Олонхо – уолбат ойбон
Уйгурова Раиса Иннокентьевна ,
А.Г. Кудрин-Абаҕыыныскай аатынан Абаҕа орто оскуолатын учуутала
Педагогическая ситуация
- Язык в современном мире – сложный и многообразный организм, в котором элементы литературного языка уживаются с просторечием и жаргоном, диалектами и заимствованиями. Это относится к любому языку и, в частности, к языку народа саха. В данное время ситуация такова, что процесс глобализации сказывается на целостности языка, порождая унификацию и интеграцию. Средства массовой информации, социальные сети формируют у детей новые речевые привычки, воздействуют на отношение детей к родной речи и речевой культуре вообще. Между тем, родной язык - это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, передающее особые реалии жизни народа. Вместе с утратой родного языка утрачиваются нравственные ориентиры народа, его самобытность. Однако язык нельзя сохранить насильственным путем, его можно сохранить, если представители этноса любят родной язык, говорят на нем, гордятся им. Решение имеющейся проблемы вижу в изучении олонхо – кладези мудрости народа саха.
Олонхо
В древности народ саха любил упражняться в красноречии и ораторском искусстве, создавая высочайшие образцы устной народной поэзии, начиная от скороговорок-чабыргах и заканчивая эпической поэмой-олонхо, в которой особенно ярко проявлялось поэтическое, словесное и музыкальное искусство в прошлом бесписьменного народа.
Олонхо – это героическое сказание о подвигах древних богатырей, родоначальниках и защитниках племени. Термин «олоҥхо» обозначает и общее жанровое понятие якутского героического эпоса и название отдельных сказаний - стихотворных произведений от десяти до пятидесяти тысяч строк.
Олонхо – это уникальный феномен концентрации генетической памяти, философии, мировоззрения, языка, народной поэзии, музыкальной культуры, песенной традиции, религиозных представлений, обрядов и обычаев, сохранивший на протяжении столетий этническую и культурную идентичность народа саха.
Язык и стиль олонхо представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи.
Якутский героический эпос олонхо, получив международный статус шедевра ЮНЕСКО 25 ноября 2005 г., вошел в Репрезентативный список мировых шедевров в 2009 г., приумножив мировую культурную сокровищницу.
Цель:
привитие детям интереса к языку и традициям своего народа путем погружения в мир олонхо.
Задачи:
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать развитию у учащихся навыков исследовательской, практической работы в изучении олонхо.
Положение о проведении Дня Олонхо
- Мероприятие проводится с 2011 года ежегодно в День Олонхо - 25 ноября (или близкий к этому рабочий день по календарю) в МБОУ «Абагинская СОШ им. А.Г. Кудрина-Абагинского» (опорная школа по преподаванию якутского языка, литературы, культуры).
- В мероприятии принимают участие учителя и учащиеся 1-11 классов общеобразовательных школ Олекминского района, воспитанники и воспитатели ДОУ, родители, общественность.
- Для проведения мастер-классов приглашаются исполнители олонхо, мастера народных промыслов, работники культуры.
- Одновременно проводятся несколько различных мероприятий на различных площадках – «тюсюлгэ», в зависимости от программы Дня. Участники мероприятия могут посещать и принять участие в различных «тюсюлгэ», перемещаясь по своему желанию.
- Каждое мероприятие «тюсюлгэ» проводится в соответствии с принятым Положением о его проведении.
. «Олоҥхо түһүлгэтин түстээһин» -открытие праздника Олонхо. Спектакль-олонхо в постановке учащихся ОУ района – победителей районного смотра;
. «Олонхо дойдутун оҕолоро» («Дети Страны Олонхо») – интеллектуальная игра для учащихся начальных классов;
Научно-практическая конференция «В мире Олонхо»
«Сахам мааны сандалыта» («Праздничное угощение») – дегустация национальных блюд
«Олоҥхо дойдутун оһуора-мандара» («Узоры моего народа») – выставка прикладного творчества, мастер-класс по национальному шитью, по изготовлению хомуса, изготовлению изделий из конского волоса
«Дьүрүлгэн» – мастер-класс по исполнению олонхо, игре на хомусе, запевал кругового танца осуохай
«Олоҥхо оонньуута» («Игры олонхо») – соревнования по национальным настольным играм «хабылык», «хаамыска»;
«Сонордьуттар» («Следопыты»)- мастер-класс для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, соревнования между воспитанниками ДОУ и учащимися начальных классов по интеллектуальной игре «Сонор» («Следопыт»)
«Айыы Кэрэ Куота», «Үрүҥ Уолан» - конкурсы для девушек и юношей .
– 9 тюсюлгэ
Олонхо
Рабочие площадки
7
- Новизна данного комплекса мероприятий состоит в том, что впервые в рамках одного дня воедино собраны различные мероприятия, создающие условия для погружения детей в мир родного языка и национальной культуры.
- При проведении данного комплекса мероприятий применяются разнообразные технологии, методы, приемы обучения и формы работы (проблемное, практико-ориентированное обучение, проектный метод, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм и т. д.), обеспечивающие активную деятельность обучающихся. Погружаясь в мир олонхо, дети становятся не только зрителями, но и принимают непосредственное участие, перенимая опыт, знания предыдущих поколений, черпая из неиссякаемого источника олонхо.
Данную педагогическую практику можно широко применять другим педагогам как в Республике Саха, так и за ее пределами, в других регионах России, поскольку у каждого народа свой эпос, который является для него неисчерпаемой кладезью народной мудрости, красивой и образной родной речи.
Учащиеся и учителя Абагинской СОШ после спектакля-олонхо
«Бусхаа Боотур».Фото с сайта МБОУ «Абагинская СОШ»
Спасибо за внимание
Дипломы, сертификаты для участников Дня Олонхо. Автор –Р.И.Уйгурова
В презентации использованы иллюстрации из книги олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», «Вестника СВФУ». №3, 2018 г.