СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП. 07 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ППССЗ) по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - профессионалитет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания рекомендованы для использования при проведении практических занятий по дисциплине Правовые основы профессиональной деятельности. Составлены с учетом основных разделов учебного курса.

Просмотр содержимого документа
«ОП. 07 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ППССЗ) по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - профессионалитет»


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Югорский государственный университет» (ЮГУ)


ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

(ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


по выполнению отчётов по практическим занятиям

по ОП. 08 Правовые основы профессиональной деятельности

специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) – профессионалитет




















Лянтор 2023г.

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании ПЦК Председатель Методического совета

общепрофессиональных ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»

дисциплин А.А. Джежелий

Протокол заседания «________»________20_____г.

№___от «____»____20__г

Председатель_____О.В. Кийдан





Разработал: Богуцкая Ирина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ»





































Содержание


Пояснительная записка 4

Перечень практических занятий 5

Практическое занятие №1. Источники права. Структура правоотношений. 6

Практическое занятие №2. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. 11

Практическое занятие №2. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность (продолжение) 16

Практическое занятие №3. Основы правового статуса человека и гражданина. 17

Практическое занятие №4. Органы судебной власти 20

Практическое занятие №5. Административный порядок обжалования актов или действия

органов государственного управления и должностных лиц. 23

Список литературы 39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) – профессионалитет среднего профессионального образования и предназначены для обеспечения единого подхода к организации и проведению учебного процесса в ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВПО «ЮГУ».

В методических указаниях отражены общие положения по выполнению и оформлению отчётов по практическим занятиям по дисциплине «Правовые основы профессиональной леятельности» для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) – профессионалитет.


Практические занятия по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»» проводятся с целью закрепления, углубления и систематизации теоретических знаний.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными  умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности.

По окончании каждого практического занятия студенты составляют от­чет по предложенной форме, защищают свою работу и получают оценку.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

- описывать значимость своей специальности;

- применять стандарты антикоррупционного поведения

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен

знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации.

- современная научная и профессиональная терминология.

- возможные траектории профессионального развития и самообразования.

- сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей.

- значимость профессиональной деятельности по специальности.

















Перечень практических занятий


№№

п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Источники права. Структура правоотношений.

2

2

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

2

3

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность (продолжение).

2

4

Основы правового статуса человека и гражданина.

2

5

Органы судебной власти

2

6

Административный порядок обжалования актов или действия органов государственного управления и должностных лиц.

2


Всего

12

Практическое занятие №1.

Тема: Источники права. Структура правоотношений.

Цель: закрепить знания о понятии и видах источников права, системе нормативных правовых актов.

Обучающийся должен

знать: понятие права, признаки права, источник права, классификация форм права, понятие нормативно-правового акта, виды нормативно-правовых актов, правоотношение, структура правоотношений

уметь: соотносить систему права с системой законодательства

Теоретическое обоснование

Формы (источники) права, их виды

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм.

Виды форм права.

Правовой обычай -это устойчивое, сложившееся в результате многократного его применения правило общественного поведения людей, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.В Российской Федерации некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота (ст.5 ГК РФ). Складываются обычаи и в сфере управленческой деятельности. Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, с их оформлением. Такие обычаи называются деловыми обычаями, или деловым обыкновением. Зачастую они оформляются инструкцией по делопроизводству становясь нормативно-правовым актом. Большую регулятивную роль, играет и дипломатический этикет, представляющий собой обычай, признанный в международных отношениях.

Правовой прецедент. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел.

Как форма (источник) права юридический прецедент получил широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Прецедент может быть как судебным, так и административным.

Нормативные договоры - соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).

Международные договоры имеют особое значение: они не только являются формой международного права, но и входят в национальное законодательство. Ст15КонституцииРФ

Нормативно-правовой акт-документ, принятый полномочным на то органом содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и тд.). Нормативно-правовой акт является основной формой права.

Понятие и виды нормативных актов.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме.Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающей волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Изменить или отменить закон в праве только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке.

Виды законов:

1 Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт.

2 Федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией.

3 Федеральные законы-акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

4 Законы субъектов федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Законы в РФ принято подразделять:

а) по субъектам, их принимающим, - на принятые, на референдуме, принятые Федеральным Собранием РФ; принятые представительными органами субъектов Федерации;

б) в зависимости от сферы действия – на федеральные и законы субъектов Федерации;

в) по юридической силе – на конституционные (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) и текущие;

г) по предмету правового регулирования на гражданские, уголовно-процессуальные , законы о труде .

Законы регулируют только основополагающие общественные отношения, хотя в обществе ежедневно возникает масса других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации. Законы носят наиболее общий характер, требуют конкретизации.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенных по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.83-90) и законодательными нормами. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и в исполнении законов РФ, также указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3)Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находятся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры .

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5)Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7) Локальные нормативные акты – это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Принятый правотворческим органом нормативно-правовой акт начинает действовать не сразу, а лишь после того, как он вступит в силу: 1) с момента принятия; 2) с даты опубликования в источнике официального опубликования, 3) с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте либо специальном акте, определяющем порядок его введения в действие; 4) по истечении определенного срока после опубликования нормативного правового акта. По общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в действие по истечении десяти дней после их первого официального опубликования. Для нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ этот срок ограничивается семью днями.

При вступлении в силу нормативно-правовых актов действует принцип, согласно которому нормы права не имеют обратной силы. Этот принцип означает, что новые нормы права реализуются только в отношениях, возникших после их вступления в силу. Отношения, существовавшие ранее, регулируются теми нормами, на основе и в соответствии с которыми эти отношения возникли.

Принцип обратной силы нормативно-правового акта знает два исключения: 1) обратная сила всегда придается нормам уголовного и административного права, устраняющим или смягчающим ответственность; 2) обратная сила может быть придана новому закону самим законодателем. Так, Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»распространяет действие ст. 835 ГК РФ на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохраняются в момент введения второй части Кодекса.

