СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Охрана вод от загрязнения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида. На уроке используется презентация, предоставленная учителям в рамках проведения всероссийского экоурока "Вода России", 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«"Охрана вод от загрязнения"»

Конспект урока

Охрана вод от загрязнения.

Актуальность урока

Запасы пресной воды на Земле строго ограничены, а население и его
нужды неуклонно растут. За последние 100 лет население планеты
выросло в 3 раза, а потребление пресной воды – в 7 раз, в том числе
на коммунально-питьевые нужды – в 13 раз. Ряд регионов уже столкнулся
с проблемой нехватки пресной воды, а многие эксперты считают её наиболее острой глобальной проблемой грядущих десятилетий. Настало время
учиться использовать водные ресурсы рационально, бережно и устойчиво.
Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по запасам водных ресурсов. В нашей стране более 2,5 млн рек с общим объёмом ежегодного речного стока 4270 км3, в том числе более 3000 средних по протяжённости (200–500 км) и больших (более 500 км). В России более 2 млн
озёр, в том числе уникальное озеро Байкал, заключающее в себе почти
20% всей пресной воды на планете. Таким образом, пресной воды в России много, но запасы её распределены крайне неравномерно.
Но главное, использование водных ресурсов в России до сих пор нельзя
назвать эффективным и рациональным. В промышленности, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве существуют
огромные проблемы водопользования. В бассейнах Волги, Дона, Кубани,
Урала, Иртыша и других важнейших рек сформировалась напряжённая
водохозяйственная обстановка. А проблема низкого качества воды актуальна для большинства крупных городов.
В сложившейся ситуации особую важность имеет формирование экологической культуры населения России. Эта приоритетная задача находится
в зоне постоянного внимания руководства страны. «Экологическая тема
должна стать модной и престижной… Сделать это можно только путём
экологического воспитания, образования»,– считает премьер-министр
Д.А. Медведев. Президент РФ В.В. Путин объявил 2013 год Годом охраны
окружающей среды в России. Документ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»
уделяет особое внимание механизмам формирования экологической
культуры, развития экологического образования и воспитания.
Урок «Вода России» – это существенный вклад в воспитание ответственного отношения к воде среди молодёжи. Он решает одну из самых актуальных задач современного образования – экологическое просвещение школьников с акцентом на повседневные практики водосбережения.


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить знания учащихся о значении воды в жизни человека,

  2. сформировать у школьников ответственное отношение
    к водным ресурсам России

  3. научить их беречь воду в повседневной жизни.

  4. Развивать речь, логическое мышление, умения сравнивать и делать выводы.

  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока

• донести до учащихся значимость водных ресурсов для экономики,
социума и экосистемы нашей планеты;
• доступно, на наглядных примерах показать актуальные проблемы
использования водных ресурсов;
• прояснить роль государства в защите водных ресурсов России;
• обучить простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня
в день, дома, в школе и на природе;
• мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в водоохранных мероприятиях.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобусы, физическая карта, ИД, тестовые задания, видеофильм "Охрана воды", ролики.

ХОД УРОКА:

1. Постановка учебных задач урока

- Звучит песня «Синяя вода» и ролик

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке сегодня?

-Но разве это новая для нас тема?

2. Актуализация опорных знаний

1. (слайд 2) Знакомьтесь, это Капа. Вместе с ней мы отправимся в путешествие по миру воды, узнаем удивительные факты и поймём, что вода – это огромное чудо, которое
нужно беречь и защищать.


Много ли воды на Земле? (слайд 2)

Много ли воды на Земле?
Если взглянуть на глобус, то кажется, что много. Но давайте разберемся!
Более 80% поверхности нашей Земли покрыто водой. Но целых 97% всей
этой воды – это солёная вода, непригодная для питья и других нужд человека.
Пресная вода составляет лишь 3% от всей воды на планете. При этом,
2/3 всей пресной воды закованы в ледники. Эту воду мы тоже не можем
использовать.
Что же получается? Только 1% воды на нашей планете пригоден для нужд
наших городов, деревень, сельского хозяйства, заводов и фабрик!


