СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Задание 15.3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для написания сочинения-рассуждения. ОГЭ. 15.3

 

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Задание 15.3»

Критерии оценивания задания 15.3

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по критериям, представленным в таблице № 2. Таблица №2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1






Толкование значения слова


Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его   

2

Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2


Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения   


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность работы   



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4  

9

Обращаем внимание учеников на то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Речевое оформление сочинения – рассуждения 15.3

Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса. 
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны сформулировать своё понимание смысла указанного слова и прокомментировать его.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 2-3-х предложений. 

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Какие слова предлагают объяснить?

Обратите внимание!

Слово, предложенное для объяснения, тесно связано с темой и идеей текста.

Потому при указании лексического значения слова и в его комментарии ориентируйтесь на предложенный текст.

Варианты вступлений.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Что такое ………..? На мой взгляд, это……..…

  • По моему мнению, ……………… – это……….

  • Смысл данного слова я понимаю так: …………

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

-  пересказа текста

- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли, вы должны доказать справедливость, выраженной в тезисе мысли.

Во-первых, помните о требованиях к аргументам-примерам:
• примеров должно быть не менее 2; 
• один аргумент-пример должны быть 
из указанного текста;
• второй аргумент-пример должен быть основан на личной жизни (пример из личной жизни, из рассказов других, из передач телевидения, из книг, из фильмов);
• каждый пример должен соответствовать заявленному тезису.

О чем писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итогобобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. 

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию

  • логически связан с предыдущим изложением 

  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: таким образом, итак, следовательно, значит, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д. 

Формулировка задания 15.3

Напишите сочинение-рассуждение.

Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Счастье – это…», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта или опыта ваших близких, друзей, из книг и т.д.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





 Текст. 

(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)  Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….               

    (6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что бы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушенный свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

- (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

-(14) Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. 

- (16) Что ты, милая! (17) о чем ты, Надежда?... (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

  (19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали,  и повторяли мне вслед:

- (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24) На душе потеплело.

(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!                                     

                                                                                                                                                 Ю. Бондарев.







Структура написания сочинения 15.3

Как Вы понимаете значение слова «Счастье»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Счастье – это…», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Вступление. Толкование смысла слова

Что такое счастье? Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Попробую доказать справедливость данного суждения.

Основная часть. Наличие примеров - аргументов

1 пример из текста:

В тексте Ю. Бондарева счастье  одного из героев  заключается в том, что «все живы, нет войны», все в сборе в родительском доме. Наверное, это самое точное определение, которое можно дать слову «счастье». В этом я полностью согласен с автором.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

2 пример из жизненного опыта:

Приведу пример из жизни моей мамы. Её работа заключается в том, чтобы найти для детей-сирот новый дом. И было бы хорошо, если бы это был не детский дом, а новая полноценная семья.

Заключение

Таким образом, я точно уверен в том, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Но вряд ли  оно возможно, если у тебя нет семьи. Ведь семья – это самое важное, что может быть у человека, семья – это и есть счастье.

Образец готового сочинения – рассуждения 15.3

Что такое счастье? Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Попробую доказать справедливость данного суждения. 

В тексте Ю. Бондарева счастье  одного из героев  заключается в том, что «все живы, нет войны», все в сборе в родительском доме. Наверное, это самое точное определение, которое можно дать слову «счастье». В этом я полностью согласен с автором. Приведу пример из жизни моей мамы. Её работа заключается в том, чтобы найти для детей-сирот новый дом. И было бы хорошо, если бы это был не детский дом, а новая полноценная семья.

Таким образом, я точно уверен в том, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Но вряд ли  оно возможно, если у тебя нет семьи. Ведь семья – это самое важное, что может быть у человека, семья – это и есть счастье.

(125 слов)

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 3). Таблица 3

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы


ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2


Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4

10

Помните, что при оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 3 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.

(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.

(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. (26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...

(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

(30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне..

(По В. Крапивину)*

Сочинение – рассуждение 15.3

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта.

Толкование смысла слова






Наличие примеров - аргументов

1 пример из текста:



-----------------------------------------------------------------------------------------------

2 пример из жизненного опыта:





Заключение






Оценочная деятельность

С3К1

С3К2

С3К3

С3К4

Подпись

Самооценка






Оценка учителя






Эталон

2балла

3балла

2балла

2балла