Провела: Цибизова И.Н.
учитель начальных классов
Цель: - подвести детей к осознанию понятия «Родина».
Задачи:- дать первоначальные представления о родном крае, о родине;
- познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы»: флаг, герб, гимн;
- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам;
- раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
- развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (с. 50—52), рабочая тетрадь № 1 Н.Ф. Виноградовой «Учимся думать и фантазировать» (с. 29, № 47, 48); плакаты с государственной символикой (герб, текст гимна, флаг, фотография Президента); плакат с изображением герба; репродукции картин художников-пейзажистов И. И. Левитана («Март», «Золотая осень», «Березовая роща»). И. И. Шишкина («Рожь»); аудиозапись Государственного гимна Российской Федерации, аудиозапись песни «Как упоительны в России вечера...»; карточки со словами Родина, родина, Отечество, Отчизна, Россия, Русь, Тамбов, Моршанск: картинки и изображения детей в старинной одежде россиян; магнитная доска.
Оформление доски.
Изображение герба, фотография Президента, Тема «Россия - наша Родина»,
Картинная галерея. Слова: «Нет земли краше, чем Родина наша!»
Ход урока.
1. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания (тема «О дружбе», с. 46 48).
1. Фронтальный опрос.
— Мы говорили о культуре, правилах поведения, о дружеских взаимоотношениях.
- Какое чувство вызывают дружеские взаимоотношения, культурное общение? (радость)
- Что вызывают у нас конфликты, ссоры? (огорчения, порой слёзы).
Вывод: правила общения помогают людям жить без неприятностей, позволяют организовать жизнь.
2. Блиц-опрос по памятке «Законы дружбы»
- Продолжите предложения:
Если друг рассказал тебе что-то по секрету…(нужно этот секрет хранить)
Если у друга беда, неприятности...(помоги)
Если у друга успехи, радость... (порадуйся вместе с ним, не завидуй).
Если тебе что-то не нравится в поведении друга... (скажи ему об этом прямо, не обсуждай с другими).
Если поссоришься с другом... (постарайся понять, в чем твоя вина).
Если невзначай обидишь друга... (извинись, предложи помириться).
Обобщение: будем законы (правила) дружбы соблюдать и окружающим только радость доставлять.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Сообщение темы и цели урока.
— Мы говорили о правилах дорожного движения, о правилах поведения в семье, школе, театре, магазине, подъезде, на улице, о правилах отношения к другим людям, к себе, вещам, природе, о правилах дружбы.
В каждой стране существуют главные правила — законы.
Основной закон страны — Конституция. Последняя была принята 12 декабря 1993 года. В Конституции записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны.
- Как называется наша страна?
- Как вы понимаете слово Родина?
- Родина — что это значит? Это главный вопрос вашего урока.
2. Слушание текста «О чем рассказал папа» (с. 50). Чтение по ролям.
3. Беседа после чтения (выборочное чтение).
— Какие вы еще знаете страны?
- В какой стране несколько месяцев работал папа?
- Почему в его голосе звучало волнение, когда он вернулся домой?
- Понравилась ли папе Америка?
- Почему же он тогда скучал по родным, дому, улице и даже по полянке в лесу?
4. Вопросно-ответная беседа.
— Случались ли такие истории с вами?
- Когда вы скучали по дому?
- Вспоминаете ли вы о своем доме, когда уезжаете в другие места?
- Почему человек скучает по дому?
Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
— Что же такое Родина? (родина — место, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные, близкие, друзья.)
5. Подбор слов, близких по значению. Работа выполняется на магнитной доске, используются карточки со словами:
Родина, Отчизна, Отечество, Россия. Русь.
6. Знакомство с новыми понятиями.
— Мы живем в Российской Федерации, в России. Мы жители России, россияне, каждый из нас — гражданин России. Гражданин — житель страны, который признает ее законы, любит ее, гордится ее успехами, вместе с ней переживает горе и радость.
7. Работа со словами: Родина и родина; Родина и Россия; родина Моршанск, Тамбов
8. Актуализация опорных знаний, расширение знаний о государственной символике. Рассматривание иллюстраций, чтение гимна, беседа по вопросам:
- Какие символы имеет наша страна? (Герб, флаг, гимн.)
-Как вы считаете, зачем стране нужна символика?
-Назовите цвета Государственного флага российской Федерации. (Белый, синий, красный.)
Белый цвет означает мир, чистоту совести.
Синий цвет — небо, верность, правду, чистое, высокое.
