СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадная школа. Курс: «Анализ художественного произведения. Авторская сказка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была использована для подготовки детей к решению олимпиадных задач. Курс основан на реальных заданиях олимпиады 2016 года.

В качестве дополнительного материала рекомендую использовать песню "Сказка за сказкой", сборники авторских и народных сказок. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадная школа. Курс: «Анализ художественного произведения. Авторская сказка»»

Олимпиадная школа КГАОУ «КЦО» Время проведения: Каникулы Особенность: работа с одаренными детьми (внеурочная деятельность) Проект Мальцевой Т.В, учителя русского языка и литературы КГАОУ «КЦО» 2017 г

Олимпиадная школа КГАОУ «КЦО»

Время проведения: Каникулы

Особенность: работа с одаренными детьми (внеурочная деятельность)

Проект Мальцевой Т.В,

учителя русского языка и литературы

КГАОУ «КЦО»

2017 г

Курс: «Анализ художественного произведения. Авторская сказка» Для олимпиадной школы КГАОУ «Краевой центр образования» (Хабаровск)  в период осенних каникул 31.10-03.11.2016 г. Русский язык 5-7 класс (6 часов) Учитель: Мальцева Татьяна Владимировна

Курс: «Анализ художественного произведения. Авторская сказка»

Для олимпиадной школы КГАОУ «Краевой центр образования» (Хабаровск)

в период осенних каникул 31.10-03.11.2016 г.

Русский язык 5-7 класс (6 часов)

Учитель: Мальцева Татьяна Владимировна

Цель: Написать авторскую сказку на основе имеющегося сюжета. Задача: Произвести анализ сюжетных линий волшебных сказок, выявить особенности жанра. Сопоставить авторские и народные сказки, выявить сходства и отличия. Предоставить условия для реализации творческих способностей учащихся

Цель:

  • Написать авторскую сказку на основе имеющегося сюжета.

Задача:

  • Произвести анализ сюжетных линий волшебных сказок, выявить особенности жанра.
  • Сопоставить авторские и народные сказки, выявить сходства и отличия.
  • Предоставить условия для реализации творческих способностей учащихся
Оборудование и материалы Сборники волшебных сказок авторских и народных. Презентация Аудио-видеоряд песни «Сказка» Раздаточный материал (Тексты сказок о золотой рыбке)

Оборудование и материалы

  • Сборники волшебных сказок авторских и народных.
  • Презентация
  • Аудио-видеоряд песни «Сказка»
  • Раздаточный материал (Тексты сказок о золотой рыбке)
План работы 1-го дня: Исследовательский проект: «Сказка: особенности жанра» Сравнительный анализ сказок авторских и народных Выполнение олимпиадного задания

План работы 1-го дня:

  • Исследовательский проект: «Сказка: особенности жанра»
  • Сравнительный анализ сказок авторских и народных
  • Выполнение олимпиадного задания

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 6 классы

Школьный этап

Время выполнения – 90 минут

Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!

Дерзай, мысли, твори!

  (…)  

Задание № 2. Представьте, что вам поручили составить терминологический словарь «Изобразительно-выразительные средства поэтического языка» для учеников младших классов. Назовите 10 терминов. Дайте определение каждому из них, по возможности приведите примеры.

(20 баллов: по два балла за правильное определение термина и пример).

 

Задание № 3. Прочитайте русскую народную сказку:

Мужик и чёрт

В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и кричит:

- Год года хуже! Год года хуже!

Надоело это мужику - он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.

Вот наступила полночь, выходит из воды чёрт. Сел на берег, поджал под себя ноги и ну кричать:

- Год года хуже! Год года хуже!

А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной чёрта по затылку, тот только и крикнул:

- Хуже не будет!

И скрылся в воде.

Больше с той поры чёрт не выходил на берег.

(Из сборника В.Н.Серебренникова)

 

Выполните следующие задания:

Кратко перечислите особенности сказки, которые говорят о том, что это фольклорная, народная сказка, а не литературная, авторская.

Перепишите сказку таким образом, чтобы она приобрела черты литературной - к примеру, стала вашей собственной литературной обработкой народной сказки.

 

(4 балла - за первое правильно выполненное задание; 16 баллов - за второе задание).

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  5 - 6 классы Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов! Дерзай, мысли, твори!  

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 6 классы

Дорогой друг!

Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников!

Желаем тебе творческих успехов!

Дерзай, мысли, твори!

 

Вспомним, что такое сказка

Вспомним, что такое сказка

Сказка — устный рассказ о вымышленных событиях.

Сказка — устный рассказ о вымышленных событиях.

