СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе для учащихся 9-11 классов ( муниципальный этап)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример авторской разработки заданий муниципального этап по литературе для старших классов на основе методических рекомендаций предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе для учащихся 9-11 классов ( муниципальный этап)»

Всероссийская олимпиада школьников

2021-2022 учебный год

Школьный этап

10 класс


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания олимпиады. Время выполнения заданий –180 минут

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание;

− обдумайте и сформулируйте ваш ответ;

− не забывайте, что единственно верного ответа нет – важнее, чтобы ответ

соответствовал заданию и критериям, опирался на анализ художественного текста, знание литературного материала и терминологии, а ваша точка зрения была убедительной и аргументированной;

− после выполнения всех предложенных заданий обязательно проверьте себя.

Максимальный балл – 85 баллов


Задание 1. Дайте развернутый анализ или интерпретацию (понимание) поэтического или прозаического произведений (на ваш выбор):

Давид Самойлов

Пушкин по радио

Возле разбитого вокзала

Нещадно радио орало

Вороньим голосом. Но вдруг,

К нему прислушавшись, я понял,

Что все его слова я помнил.

Читали Пушкина.

Вокруг

Сновали бабы и солдаты,

Шел торг военный, небогатый,

И вшивый клокотал майдан.

Гремели на путях составы.

"Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман".

Мы это изучали в школе

И строки позабыли вскоре -

Во времена боев и ран.

Броски, атаки, переправы…

"Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман".

С двумя девчонками шальными

Я познакомился. И с ними

Готов был завести роман.

Смеялись юные шалавы…

"Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман".

Вдали сиял пейзаж вечерний.

На ветлах гнезда в виде терний.

Я обнимал девичий стан.

Ее слова были лукавы.

"Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман".

И вдруг бомбежка. Мессершмитты.

Мы бросились в кювет. Убиты

Фугаской грязный мальчуган

И старец, грозный, величавый.

"Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман".

Я был живой. Девчонки тоже.

Туманно было, но погоже.

Вокзал взрывался, как вулкан.

И дымы поднялись, курчавы.

"Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман".

1984

Примерные воросы:

  1. Чему посвящено стихотворения Д.Самойлова?

  2. С какой целью поэт включает в свое стихотворение пушкинские строки? Из какого произведения взяты эти строки? Как вы думаете, почему именно из этого?

  3. Как строки Пушкина помогают Д. Самойлову показать судьбу его поколения, на долю которого выпали тяжелейшие испытания военных лет?


Юрий Трифонов

Путешествие

Однажды в апреле я вдруг понял, что меня может спасти только одно: путешествие. Надо было уехать. Все равно куда, все равно как, самолетом, пароходом, на лошади, на самосвале – уехать немедленно. Почему мне стало так худо – это другая история, рассказывать ее долго и ни к чему. Просто вдруг на рассвете, когда меня томила бессонница и стеснение в груди, врачи объясняли это вегетативным неврозом, но я-то знал, что дело в чем-то другом, может быть в том, что где-то бродит гроза, что волны теплого воздуха подошли уже к Подольску и движутся на Москву, – мне почудилось, что я задыхаюсь, что мой мозг обескровел, что если я не вырвусь завтра же из этой клетки из сухой штукатурки, обоев с абстрактным рисунком, лакированных книжных полок, переплетов, творожников, жидкого чая, газет, разговоров, звонков, квитанций, болезней, обид, надежд, усталости, милых лиц, – я умру.

Трудно объяснить, что делается с человеком на рассвете, в апреле, когда открытая рама слегка раскачивается от ветра и скребет по подоконнику сухой неотодрaнной бумажной полосой.

Пришел день. Он был сер. Лишь немного погодя оказалось, что он синь и безоблачен. Первый раз в этом году я вышел без шапки на улицу и отправился в редакцию одной газеты, чтобы взять командировку и немедленно уехать. Люди из этой газеты однажды предлагали мне командировку, но сейчас они не могли понять, чего я хочу. Заведующий промышленным отделом, маленький болезненный человечек в рубашке джерси, рассказывал о том, что в Соликамске и Кондопоге полным ходом разворачивается стройка громадных комбинатов по производству бумаги, a в Тюменской области открыты новые месторождения нефти. Еще более интересные дела творятся в Иркутской области, где создаётся новый промышленный бассейн. А если говорить о большой химии, сказал он, то нельзя не упомянуть о Нaвоинском химическом комбинате, где досрочно введены в строй корпуса аммиака, синтеза и конверсии.