Красный цвет — огонь, отвагу, символ жизни.
-Где можно увидеть российский флаг? (над правительственными зданиями, на автомобилях послов, в торжественные и
праздничные дни этим флагом украшают дома и улицы.)
Государственному флагу отдают воинские чести и чтят как святыню.
9. Рассматривание старинных национальных костюмов россиян; беседа по вопросам:
— Какие цвета присутствуют в костюмах русских людей?(из белого льняного полотна шили рубахи. Из красной и синей материи — нарядные сарафаны.)
10. Рассказ учителя о гимне РФ.
Гимн (греч.) — торжественная песнь.
С 1 января 2001 года государственным гимном стадо произведение с современным текстом С.В. Михалкова на музыку А.В. Александрова.
Гимн исполняется в особых случаях, во время национальных праздников, во время подъема государственного флага, воинских ритуалов, спортивных соревнований, Олимпийских игр. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
В содержании гимна отразилась любовь к Родине - России; восхищение красотой ее природы: гордость ее историей; надежда на будущее.
11. Слушание музыки гимна. (Желательно, чтобы дети встали из-за парт.)
— При торжественном исполнении гимна любой страны люди встают, мужчины снимают головные уборы: так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
12. Рассматривание государственного герба на плакате в увеличенном виде; беседа по вопросам:
— Что вы знаете о гербе? Что изображено на гербе?
Научимся грамотно описывать изображения на гербе: на фоне щита красного цвета — золотой двуглавый орел (ему более пятисот лет — это символ вечности). Две головы у орла говорят о необходимости обороны со стороны запада и востока. Три коровы обозначают кровное братство трех славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Скипетр (в правой лапе) золотой жезл, знак царской власти. Держава (в левой лапе) — золотой шар с крестом наверху. На груди у орла на фоне красного щита изображение всадника святого Георгия Победоносца на белом коне в синем плаще. В правой руке он держит серебряное копье, которым пронзает черного змея (символ зла). Российский герб символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.
- Где можно увидеть герб? (На границе, на монетах, денежных знаках нашей страны, печатях, важных документах.)
- Какие еще символы России вы знаете? (Президент — глава государства. Московский Кремль.)
Вывод: государственные символы имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, гордиться ими.
13. Беседа.
— Как человек может передать свои чувства к Родине? (Своим трудом, заботой о благополучии Родины.)
- Как школьники могут проявить свою любовь к родному краю? (Старательно учиться, беречь свою школу, беречь свое здоровье и т.д.)
-Прослушайте несколько строчек из ваших сочинений о родном городе.
Вывод: даже самый маленький вклад каждого человека может дать большие результаты.
14. Заочная экскурсия по «картинной галерее».
— Как передают свою любовь к Родине поэты, художники, композиторы? (Словами, красками, мелодией.)
Посмотрите, как наши замечательные художники в своих картинах изображали изумительную природу нашей Родины. Расскажите, что вы видите на этих картинах?
Учащиеся рассматривают репродукции картин известных художников (слад-шоу на компьютере)
— Какие впечатления, какие чувства произвели на вас эти картины?
Прочитайте пословицу, написанную на доске. Как вы понимаете ее значение?
15. Слушание короткого (без слов) отрывка фонозаписи песни «Как упоительны в России вечера...» при рассматривании репродукции картины И.И. Левитана « Вечерний звон» (с. 51).
- Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон; вечереет, вокруг тишина покой.
16. Чтение текста детьми песни И. Шаферана «Красно солнышко» (с. 52).
17. Анализ текста песни.
- С кем поэт сравнивает Россию? Почему Россия светла от берез?
- Почему у нее «коса пшеничная и «родниковые глаза»?
- Можно ли сказать, что автор любит свою Родину?
- Найдите слова, которые это подтверждают? Прочитайте их.
- Какие красоты России особенно волнуют поэта?
18. Слушание аудиозаписи песни на слова И. Шаферана «Красно солнышко».
- Понравилась ли вам песня? Какая она по характеру?
19. Работа в рабочей тетради «Учимся думать и фантазировать» (с. 29, 47, 48).
20. Повторение стихотворения А.А. Прокофьева «Родина» (учебник по литературному чтению для 2 класса, 1 часть, автор: Л.А. Ефросинина, с. 5—6).
IУ. Подведение итогов.
- Что значит слово Родина?
- Как называется наша большая Родина? А малая родина?
