4 класс Олимпиадные задания по природоведению
Задание 1 (6 баллов)
К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Выбери номер этого ответа.
Самая маленькая планета земной группы:
а) Марс; б) Земля; в) Венера; г) Меркурий.
Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
а) Земля; б) Венера; в) Марс; г) Меркурий.
Спутники имеют:
а) Меркурий и Венера; б) Земля и Марс; в) Меркурий и Земля; г) Венера и Марс.
4) Как звали летчика-космонавта, который впервые облетел Землю на пилотируемом космическом корабле.
а) Владимир Титов; б) Юрий Гагарин; в) Алексей Леонов; г) Павел Беляев.
Самая большая планета Солнечной системы – это:
а) Нептун; б) Сатурн; в) Юпитер; г) Уран.
6) Как называется воздушная оболочка Земли, которая защищает её от губительных космических лучей.
а) Атмосфера; б) биосфера; в) литосфера; г) гидросфера.
Задание 2
(6 баллов) Закончи высказывания. Звёзды – это светящиеся раскалённые газовые ______________. Звёзды сами излучают __________ и тепло. Группы звёзд на небе люди объединили в _________________. Солнце – одна из звёзд космоса. Это _________________ к Земле звезда. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за _______________, а вокруг своей оси за _______________.
Задание 3 (3 балла)
Дай определения:
Глобус – это _____________________________________________________________.
С помощью компаса ______________________________________________________.
Карта – это ______________________________________________________________.
Задание 4 (12 баллов)
Распредели растения по ярусам, записывая их номера.
Деревья: _____________________.
Кустарники: _____________________.
Травянистые растения: ___________________.
1 - сосна 5 - ковыль 9 - смородина
2 - чистотел 6 - сирень 10 - орешник
3 - ель 7 - ландыш 11 - берёза
4 - ежевика 8 - дуб 12 – ромашка
Задание 5 (1 балл)
В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную.
Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая? Запиши ответ.
____________________________________________________________________________________
Задание 6 (7 баллов)
Собери из букв 7 названий больших рек Украины (буквы можно использовать несколько раз).
Ю Г Д И Р У Н Б Л Ь Е А С Й П Т Ы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
Задание 7 (5 баллов)
Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:
Лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж.
Лист, почва, стебель, плод, корень.
Гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.
Снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка.
Гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ.
Задание 8 (5 баллов)
Назови каждую группу обобщённым понятием.
Анды, Альпы, Карпаты, Гималаи — _____________________.
Гренландия, Исландия, Мадагаскар, Тасмания — ____________________.
Приазовская, Подольская, Приднепровская, Донецкая — ___________________.
Гоби, Каракумы, Калахари, Сахара — ______________________.
Чёрное, Средиземное, Азовское, Японское — _________________.
Задание 9 (2 балла)
В природе всё связано невидимыми ниточками. Составь из указанных объектов две цепочки.
Ёж Короед Опавшие листья
Ель Дятел Дождевой червь
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 10 (13 баллов)
Прочитай рассказ и укажи (подчеркни), какие ошибки совершили школьники.
Воскресенье в лесу
(Экологический рассказ)
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент
заболела учительница Наталья Ивановна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес—мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы— белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школьный живой уголок.
Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек проползла змея. «Это гадюка!» — закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка,—тихо сказала Маша, — это уж». «Все равно — гадина!» — ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Всего возможных баллов - 60 Тебе удалось набрать - ______ баллов