Право законодателя придавать своим актам обратную силу ограничивается ст.54 и57 Конституции РФ. Исходя из этих статей, принцип обратной силы не может применяться к законам, которые устанавливают или отягчают ответственность, а также вводят новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

-по истечении срока действия акта, на который он был принят;

-в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

-на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Правоотношения: понятие, признаки, структура

Правовое отношение - особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещённом государством. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Признаками правоотношений являются:

1) Правоотношение носит волевой характер, т.к. является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон.

2) Правоотношение носит дву- или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их взаимные субъективные права и юридические обязанности.

3) Правоотношение, как правило, возникает на основе фактов, предусмотренных юридическими нормами. В некоторых случаях правоотношение само является основанием для формирования этих норм.

Структура правоотношения. Правоотношение состоит из следующих элементов:

1) содержание правового отношения: субъективное право (мера возможного, дозволенного поведения субъекта) и юридическая обязанность (мера должного, необходимого поведения субъекта); 2) субъект правоотношения - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять лично или через представителя принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности; 3) объект правоотношения - это реальное благо, на использование или охрану которого направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих субъективных прав и юридических обязанностей;4) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения, в качестве которых выступают:а) норма права – как юридическое основание; б) юридический факт (конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений) – как фактическое основание; 5) форма правоотношения – элемент, указывающий на способ внешнего закрепления содержания правоотношения (различные варианты письменной формы, конклюдентные действия, молчание). Указанный элемент играет важное значение в частно-правовых отношениях (например, несоблюдение формы сделки может повлечь ее недействительность).

Ход занятия

Задание 1. Давая определение одной из форм права, студент Лосев сказал следующее:

«Правовой обычай – это решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным

правилом для решения аналогичных дел». На что студент Морозов возразил: «Правовой

обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной

повторяемости в течение длительного времени, и санкционируемое государством в качестве

общеобязательного правила». Кто из них прав?

Задание 2. Студент Анисов считает, что нормативный акт – это изданный

компетентным органом письменный документ, в котором формулируются правовые нормы.

Студент Черкасов не согласился. Нормативным актом, по его мнению, является решение

суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных

дел. Кто из них прав, по вашему мнению?

Задание 3. Выделите законы и подзаконные нормативные акты:

1.Указы Главы Республики Саха (Якутия);

2.Конституция РФ;

3.Постановление Правительства РФ.

Задание 4. Какой из указанных нормативных актов обладает в России высшей

юридической силой?

1.Закон Республики ХМАО;

2. Приказ ректора университета;

3. Постановление Правительства РФ;

4. Указ Президента Татарстана.

Задание 5. Охарактеризуйте систему нормативных правовых актов в России.

Запишите нормативно-правовые акты в порядке убывания в соответствии с их юридической силой: 1.Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»; 2.Семейный Кодекс РФ; 3.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 4.Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.; 5.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»; 6.Стандарт Центрального Банка Российской Федерации «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации», принятый и введенный в действие распоряжением ЦБР от 18 ноября 2004 г.; 7.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.; 8.Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1050; 9. Закон Саратовской области от 23 декабря 2004 г. «О муниципальных районах»; 10.Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. «О структуре Аппарата Правительства РФ»;

11.Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».

Задание 6. Охарактеризуйте элементы структуры правоотношения. а) Гражданин Максимов приобрел ноутбук в торговом центре. б) Водитель Керимов, находясь в состоянии алкогольного опьянения за рулѐм своего личного автомобиля, был остановлен сотрудником ГИБДД.

Задание 7. В маршрутном такси у Леры Ивановой украли сумку. В ней, кроме денег был паспорт. Лера обратилась в полицию с просьбой найти ее вещи, а также выдать документ, временно заменяющий паспорт, поскольку ей срочно надо купить билет на электричку. Укажите к возникновению какого вида правоотношений привели: А. Поездка в автобусе Б. Кража В. Просьба выдать документ, заменяющий утраченный паспорт Г. Покупка билета

Контрольные вопросы

1.Дайте определение формы (источника) права.

2.Перечислите виды форм права. Дайте определение правового прецедента и нормативного договора.

3.Что называется нормативным (или нормативно-правовым) актом?

4.На какие две группы делятся нормативно –правовые акты по юридической силе?

5.Что такое правовое отношение?

6.Каковы признаки правового отношения?

Содержание отчета

1.Запишите тему, номер и цель работы

2.Внимательно изучите теоретическое обоснование к работе

3.Письменно ответьте на контрольные вопросы.

4.Письменно выполните задания 1-6.






















Практическое занятие № 2.

Тема: Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Цель: закрепление и углубление знаний о правомерном поведении, правонарушении и юридической ответственности

Обучающийся должен

знать: правомерное поведение, разновидности правомерного поведения, правонарушение, состав правонарушения, проступок, преступление, юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, виды наказаний за административные проступки, виды наказаний за уголовные преступления

уметь: определять правомерное поведение, отличать проступок от преступления, анализировать и обобщать материал, давать оценку правовой ситуации

Теоретическое обоснование

Правомерное поведение - это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Признаки правомерного поведения: массовое по масштабам поведение; поведение, соответствующее предписаниям правовых норм; это социально полезное (приемлемое) поведение, которое проявляется в одном из следующих вариантов: 1)общественно необходимое поведение (состоит в соблюдении запретов и исполнении юридических обязанностей); 2)желательное поведение (состоит в использовании субъективных прав, реализация которых желательна для общества); 3)допустимое поведение (состоит в использовании субъективных прав, реализация которых не желательна, но допустима для общества); 4)это осознанное (в той или иной степени) поведение. Классификация правомерного поведения

По форме проявления правомерное поведение делится на действие и бездействие.

По форме реализации права правомерное поведение делится на соблюдение запретов, использование субъективных прав, исполнение юридических обязанностей, применение права.

По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения :

1. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полез-ной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это инициативное поведение, которое может стать существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

2. Привычное поведение. Человек выбирает наиболее целесообразный и практически оправданный вариант поведения, он действует избирательно. Используя метод "проб и ошибок", быстро привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат, и не склонен к действиям, которые не ведут к удовлетворяющим его последствиям.

Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Иногда имеется весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом.

3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.). Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие". Конформистское поведение - низшая ступень конформного поведения..Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении правовому порядку; желание избежать обсуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или знакомых; желание заслужить одобрение тех, с кем связан межличностными отношениями, и т.д.

Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь.

4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (лат. margo - край, граница) т.е. пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ве-дущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. Человек не совершает преступлений, поскольку сознает "невыгодность", "нецелесообразность" таких поступков, руководствуясь при этом личным расчетом или страхом перед наказанием. Фактор "невыгодности"" отрицательных по отношению к праву действий нередко сдерживающим моментом для весьма значительной категории лиц, удерживая их в рамках правомерности.

Мотивами маргинального поведения оказываются угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, окружения, другие сдерживающие мотивы.

Правонарушение – ближайшего социального это противоправное виновное деяние деликтоспособного субъекта права, причиняющее вред признаки правонарушения таковы:а) противоправность; обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность. обязательные

б) виновность; в) деяние в форме действия или бездействия;г) наличие у лица, совершившего это деяние, деликтоспособности; д) социальная вредность;е) наличие юридической ответственности за деяние.

Состав правонарушения – это совокупность выделенных в нормах права типичных, основных признаков правонарушения, необходимых и достаточных для привлечения к юридической ответственности.Правонарушением можно считать только такое деяние, которое включает в себя все элементы состава: объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъекта правонарушения.1) Объект правонарушения – это общественные отношения, регулируемые нормами права, которые нарушены противоправным деянием. Выделяют также предмет правонарушения – это те материальные или нематериальные блага, на которые непосредственно направлено противоправное деяние. Например, предмет убийства – жизнь человека, а объект убийства – общественные отношения, складывающиеся в связи с защитой права на жизнь. При отсутствии объекта правонарушения отсутствует и признак противоправности (ничто не нарушено), а следовательно, нет и правонарушения.

само социально вредное деяние или реальный вред от него, а значит, о правонарушении в этом случае не может идти и речи (не было нарушения). 2) Объективная сторона правонарушения обязательно включает противоправное деяние в форме действия или бездействия, общественно опасные последствия этого деяния и причинно-следственную связь между ними. Объективная сторона некоторых правонарушений включает также время, место, обстановку правонарушения, способ и орудие правонарушения. При отсутствии объективной стороны отсутствует

3) Субъективная сторона правонарушения складывается из цели, мотива и вины. Цель – это идеальное предвосхищение результата. Мотив – это внутреннее побуждение, которым руководствовался правонарушитель при совершении своего деяния (корыстные мотивы, хулиганские побуждения, мотив расовой вражды и т.п.).Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и его результату. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его общественно вредных последствий или сознательно допускало их. Неосторожность – более лёгкая форма вины по сравнению с умыслом. Она также бывает двух разновидностей: легкомыслие и небрежность.

Вина отсутствует, если лицо, причинившее вред, не желало и не предвидело его причинения, не могло и (или) не должно было его предвидеть (казус, неосторожное причинение вреда).

Цели и мотивы являются обязательными элементами лишь отдельных видов правонарушений, вина – для всех без исключения. Невиновное деяние не является правонарушением (причинил вред, но невиновен), т.к. виновность – обязательный признак правонарушения.

4) Субъект правонарушения – это индивидуальное лицо или объединение, обладающее деликтоспособностью (гражданская дееспособность – для ГП, достижение возраста уголовной ответственности + вменяемость – для УП, и т.д.). В некоторых отраслях права (УП) субъектом правонарушения может быть только физическое лицо. Лицо, не обладающее деликтоспособностью, не подлежит юридической ответственности, поскольку не является субъектом правонарушения, и само его деяние не может быть признано правонарушением, т.к. в нём отсутствует субъект (некому совершать правонарушение).

При отсутствии объективной стороны отсутствует само социально вредное деяние или реальный вред от него, а значит, о правонарушении в этом случае не может идти и речи (не было нарушения).

Виды правонарушений.1) Преступление – это правонарушение с повышенной степенью общественной опасности, причиняющее наиболее тяжкий вред личности, обществу, государству. Преступления посягают на общественные отношения, охраняемые нормами уголовного права, и влекут за собой уголовную ответственность. Деяния, прямо не названные преступными в уголовном законодательстве, не могут считаться преступлениями.

2) Проступок – это правонарушение с меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К проступкам относятся все правонарушения, не предусмотренные уголовным законодательством. Различают следующие виды проступков:

Юридическая ответственность – это применение особых мер государственного принуждения за совершение противоправного деяния. Под юридической ответственностью понимают правоотношение, в которое вступают компетентные органы государства и правонарушитель, на которого возлагаются обязанности нести соответствующие лишения за его противоправные деяния. Признаки юридической ответственности: 1)связана с государственным принуждением;

2)в основе лежит правонарушениее, 3)осуществляется во время правовой деятельности правоприменительных органов (судебной и исполнительной власти); 4)последствиями могут выступать негативные явления (лишение прав, свободы, назначение штрафов).

Цель юридической ответственности – охрана общественного порядка, поддержание стабильности общества. Для наступления юридической ответственности должно быть наличие совокупности обстоятельств (субъективных, объективных, юридических и фактических), которые являются ее основанием. Основные принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, справедливость, гуманизм, презумпция невиновности, целесообразность.

.Основания для юридической ответственности: 1)фактическое основание – факт опасного поведения для социума; нормативное основание – наличие соответствующей нормы права.

Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности. Юридическими основаниями являются: наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность); наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость); отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности. наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.

Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

Разновидности юридической ответственности: 1)уголовная; 2)гражданско-правовая;3) административная; 4)дисциплинарная; 5) материальная.

Уголовная ответственность. Этот вид ответственности назначается за совершение преступлений, которые прописаны в уголовном кодексе РФ и осуществляется только по решению суда. Порядок привлечения к этой ответственности регламентируется уголовно-процессуальным кодексом. По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, существуют преступления, за которые уголовная ответственность предусмотрена с 14 лет: тяжкие преступления против личности (убийство или причинение вреда здоровью); имущественные преступления (грабёж, разбой, вымогательство); преступление против общественной безопасности и общественного порядка (захват заложников, ложный звонок о терроризме). Особенности уголовной ответственности: носит личный характер – применяется к человеку, а не организациям; применяется только судом.