-Может ли человек жить без воды? (слайд 3)

без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды 2-3 суток. Вода входит в состав живых организмов. Ее содержание колеблется в широких пределах: около 10% в эмали зубов, в среднем 80% массы тела. Если человек взрослый весит 70 кг, то 50 кг из них – это вода;
Все живые существа – растения и животные – регулярно нуждаются в воде.
Мы с вами состоим из воды почти на 70%. Мы можем жить без воды всего
от 2 до 10 дней!
Многие животные и рыбы состоят из воды на 75%. Огурцы – на 95%,
яблоки – на 85%.
А медузы – почти полностью, на целых 99%!


Вывод: Она жизненно необходима и является помощником человека.

-Что же такое вода в нашей жизни? Сколько стоит это сокровище?

Что же такое вода в нашей повседневной жизни, сколько «стоит» это сокровище?
Давайте попробуем догадаться, а Капа нам в этом поможет!
Учитель задает вопросы, дети отвечают, затем всплывают правильные
ответы:
Как вы думаете, сколько литров воды уходит на производство одного
листа бумаги?
Сколько воды нужно, чтобы вырастить 1 кг риса?
А чтобы произвести одну пару джинсов?
А можете ли вы представить, сколько воды уходит на производство 1 кг
говядины?
Также даётся информация, без необходимости догадываться:
Знаете ли Вы?
На получение 1 тонны стали уходит 280 тонн воды.
А чтобы произвести 1 гамбургер, нужно 2,5 тонны воды.
(просмотр презентации слайд 4)

2.- Что мы ещё знаем о воде?

Какие виды водоёмов вы знаете?

3.Работа с картой. Определи о каком океане идёт речь и покажи его на карте.

4.Игра «Найди соответствие» (можно на ИД)

Байкал – озеро, Каспийское – море, Лена – река, Индийский – океан, Казанка – река, Волга – река, Тихий – океан, Чёрное- море, Серенский – пруд.

-Какие водоёмы нашей местности встретились вам здесь?

3. Изучение нового материала

1. Постановка проблемного вопроса

Сценка о загрязнении воды.

Ученик в костюме рыбки читает стихотворение

                Трудно стало жить в реке:

                Каме, Волге и Оке.

                Ах, судьба моя жестока –

                Негде спрятаться от стока.

                Каждый норовит завод

                Сбросить мусор в бездну вод.

                Негде взять воды напиться,

                Лучше сразу утопиться!

                С ферм навоз течёт рекой.

                Нарушает мой покой.

- На что жалуется рыбка? ( На грязные водоёмы, реки, моря.)  

-Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (тема, задачи)

2.Сегодня на уроке мы будем экологами, мы будем заниматься проблемами экологии.

Что же такое экология?

В переводе с греческого “экос” - дом, “логос” - наука. Следовательно, экология – это наука о доме. О каком доме? О том, который строители построили из кирпича и бетона? Нет, речь пойдет о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Поговорим сегодня на уроке об охране воды. К концу урока вы должны будете знать: что наносит вред воде, узнать о мерах по охране воды, что мы можем сделать для охраны воды от загрязнения.

3.Тест . "Что вредит воде?" (Подчеркни, что вредит воде): на ИД

Бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов, водные растения, неисправный кран в доме.

(Проверка выполнения теста с комментариями учителя):

4. Рассмотрим на картинках «Как происходит загрязнение воды?»

1.Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.

- Что происходит? (Река загрязняется).

2. Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует воду и потом грязную сливает в реку.

- Что случилось с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет)

- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)

- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?

5. Просмотр презентации и комментирование учителем

СЛАЙД
Как же мы с вами теряем бесценную воду?
Более 20% воды теряется и загрязняется «по дороге» в наши дома, из-за
плохого состояния водопровода. Огромное воздействие оказывают химические аварии, а также промышленные сточные воды, вырубка лесов
по берегам и осушение болот.
СЛАЙД
Любой мусор, который мы бросаем на землю, рано или поздно оказывается в воде.
Мы загрязняем воду, когда моем машину в реке, используем чистящие
средства и другую химию.
Каждый год в океаны попадает 9 млн тонн пластика. Это бутылки, пакеты, упаковка – мусор, который не разлагается и никуда не исчезает
сотни лет. 1 миллион морских животных ежегодно гибнет, принимая
пластик за еду.
Да, человек оказывает негативное, разрушительное воздействие на воду.
Но каждый из нас способен это изменить. В наших силах начать беречь
воду изо дня в день, и даже стать настоящими экогероями – Хранителями воды. Как же это сделать?
СЛАЙД