Я сказал, что все это для меня одинаково необыкновенно интересно. Но именно поэтому мне трудно сделать выбор. Я намекнул, что мне хотелось бы познакомиться с какими-нибудь конфликтами, страстями, производственными драмами, в которых скрывались бы судьбы людей и разные точки зрения на жизнь.

- Это вы найдете где угодно, - быстро проговорил заведующий отделом. На его лице застыло странное двойное выражение: скорби и надменности одновременно. И, разговаривая со мной, он все время катал пальцами по столу заграничный шариковый карандаш.

Я поблагодарил его и вышел, сказав, что подумаю. Молодой человек, молча присутствовавший при нашем разговоре, вышел вместе со мной в коридор. Мы стали спускаться по лестнице.

- Вам нужны впечатления? - спросил молодой человек неожиданно.

- Ну конечно! - сказал я. - В том-то и дело, что мне нужны впечатления, черт бы их побрал! Я остался совершенно без впечатлений. Это как-то глупо звучит, но это так.

Мне было немного стыдно: я как будто признавался в том, что окaзaлся без денег, и просил в долг. Но молодой человек искренне хотел помочь, я это чувствовал.

- Если вам нужны впечатления, - скaзaл он, - тогда вовсе не обязательно

ехать куда-то далеко, в Тюмень или в Иркутск. Поезжайте поблизости, в Курск, в Липецк, там не менее интересно, чем в Сибири, ей-богу.

- Вы так думаете? - спросил я, втайне обрадовавшись. Он высказал мои собственные мысли. - Конечно, вы правы: дело не в километрах...

Когда я вышел на улицу, солнечный полдень был в разгаре. Перед входом в кинотеатр стояла толпа. Я прошел через толпу, повернул налево, миновал памятник, возле которого всегда стояло несколько провинциалов в длинных пальто с фотоаппаратами в руках, и пошел вниз по широкой улице.

Навстречу мне двигался густой и медленный, весенний поток людей. Я всматривался в лица, бесконечно возникавшие передо мной и исчезавшие сзади, за спиной, исчезавшие бесследно, для того чтобы никогда больше не появиться в моей жизни, и думал: зачем ехать в Курск или в Липецк, когда я как следует не знаю Подмосковья. Я никогда не был в Наро-Фоминске. Не знаю, что такое Мытищи. Да и в самой Москве есть улицы и районы совершенно мне неведомые.

Через полчаса я вышел из троллейбуса возле своего дома. На углу Второй Песчаной, где находится диетический "Гастроном", я остановился и поглядел кругом: я увидел сквер с нагими деревьями, сырые ветви которых искрились на солнце. На скaмейкaх, рaсстaвленных кольцом вокруг фонтaнa, сидели, подставив солнцу лица, десятка четыре пенсионеров, стариков и старух. Они сидели тесно, по пятеро на скамейке. Я не знал никого из них. Солнце лaскaло их старую, в мешках и склaдкaх кожу. Некоторые из стариков улыбались, лица других кaзaлись окаменевшими и тупыми, некоторые дремали.

Постояв немного, я нaпрaвился к своему подъезду, сел в лифт и поехал нa шестой этаж. Там, на шестом этаже, из квартиры напротив вышел Дaшенькин, мой сосед. Он молча протянул мне свою руку, всегда немного дрожащую, и побежал вниз по лестнице. Он всегда торопился, ходил сутуля плечи, и в глaзaх его тлела кaкaя-то безумная озабоченность. Он рaботaл жестянщиком в трaмвaйном депо. Его соседка по коммунальной квартире считaлa его сумасшедшим и нaписaлa заявление в психдиспaнсер с требованием, чтобы его зaбрaли. Несколько дней нaзaд она пришла ко мне и попросила тоже нaписaть заявление или хотя бы подтвердить, что Дaшенькин изводит свою жену и дочку, ученицу третьего клaссa, нескончаемыми скaндaлaми. Шум скaндaлов и даже драк доносился в мою квартиру часто, иногда соседка, ее муж и Дaшенькин с криками выскaкивaли на лестничную площадку, что я и подтвердил. Потом спохватился: зачем я это сделал? Ведь человека могут действительно зaбрaть в больницу. В тот же вечер я пошел к соседке и попросил вернуть заявление, мной подписанное, но она скaзaлa, что уже отослaлa его. Она успокоила меня: Дaшенькинa не заберут, только попугают. По-видимому, заявление еще не нaчaло действовать, ибо Дaшенькин пожал мне руку с чувством, как доброму другу.