Административная ответственность наступает в результате совершения административных проступков с 16 лет.. Административное нарушение характеризуют с помощью признаков: деяние, виновное деяние, общественная опасность, описание деяния.

За совершение административных нарушений устанавливаются следующие наказания:

1)Административный штраф; 2)Предупреждение; 3)Административный арест; 4)Конфискация;

5)Дисквалификация; 6) Исправительные работы.

Ход занятия

1.Изучите теоретическое обоснование.

2.Сформулируйте и запишите ответы на контрольные вопросы.

3.Выполните практические задания 1-4 (письменно).

Практические задания

Задание 1. Гвоздев, Собакин и Харчук, возвращаясь с футбольного матча, ворвались в вагон пригородного электропоезда, громко выкрикивая сначала футбольные лозунги, а затем нецензурные выражения. Гвоздев подсел к одной из пассажирок и принялся в оскорбительной форме высказываться в ее адрес. К нему присоединился и Собакин, который перед этим в нецензурной форме потребовал от сидящего рядом пассажира освободить для него место, а когда тот отказался, столкнул его с сиденья. Наблюдая за происходящим, Харчук не принимал участия в действиях Гвоздева и Собакина, однако когда один из пассажиров сделал им замечание, вытащил из кармана нож и пригрозил ему. В этот момент все трое были задержаны прибывшим по вызову нарядом милиции. Определите, в действиях кого из задержанных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения? Можно ли данные действия квалифицировать иначе, чем административное правонарушение? По каким, на ваш взгляд, основаниям в данном случае может быть установлено отсутствие состава административного правонарушения?

Задание 2.  На Гвоздева, возвращавшегося, ночью домой, было совершено нападение с целью ограбления. Спасаясь от грабителей, Гвоздев перепрыгнул через забор, разбил стекло в одном из окон первого этажа и проник в комнату. Хозяин дома Семенов проснулся от шума и звона разбитого стекла и, увидев в комнате неизвестного гражданина, принял его за грабителя и стал избивать. Гвоздеву был причинен тяжкий вред здоровью. Как можно оценить действия Семенова? Должен ли он нести уголовную ответственность? Если да, то, за какое преступление? Аргументируйте свой ответ.

.Задание 3. Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжую часть улицы, оказался виновным в создании аварийной ситуации, однако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. За это ему сотрудником ГИБДД в соответствии со статьей 12.30 КоАП РФ был назначен административный штраф. в размере 1 МРОТ. Правильно ли назначено наказание? Подобное правонарушение имеет материальный или формальный состав?

Задание 4. Кириленко, работая водителем в акционерном обществе, управлял принадлежащим этому обществу автомобилем, который не прошел государственный технический осмотр. За это правонарушение Кириленко был назначен административный штраф. Постановление о назначении административного наказания было водителем обжаловано. Свою жалобу Кириленко аргументировал тем обстоятельством, что автомобиль принадлежит юридическому лицу -- акционерному обществу, а он управлял им, работая по найму. Дайте правовую оценку этой ситуации. Кто является субъектом правонарушений, связанных с движением принадлежащих юридическим лицам транспортных средств, которые не прошли государственный технический осмотр? Субъективная сторона состава подобных правонарушений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности? В чем состоит общественная опасность таких правонарушений?

Контрольные вопросы

1.Какое поведение называется правомерным. Назовите признаки правомерного поведения.

2.Какие основания актуальны для классификации правомерного поведения? Объясните сущность социально-активного поведения, маргинального поведения.

3.Дайте определение правонарушения.

4.Каков состав правонарушения. Объясните сущность каждого из элементов правонарушения.

5.Что называется юридической ответственностью?

6.Чем уголовная ответственность отличается от административной7

Содержание отчета

1.Запишите тему, номер и цель работы

2.Внимательно изучите теоретическое обоснование к работе

3.Письменно ответьте на контрольные вопросы 1-6.

4.Письменно выполните задания 1-4.




























Практическое занятие № 2.

Тема: Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность (продолжение)

Цель: закрепление и углубление знаний о правомерном поведении, правонарушении и юридической ответственности

Обучающийся должен

знать: правомерное поведение, разновидности правомерного поведения, правонарушение, состав правонарушения, проступок, преступление, юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, виды наказаний за административные проступки, виды наказаний за уголовные преступления

уметь: определять правомерное поведение, отличать проступок от преступления, анализировать, обобщать материал

Теоретическое обоснование (См. Практическое задание №2 (начало).

Ход занятия

Выполните задания в соответствии с условием, при этом используйте справочный материал.

Задание 1. Назовите любые три характерных признака правомерного поведения и проиллюстрируйте их примерами.

Задание 2. Гражданин Смирнов, 19 лет, находясь на охоте, выстрелил в дерево и попал в гражданина Котикова. Из-за ранения Котиков лежал в больнице 6 месяцев. Проанализируйте ситуацию. Дайте описание составу правонарушения по следующим критериям: общественная опасность, противоправность, виновность, деликтоспособность и вид ответственности.

Задание 3. Гражданин, Мочалкин, 11 лет, украл из магазина товар на 2000р. Проанализируйте ситуацию. Дайте описание составу правонарушения по следующим критериям: общественная опасность, противоправность, виновность, деликтоспособность и вид ответственности

Задание 4. Гражданин Дурнов,75 лет, управляя автомобилем, выехал на встречную полосу движения, в результате чего разбил стоящий у обочины автомобиль стоимостью 2 млн.р. Медицинской экспертизой было обнаружено, что у Дурнова случился сердечный приступ. Проанализируйте ситуацию. Дайте описание составу правонарушения по следующим критериям: общественная опасность, противоправность, виновность, деликтоспособность и вид ответственности.

Задание 5. Гражданин Прокофьев, 25 лет, шёл по парку ночью, его одёрнул за плечо гражданин Свиридов,46 лет, от неожиданности Прокофьев разбил нос Свиридову. Проанализируйте ситуацию. Дайте описание составу правонарушения по следующим критериям: общественная опасность, противоправность, виновность, деликтоспособность и вид ответственности.

