МОУ «Изобильненская школа» города Алушты
Окружающий мир
Урок в 1 классе
Тема "Почему радуга разноцветная"
УМК «Школа России»
Учебник «Окружающий мир»
А.А. Плешаков 1 класс 2 часть
Учитель Кочубей Г. Н.
2014-2015
1-й класс. Окружающий мир.
Тема: "Почему радуга разноцветная"
Цели урока:
Образовательные:
– формировать первоначальное представление о цвете;
– познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
– объяснять природные явления;
Развивающие:
– развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес к явлениям природы;
– обогащать словарный запас детей;
– содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
– развитие коммуникативных навыков;
– учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
Оборудование:
-- маракасы, детский молоточек, колокольчик.
– тетрадь: автор А.А.Плешаков “Окружающий мир”;
– конверты с заданиями, цветные карандаши;
– наглядный материал к уроку: карточки с вопросами, картинки черепаха, дождь, солнце, радуга; презентация или распечатанные странцы презентации..
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Игра «Подари тепло другу»
Ученики за партой поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями.
-Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.
2. Повторение изученного материала.
1) Было тихо, очень тихо, —
Тихий час теней...
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросёнок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.
-Можно ли сказать, что было тихо?
-Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рёв быка?
(Звуки)
2)Прослушивание звона колокольчика.
– А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?
(Почему звенит звонок? Как рождается звук?)
3) Сообщение подготовленными учениками.
– Окружающий нас мир наполнен разнообразными звуками. Звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов. Эти колебания невидимой волной передаются по воздуху и доходят до наших ушей Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака и многое другое.
- Наши уши – чудесные приборы, которые улавливают звуки. Но уши боятся шума, резких, громких звуков. Уши нужно берчь.
-За ушами нужно ухаживать. Периодически чистить их туго скрученной ваткой. Нельзя ковырять в ушах острыми предметами.
4)Практическая работа. «Как предметы издают звуки»
Учитель показывает предметы: колокольчик, детский молоточек, маракасы.
– Звучат ли эти предметы сейчас?
– Что надо сделать, чтобы услышать звук?
– Почему эти предметы молчали, а потом издали звук?
– Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук.
– Каким органом мы слышим звуки? (Ушами.)
– Чего боятся уши?
– Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)
Физкульт. минутка.
3. Актуализация знаний.
(На магнитной доске по ходу рассказа появляются картинки: Черепаха, дождь, солнце, радуга.)
– Однажды Черепаха гуляла по берегу реки. Вдруг пошёл сильный дождь. Черепаха очень любила такую погоду и не пошла домой, а осталась сидеть под кустом. Когда дождь почти закончился, появилось солнце. Черепаха посмотрела вокруг и вдруг на небе заметила чудо …
Какое?
Отгадайте загадку:
Дождь прошел . Раздвинув тучи ,
К нам пробился солнца лучик .
И буквально на глазах
Мост возник на небесах .
Разноцветная дуга -
Это ... !(Радуга)
4. Определение темы и целей урока.
– Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
(Ответы детей).
–А что вы хотите узнать о радуге?
(Что такое радуга, как она появляется и когда.)
-Прочитайте на с. 40, какие задачи нам предлагает решить учебник.
-Какой вопрос о радуге добавим?
(Сколько цветов у радуги и в какой последовательности они расположены?)
На доске выставляются вопросы на карточках: Что такое? Как? Когда? Сколько?
5. Изучение нового материала.
1) Беседа.
– Дети, кто из вас видел радугу?
Какое настроение было при этом?
( Радостное, сказочное, светлое, приятное и т. д.)
– Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
По ходу работы вопросы снимаются с доски.
Чтение стихотворения:
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
– Сколько цветов у радуги?
-- Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
(Предположения детей. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы.)
2) Демонстрация презентации или рисунков.
Слайд 1
Слово "радуга" похоже на слово "радость". И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. "Райская дуга" называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Слайд 2
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Радуга появляется только если одновременно идёт дождь, и светит солнце.
Слайд 3
Когда лучи солнечного света проходят сквозь каплю дождя, а она по форме напоминает призму – геометрическую фигуру, белый луч распадается на несколько цветных лучей, и в небе появляется радуга.
-Сколько цветов в радуге?
Они всегда расположены в одном порядке.
-Назовите цвета радуги.
Слайд 4
Редко, но всё-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко – даже три или четыре.
Физминутка.
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
3) Проверка правильности понимания изученного материала.
-На все ли поставленные вопросы у нас есть ответы?
-Давайте проверим.
-Почему же радуга разноцветная?
-На что попадают в небе солнечные лучи?
(На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами?
(Распадаются на разноцветные лучики)
-Что тогда образуется?
(Радуга)
4) Работа по учебнику.
Чтение уч-ся объяснения Мудрой Черепахи на с. 41. Сравнение со своими ответами.
–Как можно запомнить цвета радуги в правильной последовательности?
Слайд 5
-Посмотрите в учебнике, какой подсказкой можно воспользоваться? В чём её суть?
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”
– По первым буквам слов и запоминаются цвета.
Повторение и заучивание этой фразы.
6. Закрепление .
1) Практическая работа.
В конверте разноцветные полоски, вырезанные из приложения к рабочей тетради заранее.
Задание. Помогите Муравьишке собрать радугу.
Проверка по слайду 5.
2) Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 часть. 1 класс./
Задание №1(с.26) Раскрасить радугу.
-Какую фразу-подсказку нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить задание?
Задание №2 (с.26-27) Раскрасить в нужном порядке шарики радужным человечкам и вагончики.
7. Итог урока.
-Что интересного и нового вы узнали на уроке?
-В каком же порядке расположены цвета в радуге?
8. Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке.
Уч-ся показывают смайлики. Объясняют свой выбор.