Сказка — это произведение о вымышленных героях с участием фантастических сил; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле.

Сказка — это произведение о вымышленных героях с участием фантастических сил; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле.

Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Виды сказок:

  • волшебные,
  • бытовые,
  • о животных.
Задание 1: Найти и записать черты волшебной сказки. В помощь – песня!

Задание 1:

  • Найти и записать черты волшебной сказки.

В помощь – песня!

Анализ песни «Сказка за сказкой»

Анализ песни «Сказка за сказкой»

Основные признаки волшебной сказки Особая композиция Испытания Чудесные превращения Троекратный повтор Положительные и отрицательные герои Помощники, волшебные предметы Волшебные цифры и слова «Сказочный» язык Добро побеждает зло

Основные признаки волшебной сказки

  • Особая композиция
  • Испытания
  • Чудесные превращения
  • Троекратный повтор
  • Положительные и отрицательные герои
  • Помощники, волшебные предметы
  • Волшебные цифры и слова
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло
Задание 2: Вспомним композицию волшебной  сказки. В помощь – сборники сказок!

Задание 2:

  • Вспомним композицию волшебной сказки.

В помощь – сборники сказок!

Композиция волшебной сказки зачин события события завязка кульминация развязка концовка Начинается волшебная сказка с того, что главный герой уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Поиски, сражения – всё, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире: подземном, подводном, далёком тридесятом царстве-государстве.

Композиция волшебной сказки

зачин

события

события

завязка

кульминация

развязка

концовка

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Поиски, сражения – всё, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире: подземном, подводном, далёком тридесятом царстве-государстве.

Задание 3: Найти зачин в русской народной сказке и сказке авторской. Сравнить.  Примечания: В качестве рабочего материала сборники сказок из библиотеки КЦО и любимые сборники детей. если не назовут спонтанно, помочь с ответом (слайды-заготовки).

Задание 3:

  • Найти зачин в русской народной сказке и сказке авторской. Сравнить.

Примечания:

  • В качестве рабочего материала сборники сказок из библиотеки КЦО и любимые сборники детей.
  • если не назовут спонтанно, помочь с ответом (слайды-заготовки).
Начало в русских народных сказках. ЗАЧИН В русской волшебной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора. Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...», или проще: «Жили-были...»   Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «И стали они жить-поживать и добра наживать». В сказке, как и в других фольклорных жанрах, много постоянных эпитетов: лес – всегда дремучий, молодец – добрый, трава – шелкОвая, луга – зелёные.  

Начало в русских народных сказках. ЗАЧИН

В русской волшебной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора. Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...», или проще: «Жили-были...»

 

Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «И стали они жить-поживать и добра наживать».

В сказке, как и в других фольклорных жанрах, много постоянных эпитетов: лес – всегда дремучий, молодец – добрый, трава – шелкОвая, луга – зелёные.

 

Начало в авторских сказках. ЗАЧИН В русской волшебной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора. Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...», или проще: «Жили-были...»   Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «И стали они жить-поживать и добра наживать». В сказке, как и в других фольклорных жанрах, много постоянных эпитетов: лес – всегда дремучий, молодец – добрый, трава – шелкОвая, луга – зелёные.  

Начало в авторских сказках. ЗАЧИН

В русской волшебной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора. Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...», или проще: «Жили-были...»

 

Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «И стали они жить-поживать и добра наживать».

В сказке, как и в других фольклорных жанрах, много постоянных эпитетов: лес – всегда дремучий, молодец – добрый, трава – шелкОвая, луга – зелёные.

 

Чем отличаются? Записываем первые отличия

Чем отличаются?

Записываем первые отличия

Задание 4: Рассмотрим сюжетные линии сказок. (на основе сборников сказок). Примечание: если не назовут спонтанно, помочь с ответом (слайды-заготовки).

Задание 4:

  • Рассмотрим сюжетные линии сказок.

(на основе сборников сказок).

Примечание: если не назовут спонтанно, помочь с ответом (слайды-заготовки).

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения  Поиск спасительной магии Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Добрые герои  борются со злыми  Спасение  Герою приходят на помощь Герой возвращается домой с наградой

Сюжет волшебных сказок

Исходное существование

запрета

Герои нарушают

запрет

Последствия нарушения

Поиск спасительной магии

Герои уходят из дома, чтобы всё исправить

Добрые герои

борются со злыми

Спасение

Герою приходят на помощь

Герой возвращается домой с наградой

Задание 5: Можем ли мы найти общие черты в сюжетах сказок? Сможем ли мы классифицировать сказки? Почему?