Справочный материал: Общественная опасность подразумевает под собой вред одному или нескольким членам общества. Противоправность указывает нам на то, что были нарушены определённые права какого-то конкретного человека или людей. Вина может выражаться в виде умысла (прямого или косвенного) или неосторожностью. Деликтоспособность указывает нам на то, что человек в виду своего возраста может отвечать за свои поступки. Виды ответственности: дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная.

Контрольные вопросы

1.Что называется проступком?

2. Что называется преступлением? 3.Какая ответственностьназывается административной? 4.Какая ответственность называется уголовной?

Содержание отчета

1.Запишите тему, номер и цель работы

2.Внимательно изучите теоретическое обоснование к работе

3.Письменно ответьте на контрольные вопросы.

4.Письменно выполните задания 1-5

Практическое занятие № 3.

Тема: Основы правового статуса человека и гражданина.

Цель: закрепление содержания понятий правового статуса, правового положения, конституционного статуса личности.

Студент должен

знать: понятие гражданства в РФ, способы приобретения гражданства в РФ, правовой статус человека и гражданина в РФ, права, свободы, обязанности человека и гражданина в РФ, классификация прав и свобод;

уметь: классифицировать конституционные права и свободы человека и гражданина; разбираться в нормативно-правовых актах

Теоретическое обоснование

Основы конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ. К ним относятся права, свободы человека и гражданина, его обязанности, вопросы гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, а также защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Отношения гражданства на территории РФ регулируются законом «О гражданстве» от 31.05.2002 г., вступившим в силу 01.07.2002 г. Согласно действующей редакции федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года гражданство Российской Федерации приобретается: 1.По рождению. 2.В результате приема в российское гражданство. 3.В результате восстановления в российском гражданстве. 4.По другим основаниям, предусмотренным федеральным законом или международными договорами России.

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в российское гражданство может быть осуществлен в общем или упрощенном порядке.

Осенью 2003 г. Президент РФ выступил с предложением внести существующие поправки в этот закон, которые были одобрены Государственной Думой РФ и вступили в силу 11.11.2003 г. Раньше граждане бывшего СССР, проживающие теперь в бывших союзных республиках и родившиеся в РСФСР, могли подать заявление о предоставлении им гражданства не ранее, чем через 1 год после получения вида на жительство. Новая редакция закона «О гражданстве РФ» отменила срок ожидания в 1 год. Отменен этот срок и в отношении аналогичных заявлений супругов (граждан РФ) состоящих в браке не менее 3-х лет, а также в отношении нетрудоспособных родителей российских граждан, проживающих в странах Балтии и СНГ. Новая редакция закона «О гражданстве РФ» предоставила льготы при получении гражданства ветеранам и инвалидам ВОВ и труда, специалистам – выпускникам российских вузов, или средних учебных заведений, военнослужащим (прослужившим в Российской армии 3 года по контракту). Согласно действующему законодательству проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Закон предусматривает возможность двойного гражданства. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращение российского гражданства. Изменение семейного статуса (например, брак с иностранцем) не влечет изменение гражданства. Закон особо регулирует гражданство детей. При изменении гражданства ребенка 14-18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ приобретается по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по иным основаниям, предусмотренным законом «О гражданстве». Прием в российское гражданство определяется в общем или упрощенном порядке. Совершеннолетний, дееспособный иностранец может подать заявление о приеме в гражданство, если в течение 5 лет непрерывно проживает в России, имеет законный источник средств существования, владеет русским языком. При восстановлении в гражданстве иностранцев или лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ, установлен срок проживания на территории России 3 года. Основания прекращения гражданства РФ: вследствие выхода из гражданства РФ; по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве. Выход из гражданства лица, проживающего в России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего за пределами России, - в упрощенном порядке. Закон устанавливает ряд ограничений при выходе из гражданства. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве, являются: Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства РФ.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Они являются субъективными правами и свободами. Под субъективными правами понимают юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путём использования соответствующей обязанности со стороны других субъектов права. Субъективные свободы – это правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права. К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Важное место в системе личных прав занимает свобода совести и вероисповедания. Российская Федерация – светское государство, в связи с этим никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию.В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Под политическими правами и свободами понимают права, неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти, направленными на осуществление избирательного права. Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Граждане – каждый как таковой – участвуют в осуществлении власти. Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие сво­боду предпринимательской и иных форм трудовой де­ятельности: право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34); право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37) и др. Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов­ному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие: право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43); свобода литературного, художественного, научного, техническо­го и других видов творчества (ч.1 ст.44); свобода преподавания (ч.1 ст.44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культур­ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44) и др.

Ход занятия

1.Изучите материал теоретического обоснования к практическому занятию.

2.Ответьте (письменно) на контрольные вопросы.

3. Выполните задание 1. Заполните таблицу, используя Конституцию РФ (Глава 2, статьи 17-64). Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы граждан Российской Федерации

гражданские (личные)

политические

экономические

социальные

культурные

ст.19 …

ст.30…

ст. 34…

ст. 37…

ст. 43…

4. Выполните задание 2 (тестовые задания).

1.К группе политических прав гражданина РФ относятся

1) право на доступ к любым государственным должностям 2) право избирать и быть избранным 3) право на защиту чести и доброго имени 4) право на свободу и личную неприкосновенность 5) право обращаться в органы государственной власти

2.К конституционным обязанностям гражданина РФ относятся

1) участвовать в общественно-политической деятельности 2) бережно относиться к природным богатствам 3) платить законно установленные налоги 4) определять свою национальную принадлежность 5) декларировать свои доходы

3.К социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ, относятся

1) право на охрану здоровья 2) право избирать и быть избранным 3) право на социальное обеспечение по возрасту 4) гарантии судебной защиты 5) право выбирать язык общения

4.К личным (гражданским) правам гражданина РФ относятся

1) право на социальное обеспечение 2) право на жизнь 3) право на жилище 4) право на защиту чести и доброго имени 5) право на свободу и личную неприкосновенность

5.К обязанностям человека и гражданина относятся

1) соблюдение Конституции и законов страны 2) уплата налогов и сборов 3) участие в выборах органов государственной власти 4) получение высшего образования 5) сохранение природы и окружающей среды

6.К группе культурных свобод и прав гражданина РФ относятся

1) сохранение природы и окружающей среды 2) участие в культурной жизни 3) сохранение исторического и культурного наследия 4) свобода творчества 5) доступ к культурным ценностям

7.Закреплённую в Конституции России свободу слова и мысли характеризует

1) запрет цензуры 2) право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности 3) запрет принудительного труда 4) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом 5) гарантии доступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования

Контрольные вопросы

  1. Что означает понятие «правовой статус личности»?

