Урок 9.
Тема: Омонимы. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы
Цели:
о различии между омонимами и многозначными словами;
об отражении омонимов в толковом словаре;
о роли использования омонимов в речи;
отличать омонимы от многозначных слов;
умение обобщать и классифицировать.
Оборудование: толковый словарь, средства ИКТ.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технологии: проблемное и развивающее обучение, формирование творческих способностей
Виды деятельности: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изученного материала по теме «Лексикология: слово и его лексическое значение» (разгадывание кроссворда), построения и реализации новых знаний, формирование деятельностных способностей: решение лингвистических задач, работа в парах
Методические приёмы: проблемное изложение материала, объяснение и иллюстрирование рассказа учителя средствами ИКТ, работа с учебником и
толковым словарем, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению нового материала (аналитико-синтетические упражнения).
Ход урока:
1. Повторение изученного по теме «Лексикология: слово и его лексическое значение»
Проверочный кроссворд «Расшифруй слово»
(в это время трое учащихся выполняют индивидуальное задание, размещенное на следующем слайде презентации).
| | | | | Ф | р | а | з | е | о | л | о | г | и | з | м | |
| | | | г | Р | а | м | м | а | т | и | ч | е | с | к | о | е |
| | | с | т | А | р | о | с | л | а | в | я | н | и | з | м | ы |
м | н | о | г | о | З | н | а | ч | н | ы | е | | | | | | |
| | | | л | Е | к | с | и | к | а | | | | | | | |
| | | т | р | О | п | ы | | | | | | | | | | |
| | | | о | Л | и | ц | е | т | в | о | р | е | н | и | е | |
п | е | р | е | н | О | с | н | о | е | | | | | | | | |
| | О | ж | е | Г | о | в | | | | | | | | | | |
| | | | с | И | н | о | н | и | м | ы | | | | | | |
| | и | н | о | Я | з | ы | ч | н | ы | м | и | | | | | |
1. Устойчивое сочетание слов, основанное на переносе значения. Например: кричать во всю Ивановскую, где раки зимуют.
2.Слова в языке обладают грамматическим и лексическим значением.
3. Каким значением объединены слова «парта», «доска», «лампа»?
4.Слова, обогатившие словарный состав русского языка. Например: брег, град, облако, шлем, очи.
5.Слова, имеющие два и более лексических значений.
6.Весь словарный состав языка, а также раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.
7.Образный оборот речи, основанный на переносе значения, изображение неодушевленных предметов как одушевленных.
8.Слова и выражения, используемые в переносном значении с целью достичь художественной выразительности речи.
9. В каком значении употреблено слово золотой в словосочетании золотые руки?
10.Фамилия известного русского филолога, лексикографа, составившего с группой ученых «Толковый словарь русского языка».
11. Слова, близкие по лексическому значению. Например: добрый-ласковый.
12. Слова балет, декорации, режиссёр, пришедшие в русский язык из французского, называются …
- Какое же слово было зашифровано в кроссворде? Что называют фразеологией?
2.Этап мотивации к учебной деятельности. Актуализация
Интеллектуальная разминка (решение лингвистических задач)


Смысл высказывания создают слова-антонимы (плохой и хороший), а также слова с прямым и переносным значениями:
след - отпечаток чего-нибудь на какой-нибудь поверхности;
след (перен.) – остаток чего-нибудь.
Комический эффект создается благодаря тому, что автор обыгрывает значения многозначного слова заяц. Заяц – это зверек отряда грызунов (первое, основное лексическое значение слова) и безбилетный пассажир (второе значение).
Выделенное слово согласные употреблено во втором лексическом значении - придерживающийся одинакового с кем-чем-нибудь мнения, то есть слова согласный в значении «звуки, буквы» и согласный в значении «придерживаю- щийся одинакового мнения» по смыслу не связаны. Значит, это не многозначное слово, слово не в переносном значении.
Однако эти слова звучат одинаково.
3. Фиксирование затруднения, знакомство с новым лексическим явлением
- С подобным лексическим явлением мы еще не встречались. Обратимся к толковому словарю. Найдите словарную статью к словам заяц, согласный.
Видим, что слова с разным лексическим значением, но … одинаковые в написании и произношении.
Знакомство с новым лексическим понятием:
«ОМОС» - одинаковый + «ОНИМА» - имя = ОМОНИМ (от греч.)
-Чем отличается строение словарной статьи для многозначного слова заяц от
словарной статьи к слову согласный ?
Формулирование темы и цели урока
4. Работа с учебником
-Попробуйте самостоятельно дать определение омонимам
-Сверим ваши определения с тем, что дано в учебнике на стр. 95.
5. Первичное закрепление:
1). Упр. 294
2). Задание «На загадку дай отгадку!» (работа в парах)
1). Ты знаешь меня: 2). Со мной ходи стрелять учиться
Я цветок и конфета. На грядке ты меня ищи.
Вкусна я, душиста, нежна… Могу попасть я метко в птицу,
Что же это? (ирис – ирис) А чаще попадаю - в щи.
Да, кстати, очень часто снится,
Что я зеленый, заливной, альпийский,
Горный… Золотится одуванчиками
Мой мягкий травяной ковер. (лук –луг-лук)
3). Какое государство можно носить на голове? (Панама)
4). Самое чистоплотное притяжательное местоимение. (мой)
ИРИС – ИРИС ( цветок - сорт конфеты)
ЛУК - ЛУК - ЛУГ ( растение - оружие - участок земли)
ПАНАМА - ПАНАМА (государство - шляпа)
МОЙ - МОЙ (притяжательное местоимение и
глагол в повелительном наклонении)
-Чем же различаются слова-омонимы?
Виды омонимов | Примеры |
Омоформы | |
Омофоны | |
Собственно омонимы | |
Омографы | |
6. Самостоятельная работа
1). Какое лексическое явление иллюстрируют данные примеры?
Пойдем в клуб - р..стущие клубы дыма;
Предл..гаю затопить печ… - затопить к..рабль;
Вид моря - вид глагола;
Донести сумки - донести на друга - донести инф..рмац..ю до слушателей.
-Вставьте пропущенные буквы (проверяем и комментируем написание слов с пропусками, если есть ошибки, - исправляем).
2). Докажите, что перед вами слова-омонимы. Составьте словосочетания.
Чем различаются омонимы?
Губка, завод, дали, замок, ключ, посидеть.
3). Работа с толковым словарем.
-Найдите омонимы (2-3) в толковом словаре, данном в учебнике, составьте с ними предложения.
Помните о том, что строение словарной статьи для слова-омонима
отличается от строения статьи для многозначного слова!
4). Упражнение 296.
7. Подведение итогов урока
-С каким новым лексическим явлением мы познакомились на этом уроке?
-Какие слова называют омонимами? Приведите примеры слов-омонимов.
-Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Как это отличие отражает словарная статья толкового словаря?
-Почему важно знать о существовании в речи слов-омонимов?
Прокомментируйте пример:
-Итак, Иван Иванович, открываем счет в банке?
-Банка у меня уже есть!
(акцентируем внимание на том, что возможна двусмысленность, что препятствует нормальному общению).
8. Рефлексия
9. Домашнее задание: упр. 297 (устно), упр. 298,
Дополнительное творческое задание для желающих: придумать шуточные вопросы (загадки), ответом на которые будут слова-омонимы.