- Как называют жителей России? (Россияне)
У. Домашнее задание: учебник с.50- 52 прочитать и уметь пересказать), рабочая тетрадь (с. 29)
Урок развития связной речи. Обучающее сочинение в 3 классе.
Тема урока: Осень в лесу.
Цели урока: учить видеть прекрасное в обычном явлении природы; формировать умение четко, полно, широко излагать свои мысли, описывать осеннюю природу; воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к окружающему миру; развивать монологическую речь учащихся, воображение, творческие способности.
Оборудование: репродукции картин с изображением осенней природы; запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» (осень); красивые осенние листья.
Ход урока
II. Введение в тему урока
Лес — точно терем расписной —
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, стройною стеной
Стоит над пестрою поляной.
И.Бунин
III. Работа по теме урока
—О каком времени года сказал поэт?
— Как определили?
— Какие три осени вы знаете?
— Почему осень называется золотой?
— Почему про лес говорят, что он пестрый? (Звучит музыка П. Чайковского.)
Осень — долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость. Осень — это не только краски, но и особенные звуки и запахи.
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое. И если мы прочитаем о том, как видит и чувствует осень поэт, писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, для всех нас осень станет богаче, выразительнее.
- Расскажите о своей осени (ответы детей).
-А теперь послушайте, какой увидели осень наши Моршанские поэты: Е. Лакина и П. Рубцов. (дети читают стихи)
-Подумайте, какие приметы осени главные? Какое настроение они у вас вызывают?
— Давайте составим словесный ряд - словарь осенних настроений.
беспокойное боязливое волшебное грустное доброе загадочное ленивое мечтательное мрачное нежное | неуютное обиженное печальное полугрустное приятное противоречивое радостное светлое сказочное солнечное | сонное спокойное таинственное теплое тихое торжественное тревожное удивленное хмурое чудесное |
IV. Определение темы, идеи, типа речи сочинения.
Итак, какова тема нашего сочинения? (Осень)
В чем его идея? (Красота осенней природы.)
Тип речи нашего сочинения? (Описание)
План типа речи описания:
1) Предмет описания — осень.
2) Главные признаки осени: дни короче; воздух свеж, прохладен; трава
и земля; птицы и звери.
З) Вывод.
— Назовите признаки типа речи описания (одновременность действий; можно поставить вопросы: какой? какая?).
V. Написание сочинения.
Ход урока
1. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Лес — точно терем расписной — Лиловый, золотои, багряный.
Веселой, сТройною стеной
Стоит над пестрою поляной.
II. Бунин
III. Работа по теме урока
—О каком времени года сказал поэт?
— Как определили?
— Какие три осени вы знаете?
— Почему осень называется золотой?
— Почему про лес говорят, что он пестрый? (Звучит музыка П. Чайков. ского.)
Осень — долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сы. рость. Осень — это не только краски, но и особенные звуки и запахи.
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое. И если мы прочитаем о том, как видит и чувствует осень поэт, писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, для ве* нас осень станет богаче, выразительнее.
Расскажите о своей осени (ответьг детей). А теперь послушайте, какой
увидели осень наши поэты.
Осень
) ) ) ) ) )
Где ТИХИЙ, тихий пруд
Где ТИХИЙ, ТИХИЙ пруд, где тихая беседка,
Где сам с собой паук беседовал нередко,
И тихо короеды вели свои беседы.
И слушал жук лесной и шевелил усами,
Теперь там дождь косой беседует часами,
Кленовый желТый лист с березовым сошлись,
Сошлись туда беседовать, на холода посетовать.
Э. Мошковская
Осень!
дождь, дождь, целый день барабанит в стекло,
Вся земля, вся земля от воды размокла.
Воет, воет за окном недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать со скрипучих петель.
Ветер, ветер, не стучи в запертые сени,
Пусть горят у нас в печи жаркие поленья,
Руки тянутся к теплу, стекла запотели,
На стене и на полу заплясали тени.
Собирайтесь у меня слушать сказку у огня.
Я. Аким
Подумайте, какие приметы осени главные? Какое настроение они у вас вызывают?
— давайте составим словесный рядсловарь осенних настроений.
‚умать?
Сегодня на урок вы принесли самые красивые листья. Попробуйте поiсдать историю одного листа, его чувства, его настроение.
Теперь послушайте и постарайтесь понять настроение опадающихлисiьев, увиденных мастерами слова.
Листья
Пусть Сосны и ели всю зиму торчат,
В снега и метели закутав[вись, спят.