Я слышал, как он, стуча тяжелыми башмаками, бежал по ступеням вниз и где-то на четвертом или на третьем этаже громко откашлялся и харкнул на лестницу. У него никогда не хватало терпения добежать до улицы.

Я открыл дверь своим ключом и вошел в квартиру. На кухне жарили нaвaгу. Внизу, на пятом этаже, где жила кaкaя-то громадная семья, человек десять, кто-то играл на рояле. В зеркале мелькнуло на мгновенье серое, чужое лицо: я подумал о том, как я мало себя знаю.

1969

Примерные вопросы:

  1. Какой теме, на ваш взгляд, посвящен данный рассказ?

  2. Почему главный герой произведения «чувствует недомогание»? Что мешает ему жить полной жизнью?

  3. Как герой описывает в начале произведения пространство вокруг себя? Как меняется мироощущение героя на протяжении произведения?

  4. Какой главный вывод делает герой для себя?



Задание 2.

Представьте, что вы корреспондент периодического издания. Вам необходимо представить редактору интересный материал. Но так случилось, что из дома вы выйти не можете, перед вами только полка с любимыми книгами. Выберите одно из литературных произведений и попробуйте на его основе написать статью в любом из близких вам жанров ( жанр журналистского расследования, жанр криминальной хроники, жанр портретного очерка «Выдающиеся люди современности» и т. п.)






Всероссийская олимпиада школьников

2021-2022 учебный год

Школьный этап

11 класс


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания олимпиады. Время выполнения заданий –180 минут

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание;

− обдумайте и сформулируйте ваш ответ;

− не забывайте, что единственно верного ответа нет – важнее, чтобы ответ

соответствовал заданию и критериям, опирался на анализ художественного текста, знание литературного материала и терминологии, а ваша точка зрения была убедительной и аргументированной;

− после выполнения всех предложенных заданий обязательно проверьте себя.

Максимальный балл – 85 баллов


Задание 1. Дайте развернутый анализ или интерпретацию (понимание) поэтического или прозаического произведений (на ваш выбор):


С.Я. Надсон

ПРИЗЫВ

Покуда грозно ночь глухая

Царит над сонною землей

И лишь вдали заря златая

Горит отрадной полосой,

Покуда мысль в оковах дремлет,

Покуда видят стыд в труде,

Покуда человек не внемлет

Призыву к свету и борьбе,

О муза, светлый мир мечтаний

И песен счастья резвый рой.

Забудь для горя и страданий,

Для битвы с непроглядной мглой.

Пускай твои святые звуки

Борцов уставших оживят

И в их сердцах тоску и муки

Надеждой светлой заменят.

И грозный крик негодованья,

Промчавшись звучно над толпой,

Подымет светлое сознанье

И знамя истины святой.

Туда, борцы, под это знамя,

Вперед уверенной стопой!

Пускай любви и веры пламя

Во мгле согреет вас собой.

Вперед, борцы, на бой жестокий

За свет великий и святой

Со мглой, тяжелой и глубокой,

С мертвящей, безотрадной мглой!

24 октября 1878


Примерные вопросы:

  1. Охарактеризуйте тематику и проблематику данного стихотворения.

  2. Можно ли выделить в нем существенные композиционные и смысловые части? Поддерживается ли предложенное вами деление на уровне строфики стихотворения?

  3. . В творчестве каких поэтов XIX века звучат похожие темы, образы, мотивы? Обоснуйте свой ответ, по возможности приводя примеры из стихотворных текстов.



Федор Сологуб

Наивные встречи


I


Только Он и Она. Конечно, Он старше. Она очень молода. Но не все ли равно, сколько им лет? В его памяти неизгладимы навеки несколько мгновений, две-три встречи.

Навеки остался в памяти у Него ярко-солнечный миг морозного дня на перекрестке туманных улиц громадного северного города и встреча с Нею.

Одна в толпе равнодушно закутанных и спешащих прохожих шла Она, все раскрасневшаяся от мороза, в легких светло-серых мехах. Ярким румянцем пылали ее щеки, и горели ее черные глаза так ярко, так юно, так весело! И губы ее, нежно-алые на морозе, улыбались -- морозу, солнцу, толпе, молодости своей и веселью. Она шла и улыбалась, счастливая, опьяненная счастьем бессознательно юным, -- нет, еще не счастьем даже, а его радостным предчувствием.

Как на одесском портрете Монье лицо Елисаветы, ее прекрасное лицо было обвеяно упоением сладостно-легкой жизни, восторгом пробуждающегося бытия.