  2. Что такое гражданство РФ? Какие гарантии человеку обеспечивает гражданство РФ?

  3. Каковы основные обязанности граждан РФ? (Конституция РФ, Ч.2. ст.15,38, 43, 44, 57, 58, 59).

Содержание отчета

1.Запишите тему, номер и цель работы.

2.Внимательно изучите теоретическое обоснование работы.

3.Письменно ответьте на контрольные вопросы 1-3.
4. Выполните задания 1, 2.



Практическое занятие № 4.

Тема: Органы судебной власти.

Цель: закрепление знаний о судебных органах власти.

Студент должен

знать: понятие судебной системы в РФ, суд, органы судебной власти, суды общей юрисдикции, правосудие по первой инстанции, кассационные суды, апелляционная инстанция, надзорный порядок

уметь: различать компетенции судов первой инстанции, кассационой и апелляционной инстанции; анализировать материал, проводить сопоставление и обобщение

Теоретическое обоснование

Судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти РФ, осуществляющая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов

Органом, осуществляющим судебную власть, считается суд. Заметим, что термин «суд» часто употребляется в разных смысловых значениях. Говорят «суд», имея в виду помещение суда или конкретный суд (районный, городской, областной и т.д.)- Иногда судом называют состав суда (-«суд идет» - объявляется перед началом заседания) или выносимые судом решения («суд решил», «суд приговорил» и т.д.). В нашем понимании суд-орган, осуществляющий судебную власть. Не отождествляя понятия «суд» с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть - это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, о которых шла речь ранее, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности.

Состав судейского корпуса формируется с соблюдением особых правил и процедур, обеспечивающих беспристрастный отбор кандидатов, способных профессионально, грамотной справедливо рассматривать и разрешать дела. Требования, предъявляемые к судьям, запрещают их участие в коммерческой деятельности, состояние в политических партиях и общественных движениях, не допускают совмещения судейских функций с депутатскими полномочиями.

Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра меэкду государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан. Все. это ставит в повестку дня необходимость консти-туирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения, от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов (см, гл. 8).

Важное значение для обеспечения независимости суда, успешной реализации функций судебной власти имеют закрепленные законом процедуры судопроизводства, связанные с его демократическими основами.

Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка.

Высокий статус суда подчеркивается установленными законами символами судебной власти. На зданиях высших судебных органов (Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ) постоянно поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг страны устанавливается в кабинетах всех федеральных судей в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1 -ФКЗ «О Государственном флаге'Российской Федерации». Государственный герб Российской Федерации помешается на фасадах зданий всех высших судов РФ и в залах заседаний всех федеральных судов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее (рис. 2.1).

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

  1. основное звено - районные суды;

  2. среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

  3. высшее звено - Верховный Суд РФ.

Военные суды включают следующие звенья:

  1. основное звено - гарнизонные военные суды;

  2. среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

  3. высшее звено - Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Звенья арбитражных судов:

  1. основное звено - арбитражные суды субъектов РФ;

  2. среднее звено - арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

  3. высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции ~ это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске - по гражданскому и арбитражному делу. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных - арбитражными судами субъектов РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновремен но дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Дальнейшее развитие судебной системы, повышение качества обеспечения правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. № ) 081-р была утверждена Концепция развития судебной системы России на 2007-2011 гг. Предусматривается совершенствование процессуального законодательства; повышение уровня исполнения судебных актов (сейчас – 52%); обеспечение открытости правосудия; борьба с коррупцией внутри судебного ведомства; выделение дополнительных средств на обеспечение судей жильем (2,7 млрд руб.) и ряд других мероприятий.


Ход занятия

1.Изучите материал теоретического обоснования к практическому занятию.

2.Ответьте (письменно) на контрольные вопросы.

3. Выполните задание 1. Составьте схему «Аппарат суда общей юрисдикции».


Контрольные вопросы

1.Дайте определение судебной власти.

2.Какой орган осуществляет судебную власть? Какие смысловые значения присущи термину «суд»?

3.Укажите момент, являющийся существенным в деятельности суда.

4. Какие признаки отражают высокий статус суда в РФ?

5. Каковы задачи правосудия по первой инстанции?

6. Каковы компетенции судов второго звена?

7. В чем особенность апелляционной инстанции?

Содержание отчета

1.Запишите тему, номер и цель работы.

2.Внимательно изучите теоретическое обоснование к занятию.

3. Письменно выполните задания 1. Составьте схему «Аппарат суда общей юрисдикции».

4. Письменно ответьте на контрольные вопросы 1-7.


















Практическое занятие № 5.

Тема: Административный порядок обжалования актов или действия органов государственного управления и должностных лиц.

Цель: закрепление знаний об административном порядке обжалования актов или действия органов государственного управления и должностных лиц.

Студент должен

знать: административный порядок обжалования, жалоба, порядок подачи и рассмотрения общей административной жалобы

уметь: различать компетенции судов первой инстанции, кассационой и апелляционной инстанции; анализировать материал, проводить сопоставление и обобщение

Теоретическое обоснование

Правовые акты органов исполнительной власти могут быть обжалованы в административном порядке в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам. Порядок подачи и рассмотрения общей административной жалобы определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на общую административную жалобу ничем не ограничено, абсолютно и неотчуждаемо. Право на жалобу реализуется свободно, добровольно, на бесплатной основе. Это означает, что никто не может принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам. Недопустимо установление каких-либо препятствий к реализации права на обжалование, вводить цензы (возрастные, имущественные, оседлости, гражданства, пола, расы, образования и т.д.).

