СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Омонимы. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы (УМК М.М.Разумовской)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  у  учащихся к  структурированию  и  систематизации  изученного  материала  по  теме  "Лексикология:  слово  и  его  лексическое  значение",  построения  и  реализации  новых  знаний,  формирование  деятельностных  способностей:  решение  лингвистических  задач,  работа  в  парах.

Просмотр содержимого документа
«Омонимы. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы (УМК М.М.Разумовской)»

Урок 9.

Тема: Омонимы. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Цели:

  • Знать определение омонимы, виды омонимов (ознакомительно);

о различии между омонимами и многозначными словами;

об отражении омонимов в толковом словаре;

о роли использования омонимов в речи;

  • Уметь находить омонимы в тексте и в толковом словаре;

отличать омонимы от многозначных слов;

  • Развивать логическое мышление, языковую память,

умение обобщать и классифицировать.

Оборудование: толковый словарь, средства ИКТ.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технологии: проблемное и развивающее обучение, формирование творческих способностей

Виды деятельности: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изученного материала по теме «Лексикология: слово и его лексическое значение» (разгадывание кроссворда), построения и реализации новых знаний, формирование деятельностных способностей: решение лингвистических задач, работа в парах

Методические приёмы: проблемное изложение материала, объяснение и иллюстрирование рассказа учителя средствами ИКТ, работа с учебником и

толковым словарем, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению нового материала (аналитико-синтетические упражнения).


Ход урока:

1. Повторение изученного по теме «Лексикология: слово и его лексическое значение»

Проверочный кроссворд «Расшифруй слово»

(в это время трое учащихся выполняют индивидуальное задание, размещенное на следующем слайде презентации).







Ф

р

а

з

е

о

л

о

г

и

з

м






г

Р

а

м

м

а

т

и

ч

е

с

к

о

е




с

т

А

р

о

с

л

а

в

я

н

и

з

м

ы

м

н

о

г

о

З

н

а

ч

н

ы

е











л

Е

к

с

и

к

а











т

р

О

п

ы















о

Л

и

ц

е

т

в

о

р

е

н

и

е


п

е

р

е

н

О

с

н

о

е











О

ж

е

Г

о

в















с

И

н

о

н

и

м

ы









и

н

о

Я

з

ы

ч

н

ы

м

и







1. Устойчивое сочетание слов, основанное на переносе значения. Например: кричать во всю Ивановскую, где раки зимуют.

2.Слова в языке обладают грамматическим и лексическим значением.

3. Каким значением объединены слова «парта», «доска», «лампа»?

4.Слова, обогатившие словарный состав русского языка. Например: брег, град, облако, шлем, очи.

5.Слова, имеющие два и более лексических значений.

6.Весь словарный состав языка, а также раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.

7.Образный оборот речи, основанный на переносе значения, изображение неодушевленных предметов как одушевленных.

8.Слова и выражения, используемые в переносном значении с целью достичь художественной выразительности речи.

9. В каком значении употреблено слово золотой в словосочетании золотые руки?

10.Фамилия известного русского филолога, лексикографа, составившего с группой ученых «Толковый словарь русского языка».

11. Слова, близкие по лексическому значению. Например: добрый-ласковый.

12. Слова балет, декорации, режиссёр, пришедшие в русский язык из французского, называются …

- Какое же слово было зашифровано в кроссворде? Что называют фразеологией?

2.Этап мотивации к учебной деятельности. Актуализация

Интеллектуальная разминка (решение лингвистических задач)








Смысл высказывания создают слова-антонимы (плохой и хороший), а также слова с прямым и переносным значениями:

след - отпечаток чего-нибудь на какой-нибудь поверхности;

след (перен.) – остаток чего-нибудь.

Комический эффект создается благодаря тому, что автор обыгрывает значения многозначного слова заяц. Заяц – это зверек отряда грызунов (первое, основное лексическое значение слова) и безбилетный пассажир (второе значение).