Она шла в дивном восторге мимо Него, и уже почти прошла, не заметив, -- и вдруг взор ее черных, радостно смеющихся глаз упал на Него. И зарадовались оба, -- и весь внешний шум и свет погас для Него, и только одно было ее лицо, раскрасневшееся на морозе, с нежно-алыми губами, обвеянное восторгом, опьяненное радостным предчувствием неведомого счастья.

Он подошел к Ней, пожал ее тонкую руку в мягкой теплой перчатке. Он и Она говорили что-то незначительное. Не все ли равно, что!

Он спросил Ее:

-- Вам весело? Вы рады?

Она ответила Ему звенящим от радости голосом:

-- Так хочу радости и смеха в этот день! Если бы даже горе было и слезы, я бы радовалась и смеялась. Он тихо спросил:

-- Чему?

Уж в душе его редкою и недолгою гостьею бывала радость, и усталость все чаще томила, и суровыми укорами уже была в его глазах развенчана прекрасная, но злая царица Жизнь, щедрая подательница бед.

Она смотрела на Него, широко открыв удивленные, радостные глаза. Он повторил вопрос:

-- Чему бы радовались?

-- Я не знаю, -- сказала Она. -- Я хочу радости,-- разве этого мало? Мне весело. А вам? Вы не рады?

-- Я рад тому, что вас встретил, -- ответил Он. Она засмеялась и сказала:

-- Вы все шутите. Нет, вы серьезно скажите, -- вам не хочется смеяться и радоваться?

-- Мало ли что нам захочется, -- сказал Он. -- Вам легко, у вас нет ни забот, ни огорчений.

-- Ну вот, почему нет! -- воскликнула Она. -- И плачешь иногда. Так что ж!

-- О чем же вы последний раз плакали? -- спросил Он. Она сказала с радостным укором:

-- Стоит ли вспоминать! Так, с мамою что-то. У нее нервы расстроены. У нее неприятности, она так раздражительна. Ну да что, стоит ли вспоминать!

Шли, разговаривали. Он, обрадованный только Ею, Она, вся обвеянная восторгом произвольной радости, по воле творимого ликования.

II


Прошли дни. Была весна. Другая встреча.

Поля слегка туманились. Перед забором сада было тихо. Тонкая сосенка на дороге перед калиткою сладко дремала, погруженная навеки в милую свою бессознательность. Слезы прозрачного смолистого сока застывали на ее коре, -- слезы. Бог весть о чем. Серела пыль на дороге, и мягки были в вечерней мгле очертания дорожных колей.

Заря вечерняя уже погасла, но весь мглистый воздух был пропитан мечтанием о тихой заре вечерней. И над ними, над двумя, в безмолвном воздухе вечернем трепетал вешнею радостью тихий лепет мечты.

Они сидели на скамейке у забора. На Нем была светло-серая одежда; под белою подоскою крахмального воротничка краснел узкий галстук; темным пятном нависла над лицом желтая соломенная шляпа.

Она была в легком белом платье. Ее стройные руки были открыты, еще не было загара на ее прекрасном лице, и белы были ее босые ноги.

Он и Она говорили о чем-то. И молчали. И прислушивались к далекому плеску речки на порожистом русле о покрытые пеною камни.

-- Пора домой, -- сказала она.

-- Посидите еще немного, -- просил Он.

-- Ну, еще пять минут, -- сказала Она.

Нежно глядя на ее белые босые ноги, спросил Он:

-- Вам не холодно?

Слегка краснея. Она спрятала ноги под платье, и сказала:

-- Немножко сыро ногам еще с непривычки. Мама бранится иногда, а я ни за что не хочу надеть башмаков. Так весело ходить босиком. И немножко стыдно. И это тоже весело и забавно. Такая мягкая земля под голыми ногами, такая нежная под ногами пыль.

-- А песок? -- спросил Он.

-- С непривычки немножко больно, -- сказала Она. -- Так щекочет. Но я непременно хочу, чтобы привыкнуть.

-- А зачем вам это? -- спросил Он.

Такой городской, так привыкший к асфальтам и камням столицы.

Она улыбалась и говорила:

-- Так. Так хочу. Люблю, люблю мою землю. Она темная и нежная, и суровая. Как мать, суровая и нежная. Лелеет, ласкает -- и не балует, и мучит иногда. И все, что от нее, радостно.

