СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада предназначена для учащихся 5-6 классов на школьном этапе. Помогает выявить одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку»

Школьный тур олимпиады ( 5-6 класс)

Задания, оцениваемые в 3 балла

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Красивее, цемент, квартал, шарфы, кухонный, торты, краны, сливовый, перезвонит, ремень, договор, банты

Задание 2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) ясный 2) степь 3) лестница 4) бельё 5) ерш

Задание 3. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:

лопата, атлас, липа, канал, валик, соринка

Задание 4. Напишите шесть слов, состоящих исключительно из мягких согласных

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

Задание 5. Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

Задание 6. К данным существительным подберите имена прилагательные:

иваси, мозоль, Баку, тюль, шампунь, салями, пенальти, авеню, леди, жюри

Задание 7. Являются ли однокоренными слова слова добывать, забывать, побывать? Почему?

Задание 8. Определите исторический корень в следующих словах. Какой исторический процесс привел к современному строению данных слов.

Колесо, колея, калач, кольцо, около

Задание, оцениваемое в 8 баллов.

Задание 9. Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах. Расшифруйте их смысл: знать на ЯТЬ , Прописать ижицу, стоять фертом, сперва аз да буки, а потом и науки.

Задания, оцениваемые в 10 баллов

Задание 10. Как древнерусское слово ИСТЬБА «превратилось» в современную ИЗБУ? Составьте цепочку «превращений»

Задание 11. Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает её название?

Задание 12. Выделите исторический корень в словах польза, воздух.

Задание 13. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

Наб..р..жная, нав…л..чка, в…р…тник, в…р..та, заг…р..дный, д..р…вянный, з…л…той, ук…р…тить, об…р…на, уча…ствуешь, зап…вать в хоре, с…р…дина, ст…р….жить, п…л..тно, чу….ствуешь, ус…ная речь, на…пись, де….ство, ув…дающие растения, пос…деть от старости.

Задание 14. Какой частью речи могут быть слова : покрой, пила, стекло, печь. Составьте с каждым словом предложение и укажите часть речи.









Ключи

Задания, оцениваемые в 3 балла.

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

КрасИвее, цемЕнт, квартАл, шАрфы, кУхонный, тОрты, крАны, слИвовый, перезвонИт, ремЕнь, договОр, бАнты

4 слова- 1 балл, итого – 3 балла.

Задание 2. Бельё

Задание 3. Оплата, салат, пила, накал, вилка, росинка.

За каждое правильное слово – 0,5 балла. Итого – 3 балла

Задание 4. Например: деньги, кисель, метель, вещь, везде и др. За каждое правильное слово – 0.5 балла. Итого – 3 балла.

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

Задание 5. Да. Корень – град. Слово «город» первоначально значило «ограда, забор», затем – «огороженное место», потом- «город, крепость».

Задание 6. Вкусная иваси, больная мозоль, красивый Баку, белый тюль, хороший шампунь,

Вкусная салями, штрафной пенальти, широкая авеню, старая леди, справедливое жюри.

За 2 правильных словосочетания – 1 балл. Итого - 5 .

Задание 7. Нет, эти слова разнокорневые, т.к. они различны по своему строению и структуре

Задание 8. Эти слово образованы от слова коло. Исторический процесс- опрощение.

Задания, оцениваемые в 8 баллов

Задание 9. знать на ЯТЬ – знать хорошо, на отлично

Прописать ижицу- наказать, проучить

стоять фертом – стоять руки в боки.

сперва аз да буки, а потом и науки – сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.

За каждое правильное объяснение 2 балла. Итого – 8 б.

Задания, оцениваемые в 10 баллов

Задание 10. ИСТЪБА – падение редуцированного Ъ привело к написанию ИСТБА. Звонкий согласный [ Б] повлиял на предшествующую группу согласных и появилось слово – ИЗДБА. Затем произошло упрощение согласных – ИЗБА

Задание 11. Ответ в истории языка. Черндование полногласия и неполногласия в корне слова: Смородина –Смрадная.

Задание 12. Польза – ранее выделялся корень – льз-.

Все слово корень . Ранее выделялась приставка воз-

Задание 13. НабЕрЕжная, навОлОчка, вОрОтник, вОрОта, загОр.Одный, д.ЕрЕвянный, зОлОтой, укОрОтить, обОрОна, участвуешь, запЕвать в хоре, сЕрЕдина, стОрОжить, пОл.Отно, чуВствуешь, усТная речь, наДпись, деТство, увЯдающие растения, посЕдеть от старости.

По 0,5 за верно написанное слово. Итого 10 б.

Задание 14. Именами существительными и глаголами. За правильное объяснение – 2 балла и за каждое правильно составленное словосочетание по 2 балла. Итого – 10б.

Всего – 90 баллов