Жалобы на правовые акты рассматриваются на бесплатной основе, и в этом состоит существенное отличие административных жалоб от судебных. По общему правилу, при подаче искового заявления в суд уплачивается государственная пошлина в предусмотренном законом размере. Отсутствие платы за рассмотрение административной жалобы облегчает доступ к достижению законности, устранению допущенных нарушений и восстановлению своих прав.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 содержатся разъяснения, что следует рассматривать в качестве решений органов государственной власти и в чем состоит их отличие от действий.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Одновременно следует указать, что решения могут быть приняты и в письменной, и в устной форме. Например, в качестве устного решения можно рассматривать устные поручения, указания непосредственного руководителя в отношении подчиненного ему государственного гражданского служащего или приказы при осуществлении военного управления. Письменное решение может приниматься как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. Решения соответствующих органов управления и их должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить как нормативный характер, так и ненормативный. Примером законодательно установленной формы правового акта являются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции, положения. В произвольной форме может быть оформлен отказ должностного лица в удовлетворении обращения гражданина.

К решениям, имеющим юридически значимые последствия, можно отнести реализацию органами исполнительной власти следующих полномочий: издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами. Решения следует отличать от действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вышеназванное постановление Пленума Верховного Суда РФ указывает, что действия, также как и решения, содержат властное волеизъявление, представляют собой волевой акт. Но, в отличие от решений, действия не влекут возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей для граждан или их объединений, в отношении которых они совершаются (например, составление административного протокола, проведение государственной регистрации, выдача официальных документов и т.д.).

В отдельных случаях у граждан могут возникнуть определенные процессуальные права и обязанности (например, составление протокола влечет в соответствии с КоАП РФ возникновение процессуальных прав у граждан, в отношении которых он составлен).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Действия, как правило, не требуют правового оформления в качестве документов. В качестве действий можно рассматривать: непосредственное упорядочивающее воздействие; меры предварительного или подготовительного характера (сбор информации); обеспечительные меры (запросы в соответствующие органы или организации, информационно-аналитическая деятельность); внутриорганизационную и внутриаппаратную деятельность, направленную на организацию порядка работы органов исполнительной власти (делопроизводство); материально-техническую деятельность.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом в установленный срок. В широком смысле бездействие означает пассивное неисполнение органом исполнительной власти или должностным лицом своих полномочий.

В большинстве случаев в административном порядке обжалуются действия органов исполнительной власти и их должностных лиц и решения, которые носят индивидуальный ненормативный характер. Нормативные правовые акты в соответствии с действующим законодательством подлежат обжалованию в судебном порядке. Однако прямого запрета обжаловать нормативные правовые акты в административном порядке не установлено, поэтому в принятии к рассмотрению подобного рода обращений не может быть отказано.

С жалобой на действия (бездействие) и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц может обратиться любой человек: гражданин, который считает, что его права нарушены; иностранный гражданин, который считает, что его права нарушены; лицо без гражданства, которое считает, что его права нарушены; человек, который считает, что нарушены права другого лица или других лиц; коллективы граждан, которые считают, что их права или права других граждан нарушены; представители гражданина, законные представители гражданина, уполномоченные представители общественной организации, трудового коллектива.

Таким образом, любой человек вне зависимости от возраста, пола, расы, национальной, социальной или религиозной принадлежности, гражданства, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства может обратиться с жалобой на правовой акт органа исполнительной власти.

Указанные лица могут обратиться с жалобой в любую инстанцию: в вышестоящий орган исполнительной власти; в Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и т.д.; в пра воохранительные органы и органы прокуратуры; к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации (уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации); в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации; в другие государственные органы.

Исключением из общего правила является запрет направлять жалобу на правовой акт на рассмотрение в государственный орган исполнительной власти или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Данное исключение представляется весьма обоснованным, так как если орган исполнительной власти или его должностное лицо вынесли определенное решение по делу, то, мотивируя его определенным образом, представители власти не изменят своей позиции. В этой связи гражданам предоставляется возможность обжаловать действия и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц в вышестоящие органы либо вышестоящим должностным лицам.

С административными жалобами можно обращаться по любым вопросам и по любым поводам, например, если: нарушены права заявителя или третьих лиц; нарушены законные интересы заявителя или третьих лиц; незаконно возложены обязанности; созданы дополнительные обременения; созданы препятствия осуществления прав и законных интересов; нецелесообразность принятия решения (по мнению заявителя); бездействие должностного лица или органа исполнительной власти; неправомерные действия должностного лица или органа исполнительной власти; некомпетентные решения или действия должностного лица или органа исполнительной власти; нарушение процедуры принятия решения, опубликования нормативного правового акта или порядка его вступления в законную силу, не соблюдены требования юридической техники; созданы неблагоприятные экономические, политические, социальные, экологические или другие условия; по иным причинам (как объективным, так и субъективным).

В отношении сроков подачи жалобы в целом законодательно не установлено никаких ограничений. Правовые акты органов исполнительной власти и их должностных лиц можно обжаловать в административном порядке в любые сроки, когда: стало известно о нарушении права или законного интереса (независимо — личного или интереса других граждан либо когда гражданин захотел восстановить нарушенные права); было получено решение органов исполнительной власти и их должностных лиц; был получен отказ в рассмотрении обращения; по истечении законодательно установленного срока (30 дней) не был получен ответ; должны были быть приняты определенные действия со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц. Однако в случае, если жалоба подана гражданином по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами и при этом в очередной жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо или уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанная жалоба направлялась в один и тот же государствен ный орган или одному и тому же должностному лицу. Гражданин, направивший жалобу, уведомляется о данном решении.

В ходе рассмотрения жалобы на правовой акт государственным органом или должностным лицом заявитель обладает рядом процессуальных прав. Гражданин имеет право:

  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

  • бжаловать в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в суд принятое по итогам рассмотрения жалобы решение или пожаловаться на действие (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы;

  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

Если у гражданина появились дополнительные материалы, факты, подтверждающие какие-либо обстоятельства, он имеет право их предоставить в любой момент до принятия окончательного решения. Если гражданин осведомлен о каких-либо фактах, но не имеет возможности получить их доказательства самостоятельно, он может просить содействия в их истребовании.

Обладая властными полномочиями, государственный орган или должностное лицо имеют больше возможностей получить необходимый документ, а при необходимости применить определенные меры административного воздействия для достижения желаемого результата.