Он тихо сказал:

-- Да ведь от нее и смерть! Она сказала с восторгом:

-- Ах, все от нее радостно! Я такая городская, а здесь я точно нашла сама себя, и от радости и счастья словно пьянею. Так тороплюсь насытиться воздухом и светом, и так радостно погружаться в холодную воду в реке, и так весело приникнуть к земле обнаженными ногами. Так хочу быть радостною и простою, как девушка дикого племени где-нибудь на острове среди далекого океана.

Она замолчала. И ясное выражение счастья было на ее лице.

Он смотрел на Нее, любовался Ею. Она откинулась на спинку скамейки, мечтательно глядела прямо перед собою и из-под края ее платья опять стали видны положенные одна на другую легкие, тонкие стопы ее белых ног.

Он слегка дотронулся до ее рук, скрещенных на коленях, и тихо спросил:

-- Отчего же вы не хотели сегодня днем идти со мною гулять?

Она улыбнулась и тихо сказала:

-- Так.

-- А завтра пойдете? -- спросил Он.

-- Нет, еще не завтра, потом, -- сказала Она.

-- А почему не завтра? -- спрашивал Он.

С милым выражением откровенности Она говорила:

-- Мне еще пока стыдно, что у меня такие белые ноги. Глупые, бедные, белые ноги. И я жду, когда они хоть слегка покроются загаром. А надеть башмаки ни за что не хочу. Люблю мою землю.

И тихо повторяла Она:

-- Люблю мою темную землю. Люблю. Люблю.

Радостное волнение охватило Ее. Грудь ее дышала трепетно и неровно. Легкая дрожь пробегала по ее телу. С мечтательным восторгом смотрели во мглу ее черные глаза, и нежно-алые уста повторяли сладкое слово:

-- Люблю. Люблю.

Свирельнo звенящим звуком трепетало это вечно радостное слово, и каждый раз оно звучало все новым волнением и все иным, все более сладостным восторгом. И уже Она словно задыхалась от восторга и сладостной печали, и свирельными стонами и вздохами перемежалось вечно ликующее слово:

-- Люблю, ах, люблю!

Он подвинулся к Ней. Она доверчиво прижалась к Нему. Он смотрел на ее лицо. Оно было бледно. Из ее глаз текли слезы. Она плакала и улыбалась -- и слезы ее были слезы юного восторга и сладостной, вешней печали.

Он обнял Ее, и поцеловал ее нежную щеку, и повторял:

-- Милая, милая!

И ощущал трепет ее тела, и слышал ее замирающие стоны:

-- Люблю.

И тогда спросил:

-- А меня ты любишь?

-- Ах! -- воскликнула Она.

И вся занялась радостью, и задрожала, и целовала Его нежно, повторяя:

-- Люблю тебя, люблю!

И вдруг легким и быстрым движением Она освободилась из его объятий. Шепнула:

-- Милый, прощай! До завтра.

С тихим скрипом калитка раскрылась и опять закрылась. И уже Она в саду. В густой тени молчаливых деревьев слабо белеет ее платье. На темном и сыром песке дорожек мелькают ее белые босые ноги. И вот Она скрылась за поворотом дороги, там, где из-за деревьев едва виден огонь лампы на террасе.

Он долго стоял у калитки. Глядел на деревья в саду, которые осеняли Ее сегодня. Глядел на дорожки, хранящие следы ее милых ног. Мечтал о чем-то. Был счастлив и печален. И счастьем и печалью были напоены его мечты.

Потом привычным движением горожанина Он вынул из жилетного кармана часы, взглянул на них, подумал, что уже поздно, что уже пора спать и пошел домой. Закурил папиросу. Помахивал тросточкою.

Поля были туманны и теплы. На реке кто-то неуемно-шаловливый плескался струйками вечно бегущей воды.

Он тихо шел, о Ней мечтая. Каблуки его сапог мягко вдавливались в серую пыль проселка. Красный кончик его папироски чертил в мглистом воздухе неровный огненный путь.

Человеку в серой удобной и красивой одежде захотелось быть таким же, как Она, радостным и простодушным, -- но где же взять наивности и простоты?

У природы научиться?

Но природа молчала, и томилась вечным ожиданием того, кто должен прийти, и кто все еще не приходит.


III

Прошли дни. Был день ясный и знойный. Он и Она шли в полях. Он опять в том же светло-сером костюме и в соломенной шляпе. Она в легком белом платье. У Нее на голове пестрый шелковый платочек; босые ноги слегка загорели.

И опять радостный смех на ее алых губах, и восторг в черных глазах, и щеки рдеют. И говорят о чем-то -- не все ли равно о чем!