Их тощая зелень, как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя, цветем и блестим
И краткое время на сучьяХ гостим.
Стало вдруг светлее вдвое,
двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды,
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем —
— Какое природное явление бывает только осенью? (Листопад) На фоне музыки П. И. Чайковского осенние падающие листья вызыi, IЮТ у разных людей совершенно разное настроение. А у самих листьев может быть настроение? Они могут что-нибудь чувствовать, о чем-то
Листья сьшлются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева
беспокойное боязливое волшебное грустное доброе загадочное ленивое мечтательное мрачное нежное | неуютное обиженное печальное полугрустное приятное противоречивое радостное светлое сказочное солнечное | сонное спокойное таинственное тегiлое тихое торжественное тревожное удивленное хмурое чудесное |
Вес красное лето мы были в красе,
Иiралй с лучами, купались в росе.
Но iгички огпели, цветы отцвели,
1чя вобледвели, зефиры ушли.
Тлк что же нам даром висеiь и желтеть?
з’чше ль за ними в вам улететь! О бноые ветрьн, скорее, скорей!
(. орсй нас сорвите с локучных ветвей! (.зрвнве. умчвте, мы ждать ве хотим,
iнте, нетвт’! Мы с вами летим.
Ф. Тютчев
Бере ч’ц гас iедцее свое золото ссыпают на ели и на : -.
Я вд по гропе. и осенний лес мне становц. а’. г i нкгi в есу, как осгров...
О о ьо е лю т в птицы. (Е. Благинина. Улетают...)
\ гажо о ‘те овека своя осень и по приметам, и по настрое-
ь’ тао ‘аiа ют ж из ш, сели вам удастся встретить стихи, мзь:
тго’ освь блi аую вашей личной осени.
[iое’о[рцте на картины. Есть ли среди них близкие вам по.т
я поздравляю со д
т ‘чей. А кому удалось для себя найти новые осенние при’ 1
е згтмечазе.iы-о.
Определение теiы, идеи, типа речи сочинения
Итак, какова тема нашего сочинения? (Осень)
В чем е о идея? (Красота осенней природы.)
- 1 ин ре’тц чаптегю сочинения? (Описание)
П ан тя ва речи описания:
1) Предмет описания — осень.
2) [занные признаки осени: дни короче; воздух свеж, про:зч
и земля: птицы и зверi4.
З) Вывод.
— Назовите признаки типа речи описания (одновременносв ж можно поспiовипiь вопросы: какой?какая?.
—О чем I часть нашего сочинения? 11 часть? III часть?
У. Написание сочинения (на следующем уроке)
УI. Редактирование сочинения (черсз урок)
Интегрированный урок природоведения и математики
в 3 классе.
Тема урока: Жизнь диких животных зимой.
Решение задач.
Цели урока: дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих животных состоянием неживой природы и растений зимой; закрепить умение решать задачи рассмотренных видов (простые и составные). Прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность. Развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Оборудование: картинки птиц, счетный материал, запись П. И. Чайковского «Времена года», картина д. Я. Александрова «Зимняя сказка», картинки диких животных, музыкальная запись песенок, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы целей урока
II. Повторение домашнего задания.
— На какие две группы делятся все птицы? (Перелетные и зимующие)
— Назовите зимующих птиц нашего региона. (дятел, снегирь, синица, галка, воробей)
— Что вы знаете о снегире?
— Расскажите о синичке.
—Что вы можете рассказать о дятле?
III. Переход к новой теме
Дятел — очень важная птица. Он хочет задать вам интересную задачу. Устный счет. (Выставляются картинки птиц).
На дереве сидели 5 снегирей, а синиц — в три раза больше. Сколько синиц сидело на дереве?
Работа с веером цифр (дети показывают ответы).
—Как узнали? (5х3 = 15)
— Сколько всего птиц сидело на дереве? (20 птиц)
1. Было 9 воробьев, прилетело еще 5. Сколько стало воробьев?
(9+5=14).
2. В кормушке было 13 воробьев, 7—улетело. Сколько птиц осталось?
(13— 7 = 6).
III. Заочное путешествие в зимний лес. (рассказучителя)
Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, какие красивые деревья, а на снегу видны чьи-то следы.
Чьи же это следы?
- Вот на полянке появился зверек. Угадайте кто это? (Заяц)
Летом заяц был серым, а теперь посмотрите. Что случилось?
Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?
Чем он питается?
Где живет заяц?