Выделенное слово согласные употреблено во втором лексическом значении - придерживающийся одинакового с кем-чем-нибудь мнения, то есть слова согласный в значении «звуки, буквы» и согласный в значении «придерживаю- щийся одинакового мнения» по смыслу не связаны. Значит, это не многозначное слово, слово не в переносном значении.

Однако эти слова звучат одинаково.

3. Фиксирование затруднения, знакомство с новым лексическим явлением

- С подобным лексическим явлением мы еще не встречались. Обратимся к толковому словарю. Найдите словарную статью к словам заяц, согласный.

Видим, что слова с разным лексическим значением, но … одинаковые в написании и произношении.

Знакомство с новым лексическим понятием:


«ОМОС» - одинаковый + «ОНИМА» - имя = ОМОНИМ (от греч.)


-Чем отличается строение словарной статьи для многозначного слова заяц от

словарной статьи к слову согласный ?

Формулирование темы и цели урока


4. Работа с учебником

-Попробуйте самостоятельно дать определение омонимам

-Сверим ваши определения с тем, что дано в учебнике на стр. 95.

5. Первичное закрепление:

1). Упр. 294

2). Задание «На загадку дай отгадку!» (работа в парах)

1). Ты знаешь меня: 2). Со мной ходи стрелять учиться

Я цветок и конфета. На грядке ты меня ищи.

Вкусна я, душиста, нежна… Могу попасть я метко в птицу,

Что же это? (ирис – ирис) А чаще попадаю - в щи.

Да, кстати, очень часто снится,

Что я зеленый, заливной, альпийский,

Горный… Золотится одуванчиками

Мой мягкий травяной ковер. (луклуг-лук)

3). Какое государство можно носить на голове? (Панама)

4). Самое чистоплотное притяжательное местоимение. (мой)


  • Анализ слов-отгадок.


ИРИС – ИРИС ( цветок - сорт конфеты)

ЛУК - ЛУК - ЛУГ ( растение - оружие - участок земли)


ПАНАМА - ПАНАМА (государство - шляпа)


МОЙ - МОЙ (притяжательное местоимение и

глагол в повелительном наклонении)

-Чем же различаются слова-омонимы?


  • Заполнение таблицы «Виды омонимов»


Виды омонимов

Примеры

Омоформы


Омофоны


Собственно омонимы


Омографы



6. Самостоятельная работа

1). Какое лексическое явление иллюстрируют данные примеры?


Пойдем в клуб - р..стущие клубы дыма;

Предл..гаю затопить печ… - затопить к..рабль;

Вид моря - вид глагола;

Донести сумки - донести на друга - донести инф..рмац..ю до слушателей.

-Вставьте пропущенные буквы (проверяем и комментируем написание слов с пропусками, если есть ошибки, - исправляем).

2). Докажите, что перед вами слова-омонимы. Составьте словосочетания.

Чем различаются омонимы?

Губка, завод, дали, замок, ключ, посидеть.


3). Работа с толковым словарем.

-Найдите омонимы (2-3) в толковом словаре, данном в учебнике, составьте с ними предложения.

Помните о том, что строение словарной статьи для слова-омонима

отличается от строения статьи для многозначного слова!


4). Упражнение 296.



7. Подведение итогов урока


-С каким новым лексическим явлением мы познакомились на этом уроке?

-Какие слова называют омонимами? Приведите примеры слов-омонимов.

-Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Как это отличие отражает словарная статья толкового словаря?

-Почему важно знать о существовании в речи слов-омонимов?

Прокомментируйте пример:

-Итак, Иван Иванович, открываем счет в банке?

-Банка у меня уже есть!

(акцентируем внимание на том, что возможна двусмысленность, что препятствует нормальному общению).

8. Рефлексия


9. Домашнее задание: упр. 297 (устно), упр. 298,

Дополнительное творческое задание для желающих: придумать шуточные вопросы (загадки), ответом на которые будут слова-омонимы.