СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олонецкая роспись. Символы и мотивы.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коловангина Л.С., обучающаяся 6 класса

Научный руководитель – учитель изобразительного искусства МОУ«Архангельская средняя общеобразовательная школа» Каргопольского района

Гаревских Л. В.

Олонецкая роспись.

Место возникновения. Символы и мотивы.

     В Архангельской области, Каргопольского района есть село, расположенное на берегу Онеги с многоговорящим названием – Архангело. Здесь еще сохранился особенный, деревенский, уходящий в глубь веков и уже почти забытый в наше время, уклад жизни. Величественный северный пейзаж с видами старых деревянных церквей и часовен, чудом уцелевших от беспощадного времени, северные избы, как свидетели былой деревенской жизни.

   С недавнего времени в нашем селе началось возрождение культового деревянного зодчества, строительство деревянной церкви. К нам все чаще стали приезжать архитекторы, реставраторы, студенты архитектурных вузов и училищ, чтоб постигать азы уже забытого северного деревянного строительства. Но не только зодчеством славен наш северный край, но и народными промыслами, что делает его поистине сокровищницей русской культуры. Очень важно для нашего нового поколения не забывать те культурные ценности, которые нам бережно передали и сохранили наши предки.

      В деревне Архангело Каргопольского района, где находится наша школа, есть старые дома, снаружи украшенные  интересной росписью. Вместе с учителем изоискусства Гаревских Любовь Валерьевной мы заинтересовались, как называется эта роспись и зачем ей украшали пространство под крышей  домов и,  почему художник нарисовал такой мотив, как вазу с цветами? Мы узнали автора одной из росписей, его звали Едакин Николай Григорьевич,  его правнук сейчас учится в седьмом классе нашей школы. Так же мы обратили внимание, что часто пространство под крышей у многих домов еще украшалось и вырезанным из дерева солнцем. Меня заинтересовало, почему люди украшали свои дома определенного типа  рисунками и с чем это связано.

     Основная цель нашего исследования - это привлечение взрослых и детей к изучению народного искусства Русского Севера, как  к жемчужине в венце самоцветов народной культуры России.

Задачи, вставшие перед нами следующие:

  • определить тип  росписи;
  • узнать место возникновения данного вида народной росписи;
  • изучить мотивы и символы олонецкой росписи и их толкование;
  • знакомство с простейшими элементами росписи;
  • привлечение взрослых и детей к изучению народного искусства Русского Севера.

Объект изучения: олонецкая роспись или есть еще одно название онежская.

Предмет: изучение техники росписи, символов-мотивов.

Теоретическая значимость работы:  изучение народного искусства родного края.

Практическая значимость работы: изучение техники росписи, основных элементов.

     Воспользовавшись Интернет-ресурсами, я узнала, что увиденные нами росписи в большей степени относятся к «Северно-русским крестьянским росписям. Они появились в середине XVIII и существовали до XX века.  В этот период на Русском Севере сформировались два типа росписей: свободно-кистевые и графические…Все свободно-кистевые росписи объединяет практически единственный мотив — различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону. Свободно - кистевые росписи были распространены в верховьях Северной Двины (бассейны рек: Кокшеньга, Устья, Вага); на северо-западе—бассейны рек Онеги и Онежского озера.» [1] Роспись, которая нас заинтересовала, относится к типу свободно-кистевых. Имеет название Олонецкой. По названию «Олонецкая губерния, в которую (с 1784 по 1914 г) входил и Каргопольский уезд»  [2]

