7
Старшая группа
Стёпина Татьяна Владимировна
воспитатель МДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 402 г. Донецка»
студентка группы ЗДО 18/3 А
Института педагогики ГОУ ВПО «ДОННУ»
Тема: «Детям войны поклониться нужно до земли» (с использованием проблемной ситуации)
Цель: воспитание патриотических чувств и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны и Великой Победы.
Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.
Расширять познавательную активность детей и обогащать представления об общественно значимых событиях Великой Отечественной войны.
Развивающие:
Развивать речь, музыкальные способности детей, умение создавать творческие композиции.
Закреплять умения создавать аппликации по образцу.
Развивать чувство коллективизма.
Воспитательные:
Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства у детей, гордость за свою страну и чувство уважения к старшему поколению.
Воспитывать любовь к своей Родине.
Воспитывать чувства уважения к своим товарищам в процессе выполнения творческих заданий.
Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа и своей семьи.
Предпосылки учебной деятельности:
формировать умения правильно выполнять задание воспитателя;
упражнять в выразительном чтении стихов;
упражнять в ориентировке на листе бумаги при выполнении творческого задания.
Оборудования для педагога: звукозапись песни «Прадедушка» (музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота) в исполнении детского ансамбля, плакат и творческая композиция «Мы помним», звукозапись песни Е. Плотниковой «О той весне», звукозапись инструментальной фоновой музыки, магнитофон.
Оборудование для детей: цветной картон (формат А5), заготовки из цветной бумаги для творческой аппликации, клей, кисть, клеенка, салфетка.
Предварительная работа:
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны посредством чтения книг, рассматривания иллюстраций.
Привлечение родителей к созданию плаката и творческой композиции «Мы помним» (фотографии героев Великой Отечественной войны, открытки ручной работы, рисунки).
Подготовка музыкальных композиций, рассказа и стихотворений на тему Великой Победы.
Подготовка необходимых материалов для создания детьми аппликации «Великий праздник – День Победы».
Ход занятия
Воспитатель:
– Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на занятии, посвященном 75-летию Победы. Многие из вас, наверняка, уже слышали о Великой Отечественной войне и том, что героями этой войны являются ваши прадедушки и прабабушки. Хотите послушать песню о них?
Дети:
– Да! (дети прослушивают песню «Прадедушка» (музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота) в исполнении детского ансамбля).
Воспитатель (под фоновую инструментальную музыку для рассказа о войне):
– А теперь я хочу вам немного рассказать о событиях прошлых лет. В мирное, довоенное время наша страна крепла и развивалась – строились заводы и фабрики, в деревнях выращивали хлеб, овощи, фрукты; дети ходили в детские сады и школы, шла мирная жизнь. Но 22 июня 1941 года ранним утром, когда все еще спали, фашистские захватчики неожиданно напали на нашу страну – началась Великая Отечественная война. Фашисты хотели захватить нашу Родину, уничтожить города вместе с их жителями, а тех, кто уцелеет – взять в плен и сделать рабами. Чтобы не допустить этого, ваши прадедушки и прабабушки встали на защиту нашей страны. В годы войны почти все мужчины ушли на фронт, остались только женщины, старики и дети. Но и они помогали побороть врага, как могли. Женщины, не ушедшие на фронт, работали на заводах, производя оружие и танки. Самые юные защитники были в таком возрасте, как и вы сейчас – многие из них становились партизанами нашей армии, помогали выращивать урожай, собирать оружие.
В годы Великой Отечественной войны погибло очень много людей, в том числе и детей. Однако русский народ смог защитить родную землю и победить врага. После многих поражений, бед и неудач русская армия в 1944 году начала наступление на всех участках фронта. Доблестные воины русской армии в ходе ожесточенных боев освобождали город за городом от фашистских захватчиков. И, наконец, наступил самый радостный день военных лет – 9 мая 1945 года была ликвидирована последняя вражеская группировка, гитлеровская армия прекратила свое существование, а русские земли были полностью освобождены от фашистских захватчиков. Это был великий подвиг, который совершили ваши прадедушки и прабабушки.
Воспитатель рассказывает стихотворение Н. Томилиной «День Победы»:
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Воспитатель:
– Ребята, а какие вы знаете стихи о Великой Победе? (Дети вспоминают известные им стихотворения о войне, рассказывают заранее разученные стихотворения Т. Белозерова «День Победы», Н. Ивановой «Что за праздник?», С. Пивоварова «Старый снимок»).
Воспитатель:
– Дети, наверняка в ваших семьях или семьях ваших знакомых есть герои, воевавшие в Великую Отечественную войну. Что вы знаете о них? (Ответы детей).
После ответов детей, воспитатель проводит физкультминутку «Пусть всегда будет мир». Дети вместе с воспитателем поют песню:
Пусть всегда будет солнце! (дети поднимают руки вверх над головой, обхватывая ладошками «солнце»)
Пусть всегда будет небо! (дети разводят руки в стороны над головой и опускают их)
Пусть всегда будет море! (дети разводят руки в стороны перед собой)
Пусть всегда буду я! (дети приподнимаются на носочки и поглаживают себя)
Пусть всегда поют песни! (дети делают наклоны туловища в стороны)
Пусть всегда будут танцы! (дети приседают и встают)
Пусть всегда будут птицы! (дети поворачивают головой вправо-влево)
Пусть всегда будет мир! (дети подпрыгивают и делают хлопок руками над головой)
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! А вы знаете, что в военные годы каждое письмо от родных, каждый подарок от маленьких детишек русский солдат хранил, как самое ценное и дорогое? В наше время ветеранов Великой Отечественной войны осталось в живых очень мало, но они также с нетерпением ждут от вас внимания и заботы.
– Посмотрите, мы с вашими родителями создали замечательный плакат и творческую композицию «Мы помним» (дети рассматривают плакат и композицию). Давайте и вы порадуете ветеранов, и своими руками создадите аппликацию «Великий праздник – День Победы».
Старшие дошкольники из картона и цветной бумаги создают аппликацию по образцу (из ранее заготовленных частей). В процессе изготовления аппликаций звучит песня Е. Плотниковой «О той весне» в исполнении детского ансамбля.
Воспитатель:
– Какие вы молодцы! Вы все отлично потрудились. Такие открытки обязательно понравятся ветеранам.
– Дети, герои Великой Отечественной войны заслуживают уважения и великой памяти о них. Давайте почтим память погибших воинов и скажем самые теплые и ласковые слова благодарности! (дети по очереди говорят слова благодарности).
Воспитатель:
– Вот и подошло к концу наше занятие, посвященное светлому празднику – Дню Победы. Каждый из нас всегда должен помнить о том подвиге, который совершили герои, защищавшие нашу Родину от врагов. Мы должны уважать и чтить память о них, бережно относиться к памятникам Великой Отечественной войны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акинина, Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – М.: Перспектива, 2012. – 248 c.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 857 c.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Л. Н. Арутюнян, Е. В. Сипачева, Е. П. Макеенко, Л. Н. Котова, С. И. Михайлюк, Г. Ф. Бридько, Н. В. Губанова, О. В. Кобзарь. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Томилина, Н. День победы: стихотворение [Электронный ресурс] / Н. Томилина // Стихи классиков РусСтих. – Режим доступа: https://rustih.ru/natalya-tomilina-den-pobedy/ (дата обращения: 18.02.2020).