И опять вопрос:

-- Ты меня любишь?

И тот же все сладостный ответ:

-- Люблю тебя, люблю.

Она смеется, -- ясному небу, зеленым травам, тихо вьющемуся Ей навстречу ветру, птичкам и тучкам, всему, всему, и говорит -- и свирельно звонок ее легкий голос:

-- Люблю мою землю, и камешки, и серенькую пыль под моими ногами, и траву, и цветы полевые, кашки и ромашки. Смеется и говорит:

-- Милые кашки и ромашки, я вас люблю. А вы меня любите?

Зыбкий бежит по лугу ветер, и колышутся полевые цветочки, кивают ей глупыми своими головками.

-- Все тебя любит, -- говорит Он Ей. -- Ты идешь, как воздушная царица радостных стран, и земля приникла к твоим ногам, и лобзает их нежно.

Она смеется и сияет ликующею радостью, и идет среди трав и колосьев, как царица радостной страны, далекой. И зыбкий ветер целует ее ноги, и солнце, милое солнце ясного дня рассыпает у ее ног золото своих горячих лучей.

Потом... а не все ли равно, что потом было? Была жизнь, и события случались, и будут случаться. Дни за днями идут, и будут идти. В докучном шуме злых дней померкнет радостное сияние простодушной мечты, и ликованию безмятежной радости положен будет предел. Но что же такое! А все в памяти неизгладимы эти наивные часы, эти радостные встречи, и этот милый лепет мечты и счастья.

Счастья, творимого по воле.


Примерные вопросы:

  1. Какой теме посвящен рассказ писателя? Почему в нем не даны имена главных героев?

  2. Как бы вы могли охарактеризовать героев произведения?

  3. Какими ощущениями наполнены строки рассказа писателя-символиста?

  4. Как вы понимаете последние слова рассказа? Что значит «счастье, творимое по воле»?


Задание 2. На выставке «Литература и живопись» представлена картина В. Перова, репродукция которой дана ниже. Вам поручено написать короткий текст для аудиогида. Помогите посетителям разобраться, с каким (какими) произведением / -ями русской литературы может ассоциироваться эта картина, какие эпизоды из них могли послужить сюжетной основой полотна, какие герои и при помощи каких выразительных приёмов показаны художником. Постарайтесь рассказать о картине нескучно, живо, ваша задача – заинтересовать зрителя и дать ему ключи для понимания произведения. Примерный объем текста – 130–160 слов.







ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ

ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

возрастной группы (_10__класс) школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по литературе

2021/2022 учебный год

Критерии оценивания

Задание1:

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается

ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятёрка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют

условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

5. Общая языковая и речевая грамотность, точность формулировок (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также

орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и

понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от

чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по

этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5.


Итого: максимальный балл – 70


Задание 2.

1. Убедительно обоснованный выбор литературного произведения для написания статьи – до 2 баллов.

2. Опора на конкретные эпизоды литературного произведения, точность

характеристики деталей живописного изображения в их в соответствии с выбранным жанром – до 6 баллов.

3. Творческий подход, оригинальность мышления– до 3 баллов.

4. Композиционная стройность, логичность, речевая грамотность и выразительность текста, стилистическое соответствие поставленной задаче – до 4 баллов.

Максимальный балл: 15 баллов.


































ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ

ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

возрастной группы (_11__класс) школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по литературе

2021/2022 учебный год

Критерии оценивания

Задание1:

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается

ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятёрка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют

условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

5. Общая языковая и речевая грамотность, точность формулировок (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также

орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и

понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от

чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по

этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5.


Итого: максимальный балл – 70



Критерии оценивания задания 2:

В задании предложена картина «Старики родители на могиле сына» В. Перова (1874); её сюжет может быть соотнесен с «романом «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Если школьники предлагают иные

литературные аналогии и при этом убедительно их обосновывают, то ответы следует рассматривать и оценивать на общих основаниях.

1. Убедительно обоснованный выбор литературного произведения с указанием названия и автора – до 2 баллов.

2. Опора на конкретные эпизоды литературного произведения, точность

характеристики деталей живописного изображения в их соотнесённости с подробностями из литературного текста – до 6 баллов.

3. Фактическая точность предложенного описания (верно названные имена героев, место действия, детали литературного фона и т.п.) – до 3 баллов.

4. Композиционная стройность, логичность, речевая грамотность и выразительность текста для аудиогида, стилистическое соответствие поставленной задаче – до 4 баллов.


Максимальный балл: 15 баллов.