Задание 5:

  • Можем ли мы найти общие черты в сюжетах сказок?
  • Сможем ли мы классифицировать сказки? Почему?
Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо -Юдо и т.д. Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир.

Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо -Юдо и т.д.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир.

Помощники положительных героев

Помощники положительных героев

Испытание Чтобы получить желаемое, герой волшебной сказки проходит испытания, совершает подвиги. Это связано с древним обрядом посвящения мальчиков в мужчины. Юноши должны были доказать, что они усвоили мудрость старших, что они достойные воины и охотники, после чего молодые люди считались взрослыми. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в ловкости, смекалке и силе.

Испытание

  • Чтобы получить желаемое, герой волшебной сказки проходит испытания, совершает подвиги.

Это связано с древним обрядом посвящения мальчиков в мужчины.

Юноши должны были доказать, что они усвоили мудрость старших, что они достойные воины и охотники, после чего молодые люди считались взрослыми. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в ловкости, смекалке и силе.

Задание 7: Выбрать 1 волшебную сказку из сборника. С какой целью герой совершает подвиги? Проходит испытания?

Задание 7:

  • Выбрать 1 волшебную сказку из сборника.
  • С какой целью герой совершает подвиги? Проходит испытания?
Целеполагание героев ЦЕЛЬ ДЛЯ СЕБЯ ЦЕЛЬ ДЛЯ ДРУГИХ; ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ЦЕЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ; ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ «ПЛЮС» (что-то хорошее, чего раньше не было, например, невесту) ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НОВОГО «МИНУСА» ЦЕЛИ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ (от чего-то дурного, чего раньше не было, например, надо найти невесту, унесенную Кощеем). (когда надо удовлетворить сразу несколько несовместимым требованиям). ЦЕЛИ БЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ (захотел - и добился).

Целеполагание героев

ЦЕЛЬ ДЛЯ СЕБЯ

ЦЕЛЬ ДЛЯ ДРУГИХ;

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ЦЕЛИ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ;

ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ «ПЛЮС»

(что-то хорошее, чего раньше не было, например, невесту)

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НОВОГО «МИНУСА»

ЦЕЛИ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ

(от чего-то дурного, чего раньше не было, например, надо найти невесту, унесенную Кощеем).

(когда надо удовлетворить сразу несколько несовместимым требованиям).

ЦЕЛИ БЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ

(захотел - и добился).

Задание 8: Найти выбранной сказке средства художественной выразительности. Что вы нашли?

Задание 8:

  • Найти выбранной сказке средства художественной выразительности.
  • Что вы нашли?
Постоянные эпитеты: дремучий лес, красна девица, добрый молодец, серый волк.

Постоянные эпитеты:

  • дремучий лес,
  • красна девица,
  • добрый молодец,
  • серый волк.
Гипербола Приведите пример сами

Гипербола

  • Приведите пример сами
Синонимы Не бросай меня , товарищ , друг , не покинь. Сравнение (творительный) Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .

Синонимы

  • Не бросай меня , товарищ , друг , не покинь.

Сравнение (творительный)

  • Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .
Антитеза — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Антитеза — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Повторение. Тропы

Метафора

– перенос значения слова по сходству

Антитеза

Ваши примеры:

- риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Олицетворение

– уподобление какого-либо предмета или явления живому существу

Сравнение

– сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)

Эпитет

Аллегория

– использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность

– выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах

Гипербола

- преувеличение размеров, силы, красоты описываемого

Литота

- преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого

Ирония

- употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Метонимия

- замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)

Синекдоха

- употребление названия части вместо целого и наоборот

Какие еще особенности сказочного языка отметите?

Какие еще особенности сказочного языка отметите?

Закон троичности Число «три» со времён глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число, кратное трём). Все сказочные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот приём не только усиливает напряжение, но и придаёт сказке композиционную стройность, строгость.

Закон троичности

Число «три» со времён глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число, кратное трём). Все сказочные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот приём не только усиливает напряжение, но и придаёт сказке композиционную стройность, строгость.

Волшебное число 7 7 цветов радуги, 7 дней в неделе, 7 основных нот, 7 дней потребовалось для сотворения мира, 7 органов для восприятия человеком окружающего мира, 7 чудес света… Число 7 является волшебным и оказывает положительное влияние –на жизнь людей и окружающий мир. Число «три» со времён глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число, кратное трём). Все сказочные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот приём не только усиливает напряжение, но и придаёт сказке композиционную стройность, строгость.

Волшебное число 7

7 цветов радуги,

7 дней в неделе,

7 основных нот,

7 дней потребовалось для сотворения мира,

7 органов для восприятия человеком окружающего мира,

7 чудес света…

Число 7 является волшебным и оказывает положительное влияние –на жизнь людей и окружающий мир.