Но вот наш заяц что-то встрепенулся, поджал уши и бросился на утек. Кто же это приближается? (картинка лисы)
— Почему лиса не запасает корм ни летом, ни зимой?
Лиса прячется от непогоды и от врагов в норе, которую устраивает пнями, корягами, поваленными деревьями.
— Итак, что же нового узнали о лисе?
IУ. Коллективная работа у доски и в тетрадях.
Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса заметила след и медленно начала двигаться по следу. Внимание, задача:
Когда заяц пробежал 90 м, лиса прошла всего 15 м. Во сколько раз больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, то поможем зайцу
убежать от лисы. Повторите условие задачи. Запишите его.
Заяц — 90 м;
Лиса — 15 м.
В? раз больше.
Повторите вопрос.
— Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
— Почему?
Запишите решение. Решили задачу. Запишите ответ. Мы помогли зайцу убежать от лисы.
У. Самостоятельная работа.
Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка не всегда
находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом и зайцы не могут достать кору. Лесных зверей зимой нужно подкармливать.
- А чем подкармливать диких животных зимой, вы узнаете, если правильно прочитаете и решите задачу.
Лесники разложили для подкормки зверей З кг моркови, а капусты — в
5 раз больше. На сколько кг больше разложили капусты, чем моркови?
Морковь — 8 кг;
Капуста - ? в 5 раз больше.
1)8х5=40(кг); 2)40—8=32(кг)
Карточка: 32. Ветки лиственных деревьев, морковь, капуста.
Решив правильно задачу, дети узнают ответ на вопрос.
Итог урока.
- Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы?
- Какую помощь могут оказать им люди?
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
Что особенно понравилось в уроке?
Вывод учителя.
Домашнее задание.
Составить по 2 задачи на тему «Скорость. Время. Расстояние».
II iiк, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес (Звучит i.ii.а П. И. Чайковского «Времена года»). Положите головы на парты и III ,й[е глаза.
III ма... Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, iк)а посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с 1 iю лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Безэвучно
III ()НИ в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут, ii .1111 ваются, отыскивая себе дорогу на землю, так как им мешает неви,iяяi.Iй воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыiiiiii iй снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел
iiбливает шишку, да снег скрипит под ногами: скрип-скрип, скрипчин! Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие $1 11111 опустились под тяжестью снега.
\ IиОТ пробежал заяц и задел нижнюю ветку, снег осыпался, а он — тру-
— пустился наутек, только снег остался.
Iiликолепен лес зимой! Сколько интересного можно видеть в нем: то виIи1я лисица пробежит, вынюхивая след, то белка покажется из дупла, iii вня орешки (Обращение к картине д. Я. Александрова «Зимняя
М с вами в зимнем лесу. Посмотрите какие красивые деревья, а на i у видны чьи-то следы.
Чьи же это следы?
1, я ц. (Музыкальная загадка, картинка).
Вот на полянке появился зверек. Угадайте кто это? (Заяц)
Летом заяц был серым, а теперь посмотрите. Что случилось?
1 Iочему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?
Чем он питается?
Где живет заяц?
Iиiмой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. iIIiiiюкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиин н я в снег. Вот, как выглядит след зайца. (Учитель показывает картинку
iсдом зайца).
Iсжку заяц-беляк устраивает на открытом месте или в лесу под пованIиII.нМ деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ичи’ 11 снегу и забирается в нее по шею. Белая окраска шерсти помогает
ему спасаться от врагов, т.к. он почти незаметен на фоне белого ; Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на котоi можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают М0лОА деревья.
Существует поговорка «Труслив, как заяц». Но зайцы не трусл осторожны. Заяц способен дать отпор. Если его настигает пернатый пик, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.
— Итак, что же вы узнали нового о зайце?
— Какие изменения в его жизни происходят зимой?
Но вот наш зайчик встрепенулся, поджал уши и бросился наугек почувствовал, что кто-то приближается.
— Угадайте, кто это?
Лиса. (Учитель вывешивает рисунок лисы и читает загадку).
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
— Какого цвета была у лисицы шерсть? (Рыжая).
Посмотрите, и зимой она осталась рыжей (не меняет окраску). К “ лисиц отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. 1 лисицы очень подвижное, оно может выгибаться и стлаться по земле, И тягиваясь во время бега. Ноги гибкие и тонкие. Лапы лисицьт обрасiл шерстью, наружу торчат только коготки. Животное как будто обуваег 1 ленки, и лапки его не мерзнут в большие морозы. След лисицы выглн так. (Картинка со следом лисицы).
Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет сй лать резкие повороты во время преследования, убегая от волка. Ли писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает i домашних птиц.
— Почему лиса не запасает корм ни летом, ни зимой?
Лиса прячется от непогоды и от врагов в норе, которую устраивает пнями, корягами, поваленными деревьями.
— Итак, что же нового узнали о лисе?
IУ. Коллективная работа у доски и в тетрадях
Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса зам след и медленно начала двигаться по следу. Внимание, задача:
Когда заяц пробежал 90 м, лиса прошла всего 15 м. Во сколько Ри больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, кото рое прошла лиса?
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, о поможем з,,
убежать от лисьт. Повторите условие задачи. Запишите его.
Заяц — 90 м;
Лиса — 15 м.
В? раз больше.
Повторите вопрос.
— Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
— Почему?
) ) ) ) ) ) )
Iiишите решение. Решили задачу. Запишите ответ. Мы помогли зай жать отлисы.
Iiка (музыкальная загадка).
А вот на полянке появился другой зверек. Угадайте, кто он. (Вывеii вается картинка с белкой).
Какого цвета была белка летом? (Рыжая).
1 ‘осмотрите на рисунок. Зимой белка серебристо-серая. Серая белка
iii iс видна среди комков потемневшего снега, лежащего на сучьях деiiо запасла осенью белка?
1’ инiме белка утеплила свое гнездо, которое служит ей надежной защио время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в раз$Н1 1’ веток или в дуплах деревьев. По деревьям белка передвигается так ибодно, как мы по земле. Хвост у белки служит рулем и парашютом. iсд выглядит так. (Рисунок следа белки.)
‘то же нового вы узнали о белке?
II i;иК, вы знаете, что белка очень любит орехи. Внимание, задача:
У сл ки в дупле были орехи. Когда она съела б орехов, то у нее оста‘ось в 9 раз больше, чем она съела. Сколько орехов было в дупле?
нон горите условие. Запишите. (ъела —б орехов;
Осталось—?, в 9 раз больше.
1 ‘ов горите вопрос.
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
1 Iочему? (Не знаем сколько осталось).
‘то узнаем сначала? Как?
Можем ли теперь ответить на вопрос. (Да)
Как? Запишите.
Iiннили задачу? Докажите.
iс 1’ ка орешки грызла, а скорлупки бросала вниз. Они падали на боль- ii’ ii с угроб. Вдруг сугроб зашевелится и послышался страшный рев. Белка i’ ‘ун алась и спряталась.
1 Iослушаем, кто же это так страшно ревет.
Мсдведь. (Музыкальный фрагмент и картинка с медведем)
Кого разбудила белка? (Медведя)
очень рассердился. Послушайте! Кажется, он снова уснул.
Где же спит медведь? (В берлоге).
)1олгую зиму медведь проводит в берлоге. В это время он не употребляI ницу, а живет за счет накогiленного жира летом и осенью.
Чем питается осенью медведь?
Iсн)логу медведь устраивает под ветками деревьев, в расщелинах скал. iiiой у него появляются медвежата. Говорят: «Медведь зимой лапу соi. Iiочему? Оказывается, в феврале со ступней медведя сходит старая
,ня кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Медведь
с 1 лапу, согревая ногу губами и языком. Напрасно искать зимой следы
нiнсдя на снегу. Медведь залегает в берлогу еще до появления снега. Для него было бы намного опаснее, если бы он делал это позже. Веъ легко отыскать его берлогу.
----Что же нового узнали о медведе?
У. Самостоятельная работа
Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка :
находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом и — гут достать кору. Лесных зверей зимой нужно подкармливать.
А чем подкармливать диких животных зимой, вы узнаете.
тельно прочитаете и решите задачу.
Лесники разложили щтя подкормки зверей З кг моркови, а кай —
5 раз больше. На сколько кг больше разложили капусты, чем мс
Морковь — 8 кг;
Капуста - ? в 5 раз больше.
1)8х5=40(кг); 2)40—8=32(кг)
Гiередучащимисялежаткарточкисчислами: 18, 32, 81, 57. В: кв пустые, кроме ! 32 — она соответствует решению задачи).
32. Ветки лиственых деревьев, морковь, капуста
Решив правильно задачу, дети узнают ответ на вопрос.
Итог урока
Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы
Какую помощь могут оказать им люди?
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
Что особенно понравилось в уроке?
Вывод учителя.
домашнее задание