
ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ
В ПАРК
(19 ОКТЯБРЯ)

Цель:
Пронаблюдать за изменениями в живой и неживой природе в осеннем парке.
Выполнить работу в группах и представить отчёт одноклассникам.

Задания
Д
ля 1-й группы
0
- Измерьте температуру воздуха сегодняшнего дня в тени и на солнце. Сравните с летними значениями.
- Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев?
- Почему листья расстаются со своим великолепным нарядом?
- Нарисуйте деревья расположенные на вашей территории наблюдения. Расскажите о них. Дополните рассказы друг друга.
План рассказа-описания
Как называется растение?
Определи органы растения: ствол, листья, цветы, плоды, семена, если есть.
Опиши изменения во внешнем виде деревьев по сравнению с летом.
Для 2-й группы
- Сравните положение солнца на небе осенью и летом. Как это повлияло на жизнь кустарников?
- Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть плоды?
- Найдите кустарники, расскажите о каждом из них по плану:
План рассказа-описания
1. Как называется кустарник?
2. Внимательно рассмотрите его внешний вид. Назовите изменения во внешнем виде в сравнении с летом. Составьте рассказ о кустарнике, используй свои знания и знания одноклассников.
3
. Сделай рисунок листьев кустарника или гербарий.
Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.
- Зарисуй плоды и листья разных кустарников
Для 3-й группы
- На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для корма птиц.
-
Зарисуйте листья травянистых растений разной формы и окраски.
- Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?
Опишите растения по плану:
Название растения.
Опишите внешний вид растения.
Составьте рассказ об изменениях в жизни растений с приходом осени.
- Используйте рисунки.
Д
ля 4-й группы
- Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?
- Почему вы летом могли бегать босиком, а сейчас – нет?
- Если почва влажная, как объяснить, что растениям не хватает влаги.
- Подумайте, влияет ли листопад на плодородие почвы. Если да, то каким образом?
- Почву называют ” живое – мертвое тело”. Докажите это, выкопав небольшую ямку, и найдите, какие животные прячутся в почве осенью.
- Осенью люди сгребают листья из-под деревьев и сжигают. Для чего они это делают?
- Выскажите свое мнение по этому вопросу.
Д
ля 5-й группы
- Понаблюдайте, какой ветер дует в день экскурсии.
- Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
- Понаблюдайте за птицами и составьте рассказ по плану:
План рассказа-описания
1. Название птицы.
2. Опишите внешний вид: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело.
3. Понаблюдайте, чем питается, как передвигается, как добывает пищу. Как изменилась их жизнь осенью?
- Как называют таких птиц, которые не улетают от нас на юг?
- Почему птицы улетают на юг?
- Какую роль играет солнце в жизни птиц?
-
Если вы видели летящие стаи птиц. Расскажите где и когда? Зарисуйте, как летят птицы.
К
онец формы
Отчёты групп
1 группа
Н
а экскурсии с помощью термометра мы измерили температуру воздуха в тени. Она составила + 10°, а на солнце – 20° выше нуля.
Снижение температуры повлияло на жизнь деревьев – начался листопад. Вот такие деревья мы увидели в парке.

2 группа
Н
аша группа наблюдала за кустарниками парка. Мы увидели кустарник, который называется – ИРГА. Этот кустарник очень красив осенью Мы его сфотографировали и зарисовали. Вот что получилось.


А
ещё мы узнали, что кустарник от 40 болезней называется шиповник, потому что в нём много витаминов.
3 группа
М
ы искали и наблюдали травянистые растения. Нам встретились ежа сборная, лебеда, полынь, птичья гречишка. Их названия мы узнали, пользуясь Атласом-определителем. Эти растения пожелтели, спрятались под листьями и больше не цветут. Не нашли мы и семян.



А
еще мы увидели грибы у пенька.
4 группа
Н
аша группа исследовала почву. С помощью лопаты мы вырыли ямку, что бы пронаблюдать, почему почву называют «живое - мёртвое тело».
Почва была очень сухая, так как давно не было дождей. Мы заметили, что в почве спрятались муравьи, жук-солдатик. Обратили внимание, что прячутся корешки разных растений.


Учитель нам рассказала, что листопад влияет на плодородие почвы. Листья перегнивают, и образуется перегной. Листья из-под деревьев надо убирать, чтобы не зимовали вместе с листьями «болезни», и не заражали деревья весной.
5 группа
Нам досталось очень интересное задание. Сначала мы наблюдали за ветром и выяснили, что сегодня – ветер слабый. На экскурсии мы встретили таких птиц, как воробей и синица. Они прыгали по веткам деревьев. Появление синиц в парке говорит о том, что в лесу становится холодно, нет корма, и эти птицы перебираются ближе к жилью человека.
Птицы, которые остаются на зиму называются зимующие. А те, которые улетаю на юг – перелётные. Перелётные птицы улетают от нас, так как им не хватает корма (насекомых).
Очень хотелось бы увидеть, как улетают птицы. А пока, мы посмотрим это на картинках.
Заключение
Нам всем очень понравилась экскурсия. Мы узнали много нового и интересного об осени, смогли пронаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе. Отчёт о наблюдениях мы представили одноклассникам. Данные наблюдения мы будем использовать на уроках Окружающего мира и во внеурочной работе.