение учениками образовательного продукта.

Технология образовательной ситуации включает восемь этапов: 1) образовательная напряженность; 2) уточнение образовательного объекта; 3) конкретизация задания; 4) решение ситуации; 5) демонстрация образовательной продукции; 6) систематизация полученной продукции; 7) работа с культурно-историческими аналогами; 8) рефлексия [10, с. 397].

Содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе образовательной ситуации представлено в табл.7.

Таблица 7

Содержание деятельности учителя и учеников в контексте образовательной ситуации


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 1. Образовательная напряженность

Фиксация или создание образовательной напряженности. Формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения

Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы

Этап 2. Уточнение образовательного объекта

Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды

Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что для меня данный объект?)

Этап 3. Конкретизация задания

Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником

(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?)

Этап 4. Решение ситуации

Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида

Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников

Этап 5. Демонстрация образовательной продукции

Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников

Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых

Этап 6. Систематизация полученной продукции

Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов

Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чем мой результат, каковы его роль и место в общих результатах?)

Этап 7. Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя

Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне

Этап 8. Рефлексия

Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации

Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)


Во взаимодействии преподаватель может занимать следующие позиции: сверху, рядом, вместе, один из всех, впереди [11, с. 352].

К необходимым преподавателю умениям организации межличностного взаимодействия можно отнести умения: 1) организовывать совместную деятельность; 2) управлять групповой динамикой; 3) занимать адекватную ролевую позицию; 4) оказывать психологическую помощь; 5) конструктивно разрешать конфликты; 6) занимать позицию конструктивной конфронтации [1, с. 173].

В обучении как процессе взаимодействия присутствует не только учебно-педагогическое взаимодействие учащегося и преподавателя, но также и взаимодействие учащихся между собой [11, с. 17].

Эффективное развитие ребенка невозможно как без и вне реального и идеального взаимодействия (сотрудничества) с другими людьми (взрослыми, сверстниками), так и без диалога с самим собой, без возможности быть активным. Логика развития ведет ребенка от внешнего сотрудничества со взрослым, подражания взрослому через диалог, содействие с ним к действию во внутреннем плане, саморегуляции, самодетерминации, осмыслению личностно значимой концепции жизни, ее принципов и целей [6, с. 87].

Преподаватель должен уметь организовывать сотрудничество.

Теоретическая, личностная и деятельностная подготовка в сфере педагогики взаимодействий является основой готовности педагога к организации продуктивной работы в группе.

Обучение целеполаганию, построенное на основе положений педагогики взаимодействий, будет более эффективным и качественным.


Список литературы


1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.

2. Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе: В 2 ч. – Новокузнецк, 1996.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 248 с.

4. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

5. Лернер И.Я. Закономерности процесса обучения. – М., 1980.

6. Максаков А.Д., Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 293 с.

7. Педагогика и психология: теория и технологии: курс лекций: В 2 ч. Ч. ΙΙ: / под ред. Л.И. Гриценко. – М.: Планета, 2012. – 300 с.

8. Словарь общественных наук / Авторы - сост.: Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый, В.Д. Лихвар. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 475 с.

9. Философский словарь / авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 562 с.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

11. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.