Праву гражданина знакомиться с документами коррелирует обязанность государства обеспечить и организовать такую возможность. Исключение в данном случае составляют интересы других лиц и сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Стадии рассмотрения общей административной жалобы.

1. Подача общей административной жалобы. Общая административная жалоба может быть подана в двух формах: устной и письменной. Устная форма жалобы — это личное обращение с жалобой в государственные органы или к должностным лицам. Письменная форма — направление адресату жалобы в письменном виде с помощью различных способов (по почте, лично секретарю или непосредственно должностному лицу, с нарочным или в канцелярию).

Если жалоба подается в адрес государственного органа, то она, как правило, направляется на имя руководителя данного органа. Однако следует учитывать, что лично руководителем эта жалоба рассматриваться, скорее всего, не будет. В основном рассмотрение жалоб поручается либо специализированным структурным подразделениям по работе с обращениями граждан, либо специально уполномоченному должностному лицу, который занимается указанными в жалобе проблемами.

.2. Регистрация письменной жалобы. Письменная жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган или должностному лицу. (присвоение жалобе входящего номера, внесении его в журнал регистрации корреспонденции с указанием даты приема и входящего номера или в совершении иных действий, предусмотренных внутренней инструкцией по делопроизводству, действующей в данном органе).

3. Назначение ответственного исполнителя и предварительное изучение поступившей жалобы. После регистрации административной жалобы руководитель государственного органа или руководящее должностное лицо определяют (назначают) ответственного исполнителя по данной жалобе. Первоочередная задача исполнителя — определить, является ли государственный орган или должностное лицо уполномоченным рассматривать данную жалобу. Жалоба, содержащая вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Исключение составляют жалобы, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, т.е. в судебном порядке. В такой ситуации гражданину дается письменное разъяснение о способах защиты его прав в суде.

.4. Непосредственное рассмотрение административной жалобы. Государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место и при участии гражданина, направившего обращение. По итогам рассмотрения жалобы, если она признана обоснованной, государственный орган или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Жалоба, поступившая в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации.

5. Принятие и исполнение решений по административной жалобе.

По истечении законодательно установленного срока государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Ответ на жалобу подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Если жалоба поступила в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, то она направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

По итогам рассмотрения общей административной жалобы может быть принято одно из следующих решений: отказать в удовлетворении жалобы, удовлетворить жалобу, частично удовлетворить жалобу.

Если жалоба удовлетворена полностью или частично, то орган или должностное лицо, принявшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры, т.е. отменить незаконный правовой акт или внести в него соответствующие изменения.

Законодательно установлен полный перечень случаев, когда жалоба может быть оставлена без ответа. Ответ может не направляться, если в письменной жалобе:

  • не указана фамилия гражданина, направившего обращение;

  • не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

  • содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения;

  • содержатся угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

  • текст не поддается прочтению;

  • содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

С устными жалобами граждане могут обратиться чаще всего на личном приеме в государственных органах. Личный прием граждан проводится руководителями государственных органов и уполномоченными на то лицами. О месте приема, а также об установленных для приема днях и часах граждане оповещаются через объявления, в том числе в средствах массовой информации, или иными доступными средствами.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении жалобы, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных вопросов.

Ход занятия

    1. Изучите теоретическое обоснование.

    2. Выполните задания 1.

Задание 1. Определением суда возвращено административное исковое заявление о признании недействующим постановления Правительства г. Москвы № 12-ВС, поскольку в нарушение указаний определения об оставлении административного искового заявления без движения административный истец не указал, какие конкретно положения оспариваемого нормативного правового акта он просит признать недействующими, а также какие его права и законные интересы нарушены оспариваемыми положениями. Административный истец не согласился с указанным определением и подал на него частную жалобу.

Вопросы: 1) Допущены ли административным истцом нарушения требований, предъявляемых к со-держанию административного искового заявления, установленные в ст. ст. 125, 126 КАС РФ? 2) Пра-вомерны ли действия суда по вынесению определений об оставлении административного искового заявления без движения и возвращении административного искового заявления? 3) Имеются ли основания для отмены вынесенного определения суда о возвращении административного искового заяв-ления.

3.Дайте ответы на контрольные вопросы письменно.

Контрольные вопросы

1.В чем состоит специфика права на общую административную жалобу?

2.Что следует рассматривать в качестве решений органов государственной власти и в чем состоит их отличие от действий?

3.Что следует относить к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих?

4. Кто может обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц и и по каким вопросам?

5. Гражданин, направивший жалобу, уведомляется о данном решении.

6. Назовите ряд процессуальных прав, которыми обладает заявитель в ходе рассмотрения жалобы на правовой акт государственным органом или должностным лицом.

7.Каковы стадии рассмотрения общей административной жалобы?

8. При каких условиях жалоба может быть оставлена без ответа?


Содержание отчета

1.Запишите тему, номер и цель работы.

2.Внимательно изучите теоретическое обоснование работы.

3.Письменно ответьте на контрольные вопросы 1-8.
4. Выполните задание 1.




















Список литературы

Основные печатные издания

1. Морозова, Е. И. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности в строительстве: учебное пособие для СПО / Е. И. Морозова. — Саратов: Профобразование, 2022. — 87 c. — ISBN 978-5-4488-1503-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/125576. 3.2.2.

Основные электронные издания

2. Масюк, М. А. Основные понятия и правовые основы защиты информации: учебное пособие / М. А. Масюк, А. А. Попов, Е. В. Касьянова. — Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2020. — 82 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/116643.

3. Кухаренко, Т. А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для СПО / Т. А. Кухаренко. — Саратов: Профобразование, 2021. — 199 c. — ISBN 978-5-4488-1017-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102330.

Дополнительные источники

1. Можаев, Е. Е. Правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие / Е. Е. Можаев, Л. Б. Мельникова. — Москва: Российский государственный аграрный заочный университет, 2011. — 84 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/20663

2. Юнусова, А. Н. Правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / А. Н. Юнусова. — Саратов: Профобразование, 2022. — 95 c. — ISBN 978-5-4488-1361-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/120566.





















17