Число «три» со времён глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число, кратное трём). Все сказочные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот приём не только усиливает напряжение, но и придаёт сказке композиционную стройность, строгость.

Присказки «Было это дело на море, на окияне. На острове Кидане стоит древо — золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт — песню поёт, а вниз идёт — сказки сказывает».  Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - короткие шуточные зачины, часто стихотворные: «Было это дело на море, на окияне. На острове Кидане стоит древо – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт – песню поёт, а вниз идёт – сказки сказывает».  

Присказки

«Было это дело на море, на окияне. На острове Кидане стоит древо — золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт — песню поёт, а вниз идёт — сказки сказывает».

Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - короткие шуточные зачины, часто стихотворные: «Было это дело на море, на окияне. На острове Кидане стоит древо – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт – песню поёт, а вниз идёт – сказки сказывает».

 

Рифма  Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - короткие шуточные зачины, часто стихотворные: «Было это дело на море, на окияне. На острове Кидане стоит древо – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт – песню поёт, а вниз идёт – сказки сказывает».  

Рифма

Что написано на роду, то быть сужено тому.

Кощей сидит за столом, пишет пером

Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - короткие шуточные зачины, часто стихотворные: «Было это дело на море, на окияне. На острове Кидане стоит древо – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт – песню поёт, а вниз идёт – сказки сказывает».

 

Задание 9: Сравним сказку авторскую и народную (раздать материал)

Задание 9:

  • Сравним сказку авторскую и народную (раздать материал)
Сказка о рыбаке и рыбке Аналоги: Сказка о рыбе Камбале … .

Сказка о рыбаке и рыбке

  • Аналоги:

Сказка о рыбе Камбале

… .

Возможные выводы: Из работы ученика: Художественные средства в народной сказке используются редко. Эпитетов мало, олицетворения нет, из-за этого красочность истории пропадает и в памяти надолго не остается. В народной сказке отсутствуют повторы, опираясь на это можно предположить, что в сказках такого происхождения некоторые художественные средства убирались или встречались очень редко. В авторской сказке часто есть личное отношение писателя к происходящему.

Возможные выводы:

Из работы ученика:

Художественные средства в народной сказке используются редко. Эпитетов мало, олицетворения нет, из-за этого красочность истории пропадает и в памяти надолго не остается.

В народной сказке отсутствуют повторы, опираясь на это можно предположить, что в сказках такого происхождения некоторые художественные средства убирались или встречались очень редко.

В авторской сказке часто есть личное отношение писателя к происходящему.

Чем отличается литературная сказка от народной сказки?

Примерный ответ:

Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия.

Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений.

Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.

Народные сказки – древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.

В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Жанровая особенность литературной сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже повести. Примером могут служить произведения русских писателей А. Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда, С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.

Разница между литературной и народной сказкой

Литературная сказка

Авторское произведение

Жанр

Народная сказка

Жанр художественной литературы

Результат коллективного творчества

Сюжетная линия

Один из фольклорных жанров, в основе которого пересказ

Свободный сюжет, придуманный автором

Система образов

Сюжет подчинен определенной схеме, которой придерживается рассказчик

Произвольна

Нравственная и моральная основа

Обусловлена традициям и представлениям о добрых и злых силах

Продолжает национальные традиции, но является плодом авторского воображения

Отражает глубинный пласт коллективного сознания

  • Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.
  • Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный пересказ.
  • Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
  • Система образов в литературной сказке произвольна, в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
  • Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.

Пишем сказку: Мужик и чёрт В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и кричит:  - Год года хуже! Год года хуже!  Надоело это мужику - он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.  Вот наступила полночь, выходит из воды чёрт. Сел на берег, поджал под себя ноги и ну кричать:  - Год года хуже! Год года хуже!  А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной чёрта по затылку, тот только и крикнул:  - Хуже не будет!  И скрылся в воде.  Больше с той поры чёрт не выходил на берег.  (Из сборника В.Н.Серебренникова)

Пишем сказку: Мужик и чёрт

В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и кричит:

- Год года хуже! Год года хуже!

Надоело это мужику - он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.

Вот наступила полночь, выходит из воды чёрт. Сел на берег, поджал под себя ноги и ну кричать:

- Год года хуже! Год года хуже!

А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной чёрта по затылку, тот только и крикнул:

- Хуже не будет!

И скрылся в воде.

Больше с той поры чёрт не выходил на берег.

(Из сборника В.Н.Серебренникова)

У нас всё получится!

У нас всё получится!