Урок музыки.
5 класс.
Тема урока: Путешествие в театр.Опера.
Место урока в системе плана : 5 класс ,раздел «Музыка и литература» 2 четверть, урок 17. Т.И,Науменко В. В.Алеев.2014 г
Тип урока : изучение нового материала. Формы работы на уроке :фронтальная,групповая ,индивидуальная. Формы и методы диагностики: практическая работа,игровой метод,самооценка результатов уч.деятельности учащимися,вокальное музицирование. Цель урока: формирование представления об особенностях оперного жанра, истории его возникновения ,о взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и оперой Н. А. Римского- Корсакова «Золотой петушок»
Задачи:
Образовательная :познакомить с особенностями оперного жанра возникающего на основе литературного произведения источника либретто ,с разновидностями вокальных и инструментальных жанров .
Развивающая: развивать интерес к предмету характеризующий музыкальные образы.
Воспитательная : воспитать эмоциональную отзывчивость ,восприятие классической музыки,развивать интерес к вокальному искусству.
Оборудование :компьютер,мультимедийный проектор, видеофрагменты ,презентация,раздаточный материал(задания для работы на уроке ),текст песни «В гостях у сказки».
Организационная часть урока : Уч. Здравствуйте ребята!
Мы отправляемся в путешествие. А куда вы сможете угадать из стихотворения.
Вы должны ответить на три вопроса : Что ? Где ? Когда ?
Что мы будем смотреть ?
Где мы будем смотреть ?
Когда мы будем смотреть ?
Учитель читает стихотворение с экрана:
Наступает день чудесный,
Мы увиделись опять,
Сказка - это интересно,
Будем сказку начинать!
Ждет нас опера в театре,
Покупаем мы билет,
Нам в театре так приятно,
Словно в комнате конфет!
На свое садимся место,
Тише, тише, детвора!
Увертюру стал оркестр
В зале зрителям играть.
Все известно дирижёру,
Музыке какой звучать,
Опера, встречай актёров,
Будем вместе их встречать!
Все костюмы у актёров,
Словно звёздочки с небес,
А на сцене перед хором
Арию поет певец.
Весело! Артисты пляшут,
Подпевает дружно хор,
Отдохнули ножки наши?
Потанцуем? Кто танцор?
Танцы - песни! Всё сначала!
Закружился хоровод,
Быстро змейка побежала,
В сторону, назад, вперед!
Танец был у нас прекрасный,
Радость детям подарил!
За веселье и за сказку
Оперу благодарим!
Ответы детей : Что? – оперу ,сказку.
Где?-в театре
Когда ? –сегодня .
Уч. Правильно. Оперы бывают самыми разными и комическими и историческими.Но самыми зрелищными и увлекательными всегда были оперы на сюжет сказки.
Давайте определим : что мы должны знать о опере ?
Дети : история оперы , композиторы сказочники и их оперы ,из чего состоит опера. УЧ. Сейчас мы посмотрим отрывок из оперы Н. А. Римского –Корсакова «Золотой петушок» на стихи А. С. Пушкина. Р-К создал 15 опер и в основу многих положена сказка. Чем отличается опера от театра которого мы видели раньше.Ответы детей : музыка звучит всё время ,герои поют ,много красочных декораций и костюмов.
История оперы.
Шёл 1600 год .Празднично разукрашенная Флоренция принимала всё новых иновых гостей.Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди.Предстояли пышные торжества : свадьба французского короля Генриха четвёртого и дочери правителя Флоренции герцого Медичи – Марии.Здесь собрался цвет итальянского искусства:поэты,музыканты ,
певцы,композиторы,актёры.Граф Барди подводит и представляет к этой группе музыканта Клаудио Монтеверди. Основной частью торжества ,поразившей всех присутствующих была разыгранная певцами драма о древнегреческом певце Орфее.Необычным было то , что музыка звучала всё время пока шло представление . Казалось они просто говорят под аккомпанемент музыки .Мелодия исполнялась одним певцом и как бы главенствовала над оркестром. « Удачная находка !»-воскликнул внимательно слушавший Монтеверди.Да,это была находка и какая! Она положила начало созданию прекрасных произведений ,которые стали называть операми ,что означало труд ,сочинение. Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди. Первая его опера была сочинена спустя семь лет после этого события
УЧ. Чтобы создать оперу трудились много людей. Догадайтесь ,кто они ?
Ответы : композитор ,поэт,писатель, художник.
Показать презентацию «Из чего состоит опера».
Знакомство с оперой Н. А. Глинки «Руслан и Людмила»
Показать видео.
Как вы думаете сможете вы стать артистами и спеть в опере ?
А может попробуем? ВЫ будете работать по группам .
1 .На сказки Пушкина создать либретто ( подчеркнуть строчки которые нужно петь).
2.Объяснить характер героев.
3.Спеть подражая оперным артистам.
1ряд-сказка « Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".
2 ряд – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Конкурс.
Литература и Музыка
сказка увертюра
рассказ балет
былина песня
басня опера
миф мюзикл
УЧ . Что вы нового узнали на уроке?
Какой момент урока был интересным?
Что осталось непонятным?
Песня «В гостях у сказки».
Слова :Юлий Ким.
Музыка :Владимир Дашкевич.
Надеюсь вам урок понравился.Поднимите обе руки кому понравился урок .Одну руку кому не понравился.
Дом / задание :послушать и рассказать сюжет любой оперы.
Литература : Детям о музыке .Евгения Гульянц.