Для начала попробуем угадать, сколько воды мы с вами тратим каждый день.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают, затем всплывают правильные ответы:
Сколько воды мы тратим на чистку зубов?
Ответ – 10 литров, или 1 ведро воды.
Сколько воды мы тратим, когда принимаем душ в течение 5 минут?
Ответ – 100 литров воды, или 10 вёдер.
А на прием ванны? Ответ – 200 литров, или 20 вёдер.
А на смыв в туалете? Ответ – 10 литров, или 1 ведро.
СЛАЙД
Воды в России много, но она распределена неравномерно.
Там, где живёт 80% населения, сосредоточено всего 8% пресной воды.
В нашей стране есть и такие районы, где питьевой воды не хватает.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Работа с учебником с.67 (чтение детьми)

4.Закрепление изученного материала

1. .Что же нужно делать для спасения рек и озёр?

Вывод:

  • экономно расходовать;

  • очищать;

  • строить очистные сооружения;

  • использовать очищенную воду вторично;

  • следить за исправностью кранов.


СЛАЙД

Кто же отвечает за сохранность водных ресурсов в нашей стране? В первую очередь, государство.
Министерство природных ресурсов и экологии реализует всероссийскую программу «Вода России». Цель программы – сохранить либо восстановить реки
и водоёмы, чтобы люди могли пользоваться чистой, качественной водой.
СЛАЙД
Программа «Вода России» уделяет большое внимание просвещению людей. Организуются уроки о воде для школьников и студентов, проводятся
всевозможные конкурсы и конференции, создаётся социальная реклама – например, плакаты, комиксы или видеролики. Благодаря этому дети
и взрослые всё больше узнают о том, как ценна вода и как важно ее беречь.
СЛАЙД
Ещё один способ узнать много нового и полезного о воде – это научно-популярная он-лайн энциклопедия «Вода России»
Над разделами энциклопедии работали десятки учёных и фотографов.
Сейчас Энциклопедия открыта не только для чтения и изучения, но и позволяет пользователям самим добавлять фотографии и отмечать на карте
водоемы своей местности. Также этот ресурс – ваш постоянный помощник в изучении школьных дисциплин.
СЛАЙД
Но на самом деле, помочь рекам и озёрам может каждый из нас. Например, выйти на субботник и очистить берега от мусора. Яркий пример –
экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!», которая
прошла в 2015 году. 170 000 человек из 72 регионов страны, от Сахалина
до Калининграда, объединились вместе с государством и очистили более
1700 водных объектов, собрав 300 тысяч тонн мусора. Акция проходит
ежегодно.
СЛАЙД
22 марта в мире празднуют Всемирный день воды.
В этот день также проводятся акции по уборке берегов, экопросвещению,
сбережению воды дома и на работе. Во всём мире люди совершают множество простых, но важных действий, чтобы сохранить воду и научиться
бережному, рациональному отношению к ней.



5. Итог урока

1.Какой личный вклад может внести каждый из нас в дело охраны водных ресурсов нашей страны?

(Нарисовать плакаты и развесить по городу с призывом беречь и экономить воду.)

Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…»

Антуан де Сент – Экзюпери.

2. Конкурс плакатов «Берегите воду»

3. Можем ли мы с вами уже сегодня стать настоящими Хранителями Воды?

Просмотр ролика "Советы по сбережению воды"

4.Мы не ценим её, мы как дети с игрушкой играем,

С этим главным сокровищем , чистой студёной Водой,

Загрязняем её, отравляем её, убиваем…

Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?

Очень хочется верить, что люди всей нашей планеты,

Самый важный источник всей жизни на этой земле сохранят,

И в далёком пространстве планета Земля голубая,

Будет также сиять, как и тысячу лет назад!


Заключительное слово учителя
«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло
к концу. Вы были прекрасными экологами! Вместе мы узнали, что можем делать каждый день дома и в школе для сохранения этого бесценного сокровища! Наш урок заканчивается,
но добрые дела по защите воды только начинаются