      Чаще всего свободно-кистевой росписью украшали прялки, свесы кровли и фасады жилища, перегородки и двери в интерьере, избы, мебель, сундуки, дуги, сани. Часто роспись сочеталась с резьбой по дереву. Нам стало интересно, какие известные художники  занимались украшением всех этих предметов? Мы узнали, что наиболее известные художники жили  в селе Конево, Ошевенске. Имена  известных художников где-либо упоминавшихся из села Архангело, к сожалению, нам  узнать не удалось. «Крестьянские художники работали не только дома, но и ходили по деревням в поисках заказов.  Так, братья Таракановы и художники Семьины из Малого Конева расписывали дома и прялки в Кенозерье и других местах». [3]   « Построить дом на Севере мог каждый крестьянин, но расписать или, как говорили раньше, «расцветить» его были способны только специальные мастера. Роспись свидетельствовала об известном достатке хозяина и служила предметом его особой гордости. В конце XIX — начале XX века в Ошевенске «расцвечивали» дома местные живописцы И. К. Новожилов, И. В. Дружинин.» [4]   

     Самое известное изображение в росписи – это букет, состоящий из роз, колокольчиков, ягод, яблок и винограда в вазе или горшке.  «Букет с цветами или вазон с цветами символизирует «древо жизни», «семейное древо». Цветы на дереве символизировали также взрослое поколение, а бутоны - детей.  Ветвь с цветами и плодами–символ изобилия, достатка; лучистый цветок– символ солнца, оберегающий символ (солярный знак)». [5]   «Народный идеал счастливой, привольной жизни раскрывался в образе не  небесного, а реального, земного рая, поэтическим олицетворением которого является изображение бутонов и цветов, цветущих ветвей, букетов, вазонов, винограда и птиц на ветвях.  Композиции с цветущими деревьями и цветами воспринимались как символ прекрасной земли, дарованной людям для жизни привольной и счастливой.» [там же 5] 

    « Особенностью  кистевой  росписи  является прием выполнения орнамента кистью от руки без предварительного рисунка. Ведущая роль отводится цветному фону, чаще всего красно-коричневому или зелёному, реже голубому и жёлтому, который позволяет достигнуть особой звучности росписи при небольшой яркости отдельных красок. В связи с тем, что в олонецкой росписи фон всегда цветной, мастера работали крупными сочными мазками с применением только белильных “оживок”… Основной инструмент–кисти: крупные, плоские и круглые, беличьи или колонковые. Осваивая роспись, вначале изучают  приёмы работы с кистью такие, как « подмалевок», «травяной мазок», «изгибающийся мазок». [6] 

     Техника живописной олонецкой росписи отличается простотой. Образ распускающегося дерева, наряду с солярным изображением  резного солнца всегда занимал в народном искусстве центральное место. Имея прообразом землю и небо, этот мотив был связан с древними символами плодородия, изобилия и прочно вошёл в народное искусство. С культом растительности, отразившемся на народном творчестве, издавна было связано украшение дома, одежды крестьянина. Человек, в стремлении к искусству, становился мастером и только перед ним вставала тайна художества.

Работая над исследовательской работой по данной теме я:

•определила тип увиденной росписи;

•узнала место возникновения данного вида народной росписи ;

•изучила мотивы и символы олонецкой росписи и их толкование ;

•ознакомилась с простейшими элементами росписи ;

•и пришла к выводу, что тему онежской росписи можно еще разрабатывать и изучать ;

 

 

Библиографический список.

Ссылки на электронные ресурсы

1.    [Электронный ресурс]. URL: arhmuseum.ru›index.php… (дата обращения: 12.02.2013).

2.     [Электронный ресурс]. URL: ckit.ru›maps/04-arh-olon.htm (дата обращения: 12.02.2013).

3.     [Электронный ресурс]. URL: cultnord.ru›Narodnye_rospisi_Russkogo_Severa.html (дата обращения: 12.02.2013).

4. [Электронный ресурс]. URL: kenozerje.17-71.com›perm-nordhouse.htm (дата обращения: 18.01.2014). Пермиловская А.Б. - АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ДОМА (на примере района Каргополье-Онега) (из книги "Крестьянский дом в культуре Русского Севера")

5.  [Электронный ресурс]. URL: харовчане.рф›Блоги›…-kistevyh-rospisei.html   (дата обращения: 12.02.2013).

6. [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru›articles/597639/   (дата обращения: 12.02.2013).